логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 6, 2012

СФЕРА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЗАБОТЫ И ВНИМАНИЯ

В шестом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по выполнению указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.

Номер открывается статьей «Сфера повседневной заботы и внимания»», посвященной социальной поддержке детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сибирском федеральном округе.
На 1 ноября 2011 г. в субъектах Федерации, входящих в состав округа, насчитывалось свыше 128 тыс. детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей. Учитывая остроту проблемы, в мае 2011 г. была проанализирована деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по их социальной поддержке.
По ее итогам руководителям законодательных и исполнительных  органов государственной власти субъектов Федерации, входящих в состав  округа, были даны рекомендации, а во всех регионах приняты дополнительные меры по совершенствованию соответствующего законодательства.  
Вопрос обеспечения жильем данной категории детей по-прежнему остается острым. Так, на 1 ноября 2011 г. в субъектах Федерации, входящих в состав округа, состояло на учете для получения жилья свыше 81 тыс. человек, из них более 30 тыс. – старше 18 лет. Самая большая очередность  в Кемеровской и Иркутской областях, Забайкальском крае.
На указанную дату только 2392 человека из числа лиц, остававшихся без попечения родителей, были обеспечены жильем (7,8% от количества нуждающихся, достигших восемнадцатилетнего  возраста). При этом худший результат в Иркутской области, где всего лишь 2,5% детей-сирот были обеспечены жильем.
Ситуация находится на контроле высших должностных лиц субъектов Федерации, входящих в состав округа. За истекший период в республиках Бурятия и Хакасия, Алтайском крае, Иркутской и Новосибирской областях за ненадлежащее исполнение своих обязанностей были привлечены к дисциплинарной ответственности 90 должностных лиц органов опеки и попечительства, а также ряд руководителей образовательных учреждений для детей-сирот.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривает, что в сфере здравоохранения и здоровья нации ее ключевыми целями являются совершенствование стандартов медицинской помощи, а также усиление контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. О том, как налажена эта важная работа, в статье «Качество лекарственных средств: системность и ответственность» рассказывает врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Е. Тельнова.

Система контроля качества лекарственных средств является одним из важнейших направлений деятельности Росздравнадзора. Она включает в себя оценку эффективности, безопасности и качества лекарственных средств при регистрации опытного или промышленного образца, экспертизу и мониторинг качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении.
Инструментальную оценку качества лекарств проводят 94 аккредитованных испытательных лаборатории: 54 центра контроля качества  субъектов Российской Федерации и 40 лабораторий коммерческих и ведомственных организаций.
С 2005 года оборот фальсифицированных лекарственных препаратов в Российской Федерации снизился в 4 раза и составил около 0,02% от общего количества серий, ежегодно поступающих на фармацевтический рынок страны.
Росздравнадзор осуществляет тесное взаимодействие с правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Так, ежемесячно в МВД России направляются данные о выявлении недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средствах. В 2011 году было направлено 25 обращений о результатах проверок по фактам выявления данных лекарственных средств.
С 2009 года ведется бюджетное финансирование государственного контроля качества лекарственных средств, включая средства, имеющие социальную значимость или высокую степень риска при применении (кровезаменители, препараты из крови и плазмы доноров).
Положительно сказался на качестве контрольной работы ввод в эксплуатацию лабораторных комплексов в Северо-Кавказском, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Продолжаются работы по вводу в эксплуатацию подобных комплексов в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах. Ведутся переговоры об их организации в гг. Ставрополе и Ярославле. 
Со временем для идентификации лекарственных средств планируется организовать работу передвижных экспресс-лабораторий при территориальных управлениях Росздравнадзора во всех федеральных округах.
 
В последние годы Министерству регионального развития Российской Федерации удалось решить ряд задач по формированию условий для модернизации экономики и социальной сферы регионов. В статье «Особое внимание развитию экономических основ деятельности муниципальных образований Российской Федерации», подготовленной по материалам пресс-службы Минрегиона России, речь идет об основных направлениях этой деятельности.

Стратегия развития каждого федерального округа была утверждена при активном участии регионов, представителей бизнеса, политических и общественных сил. Предполагается, что в ближайшие два-три года 233 первоочередных инвестиционных проекта на сумму 7 трлн. рублей, утвержденные в рамках стратегии развития федеральных округов, позволят создать до 300 тыс. новых рабочих мест.
Часть проектов уже реализуется. Так, началось строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино в Сибирском Федеральном округе, в рамках развития Нижнего Приангарья построен мостовой переход, открывший доступ к ресурсам правового берега р. Ангары, раньше срока завершена проходка Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае.
Разработана стратегия развития Арктической зоны. В процессе завершения находится соответствующая государственная программа, предусматривающая развитие Северного морского пути, сохранение традиционно образа жизни и этнокультурного развития малочисленных народов Севера, решение социальных проблем жителей Крайнего Севера и приравненных к нему территорий.
Приняты уже 98% схем развития субъектов Федерации, 69% – территориального планирования муниципальных районов, 79,5% – генеральных планов городских округов.
По мнению специалистов Минрегиона России, страна близка к созданию реального местного самоуправления, отвечающего задачам развития территорий. Акцент в работе сделан на анализе развития экономических основ муниципалитетов, их хозяйственной и инвестиционной деятельности. Особое внимание уделяется формированию имущественного комплекса муниципалитетов.
Приоритетом следующего уровня станет помощь регионам в адаптации к современным потребностям развития и мобилизации необходимых ресурсов при сохранении самостоятельности в выборе средств достижения основных целей.

«Президентский контроль» постоянно рассказывает о работе с письмами и обращениями граждан, приходящими в адрес Главы государства. В текущем номере под рубрикой «Обратная связь» публикуется  статья «Слагаемые эффективности работы с обращениями граждан, адресованными Президенту Российской Федерации» начальника Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций М. Михайловского.

Совершенствовать условия, обеспечивающие гражданам, организациям и общественным объединениями право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления – одна из первостепенных задач управления, отмечает М. Михайловский.  
Он напоминает, что задача по развитию процесса доступности публичной власти для граждан и диалога с гражданским обществом была поставлена еще в 2009 году.  Ее решение наметили в несколько этапов. На первом была создана единая трехуровневая система приемных Главы государства. Ее первый уровень – Приемная Президента Российской Федерации по приему граждан в Москве. Второй - 8 приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах. Третий уровень  представляет собой 74 приемные в административных центрах субъектов Федерации.
На втором этапе предстояло создать единую систему обеспечения права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.К концу 2011 года она была создана. В том же году деятельность единой системы была дополнена созданной по инициативе Главы государства мобильной Приемной Президента Российской Федерации.
За 2011 год был проведен 81 выезд этой мобильной приемной в 60 субъектов Российской Федерации и 21 районное, городское и поселковое муниципальное образование. Были рассмотрены обращения 14 тыс. человек, по итогам которых даны 552 поручения.
Минувший год был также примечателен тем, что в зданиях администраций органов местного самоуправления 186 городов были установлены терминалы «Электронной приемной Президента Российской Федерации». Установка таких терминалов продолжается.
Терминалы «Электронной приемной Президента Российской Федерации» намечено включить в единую трехуровневую систему видеоконференц-связи приемных Президента Российской Федерации для их использования при проведении по поручению Президента Российской Федерации личных приемов граждан в режиме видеоконференц-связи.
Планируется создать автоматизированный комплекс по работе с обращениями в электронной форме, поступающими по бесплатному телефонному номеру в виде SMS-сообщений в Справочный телефонный узел Администрации Президента Российской Федерации.

Задача по обеспечению качества поступающей в Россию сельскохозяйственной продукции возложена на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Только в 2011 году сотрудники Россельхознадзора досмотрели при импорте растительной продукции более 26 млн. тонн грузов и в 2315 случаях выявили 38 видов карантинных для России объектов. О том, как ведется контроль, рассказывает в статье «Защитить российский рынок от некачественной продукции» руководитель Россельхознадзора С. Данкверт.

Объем выявленной за год зараженной импортной продукции составил 6,27 млн. тонн. В связи с этими вводились временные ограничения на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции более чем из 10 стран, в том числе Великобритании, Франции и Израиля.
Сотрудники Службы проверили 36 тыс. подконтрольных организаций и выявили более 26 тыс. нарушений. На этом основании было вынесено около 2 тыс. предупреждений и взыскано свыше 24 млн. рублей штрафов. В правоохранительные органы передано 1284 дела.
Безопасность продовольствия обеспечивают не только непосредственные проверки, но и упреждающие меры - международные договоренности по вопросам импорта в Россию растительной продукции. Так, в дополнение к ранее заключенным 18 меморандумам Россельхознадзор подписал такие документы с национальными организациями по карантину и защите растений Эфиопии  и Ирана, протокол встречи между представителями Службы и Национальной организации по карантину и защите растений Марокко. Подписана также новая редакция Соглашения между Правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о сотрудничестве в упомянутой области.
За 2011 год благодаря деятельности Россельхознадзора и подведомственных ему учреждений был предотвращен ущерб экономике страны на 1,8 трлн. рублей.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется подборка информационных сообщений, предоставленных пресс-службой Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции  МВД России, под общим заголовком «Противоправная деятельность вовремя пресечена».

Тематика сообщений многообразна.
Так, в Ростовской области по подозрению в получении взятки был задержан главный архитектор одного из районов, который обратился к гражданину, заинтересованному в получении земельного участка, представился заместителем главы администрации и предложил содействие за 3,6 млн. рублей. Его задержали с поличным после получения этой суммы.
Была пресечена деятельность организованной группы, участники которой  подозреваются в мошенничестве. Узнав, что в 2012 году руководство компании заинтересовано в получении разрешения на привлечение рабочей силы из Китая, один из злоумышленников представился высокопоставленным сотрудником Федеральной миграционной службы и за 10 млн. рублей предложил оказать содействие в получении квот. Сначала в Москве с поличным был задержан посредник, а затем и основной фигурант, представлявшийся сотрудником ведомства, к которому не имел никакого отношения.
В числе успешно проведенных сотрудниками ГУЭБиПК МВД России операций – выявленное хищение 200 млн. рублей, выделенных из бюджета Москвы на благоустройство природных парков города.
Была пресечена деятельность подпольного завода по производству алкогольной продукции в подмосковном Щелково. Один из владельцев нелегального завода, уроженец Азербайджана, для оказания сопротивления действиям оперативных сотрудников привлек даже своих соотечественников, к которым оперативникам пришлось применять физическую силу.

В России существует потребность в принятии проверенной на практике и научно значимой для условий страны системы показателей общественного развития, которая позволяла бы получать достоверную информацию о результатах принимаемых решений. Такая система разработана специалистами Института социально-политических исследований РАН, – это метод  предельно критических показателей развития российского общества. О нем, а также о месте социологии в современной России в статье «Научное управление обществом в условиях новой социальной реальности» рассказывает директор Института, академик РАН Г. Осипов.

Переход к научному управлению обществом могут обеспечить социальные науки. Только на основе научного знания возможна достоверная оценка и эффективное конструирование социальной реальности, отмечает академик.
По его мнению, в общественном сознании должны утвердиться новые критерии развития общества и его социальных структур.
В настоящее время существует потребность в принятии системы показателей общественного развития, которая позволит получить достоверную информацию о результатах принимаемых решений и использовать ее в практике. Примером эффективного построения таких систем, по мнению Г. Осипова,  является разработанный специалистами Института социально-политических исследований РАН метод  предельно критических показателей развития российского общества. Он дает точку отсчета социальных изменений, определяет границу, переход за которую резко повышает угрозы безопасности, вероятность распада социальной системы и перехода ее в новое состояние.  Предложенная система, состоящая из 24 предельно критических показателей, уже получила признание.
Но социология может выступать не только в качестве эксперта при принятии социальных, политических и социально-экономических решений, но и при оценке возможной экономической и социальной эффективности проектов, научных открытий и разработок.
В качестве примера такой возможной экспертизы автор статьи приводит проект расширения территории российской столицы.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ