логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 4, 2012

РАБОТА, ТРЕБУЮЩАЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА И ПОВСЕДНЕВНОГО ВНИМАНИЯ

В четвертом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Работа, требующая системного подхода и повседневного внимания», подготовленной по материалам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Она посвящена результатам проверки эффективности реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах округа, органами местного самоуправления и правоохранительными органами программ борьбы с преступностью, других региональных программ в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках реализации Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.

Анализ результатов проверки показал, что в округе сохраняется террористическая опасность и наличествуют проявления экстремистского характера. Так, в 2010 году и I квартале 2011 г. на территории субъектов Федерации, входящих в округ, было зарегистрировано 6 преступлений террористического характера: в Санкт-Петербурге, республиках Карелия и Коми, а также в Вологодской области. Возросло (в 2010 году на 6,9%, за 3 месяца 2011 года – на 5,9%) количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.

Сделаны выводы о том, что, хотя на фоне реализации мер антитеррористического характера недостаточное внимание уделяется вопросам противодействия экстремизму, в Республике Коми, Ленинградской и Новгородской областях работа по реализации требований Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, рекомендаций Национального антитеррористического комитета проводится на основе системного подхода, в том числе путем выполнения соответствующих региональных программ.

В то же время в Архангельской, Калининградской и Псковской областях указанная деятельность находится в подготовительной стадии, а в Республике Карелия, Санкт-Петербурге, Вологодской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе она даже не рассматривается в качестве первоочередной задачи.

В Псковской области и Ненецком автономном округе работе по реализации мер противодействия терроризму и экстремизму необходимо придать системный характер и комплексный подход.

Отмечено, что во всех субъектах Федерации, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа, координирующая роль антитерорристических комиссий нуждается в дальнейшем усилении. Она должна быть направлена на выработку мер, подчиненных единому замыслу противодействия терроризму и экстремизму.

Создание международного финансового центра (МФЦ) определено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года приоритетом в развитии финансового рынка в стране. В статье «Создание международного финансового центра в Российской Федерации: экспертно-аналитическая оценка», публикуемой под рубрикой «На контроле Президента», аудитор Счетной палаты Российской Федерации М. Бесхмельницын подробно анализирует реализацию этого проекта.

Создание МФЦ представляет собой комплекс мер, нацеленных на достижение конкурентоспособности по ряду основных направлений, в том числе эффективности системы регулирования финансовыми рынками, уровню развития инфраструктуры национального финансового рынка, степени интегрированности национального финансового рынка в глобальные рынки капитала.

Согласно Концепции МФЦ, процесс построения центра рассчитан на 5 лет и предполагает два этапа:

2008–2010 гг. – развитие национального фондового рынка и его интеграция в региональную финансовую инфраструктуру. Российский финансовый рынок становится локальным МФЦ, способным предоставлять трансграничные финансовые услуги, – безусловным лидером в России и странах СНГ;

2010–2012 гг. – достижение высокого уровня конкурентоспособности на глобальном уровне, прежде всего по сравнению с Шанхаем (Китай) и Мумбаи (Индия). Российский финансовый рынок становится региональным МФЦ, одним из ведущих центров на евроазиатском пространстве.

В статье подробно анализируются шаги по регулированию финансового рынка и совершенствованию корпоративного управления, противодействию инсайдерской торговле, развитию национального финансового рынка и финансовой инфраструктуры, а также информационных технологий в этой сфере.

Особое внимание уделяется вопросу вовлеченности населения в операции на финансовых рынках. Аудитор напоминает, что эксперты оценивают ее на уровне 700-800 тыс. человек, или около 1%.

Такая низкая активность частных инвесторов в России может быть обусловлена как небольшими доходами основной части населения, недостаточной географической доступностью инструментов финансирования, так и низким уровнем финансовой грамотности населения.

В то же время в странах с развитыми международными финансовыми центрами, такими как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур, до четверти всех граждан владеют финансовыми инструментами как через посредников в виде инвестиционных фондов, так и напрямую.

Создание благоприятных условий жизнедеятельности населения Дальнего Востока является одной из приоритетных задач Министерства регионального развития Российской Федерации, В статье «Своевременно и эффективно осваивать средства, выделенные дальневосточным регионам на развитие ЖКХ» глава Минрегиона России В. Басаргин обстоятельно раскрывает этот тезис.

Министр напоминает, что инфраструктура ЖКХ в Дальневосточном федеральном округе находится в сложном состоянии. Так, в настоящее время износ очистных сооружений водопровода составил 54,4%, канализации – 61,1%, водопроводных насосных станций – 59,8%, канализационных сетей – 52,5%, водопроводных – 57,1%. Их восстановление до нормативного уровня требует 668 млрд. рублей.

Но, несмотря на такую ситуацию, удается удерживать рост платежей населения, отмечает В. Басаргин. Ни в одном муниципальном образовании округа рост платы граждан за коммунальные услуги не превысил 15%, а в большинстве муниципалитетов Приморья – 10%.

Минрегион России активно поддерживает жилищное строительство в Дальневосточном федеральном округе. На стимулирование соответствующих региональных программ субъектам округа утверждены федеральные субсидии в 278,5 млн. рублей. По итогам 2011 года планируется ввести на 100 тыс. кв. метров жилья больше, чем год назад, когда было введено 1 млн.723 тыс.

С 2008 по 2011 гг. с участием Фонда жилищно-коммунального хозяйства в Дальневосточном федеральном округе было капитально отремонтировано 4065 многоквартирных домов площадью 11 млн. 219 тыс. кв. метров, в которых проживает 472 тыс. человек. На эти цели освоено 13 млрд. рублей, из которых 11 млрд. составили средства Фонда.

С 2011 года Минрегион России усилил работу по обеспечению населения качественной питьевой водой. В целях улучшения технических характеристик необходимой инфраструктуры началась реализация Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011–2017 годы». На 2011–2013 гг. она предусматривает ежегодное федеральное софинансирование в объеме 3 млрд. рублей региональных программ в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отбираемых на конкурсе.

С 2008 года в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» начато строительство 161 объекта, 68 из которых уже введены.

Проблема соблюдения трудовых прав граждан и, соответственно, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, остается достаточно острой, отмечает руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герций в статье «В тесном взаимодействии с профсоюзами и объединениями работодателей». Она публикуется под рубрикой «Приоритеты».

Важное место автор уделяет вопросам развития социального партнерства: Роструд исполняет в этой сфере государственные функции и предоставляет государственные услуги, в том числе – по уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства.

На начало 2012 года в стране действовало 60 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства. Роструд постоянно взаимодействовал с представителями общероссийских профсоюзов и их объединений, объединений работодателей, заключившими такие соглашения.

За минувший год в рамках этого взаимодействия Рострудом было проведено 45 консультативных встреч с представителями общероссийских профсоюзов и объединений работодателей, 120 консультаций по вопросам соблюдения предусмотренных трудовым законодательством процедур при разработке, заключении, внесении изменений и дополнений в действующие соглашения, осуществлении контроля за их выполнением.

В числе основных задач в сфере социального партнерства на 2012 год остаются мониторинг причин и условий, создающих предпосылки к появлению конфликтных ситуаций в трудовых коллективах - для своевременного принятия мер реагирования и устранения нарушений, - а также организация подготовки трудовых арбитров по заявкам субъектов Российской Федерации во взаимодействии с профсоюзами и объединениями работодателей.

Под традиционной рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется статья начальника отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и транспортной безопасности Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Русецкого и подборка информационных материалов, предоставленных пресс-службой Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России под заголовком «Привлечены к суду».

В статье «Прокурорский надзор за соблюдением законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» А. Русецкий отмечает, что проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации анализ состояния законности и практики прокурорского надзора показал, что Федеральное дорожное агентство, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления повсеместно не исполняют законодательство об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Проверками установлено, что подавляющее большинство дорог регионального и местного значения не соответствует требованиям технических регламентов и государственных стандартов в области безопасности дорожного движения, а связанная с ними деятельность осуществляется с нарушением закона.

В статье отмечается, что в 2010 году впервые за несколько лет из-за неудовлетворительного состояния дорог почти на 10% увеличилось количество ДТП, число пострадавших в них граждан составило более 41,8 тыс. человек. В 2011 году тенденция роста названной категории аварий продолжилась, достигнув 42,3 тыс.

В 2011 году органами прокуратуры Российской Федерации было выявлено свыше 77,6 тыс. нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. С целью устранения вскрытых нарушений закона прокурорами внесено 11 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 5,8 тыс. человек.

Для защиты прав граждан в данной сфере органами прокуратуры Российской Федерации в суды направлено 21,1 тыс. исковых заявлений. По материалам прокурорских проверок возбуждены 54 уголовных дела.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России проводит комплекс мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию общественно опасных преступлений, связанных с воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности со стороны должностных лиц при осуществлении разрешительных, контрольных и надзорных функций.

В информационной подборке содержатся факты должностных преступлений, которые отличаются географией и направленностью преступных деяний, но все фигуранты которых понесут заслуженное наказание.

Так, в Республике Карелия в рамках оперативного эксперимента были задержаны с поличным после получения в несколько приемов незаконного денежного вознаграждения глава Пудожского муниципального района и генеральный директор ОАО «Кареллеспром». Материалы переданы в следственные органы для принятия процессуального решения и возбуждения уголовного дела.

В Рязани сотрудники ГУЭБиПК МВД России задержали по подозрению в мошенничестве бывшего сотрудника налоговой инспекции и экс-милиционера отдела по борьбе с налоговыми преступлениями, не прошедшего переаттестацию. За крупное денежное вознаграждение они гарантировали победу в аукционе на право заключения государственного контракта, а также помощь в получении необходимых сведений о критериях к аукционной документации.

В Дагестане была пресечена деятельность крупного подпольного производства фальшивых долларов США. Мощность оборудования позволяла изготавливать более 1 млн. поддельных купюр в месяц.

Эффективное социальное управление всегда было невозможно без знания реального положения дел в обществе и понимания происходящих в нем процессов. В XXI веке ценность социологического знания выросла неизмеримо. Обоснованию этого положения посвятил статью под заголовком «Общество – социология – власть: проблемы и перспективы взаимодействия» директор Института социологии РАН, академик М. Горшков.

Анализ моделей социального управления, мировой опыт и практика российских трансформаций убедительно свидетельствуют, что основу системы общественных отношений и взаимосвязей, образующих ткань современного социума, составляет свод объективных правил, отмечает он.

Академик РАН формулирует восемь социологических аксиом, не нуждающихся, по его мнению, в доказательствах. Они определяют роль и место социологической науки в системе научного управления обществом, предопределяют принципы и нормы взаимодействия социологии с обществом и властью.

Одна из них, - ее М. Горшков упоминает первой, - заключается в том, что основным условием общественной реформы служит реформа интеллектуальная, социологически обеспеченная. Случайности революций или насильственные преобразования не обеспечивают качественной перестройки общества, истинного обновления общественного сознания.

Перечислив ряд аксиом, М. Горшков отмечает, что результаты проводимых Институтом социологии РАН исследований со всей очевидностью говорят о том, что граждане современной России далеко не всегда доверяют политическим декларациям. И в этих условиях профессиональная публичная социология, называющая вещи своими именами, становится тем зеркалом, в которое общество привыкает смотреться каждый день, то, радуясь, то удручаясь увиденному.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ