логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 2, 2013

ПРЕСЕКАТЬ ЛЮБЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСЗАЗАКУПОК, ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ РАЗБАЗАРИВАНИЮ БЮДЖЕТА

Во втором номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается материалами Контрольного управления Президента Российской Федерации, которые посвящены состоявшемуся 18 декабря 2012 г. совещанию по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации.

Читатели могут ознакомиться с тезисами докладов, с которыми выступили на совещании Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Иванов, помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка, Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин.

Так, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Иванов отметил, что контрольная деятельность до сих пор во многом носит формальный характер. По его словам, зачастую во главу угла ставится количество проверок, а не достигнутый эффект от этих проверок.

Все еще отсутствуют четкие механизмы разграничения полномочий между контрольно-надзорными органами разных уровней власти, которые зачастую дублируют друг друга.  В результате вместо гарантий обеспечения интересов граждан,  общества и государства появляются избыточные административные барьеры, нередко ведущие к коррупции, подчеркнул С. Иванов.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин, касаясь работы ведомства, обратил внимание на необходимость смещения акцента с контроля над финансовыми потоками (для чего, по его словам, в стране достаточно институтов) к контролю за результатами, которые приносит их использование.

С. Степашин отметил, что неэффективное расходование бюджетных средств и грубые нарушения закона с целью личного обогащения и присвоения госсобственности являются зачастую двумя сторонами одной медали. Поэтому важнейшим элементом работы по повышению результативности бюджетных проектов и программ является системная и последовательная борьба с коррупцией, подчеркнул он.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка в выступлении на совещании отметил, что 2012 год, наряду с совершенствованием совместной деятельности контрольных органов и органов прокуратуры, обозначил еще и проблемы, требующие нормативно-правового регулирования.

Так, по его словам, в целях обеспечения максимальной защищенности предпринимателей необходимо разграничение полномочий между органами контроля федерального и регионального уровней, в частности, в области ветеринарии, промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Генпрокурор отметил также, что хотя действующим законодательством о государственном контроле прокуратура наделена правом направлять в инспектирующие структуры предложения о совмещении плановых проверок, сейчас такие требования для них необязательны. Это является одной из причин увеличения необоснованного давления на бизнес.

Помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко обратил внимание на отсутствие четких механизмов разграничения контрольных полномочий между контролирующими органами федерального, регионального и муниципального уровней власти.

По его мнению, для упорядочения полномочий и функций контрольно-надзорных органов как по вертикали, так и по горизонтали, целесообразно рассмотреть вопрос о создании централизованной системы управления контрольно-надзорной деятельностью.

Такая система должна обеспечить не только повышение качества управления, но и начать планомерную работу по созданию стандартов и регламентов, без которых невозможен мониторинг и оценка эффективности контрольно-надзорных мероприятий, пояснил К. Чуйченко.

Статья "Работать в тесном взаимодействии, оперативно решая назревшие проблемы", публикуемая под рубрикой "Федеральный округ", рассматривает вопрос о том, как филиалы ФГУП "Почта России", а также органы государственной власти и  органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа,  реализуют Федеральный закон о почтовой связи.  Основой послужили результаты проверки, которую проводил контрольный департамент аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Целью проверки было определение полноты и точности исполнения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и иных нормативных правовых актов в части качества обслуживания клиентов при предоставлении услуг почтовой связи за последние три года..

Отмечается, в частности, что в настоящее время в большинстве управлений почтовой связи не уделяется должного внимания вопросам инвентаризации и систематизации нормативной базы. В связи с чем назрела необходимость разработки общедоступного справочника (методического руководства) для операторов и пользователей почтовой связи. Его было бы целесообразно снабдить интерактивным сервисом,  включая документы, справочные материалы и комментарии к основным нормативным документам.

Контрольные мероприятия, направленные на выяснение условий труда персонала почтового оператора, показали, что в большинстве отделений почтовой связи мотивация труда работников крайне низка.  Так, если в 1998 году их средняя заработная плата составляла 80% от средней по экономике региона, то к 2012 году этот показатель снизился до 30%.

Превалирует ручной труд, и текучесть кадров в большинстве почтамтов составляет 30% и более. Делается вывод о том, что работа почтовых отделений по–прежнему держится исключительно на энтузиазме сотрудников.

В статье приводится данные экспертов, свидетельствующие о том, что средняя скорость прохождения письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран.

Проведенные контрольные мероприятия показали, что значительная часть почтовых услуг является убыточной. Неблагоприятная ситуация с доходами и рентабельностью организаций почтовой связи связана также и со сравнительно низкими тарифами на услуги почтовой связи.

Содержащиеся в статье выводы дают возможность сформулировать программу мер, направленных на совершенствование работы почтовой отрасли в целом.

В настоящее время на территории Российской Федерации находится свыше 10 млн. иностранных граждан. Из них 21% – о чем сообщает Государственная информационная система миграционного учета – находится в стране с превышением срока пребывания. Специалисты полагают, что они нелегально осуществляют трудовую деятельность, отмечает директор Федеральной миграционной службы К. Ромодановский в статье "Усилить ответственность за нарушения российского миграционного законодательства". Она публикуется под рубрикой "Президент дал поручение".

Основное внимание автор уделяет проекту плана реализации первого этапа Концепции миграционной политики до 2015 года.

Так, первый из трех разделов предусматривает разработку девяти законопроектов и трех постановлений Правительства Российской Федерации, вносящих  изменения в законодательство, направленное на усиление ответственности за нарушение миграционного порядка. Они уже разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации.

Готовится блок поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, за повторное нарушение иностранцами режима въезда, пребывания или осуществление трудовой деятельности без разрешения будет установлена ответственность в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

По словам К. Ромодановского, в 2013 году изменения в законодательстве будут направлены на совершенствование порядка въезда, пребывания и проживания на территории страны тех категорий иностранных граждан, в которых заинтересована Российская Федерация. Это инвесторы, предприниматели, студенты, преподаватели и представители науки.

Кроме того, предусматривается модернизация институтов временного проживания и вида на жительство. Будет создана правовая основа для введения Федеральной государственной информационной системы учета населения, что позволит повысить эффективность принятия решений в сфере внутренней миграции.

В 2014 году планируется корректировка законодательства в целях совершенствования регулирования трудовой миграции,

В Сахалинской области реализуются крупнейшие инвестиционные проекты и внедряются передовые технические решения. По объему запасов нефти и газа область занимает четвертое место в России. Но наличие богатейших нефтяных и газовых месторождений является не только основой динамичного развития, но и создает экологические проблемы.

 Об этом идет речь в статье руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В. Кириллова "Минимизировать негативные последствия нефте–  и газодобычи на экосистему Сахалина".

По словам руководителя Росприроднадзора, деятельность и развитие нефтегазодобывающей отрасли вызывают нарушения растительного и почвенного покровов, перераспределение стока воды, загрязнение атмосферного воздуха, почв и  вод, поступление отходов и нефтепродуктов во все природные компоненты.

Задачей Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является обеспечение экологической безопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых месторождений шельфа острова Сахалин. В рамках наиболее крупномасштабных нефтегазодобывающих проектов на территории области  Сахалин-1 и Сахалин-2  за пять лет ведомство провело 6 административных расследований и 52 контрольных и надзорных мероприятия.  

Был выявлен целый ряд нарушений - невыполнение условий лицензионных соглашений на право пользования недрами, нарушения гидрологического режима водных объектов, невыполнение условий разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, отсутствие паспортов и лимитов на отходы.

Для их устранения компании, осуществляющие хозяйственную деятельность, разработали с участием управления Росприроднадзора по Сахалинской области план с перечнем необходимых мероприятий. В настоящее время нарушения устранены в полном объеме.

За январь–июнь  2012 г. по сравнению с тем же периодом 2011 года в Российской Федерации зарегистрировано снижение заболеваемости  по 21 инфекционному и паразитарному заболеванию, отмечается в статье "Уровень инфекционных заболеваний в России снижается", подготовленной по материалам пресс-службы Роспотребнадзора.

Так, за отмеченный период не было зарегистрировано заболеваний острым паралитическим полиомиелитом и сибирской язвой.

Вместе с тем остается неблагополучной эпидемиологическая ситуация по заболеваемости корью. Продолжают  регистрироваться случаи заболевания корью среди медицинских работников. Большинство из заболевших не имели профилактических прививок или были привиты против кори однократно.

В Мурманской,  Челябинской,  Тамбовской и Белгородской областях, г. Санкт-Петербурге были зарегистрированы высокие уровни заболеваемости коклюшем.

В I полугодии 2012 г. зарегистрировано 6 случаев дифтерии, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В 6 субъектах Российской Федерации (как и в 2011 году,) были отмечены 14 случаев брюшного тифа (в том числе 3 в Москве и 7 в Санкт-Петербурге)

Снизилась заболеваемость впервые выявленными активными формами туберкулеза - на 6,3%, на 5,7% туберкулезом  органов дыхания и на 6,7% – число больных бациллярными формами из числа заболевших туберкулезом органов дыхания.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня представлены статья прокурора Ставропольского края Ю. Турыгина "Соблюдение требований законодательства в сфере ЖКХ – под особым контролем органов прокуратуры" и подборка информационных сообщений пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции  МВД России.

Прокурор Ставропольского края Ю. Турыгин уже в начала статьи отмечает, что жилищно-коммунальное хозяйство Ставропольского края характеризуется изношенностью. О чем свидетельствует наличие 408 многоквартирных домов, признанных аварийными.

Рассказывая о том, какими мерами областная прокуратура пытается влиять на ситуацию, автор приводит примеры практики совместных проверок по конкретным объектам, проводимых прокуратурой края со специалистами Территориального управления Росфиннадзора и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Так, по инициативе прокуратуры края Территориальным управлением Росфиннадзора были запланированы и проведены проверки трех организаций, использующих денежные средства Фонда.

Активизировано взаимодействие с Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Кавказскому федеральному округу. В 2012 году проверки были организованы по шести материалам Росфинмониторинга.

В статье отмечается, что нарушения закона при расходовании денежных средств допускаются практически на всех этапах деятельности предприятий и организаций ЖКХ, включая размещение заказов для муниципальных нужд, проведение строительных работ, а также мониторинг за реализацией программ. 

Ю. Турыгин приходит к выводу, что этому способствуют как бездействие отдельных должностных лиц органов местного самоуправления,  так и ненадлежащий контроль со стороны органов государственной власти края.

Подборка информационных материалов под общим заголовком "Производство контрафактной продукции своевременно пресечено" составлена по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции  МВД России.

Ее открывает сообщение о крупномасштабной операции по пресечению незаконного производства элитной алкогольной продукции и популярного зарубежного газированного напитка, которую провели сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции совместно с коллегами из Центрального федерального округа  и ФМС России.

В Московской области были обнаружены две линии по разливу газированного напитка и свыше 10 тыс. бутылок готовой продукции. На производстве  поддельного алкоголя трудились выходцы из ближнего зарубежья, незаконно находившиеся на территории Российской Федерации.

Вся поддельная продукция изъята, часть ее направлена на экспертизу для установления степени вреда для здоровья человека.

Еще одна операция, о которой идет речь в подборке, была посвящена пресечению производства контрафактной красной икры, опасной для жизни и здоровья потребителей. Производство организовал  ранее судимый гражданин в одной из промзон Подмосковья.

Там трудились выходцы из стран СНГ, не имеющие медицинских книжек и разрешения на работу в России. Фасовка и хранение продукции осуществлялись без соблюдений санитарных норм.

Мощности подпольного предприятия позволяли производить более 20 т продукции в месяц.

Другие сообщения информационной подборки повествуют о раскрытии в Нижнем Новгороде ячейки запрещенной в России террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"; о пресечении производства контрафактной детской и подростковой одежды, не отвечающей требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей; о задержании взяточников  и мошенников.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ