|
Президентский контроль
Информационный бюллетень № 6, 2012
СФЕРА ПОВСЕДНЕВНОЙ ЗАБОТЫ И ВНИМАНИЯ
В шестом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по выполнению указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации.
Номер открывается статьей «Сфера повседневной заботы и внимания»», посвященной социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сибирском федеральном округе.
На 1 ноября 2011 г. в субъектах Федерации, входящих в состав округа, насчитывалось свыше 128 тыс. детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей. Учитывая остроту проблемы, в мае 2011 г. была проанализирована деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по их социальной поддержке.
По ее итогам руководителям законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, входящих в состав округа, были даны рекомендации, а во всех регионах приняты дополнительные меры по совершенствованию соответствующего законодательства.
Вопрос обеспечения жильем данной категории детей по-прежнему остается острым. Так, на 1 ноября 2011 г. в субъектах Федерации, входящих в состав округа, состояло на учете для получения жилья свыше 81 тыс. человек, из них более 30 тыс. – старше 18 лет. Самая большая очередность в Кемеровской и Иркутской областях, Забайкальском крае.
На указанную дату только 2392 человека из числа лиц, остававшихся без попечения родителей, были обеспечены жильем (7,8% от количества нуждающихся, достигших восемнадцатилетнего возраста). При этом худший результат в Иркутской области, где всего лишь 2,5% детей-сирот были обеспечены жильем.
Ситуация находится на контроле высших должностных лиц субъектов Федерации, входящих в состав округа. За истекший период в республиках Бурятия и Хакасия, Алтайском крае, Иркутской и Новосибирской областях за ненадлежащее исполнение своих обязанностей были привлечены к дисциплинарной ответственности 90 должностных лиц органов опеки и попечительства, а также ряд руководителей образовательных учреждений для детей-сирот.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривает, что в сфере здравоохранения и здоровья нации ее ключевыми целями являются совершенствование стандартов медицинской помощи, а также усиление контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств. О том, как налажена эта важная работа, в статье «Качество лекарственных средств: системность и ответственность» рассказывает врио руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Е. Тельнова.
Система контроля качества лекарственных средств является одним из важнейших направлений деятельности Росздравнадзора. Она включает в себя оценку эффективности, безопасности и качества лекарственных средств при регистрации опытного или промышленного образца, экспертизу и мониторинг качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, находящихся в обращении.
Инструментальную оценку качества лекарств проводят 94 аккредитованных испытательных лаборатории: 54 центра контроля качества субъектов Российской Федерации и 40 лабораторий коммерческих и ведомственных организаций.
С 2005 года оборот фальсифицированных лекарственных препаратов в Российской Федерации снизился в 4 раза и составил около 0,02% от общего количества серий, ежегодно поступающих на фармацевтический рынок страны.
Росздравнадзор осуществляет тесное взаимодействие с правоохранительными органами и институтами гражданского общества. Так, ежемесячно в МВД России направляются данные о выявлении недоброкачественных, фальсифицированных или контрафактных лекарственных средствах. В 2011 году было направлено 25 обращений о результатах проверок по фактам выявления данных лекарственных средств.
С 2009 года ведется бюджетное финансирование государственного контроля качества лекарственных средств, включая средства, имеющие социальную значимость или высокую степень риска при применении (кровезаменители, препараты из крови и плазмы доноров).
Положительно сказался на качестве контрольной работы ввод в эксплуатацию лабораторных комплексов в Северо-Кавказском, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах. Продолжаются работы по вводу в эксплуатацию подобных комплексов в Дальневосточном, Северо-Западном, Центральном и Приволжском федеральных округах. Ведутся переговоры об их организации в гг. Ставрополе и Ярославле.
Со временем для идентификации лекарственных средств планируется организовать работу передвижных экспресс-лабораторий при территориальных управлениях Росздравнадзора во всех федеральных округах.
В последние годы Министерству регионального развития Российской Федерации удалось решить ряд задач по формированию условий для модернизации экономики и социальной сферы регионов. В статье «Особое внимание развитию экономических основ деятельности муниципальных образований Российской Федерации», подготовленной по материалам пресс-службы Минрегиона России, речь идет об основных направлениях этой деятельности.
Стратегия развития каждого федерального округа была утверждена при активном участии регионов, представителей бизнеса, политических и общественных сил. Предполагается, что в ближайшие два-три года 233 первоочередных инвестиционных проекта на сумму 7 трлн. рублей, утвержденные в рамках стратегии развития федеральных округов, позволят создать до 300 тыс. новых рабочих мест.
Часть проектов уже реализуется. Так, началось строительство железнодорожной линии Кызыл–Курагино в Сибирском Федеральном округе, в рамках развития Нижнего Приангарья построен мостовой переход, открывший доступ к ресурсам правового берега р. Ангары, раньше срока завершена проходка Кузнецовского тоннеля в Хабаровском крае.
Разработана стратегия развития Арктической зоны. В процессе завершения находится соответствующая государственная программа, предусматривающая развитие Северного морского пути, сохранение традиционно образа жизни и этнокультурного развития малочисленных народов Севера, решение социальных проблем жителей Крайнего Севера и приравненных к нему территорий.
Приняты уже 98% схем развития субъектов Федерации, 69% – территориального планирования муниципальных районов, 79,5% – генеральных планов городских округов.
По мнению специалистов Минрегиона России, страна близка к созданию реального местного самоуправления, отвечающего задачам развития территорий. Акцент в работе сделан на анализе развития экономических основ муниципалитетов, их хозяйственной и инвестиционной деятельности. Особое внимание уделяется формированию имущественного комплекса муниципалитетов.
Приоритетом следующего уровня станет помощь регионам в адаптации к современным потребностям развития и мобилизации необходимых ресурсов при сохранении самостоятельности в выборе средств достижения основных целей.
«Президентский контроль» постоянно рассказывает о работе с письмами и обращениями граждан, приходящими в адрес Главы государства. В текущем номере под рубрикой «Обратная связь» публикуется статья «Слагаемые эффективности работы с обращениями граждан, адресованными Президенту Российской Федерации» начальника Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций М. Михайловского.
Совершенствовать условия, обеспечивающие гражданам, организациям и общественным объединениями право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления – одна из первостепенных задач управления, отмечает М. Михайловский.
Он напоминает, что задача по развитию процесса доступности публичной власти для граждан и диалога с гражданским обществом была поставлена еще в 2009 году. Ее решение наметили в несколько этапов. На первом была создана единая трехуровневая система приемных Главы государства. Ее первый уровень – Приемная Президента Российской Федерации по приему граждан в Москве. Второй - 8 приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах. Третий уровень представляет собой 74 приемные в административных центрах субъектов Федерации.
На втором этапе предстояло создать единую систему обеспечения права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.К концу 2011 года она была создана. В том же году деятельность единой системы была дополнена созданной по инициативе Главы государства мобильной Приемной Президента Российской Федерации.
За 2011 год был проведен 81 выезд этой мобильной приемной в 60 субъектов Российской Федерации и 21 районное, городское и поселковое муниципальное образование. Были рассмотрены обращения 14 тыс. человек, по итогам которых даны 552 поручения.
Минувший год был также примечателен тем, что в зданиях администраций органов местного самоуправления 186 городов были установлены терминалы «Электронной приемной Президента Российской Федерации». Установка таких терминалов продолжается.
Терминалы «Электронной приемной Президента Российской Федерации» намечено включить в единую трехуровневую систему видеоконференц-связи приемных Президента Российской Федерации для их использования при проведении по поручению Президента Российской Федерации личных приемов граждан в режиме видеоконференц-связи.
Планируется создать автоматизированный комплекс по работе с обращениями в электронной форме, поступающими по бесплатному телефонному номеру в виде SMS-сообщений в Справочный телефонный узел Администрации Президента Российской Федерации.
Задача по обеспечению качества поступающей в Россию сельскохозяйственной продукции возложена на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Только в 2011 году сотрудники Россельхознадзора досмотрели при импорте растительной продукции более 26 млн. тонн грузов и в 2315 случаях выявили 38 видов карантинных для России объектов. О том, как ведется контроль, рассказывает в статье «Защитить российский рынок от некачественной продукции» руководитель Россельхознадзора С. Данкверт.
Объем выявленной за год зараженной импортной продукции составил 6,27 млн. тонн. В связи с этими вводились временные ограничения на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции более чем из 10 стран, в том числе Великобритании, Франции и Израиля.
Сотрудники Службы проверили 36 тыс. подконтрольных организаций и выявили более 26 тыс. нарушений. На этом основании было вынесено около 2 тыс. предупреждений и взыскано свыше 24 млн. рублей штрафов. В правоохранительные органы передано 1284 дела.
Безопасность продовольствия обеспечивают не только непосредственные проверки, но и упреждающие меры - международные договоренности по вопросам импорта в Россию растительной продукции. Так, в дополнение к ранее заключенным 18 меморандумам Россельхознадзор подписал такие документы с национальными организациями по карантину и защите растений Эфиопии и Ирана, протокол встречи между представителями Службы и Национальной организации по карантину и защите растений Марокко. Подписана также новая редакция Соглашения между Правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о сотрудничестве в упомянутой области.
За 2011 год благодаря деятельности Россельхознадзора и подведомственных ему учреждений был предотвращен ущерб экономике страны на 1,8 трлн. рублей.
Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется подборка информационных сообщений, предоставленных пресс-службой Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, под общим заголовком «Противоправная деятельность вовремя пресечена».
Тематика сообщений многообразна.
Так, в Ростовской области по подозрению в получении взятки был задержан главный архитектор одного из районов, который обратился к гражданину, заинтересованному в получении земельного участка, представился заместителем главы администрации и предложил содействие за 3,6 млн. рублей. Его задержали с поличным после получения этой суммы.
Была пресечена деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в мошенничестве. Узнав, что в 2012 году руководство компании заинтересовано в получении разрешения на привлечение рабочей силы из Китая, один из злоумышленников представился высокопоставленным сотрудником Федеральной миграционной службы и за 10 млн. рублей предложил оказать содействие в получении квот. Сначала в Москве с поличным был задержан посредник, а затем и основной фигурант, представлявшийся сотрудником ведомства, к которому не имел никакого отношения.
В числе успешно проведенных сотрудниками ГУЭБиПК МВД России операций – выявленное хищение 200 млн. рублей, выделенных из бюджета Москвы на благоустройство природных парков города.
Была пресечена деятельность подпольного завода по производству алкогольной продукции в подмосковном Щелково. Один из владельцев нелегального завода, уроженец Азербайджана, для оказания сопротивления действиям оперативных сотрудников привлек даже своих соотечественников, к которым оперативникам пришлось применять физическую силу.
В России существует потребность в принятии проверенной на практике и научно значимой для условий страны системы показателей общественного развития, которая позволяла бы получать достоверную информацию о результатах принимаемых решений. Такая система разработана специалистами Института социально-политических исследований РАН, – это метод предельно критических показателей развития российского общества. О нем, а также о месте социологии в современной России в статье «Научное управление обществом в условиях новой социальной реальности» рассказывает директор Института, академик РАН Г. Осипов.
Переход к научному управлению обществом могут обеспечить социальные науки. Только на основе научного знания возможна достоверная оценка и эффективное конструирование социальной реальности, отмечает академик.
По его мнению, в общественном сознании должны утвердиться новые критерии развития общества и его социальных структур.
В настоящее время существует потребность в принятии системы показателей общественного развития, которая позволит получить достоверную информацию о результатах принимаемых решений и использовать ее в практике. Примером эффективного построения таких систем, по мнению Г. Осипова, является разработанный специалистами Института социально-политических исследований РАН метод предельно критических показателей развития российского общества. Он дает точку отсчета социальных изменений, определяет границу, переход за которую резко повышает угрозы безопасности, вероятность распада социальной системы и перехода ее в новое состояние. Предложенная система, состоящая из 24 предельно критических показателей, уже получила признание.
Но социология может выступать не только в качестве эксперта при принятии социальных, политических и социально-экономических решений, но и при оценке возможной экономической и социальной эффективности проектов, научных открытий и разработок.
В качестве примера такой возможной экспертизы автор статьи приводит проект расширения территории российской столицы.
Ответственный редактор
|
А. Киселёв
|
Предыдущие выпуски
|
|