логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 11, 2012

В ВОЛЖСКОМ БАССЕЙНЕ НЕТ ДОЛЖНОЙ ЗАБОТЫ МЕЛИОРАТОРОВ О СРЕДЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ

В одиннадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей Контрольного управления Президента Российской Федерации «В Волжском бассейне нет должной заботы мелиораторов о среде воспроизводства водных биоресурсов» под рубрикой «На контроле Президента». Она посвящена результатам проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Астраханской области поручений Президента Российской Федерации и иных нормативных актов, направленных на сохранение водных биоресурсов и увеличение объемов их добычи, в части проведения дноуглубительных работ на рыбоходных каналах.

До 1993 года рабочее состояние рыбоходных каналов в дельте р. Волги поддерживалось службой дноуглубительных работ Астраханского морского рыбного порта. Позже в связи с банкротством предприятия дноуглубление рыбоходных каналов практически не проводилось, что привело к сокращению количества рыбы, способной зайти в дельту р. Волги для размножения.

В целях улучшения ситуации в федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах» были предусмотрены работы по проведению дноуглубления на рыбоходных каналах и нерестовых массивах дельты   р. Волги.

В ходе проверки установили, что Федеральным агентством по рыболовству, которое является государственным заказчиком программы, и администрацией Астраханской области не были приняты должные меры по выполнению программных мероприятий.

Это иллюстрируется в статье конкретными фактами. Авторы считают целесообразным рассмотреть вопрос о повышении результативности        рыбохозяйственных мероприятий в части проведения дноуглубительных работ на каналах–рыбоходах  и нерестовых массивах дельты р. Волги, а также установление конкретных показателей эффективности таких мероприятий.

Статья «Современные информационные технологии поднимают работу с населением на новый качественный уровень» посвящена результатам проверки выполнения территориальным органом Пенсионного фонда России в Омской области закона, регламентирующего организацию предоставления населению государственных и муниципальных услуг, а также иных нормативных правовых актов, в том числе поручений Президента Российской Федерации, по затронутому вопросу.

Отмечается, в частности, что в 2010 году отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по Омской области (далее – Отделение) было признано лучшим в Сибирском федеральном округе. Кроме того, в 2010–2011 гг. органами прокуратуры Омской области, управлением ПФР в округе и ревизионной комиссией ПФР проверялось соблюдение установленных федеральным законодательством сроков и иных параметров оказания государственных услуг и никаких нарушений установлено не было.

Отделение последовательно осуществляет информирование населения и страхователей об оказываемых государственных услугах, связанных с пенсионным обеспечением и обязательным пенсионным страхованием. Для удобства посетителей во всех управлениях и отделах оборудованы помещения клиентской службы с кабинетами для индивидуального приема граждан, во многих действуют системы распределения очереди, залы крупных клиентских служб Омска и ряде сельских районов оснащены кондиционерами.

И хотя деятельность Отделения в целом оценивается положительно, в ходе проверки был сделан вывод о том, что она  не систематизирована, отсутствуют сводные планы мероприятий по улучшению комфортности приема и сокращению времени обслуживания заявителей. Отмечено также, что Отделение не проявляет должной активности при организации предоставления государственных услуг на базе специализированного многофункционального центра их предоставления.

Только те государства и компании, которые понимают суть глобальных социальных и политических проблем и заблаговременно готовятся к вероятным рискам и угрозам, имеют шансы сохранить достигнутый уровень производства и потребления, а в ряде случаев и укрепить свое положение и влияние. Это положение аргументирует Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин в статье «Организация системы внутреннего контроля на основе международных стандартов корпоративного управления и управления кредитными рисками», которая публикуется под рубрикой «Новые технологии контроля».

Автор отмечает, что созданный недавно  в стране Международный центр передовых практик внутреннего контроля и управления рисками должен стать площадкой для реализации новых форм и механизмов взаимодействия государственных органов, экспертного сообщества, научных учреждений и  деловых структур.

Тем более, что, по мнению большинства экспертов, глобальные дисбалансы мировой экономики, вызвавшие кризис 2008–2009 гг., окончательно не преодолены, и даже обострились.

С учетом большой зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры  все эти риски нужно учитывать на различных уровнях: от федерального бюджета и крупнейших государственных компаний до предприятий малого и среднего бизнеса, отмечает С. Степашин.

Он высказывает мнение о том, что организация надежного внутреннего контроля за целевым и эффективным расходованием денежных средств компаний, использованием их имущества, а также создание надежной системы управления рисками являются одним из важнейших условий построения стабильно развивающегося бизнеса, средством  защиты интересов  акционеров и инвесторов.

В статье приводятся конкретные примеры взаимодействия Счетной палаты с органами внутреннего контроля ряда структур исполнительной власти.

Одним из ключевых направлений работы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков стала организация региональных систем антинаркотической политики. Органы власти каждого субъекта Российской Федерации в тесном сотрудничестве с гражданским обществом разрабатывают свои программы, которые по сложности и масштабности задач почти не уступают общефедеральной, пишет директор Службы, председатель Государственного антинаркотического комитета В. Иванов в статье «Бороться с наркоманией, опираясь на инновационные социальные технологии».

Особе внимание автор обращает на необходимость разработки мер по социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых в специальных центрах, при этом речь прежде всего идет о наркопотребителях-дистрибьютерах.

В. Иванов сообщает, что в то время, как в США насчитывается около 1 тыс. государственных и неправительственных центров социальной немедицинской реабилитации и ресоциализации, а крупные национальные центры существуют в  Китае, Италии, Израиле и других странах, в России на 142 миллиона жителей действует всего 4 государственных и около 70 негосударственных центров социальной реабилитации. Которые при этом, по его словам, «влачат жалкое существование».

Автор статьи отмечает, что необходима не только прямая поддержка государством реабилитационных программ, но и организация целостной национальной системы ресоциализации и социальной реабилитации. По его мнению, такая системы должна включать ряд базовых элементов.

Затем он перечисляет их: внедрение системы альтернативной ответственности (то есть наркопотребитель, совершивший незначительное преступление, должен иметь право выбирать между отбыванием наказания и лечением), введение института национального реестра программ социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, их целевое финансирование, включение в систему федерального законодательства понятия и нормы социальной реабилитации и  ресоциализации,  а также расширение системы антинаркотических комиссий до муниципального уровня и включение в состав специальных комиссий по ресоциализации лиц, ранее имевших наркотическую или алкогольную зависимость.

В ходе проверок всех видов и расследований несчастных случаев, имевших место на производстве в прошлом году, государственными инспекторами труда  было выявлено более 846 тыс. нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включая  более 549 тыс. нарушений законодательства об охране труда. Мерам по снижению уровня производственного травматизма посвящена статья «Направить усилия на снижение уровня производственного травматизма» под рубрикой «Что показали проверки», подготовленная по материалам Федеральной службы по труду и занятости.

Анализ результатов контрольной и надзорной деятельности государственных инспекций труда свидетельствует о том, что основными причинами нарушений трудового законодательства с нормами трудового права продолжают оставаться, прежде всего,  низкий уровень правовых знаний и правовой нигилизм работодателей и работников в вопросах трудового законодательства. Затем - отсутствие системы эффективно действующих механизмов, стимулирующих безусловное соблюдение требований законодательства, ненадлежащий контроль со стороны федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие координации деятельности всех органов надзора и контроля, что является причиной дублирования функций и не позволяет повысить эффективность.

В общей структуре причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями свыше 71% занимают нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда и нарушения трудовой дисциплины.

В течение года большой объем работы, произведенной государственными инспекциями труда, был связан с рассмотрением жалоб, заявлений и других обращений граждан и организаций. Всего за год было рассмотрено 267 тыс. жалоб, заявлений и иных обращений граждан (на 21,1%  больше  рассмотренных в 2010-м).

Увеличение количества обращений граждан свидетельствует как о возрастании правовой грамотности граждан, так и об увеличении случаев нарушений трудового законодательства со стороны недобросовестных работодателей.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» в текущем номере бюллетеня публикуются статья председателя Волгоградской областной административной комиссииМ. Козюка «Государственный подход, помноженный на гражданскую инициативу», посвященная опыту работы административных комиссий  Волгоградской области, и подборка информационных материалов пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Председатель Волгоградской областной административной комиссии отмечает, что система территориальных административных комиссий, созданная в Волгоградской области, вносит значительный вклад в дело защиты и обеспечения прав и свобод человека и гражданина, наведению должного правопорядка на территории муниципальных образований.

Одной из значимых составляющих такой системы административной юрисдикции является то, что большая часть деятельности по привлечению к административной ответственности и рассмотрению дел проводится самими гражданами, представителями общественности.

Так, административное производство может быть возбуждено по заявлениям граждан. Представители общественности составляют большую часть административных комиссий. По предложениям граждан вносятся также новые статьи в областной Кодекс об административной ответственности.

По мнению М. Козюка, демократическое начало, положенное в основу функционирования системы административной юрисдикции, должно повысить правовую грамотность и уровень правосознания населения, что в конечном итоге благотворно отразится на состоянии правопорядка.

Подборка информационных материалов под общим заголовком «На переднем плане – выявление и пресечение экономических преступлений» подготовлена по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Информационную подборку открывает сообщение о состоявшемся в Москве семинаре–совещании по вопросам повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел. Участники обсудили различные аспекты взаимодействия в предупреждении, выявлении и пресечении преступлений экономической и налоговой направленности, единый подход по документированию фактов преднамеренного банкротства, хищения бюджетных средств путем незаконного возмещения НДС, а также борьбы с фирмами-однодневками.

Всего в I полугодии 2012 г. в результате совместных выездных налоговых проверок в бюджет государства было возвращено свыше 50 млрд. рублей.

Читателя знакомят также с фактами задержания руководителя департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, который подозревается в мошенничестве. Он вымогал 45 млн. рублей у генерального директора подведомственной министерству организации за переназначение и невмешательство в финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Приводятся подробности пресечения в Тюменской области деятельности организованной группы, участники которой подозреваются в мошенничестве в сфере ипотечного жилищного кредитования.

«Героями» информационных сообщений выпуска стали заместитель руководителя по хозчасти ФГУ Центр реабилитации фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи», майор полиции из отдела вневедомственной охраны УМВД России по Домодедовскому району Московской области и бывший прапорщик милиции, руководитель администрации Луховицкого района Московской области и его заместитель, и многие другие, деяния которых были успешно пресечены сотрудниками ГУЭБиПК МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ