Президентский контроль
Информационный бюллетень № 2, 2012
УЛУЧШИТЬ КООРДИНАЦИЮ И СОГЛАСОВАННОСТЬ
ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЬНЫХ И НАДЗОРНЫХ
ОРГАНОВ СТРАНЫ
Во втором номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается материалами совещания по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации, состоявшегося 13 декабря 2011 г. Под рубрикой «Государственное строительство» публикуются тезисы докладов, в которых подведены итоги работы надзорных и контрольных органов страны в ушедшем году и намечены пути совершенствования системы государственного контроля.
Так, руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкин (21 декабря 2011 г. избран Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) отметил, что в последние годы особое внимание уделялось развитию антикоррупционного законодательства и нормативно-правового обеспечения работы по противодействию коррупции. Были ратифицированы важнейшие международные документы и приняты законы, которые устранили многие правовые лазейки для взяточничества.
Докладчик напомнил, что 5 декабря 2011 г. Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон, в соответствии с которым будет проводиться ротация государственных и гражданских служащих. Это позволит еще больше снизить коррупционные риски в органах исполнительной власти всех уровней.
Была отмечена важность продолжения работы по защите прав предпринимателей, а также повышению эффективности организации государственных закупок.
В настоящее время по поручению Главы государства разрабатываются законопроекты, корректирующие систему государственных закупок на всех этапах. Этой сфере контрольные и надзорные органы будут уделять постоянное внимание, содействуя совершенствованию нормативного регулирования в данной сфере и добиваясь повышения ответственности руководителей предприятий за результативность использования бюджетных средств.
Помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко обратил внимание на необходимость совершенствования форм и методов работы по контролю за исполнением поручений Главы государства, направленных на эффективное использование бюджетных средств.
По словам К. Чуйченко, действующая система закупок для государственных нужд остается неэффективной. Требует решения ряд проблем, препятствующих повышению ее эффективности. Так, необходимо сформировать действенную систему мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков, в чем остро нуждаются как государственные заказчики, так и органы финансового контроля и правоохранительные структуры.
Читатели познакомятся также с основными положениями докладов Председателя Счетной палаты Российской Федерации С. Степашина и Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки.
Ключевое значение при организации прокурорского надзора на территории Московской области имеют защита прав граждан и реализация государственных программ развития здравоохранения, в том числе соблюдение законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». В статье «Важнейшая сфера прокурорского надзора» прокурор Московской области А. Аникин знакомит с результатами проверок, проведенных по этим направлениям городскими, районными и специализированными прокурорами подмосковного региона.
По результатам проведенных в 2011 году проверок о ходе выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье» было внесено 267 представлений и опротестовано 4 незаконных правовых акта. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 56 лиц, предостережено о недопустимости нарушения закона 10 лиц. В суды направлено 85 заявлений, в следственные органы – 9 материалов. Возбуждено 4 уголовных дела.
По мнению А. Аникина, эти данные свидетельствуют об активизации надзорной работы органов прокуратуры в сфере здравоохранения и о наличии большого числа правонарушений, связанных с медицинским обслуживанием населения.
Так, выявлялись факты издания руководителями медицинских учреждений незаконных правовых актов по вопросам расходования средств, полученных за оказание платных медицинских услуг; нарушений законодательства при эксплуатации дорогостоящего медицинского оборудования и техники.
Особую тревогу, по мнению автора статьи, вызывает ситуация с обеспечением лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в сфере здравоохранения за счет средств бюджета. При этом, по его словам, регион располагает достаточными ресурсами для реализации льготных лекарственных программ в полном объеме.
Прокурор Московской области отмечает, что ситуация с соблюдением законных прав жителей Московской области в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» требует решительных наступательных действий органов прокуратуры, внутренних дел, следственных органов.
Трагедия лета 2011 года, когда на Волге затонуло пассажирское судно «Булгария», привлекла внимание к проблеме безопасности судоходства. О том, как ее решает Федеральное агентство морского и речного транспорта, руководитель Росморречфлота А. Давыденко рассказывает в статье «Необходима система комплексных мер, обеспечивающих безопасность морского и речного судоходства», публикуемая под рубрикой «Новые технологии контроля».
Деятельность Росморречфлота по совершенствованию системы безопасности судоходства осуществляется по трем основным направлениям: портовый контроль, создание системы обеспечения безопасности судоходства и аварийно-спасательная готовность в поисково-спасательных районах Российской Федерации.
Для этого ведомство внедряет региональные системы безопасности мореплавания, включая системы управления движением судов, автоматические идентификационные системы и станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS..
Ежегодно для поддержания необходимого уровня готовности и отработки планов взаимодействия организуются и проводятся региональные учения, в том числе с участием сил и средств сопредельных государств.
В целях совершенствования аварийно-спасательного обеспечения морской деятельности Росморречфлот реформирует систему Госморспасслужбы России с изменением ее организационно-правовой структуры.
Глава ведомства отмечает, что для кардинального решения проблемы потребуется проведение масштабных организационных мероприятий. Так, в Росморречфлоте вводится должность заместителя руководителя, который будет курировать вопросы безопасности мореплавания и судоходства. Создается также Управление портового контроля.
Законодательные и технические мероприятия важны, но не смогут решить все вопросы обеспечения безопасности судоходства, подчеркивает А. Давыденко. Главным звеном в транспортном процессе остается человек, поэтому необходимо свести к минимуму негативное влияние человеческого фактора. В связи с этим необходимо вернуться к практике специальной подготовки лиц командного состава и назначения капитанов судов и старших механиков на Совете Федерального агентства морского и речного транспорта с выдачей специальных дипломов и значков.
Создание Комиссии по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия при правительстве Москвы стало ключевым звеном в цепи мер, направленных на сохранение исторической среды столицы. О том, как ведется эта работа, рассказывает министр правительства Москвы, руководитель департамента культурного наследия города Москвы А. Кибовский в статье «Сохранение памятников истории и культуры: cистемный подход к решению проблемы».
В марте 2011 г. правительство Москвы и Комиссия по административной реформе приняли решение отказаться от практики разработки градостроительных регламентов за счет инвестора. Работа будет вестись только на бюджетные средства и такой подход позволит в полной мере учесть интересы города, а не инвестора, отмечает в своей статье А. Кибовский. Такая программа уже принята и ее реализация поручена не столичному Комитету по архитектуре, а Департаменту культурного наследия города Москвы.
Руководитель департамента культурного наследия города Москвы сообщает, что уже разработаны градостроительные регламенты по 128 кварталам, находящимся в пределах Бульварного кольца столицы. Всего же за четыре года предстоит рассмотреть регламенты по 862 кварталам, расположенным в историческом центре.
По словам министра, это работа позволит проанализировать состояние каждого домовладения и каждого объекта недвижимости столицы и определить его статус.
Теперь манипуляции техническими показателями становятся невозможными, потому что акт принимается постановлением правительства Москвы, и это позволяет четко регламентировать все работы в охранных зонах столицы, отмечает А. Кибовский.
Совершенствование практики государственного надзора в области защиты прав потребителей финансовых услуг рассматривает в статье «На защите законных прав потребителей в сфере финансовых услуг» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Онищенко.
С 2007 года Роспотребнадзор последовательно проводит работу по обеспечению прав потребителей в сфере финансовых услуг. Ее результатом стало повышение эффективности соответствующей контрольной и надзорной деятельности, а также изменения в степени фактической вовлеченности населения в национальную систему защиты прав потребителей на рассматриваемом сегменте потребительского рынка.
По данным Г. Онищенко, за последние 3,5 года в территориальные органы Роспотребнадзора поступило почти 40 тыс. обращений граждан по различным аспектам нарушения их прав со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке финансовых услуг (главным образом в области потребительского кредитования).
Увеличивается общее количество письменных обращений граждан: в 2009 году возросло в 2 раза, в 2010–м – в 4,5 раза, на 30 июля 2011 г. оно составило почти 68% к уровню 2010 года.
Растет и количество административных расследований. Так, за 7 месяцев 2011 г. было возбуждено 493 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (75% к уровню 2010 году). В частности, на 30 июля 2011 г. в отношении кредитных организаций был составлен 841 протокол об административном правонарушении, что более чем в 2 раза превышает соответствующий показатель за весь 2009 год и составляет почти 90% к уровню 2010-го. Схожими темпами растут показатели количества вынесенных постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности.
Результаты надзорной деятельности территориальных органов Роспотребнадзора на рынке предоставления кредитными организациями финансовых услуг гражданам свидетельствуют о положительных тенденциях и результативности принимаемых мер, отмечает глава Роспотребнадзора.
Важным показателем степени участия органов Роспотребнадзора в защите прав потребителей финансовых услуг Г. Онищенко считает частоту реализации полномочий, связанных с судебной защитой.
Так, за 7 месяцев 2011 г. при рассмотрении судами гражданских дел, связанных со спорными правоотношениями по предоставлению кредитными организациями финансовых услуг, управления Роспотребнадзора дали 2512 заключений в целях защиты прав потребителей, что превышает аналогичный показатель 2010 года на 6%. Многие территориальные органы Роспотребнадзора заметно улучшили показатели участия в судебной защите прав потребителей.
Статья руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герция «Опережающее обучение – один из действенных способов снижения напряженности на рынке труда» анализирует реализацию в 2011 году дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации и создание новых рабочих мест.
Ю. Герций, в частности, отмечает, что за последние годы на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в регионах Российской Федерации, было израсходовано 69 млрд. рублей. Участниками мероприятий стали 4,7 млн. человек.
Если 2009 году упор делался на самую массовую меру поддержки – общественные временные работы, то в 2010 году необходимость в этом отпала и основное внимание было сосредоточено на других мерах поддержки занятости. Теперь во главу угла ставится переобучение людей для того, чтобы они могли работать на вновь создаваемых инновационных производствах и осваивать новые профессии на предприятиях, подлежащих модернизации.
Наиболее востребованными на рынке труда по-прежнему являются программы самозанятости безработных граждан и стимулирования создания для безработных рабочих мест.
Дальнейшее развитие получила программа содействия трудоустройству инвалидов. В 2011 году перечень участников данной программы был расширен. Так, за 8 месяцев текущего года численность участников составила 9,2 тыс. человек, что превысило годовую численность 2010 года.
В 2012 году реализация ряда мероприятий будет продолжена. Это – программы по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей; опережающего профессионального обучения и стажировки работников; стимулирование работодателей для создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и другие.
Под традиционной рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется информационная подборка под общим заголовком «За ущерб, причиненный государству, придется отвечать», подготовленная по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ГУЭБиПК) МВД России.
Подборку открывает сообщение о состоявшемся в ГУЭБиПК МВД России заседании круглого стола на тему: «Противодействие должностным злоупотреблениям и коррупционным проявлениям в саморегулируемых организациях», в котором приняли участие представители семнадцати общественных организаций антикоррупционной направленности, Общественной и Торгово-промышленной палат Российской Федерации.
Открывая его, начальник ГУЭБиПК МВД России генерал-майор полиции Д. Сугробов отметил, что противодействие коррупции является ключевым направлением деятельности вновь сформированного главка.
По его словам, сотрудники экономической полиции активизируют работу по борьбе с коррупцией в различных сферах экономики. В том числе инициируют пресечение коррупционных преступлений, которые стали совершаться при передаче полномочий от органов государственной власти в саморегулируемые организации.
Д. Сугробов подчеркивает, что такая работа будет вестись в тесном взаимодействии с общественностью и средствами массовой информации, чтобы деятельность ведомства была ясна и понятна для общества и получала поддержку граждан.
Ответственный редактор
|
А. Киселев
|
Предыдущие выпуски
|