логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 7, 2013

УПОРЯДОЧИТЬ СИСТЕМУ РАБОТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА СУБЬЕКТАМ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛИТЕТАМ

В седьмом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей "Упорядочить систему работы по передаче военного имущества субъектам Федерации и муниципалитетам", подготовленной по материалам контрольного департамента полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Внеплановая проверка исполнения Федерального закона от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" состоялась в сентябре–ноябре 2012 г. в документарной форме – путем направления высшим должностным лицам субъектов Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, перечня вопросов, отражающих основные положения этого Закона.

Анализ полученных ответов показал, что гражданские служащие органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальные служащие органов местного самоуправления недостаточно четко проработали и уяснили положения документа. Кроме того, они не получают от Министерства обороны Российской Федерации ожидаемой методической помощи.

 Было установлено, что Закон реализуется фрагментарно, а представленная информация о его исполнении неполна и противоречива. Так, 80% единиц имущества не имеют границ земельных участков, а более 30% – данных о регистрации права собственности. По ряду объектов вообще отсутствует какая-либо информация, что препятствует их идентификации.

В целом же органы государственной власти субъектов Федерации, входящих в округ, и органы местного самоуправления не располагают полной информацией об имуществе, подлежащем передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, ожидаемой поточной передачи военного недвижимого имущества в собственность г. Санкт-Петербурга и в муниципальную собственность, в течение 2012 года не произошло.

По итогам проверки был составлен список затруднений, с которыми столкнулись органы исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в округ, при практическом применении Закона. Это – нахождение большинства объектов в аварийном состоянии, требующем капитального ремонта, восстановления или реконструкции, и невозможность осмотра части объектов, расположенных на закрытой территории, и позиция Минобороны России, полагающего целесообразным осуществлять ремонт передаваемого имущества, а также оформление технической и другой документации за счет средств местных бюджетов.

Представляется, что выработка решений по выходу из конкретных тупиковых ситуаций позволит ускорить реализацию Закона о передаче части военного недвижимого имущества, в чем, без сомнения, заинтересовано и само Министерство обороны России.

В условиях сложных демографических проблем, с которыми столкнулась Российская Федерация, неуклонно растет роль контрольной и надзорной деятельности по соблюдению требований законодательства о регулировании труда женщин и предоставлении гарантий и компенсаций, связанных с семейными обязанностями. В статье "Повысить ответственность работодателей за соблюдение трудовых прав женщин", подготовленной по материалам Федеральной службы по труду и занятости, анализируются итоги этой работы за 2012 год.

Всего в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями государственными инспекциями труда было проведено в субъектах Российской Федерации 5906 проверок, в ходе которых выявлено и устранено 5012 нарушений трудового законодательства, допущенных работодателями в отношении вышеуказанных категорий граждан.

Из данного количества 927 проверок проводились в отношении беременных женщин, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет и других лиц с семейными обязанностями. В ходе их выявлено 1356 нарушений (за 2011 год – 2419).

Наиболее типичным нарушением, выявленным государственными инспекторами труда, являлось несоблюдение порядка расторжения трудовых договоров с беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, а также матерями, которые одни воспитывают детей в возрасте до 14 лет (нарушение ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации).

Зачастую увольнение этих лиц проводилось по инициативе работодателя, который при этом знал о беременности работницы или о том, что она имеет ребенка в возрасте до трех лет или одна воспитывает ребенка в возрасте до четырнадцати лет.

В соответствии с ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет) по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации). Однако законодательством не установлены условия, при которых женщина признается одинокой матерью.

Материалы проверок направлялись государственными инспекциями труда в следственные органы для возбуждения уголовных дел по ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации (необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет). За весь 2012 год было направлено 5 таких материалов (в 2011 году – 7).

Часто выявлялись также факты невыплаты предусмотренных законодательством пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком или неправильный расчет пособий. Такие нарушения были установлены более чем в 71 субъекте Федерации (в 2011 году – в 73).

С целью их устранения принимались исчерпывающие меры инспекторского реагирования. Так, за год работодателям было выдано более 672 предписаний об устранении выявленных нарушений, допущенных в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и иных лиц с семейными обязанностями.

Должностные и юридические лица, виновные в нарушениях, привлекались к административной ответственности – были оштрафованы 265 лиц на сумму более 907,3 тыс. рублей.

Граждане Российской Федерации демонстрируют активное  стремление  участвовать  в  управлении делами государства, о чем свидетельствуют обращения россиян, поступающие в адрес Президента Российской Федерации. В статье, публикуемой в очередном номере бюллетеня под рубрикой "Обратная связь", дан подробный анализ таких обращений, поступивших в I квартале 2013 г.

Так, всего поступило 219 993 обращения, адресованных Президенту Российской Федерации,  в том числе 87 тыс. – в письменной форме, 113 тыс. – в форме электронного документа и без малого 20 тыс. – в устной форме. В это число входит и 16,6 тыс. обращений, поступивших из иностранных государств.

В статье приводятся подробные данные по количеству обращений из всех федеральных округов страны с разбивкой по затронутым темам.

Особо отмечается рост количества обращений, поступивших в форме электронного документа, поскольку именно эта форма позволяет гражданам страны наиболее оперативно разрешить стоящие перед ними проблемы. В I квартале 2013 г. обращений в форме электронного документа поступило на 86% больше по сравнению с IV кварталом 2012 г. и на 6, 21% – по сравнению с I кварталом 2012-го.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня публикуется статья Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки "Приоритетные направления прокурорского надзора" и подборка информационных сообщений, предоставленных пресс-службой МВД России.

В центре прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность, подчеркивает Генеральный прокурор уже в начале статьи, отмечая при этом, что основные усилия были направлены на утверждение в стране правового порядка в социальной сфере.

В 2012 году, по словам Ю. Чайки, в большинстве регионов страны не раз требовалось прокурорское вмешательство для реализации прав инвалидов, обеспечения конституционных прав гражданна охрану здоровья и медицинскую помощь или охрану прав детей.

Подробно проанализировано нынешнее положение с соблюдением законности в сфере ЖКХ, при проведении проверок контролирующими органами субъектов хозяйственной деятельности. Все более важное значение приобретает природоохранная деятельность прокуратуры.

В 2012 году у прокуратуры появилось, по сути, новое направление деятельности, хотя формирование основы для этого началось еще четыре года назад. Речь идет о поддержке средствами надзора предпринимателей и борьбе с избыточными административными барьерами.

Ю. Чайка напоминает, что в стране появился институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, и сообщает, что в Генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов Российской Федерации также были образованы соответствующие подразделения.

Особое место в работе прокуратуры занимает организация проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов. Удалось добиться того, чтобы эта деятельность приобрела, по словам автора статьи, тотальный характер.

Так, за минувший год прокурорами было изучено более 1,2 млн. нормативных документов и почти в 58 тыс. из них исключены коррупциогенные факторы. В целом деятельность всех органов власти и управления по отсеву коррупционных норм Ю. Чайка оценивает положительно.

В минувшем году был изменен подход к проведению надзорных проверок в сфере государственных закупок, что позволило выявить почти на четверть больше нарушений, чем в 2011 году (почти 46 тыс.).

Генпрокурор отмечает также сохранение тенденции сокращения числа регистрируемых преступлений, которая отмечается во всех федеральных округах России, за исключением Северо-Кавказского. Уменьшилось количество убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений и грабежей, преступлений экономической направленности.

Особо рассматривается ситуация с качеством следствия и дознания, соблюдением сроков досудебного производства. По мнению Ю. Чайки, доля уголовных дел, оконченных с превышением срока, установленного законом, растет угрожающими темпами.

Наведению порядка в этом вопросе способствовало бы внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство, обязывающих следователя уведомлять о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу в том числе прокурора, которому должно быть предоставлено право проверять законность и обоснованность такого решения и оперативно пресекать нарушения.

И, конечно, соответствующее место в статье уделено мерам по борьбе с терроризмом. Хотя в 2012 году по сравнению с 2011-м  количество зарегистрированных актов терроризма снизилось на 17%, однако тенденция роста числа преступлений террористического характера сохранилась.

Подборка информационных материалов под общим заголовком "Хроника борьбы с преступностью" составлена по материалам пресс-службы МВД России.

 Так, одно из первых сообщений выпуска информирует о том, что члены Совета Безопасности Российской Федерации обсудили меры по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных незаконным путем.

В частности, за последние два года вступили в силу девять федеральных законов, направленных на усиление противодействия незаконным финансовым операциям, в том числе законы о контроле за соответствием расходов должностных и иных лиц их доходам. Была ратифицирована Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Подготовлен законопроект по совершенствованию борьбы с незаконными финансовыми операциями, который 22 февраля с. г. одобрен Государственной Думой  в первом чтении.

На начало 2013 года со странами дальнего зарубежья реализуется 17 планов по пресечению незаконного перемещения наличных денежных средств через границу и 9 – со странами СНГ.

Важным шагом должно стать принятие Концепции развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации до 2020 года. По мнению главы МВД России В. Колокольцева, это особенно актуально с учетом того, что с июля 2013 г. Российская Федерация будет председательствовать в международной Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Принципиально важно, чтобы эта работа носила системный характер и осуществлялась в рамках межведомственного взаимодействия.

В 2012 году в результате проведенных правоохранительными органами мероприятий было выявлено 611 фактов легализации денежных средств. Окончены расследованием уголовные дела о 422 преступлениях, 67% из которых направлены в суд. Раскрыто 40 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, и 30 – совершенных организованной группой либо преступным сообществом. Выявлены 353 лица, совершивших преступления, 244 – привлечены к уголовной ответственности.

Представленные в информационной подборке материалы дают широкую картину борьбы с преступностью: пресеченных грабежах, кражах, угонах автомашин, мошенничествах и попытках хищения бюджетных средств.

Вот уже несколько лет подряд неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру ставит Финляндию во главу рейтинга индекса восприятия коррупции как государство с наименьшим уровнем коррупции. О проводимой этой страной работе в упомянутом направлении идет речь в статье "Устойчивый иммунитет к коррупции: финская модель борьбы со взятками", публикуемой под традиционной рубрикой "Зарубежный опыт".

В статье подчеркивается, что не только Финляндия, но и все скандинавские страны из года в год находятся на вершине упомянутого рейтинга.

Эксперты считают, что существуют даже некие скандинавские факторы, которые обуславливают данную ситуацию. Эти страны разделяют относительно одинаковые ценности, главной из которых является понятие "Good Governance" (концепция понимания государственного управления, в переводе на русский язык означающая “хорошее управление”). Эффективное государственное управление рассматривается как осуществление действенной экономической, политической и административной власти на всех уровнях.

Одним из важнейших составляющих эффективного государственного управления во всех скандинавских странах является доверие. Доверие к государству находится на высоком уровне и ставится во главу угла в процессе построения и функционирования развитого гражданского общества.

Общественная уверенность в объективности, беспристрастности и законности правительства и государственных институтов очень высока и в Финляндии.

Развитое гражданское общество, характеризующееся высоким уровнем правосознания и правовой культуры, оказывает позитивное воздействие  на снижение коррупциогенных факторов.

Конечно, случаи коррупции отмечаются и в Финляндии. Периодически до суда доходят дела о получении взятки тем или иным должностным лицом или о злоупотреблении служебным положением, а также о даче взятки представителем той или иной компании с целью получения контракта. Но в повседневной жизни финские граждане практически не сталкиваются с проблемами коррупции.

Этому способствует общая обстановка в стране, где коррупция, как правило, отторгается обществом. Кроме того, в Финляндии и формально существует антикоррупционная система под эгидой министерства юстиции, которая объединяет не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и частный сектор, а также исследовательские и негосударственные организации.

В статье подробно рассказывается о задачах, которые решает эта система, о антикоррупционной политике государства и  существующей законодательной базе  противодействия коррупции.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ