Президентский контроль
Информационный бюллетень № 6, 2013
ДОБИТЬСЯ СВОЕВРЕМЕННОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ
В шестом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей "Добиться своевременного и качественного выполнения программы развития гражданского авиастроения", подготовленной по материалам Контрольного управления Президента Российской Федерации. Подробно анализируется нынешнее состояние отрасли.
Отмечается, в частности, что за последние 12 лет количество пассажиров, перевезенных авиационным транспортом России, выросло почти в 3 раза. Но достичь этих показателей удалось в основном за счет использования зарубежных самолетов. С 2000 года в российском коммерческом парке воздушных судов количество зарубежных самолетов выросло почти в 15 раз и к началу 2012 года составило 41,4% общего количества.
Для обеспечения конкурентоспособности гражданской авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках, оснащения авиакомпаний высокоэффективной авиационной техникой, произведенной российскими предприятиями, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 728 была утверждена Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года". Она предусматривала мероприятия по разработке, модернизации и производству нескольких типов самолетов, вертолетов и авиационных двигателей.
Анализ реализации Программы показал, что за период действия она корректировалась 6 раз, в результате чего были изменены объемы финансирования и целевые показатели. Но при полном освоении выделенных средств намеченные цели достигнуты не были, а финансовое положение авиастроительных предприятий, производящих самолеты для гражданской авиации, ухудшилось.
Основные фонды авиастроительных предприятий физически и морально устарели, снижается численность кадрового состава и его профессионализм. На предприятиях практически не осуществляется серийное производство самолетов. По этим причинам отечественные самолеты не выдерживают конкуренции с зарубежными воздушными судами.
В сложившейся ситуации российские авиакомпании вынуждены закупать воздушные суда зарубежного производства, в том числе бывшие в употреблении.
В статье рассматривается также ситуация с выпуском вертолетов, которые выполняют значительные объемы перевозок грузов и пассажиров на местных авиалиниях. Она схожа с уже упомянутой: парк стареет, создание новых видов машин задерживается, увеличиваются объемы закупок вертолетов иностранного производства.
Вывод, который сделан по результатам анализа ситуации, заключается в том, что если в ближайшее время авиационная промышленность не начнет серийный выпуск воздушных судов, выполняющих региональные и местные перевозки, то эти сегменты авиаперевозок могут быть заняты зарубежной авиационной техникой.
В таких условиях представляется целесообразным с целью сохранения в авиационной промышленности кадрового потенциала, а также профессионального уровня работников рассмотреть вопрос об ускорении создания на российских авиастроительных предприятиях серийного производства отечественных воздушных судов различных типов или организации сборочного производства иностранных с последующей локализацией производства комплектующих изделий на территории Российской Федерации.
Для решения задачи обеспечения возрастающих объемов пассажирооборота на воздушном транспорте и необходимой мобильности граждан России следует нарастить выпуск современных конкурентоспособных отечественных воздушных судов.
Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года предусмотрено формирование конкурентоспособной авиационной промышленности. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 было поручено разработать государственную программу развития авиационной промышленности, предусматривающую мероприятия по обеспечению нужд гражданской авиации.
Проект государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" на 2013 – 2025 годы был одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 ноября 2012 г.
Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Минфину России и другим заинтересованным министерствам поручено принять меры по созданию системы контроля за качеством и ценообразованием при производстве отечественной авиационной техники.
Результаты проверки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Иркутской области по расселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда анализируются в статье "Определить четкие и реальные сроки расселения граждан из ветхого и аварийного жилья и обеспечить их выполнение", которая публикуется под рубрикой "Федеральный округ" и подготовлена на основе материалов контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
Для изучения практики переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания, комиссия контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе провела выборочную проверку в гг. Иркутск и Усолье-Сибирское и Уcольском муниципальном районе.
По итогам сделан вывод о том, что жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере региона. Ежегодно наблюдается рост числа домов, признанных аварийными, увеличивается число граждан, подлежащих переселению. Площадь ветхих и аварийных зданий за 5 последних лет увеличилась на 25%.
Причины такого процесса заключаются в низких темпах вывода ветхого и аварийного жилья из эксплуатации, недостаточных объемах строительства нового жилья и ремонта жилищного фонда, что, в свою очередь, обусловлено недостаточными объемами финансирования, в т.ч. из федерального бюджета.
Первым этапом в процедуре переселения граждан является признание жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу. Данную функцию выполняют межведомственные комиссии, создаваемые органами местного самоуправления в соответствии с соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации. В статье делается вывод о том, что работа по созданию и организации деятельности таких комиссий большинством органов местного самоуправления осуществляется не на должном уровне.
Особое внимание уделено выполнению Указа Президента Российской Федерации, посвященного обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Приведенные факты свидетельствуют о недостаточном внимании органов исполнительной власти региона к вопросам контроля за сроками и качеством строительства жилья для ветеранов.
В статье отмечается также, что в ходе проверки ряд органов исполнительной власти и органов местного самоуправления вносили предложения по корректировке отдельных положений федеральных правовых актов.
Так, действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" содержит значительное число пробелов, не позволяющих оперативно и качественно решать вопросы переселения граждан.
По мнению экспертов, действительно, целесообразно разработать нормативный правовой акт, регламентирующий проведение с определенной периодичностью сплошной инвентаризации жилищного фонда в субъектах Российской Федерации.
При осуществлении надзорной деятельности и исполнении полномочий Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сталкивается с целым рядом проблем. О них рассказывает руководитель Росприроднадзора В. Кириллов в статье "Повысить роль и значение государственной экологической экспертизы".
Сначала автор приводит данные, дающие представление об объемах деятельности ведомства. Так, за минувший год Росприроднадзор провел 19 тыс. плановых и неплановых проверок в отношении 14,5 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По их итогам было наложено 3843 административных наказания.
Сохраняется динамика увеличения внеплановых проверок, что обусловлено большим количеством обращений и поручений. В 80% случаев внеплановые проверки проводились в рамках контроля за исполнением предписаний, в 11% – по обращениям граждан и 7% – в соответствии с требованиями органов прокуратуры.
Количество надзорных мероприятий в области охраны атмосферного воздуха и водного надзора в 2012 году сократилось в сравнении с 2011-м при сохранении количества выбросов и сбросов в окружающую среду. Отмечается рост выявляемых нарушений по этим видам надзора. В сфере обращения с отходами при уменьшении на 20% количества проверок рост выявляемых нарушений составил 7%.
В целях исполнения поручения Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом Росприроднадзора № 610 был утвержден План комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) на территориях субъектов Российской Федерации. В 2012 году в результате выполнения этого плана было выявлено около 24 тыс. мест несанкционированного размещения ТБО. Всего же с августа 2011 г. – начала исполнения поручения Минприроды России по данному вопросу – было выявлено 44,6 тыс. свалок ТБО, из которых к концу 2012 года ликвидировано более 70%.
Автор переходит к основным проблемам, с которыми сталкивается ведомство при осуществлении надзорной деятельности и исполнении своих полномочий.
Одной из главных он называет проблему неурегулированности вопроса осуществления комплексного геологического надзора. Дело в том, что при передаче в 2008 году функций по охране недр от Ростехнадзора в Росприроднадзор ряд вопросов остался вне надзора государственных органов (надзор за соблюдением требований охраны недр при первичной переработке минерального сырья, маркшейдерский контроль за охраной недр при проведении горных работ). Нет и утвержденной методики оценки вреда, причиненного атмосферному воздуху вследствие нарушений законодательства.
И, наконец, у Росприроднадзора отсутствуют полномочия по применению мер административного воздействия на лиц, которые не осуществляют рекультивацию нарушенных земель, что ухудшает качество земельных ресурсов. Также В. Кириллов рассказывает о мерах, с помощью которых возможно выправить положение.
Прошедший год с точки зрения происшествий и стихийных бедствий выдался сложным и напряженным, но действиями МЧС России удалось спасти 214 тыс. человек на пожарах, при чрезвычайных ситуациях, авариях и катастрофах, ликвидировать 136 крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и 96 крупных пожаров, сократить количество пожаров на 3,2% и спасти 150 тыс. человек в ДТП, а также добиться снижения гибели людей на водных объектах на 10%.
Об итогах деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны в 2012 году и задачах на 2013 год рассказывает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. Пучков в статье "Обеспечить качественно новый уровень безопасности граждан и государства".
Автор отмечает, что для полной реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации и решениях Правительства Российской Федерации, с учетом прогнозируемых опасностей и угроз в 2013 году, требуется осуществить целый комплекс мероприятий по развитию системы РСЧС и гражданской обороны.
Он перечисляет их и на первое место ставит совершенствование нормативной правовой базы. Затем следует развитие системы реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе на угрозы природных явлений циклического характера.
В число приоритетных задач попадают совершенствование системы управления функциональными и территориальными подсистемами РСЧС, а также координация действий сил и средств.
Так, в 2013 году требуется создать федеральную аварийно-спасательную службу МЧС России для ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций и осуществления мероприятий по международному гуманитарному реагированию. Необходимо выполнить комплекс мер по повышению готовности и эффективности применения сил и средств. Требуется увеличить численность и улучшить оснащение поисково-спасательных формирований МЧС и РСЧС в отдаленных регионах.
В числе важных задач года названо завершение создания Северо-Кавказского воинского спасательного формирования с дислокацией в районе Кавминвод. Личный состав, техника, экипировка должны обеспечивать весь комплекс аварийно-спасательных работ и тушение пожаров.
Также необходимо создать кинологическую службу и специальные подразделения конных спасателей для работы в горах, прикрыв Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию, Северную Осетию и другие регионы Северного Кавказа.
Особое внимание уделяется системе прикрытия объектов инфраструктуры и экономических проектов в Арктической зоне. Для этого МЧС России создаются комплексные аварийно-спасательные центры. Работа осуществляется совместно с Минобороны, Пограничной службой, Росгидрометом и другими федеральными ведомствами при поддержке северных регионов.
Важное место уделил автор информированию о мерах по международной кооперации пожарных и спасателей мира, в которой МЧС России занимает лидирующую позицию.
Так, в разных регионах планеты МЧС России приступило к формированию международной сети кризисных центров. Ее опорными пунктами станут Российско-Сербский гуманитарный центр на Балканах, создаваемые кризисные центры в Никарагуа, Венесуэле и на Кубе, а также действующий сегмент в Штаб-квартире ООН в Женеве.
Поддержана инициатива МЧС России по формированию опорных центров управления координация гуманитарной деятельности, которые прикроют также Азиатско-Тихоокеанский регион. Кроме того, под эгидой ООН МЧС России будет формировать базовые центры координации гуманитарной деятельности на всех континентах.
По предварительным данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в период летних каникул 2013 года планируется охватить организованным отдыхом свыше 5536 тыс. детей. Для их отдыха и оздоровления в летний сезон запланирована работа 48 тыс. учреждений.
О мерах, которые принимаются для организации полноценного летнего отдыха российских детей, в текущем номере рассказывает руководитель Роспотребнадзора Г. Онищенко.
Речь идет о приоритетных направлениях работы, к которым отнесены, в частности, расширение сети детских и юношеских лагерей труда и отдыха, развитие разнообразных форм туризма; а также создание в каждом федеральном округе головного круглогодичного лагеря для отдыха и оздоровления детей и подростков всех групп здоровья из регионов, входящих в состав округа.
Отмечается, что работа по определению таких круглогодичных лагерей ведется во всех федеральных округах.
Так, в Уральском федеральном округе наиболее соответствующим отмеченному статусу был признан санаторий "Сосновая роща", расположенный в Курганской области. В результате присвоения статуса "головной круглогодичный лагерь для отдыха и оздоровления детей и подростков всех групп здоровья Уральского федерального округа" будет полностью ориентирован на достижение поставленной задачи.
В Дальневосточном федеральном округе в качестве головного круглогодичного лагеря для отдыха и оздоровления детей и подростков рекомендован ФБОУ Всероссийский детский центр "Океан".
Правительство Ярославской области совместно с ЗАО "Страна детей" и при участии автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив" прорабатывает вопрос о строительстве сети лагерей отдыха в Переславском муниципальном районе.
Инновационный проект в сфере детского отдыха с одноименным названием "Страна детей" призван ликвидировать существующий в Российской Федерации дефицит мест для детского отдыха.
Наполняемость лагерей может составить единовременно 13–15 тыс. мест, что позволит принимать детей и подростков из других регионов, входящих в состав Центрального федерального округа.
Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня представлена подборка информационных материалов под общим заголовком "Раскрыта коррупционная схема хищения бюджетных средств", подготовленная по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
Ее открывает сообщение о расследовании фактов злоупотребления должностными полномочиями и хищения денежных средств в особо крупном размере, в которых подозревается бывший управляющий ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания". В 2010–2011 гг. он заключил договоры с подконтрольной организацией ООО "Юрэнергоконсалт" на оказание посреднических услуг по сбору платежей за реализованную электроэнергию.
Всего за указанный период на счета ООО "Юрэнергоконсалт" поступило более 7,3 млрд. рублей, однако в ОАО "ДЭСК" было перечислено только 34 млн. рублей. Оставшиеся у агента денежные средства по фиктивным финансовым поручениям, подписанным главой и другими должностными лицами ОАО "ДЭСК", расходовались на покупку векселей сторонних организаций или выводились на счета фирм-однодневок под видом оплаты услуг и впоследствии обналичивались.
В отношении руководителя Г. Галипова возбуждено уголовное дело по статьям Уголовного кодекса Российской Федерации "мошенничество в особо крупном размере" и "злоупотребление полномочиями".
Еще одно хищение выявлено сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и УЭБиПК УМВД России по Ивановской области: в компании ОАО "Ивэнергосбыт", где похитить 38 млн. рублей планировало само руководство.
Установлено, что с августа 2011 по февраль 2012 г. управляющие сбытовой компании заключили с зарегистрированной на подставное лицо подконтрольной фирмой-однодневкой фиктивный договор об оказании услуг по оперативному сопровождению на рынке электроэнергии. Фактически подрядчик никаких работ не выполнял, но деньги ему перечислялись в полном объеме. Возбуждено уголовное дело по статье УК РФ "мошенничество".
Подборка информационных сообщений их разных регионов России рассказывает также о пресеченных фактах вымогательств, мошенничеств, подлогов.
Ответственный редактор
|
А. Киселёв
|
Предыдущие выпуски
|