|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 12, 2011 год
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ С КИТАЕМ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР
В двенадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе В. Ишаева «Приоритеты развития торгово-экономических связей с Китаем: региональный вектор», публикуемой под рубрикой «Федеральный округ».
Китай - крупнейший внешнеторговый партнер России, на долю внешней торговли с которым приходится треть всего товарооборота Дальнего Востока с зарубежными странами. К сожалению, структура двухсторонних торгово-экономических отношений Россию не совсем устраивает, отмечает автор. Прежде всего потому, что российский экспорт имеет сырьевую направленность.
Инвестиционное сотрудничество, по его словам, также развито слабо. По мнению полпреда, одним из основных механизмов развития межрегионального сотрудничества с КНР, и прежде всего в инвестиционной сфере, должна стать Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востоком Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы), утвержденная Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики.
Особое внимание автор обращает на то, что реализация ключевых проектов и включенных в Программу мероприятий затрудняется проблемами общего и частного характера. Он называет шаги, которые необходимо предпринять для успешной реализации намеченных заданий.
Охрана окружающей среды относится к приоритетным направлениям политической, экономической и общественной жизни страны, являясь одновременно одной из задач национальной безопасности. Под рубрикой «Стратегия развития» публикуется статья руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
В. Кириллова «Требования природоохранного законодательства должны выполняться неукоснительно».
Глава ведомства напоминает, что в 2010 году постановлениями Правительства Российской Федерации Росприроднадзору были добавлены новые полномочия – в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, государственной экологической экспертизы, экологического нормирования, разрешительной деятельности и регулирования обращения с отходами, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Несмотря на передачу новых полномочий, все прежние функции исполнялись в полном объеме, отмечает он.
По сравнению с данными двух-трехлетней давности, результаты контрольной и надзорной деятельности на территории подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи характеризуются увеличением количества проверок, ростом числа выявленных нарушений, общей суммы штрафов и привлеченных к административной ответственности юридических, должностных и физических лиц.
Автор сообщает также, что проверка хода работ в районе строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан на соответствие требованиям природоохранного законодательства также выявила существенные нарушения, которые в настоящее время устранены.
Большое внимание Росприроднадзор уделяет контролю и мониторингу в отношении уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории.
Отмечается, что важным направлением деятельности стала переориентация на наиболее проблемные виды контроля, в числе которых - контроль в области атмосферного воздуха, промышленных отходов, а также в сфере особо охраняемых природных территорий.
На состоявшейся в сентябре 2011 г. в столице Афганистана г. Кабуле Региональной антинаркотической конференции речь шла об объединении усилий государств на региональном уровне в борьбе против глобального производства героина. Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов анализирует ситуацию в статье «На повестке дня – формирование единого евразийского антинаркотического пространства».
Автор отмечает, что в работе, направленной на ликвидацию наркопроизводства, необходимо всемерно помогать Афганистану. На эту страну обрушилась проблема мирового масштаба, решение которой не по силам даже самому мощному государству, подчеркивает он.
По мнению В. Иванова, необходимо исходить из того, что проблема афганского наркопроизводства в основе своей лежит вне Афганистана и определяется заказом со стороны глобальных транснациональных наркокорпораций.
Глава ФСКН России знакомит читателей с российским планом ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга-2», который был представлен мировому сообществу, подробно перечисляет конкретные предложения.
Так, он обращает внимание на пункты 2 и 3 плана «Радуга-2». Суть их в том, что без экономического подъема Афганистана и обеспечения мира в этой стране добиться существенных результатов не удастся.
Поэтому, отмечает глава ведомства, ФСКН России предпринимала усилия по ускорению процесса подписания Соглашения об экономическом сотрудничестве между Афганистаном и Россией. В январе 2011 г. оно было подписано и создана Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству.
В. Иванов считает, что следует инициировать обращение по дипломатическим каналам от лица России, Афганистана, Таджикистана и Пакистана к руководству ЕС по ускорению принятия Пятилетнего российско-европейского плана ликвидации афганского наркопроизводства.
Глава ФСКН России обращает внимание на то, что государствами Западного полушария была создана «Антинаркотическая стратегия Западного полушария» и высказывается за разработку и принятие Евразийской антинаркотической стратегии Восточного полушария. По его мнению, это позволит проводить единую согласованную линию и улучшить координации усилий ключевых евразийских стран по противодействию глобальной наркоугрозе.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ряд лет участвует в реализации германо-российского проекта «Совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей в Российской Федерации». Статья, публикуемая под рубрикой «Новые технологии контроля», знакомит с тем, как разворачивается сотрудничество.
Германо-российский проект акцентирует внимание на консультировании и информировании потребителей в России.
Роспотребнадзор считает развитие информирования и консультирования потребителей приоритетным направлением в своей деятельности в области защиты прав потребителей. Поэтому основной целью проекта является обеспечение российских потребителей новыми возможностями в реализации своих прав, в том числе права на приобретение безопасной пищевой продукции.
Вкладом германской стороны в реализуемый проект стало привлечение высококвалифицированных немецких экспертов в области международного, европейского и германского продовольственного и потребительского права.
На начальном этапе проекта задача российских экспертов сводилась к обмену опытом с германскими участниками, организации контроля и надзора за безопасностью пищевой продукции, разработке системы защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Начались стажировки и другие обучающие мероприятия. С начала реализации проекта уже более 60 человек стажировались в Германии.
Затем в г. Тольятти был создан пилотный консультационный центр, а его опыт распространен позже в ряде регионов страны.
Действуют уже десятки консультационных пунктов на базе 15 ФГУЗ – центров гигиены и эпидемиологии. Наибольшее их число работает в Ленинградской, Новосибирской, Свердловской и Липецкой областях. Этот список постоянно расширяется.
Директор Федеральной службы исполнения наказаний А. Реймер в статье под заголовком «Опираясь на мнение институтов гражданского общества» знакомит читателей с ходом проводимой ведомством глобальной реформы.
Разработанная ФСИН России Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в октябре 2010 г. была утверждена Правительством Российской Федерации. У нее три основные цели: повышение эффективности работы учреждений исполнения наказаний до уровня международных стандартов, гуманизация условий содержания заключенных и сокращение рецидива преступлений за счет социальной и воспитательной работы.
В статье особое внимание А. Реймер уделяет роли общественности в решении задач реформы. Он отмечает, что своеобразным связующим звеном между обществом и ведомством стали общественные наблюдательные комиссии и общественные советы. У них разные задачи, но цель одна – соблюдение прав заключенных и социальная поддержка.
Общественные наблюдательные комиссии формируются на региональном уровне по представлению общественных организаций. В них входят правозащитники, представители различных институтов гражданского общества. Их цель – осуществление общественного контроля в местах принудительного содержания.
Общественные советы создаются при федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах. В советы входят представители культуры, религии, прессы, правозащитники. Общественные советы, используя различные законные рычаги, оказывают существенную социальную поддержку сотрудникам ведомства, подчеркивает глава ФСИН России.
Под общей рубрикой «На страже закона и порядка» публикуются статья прокурора Тульской области О. Черныша «Навести надлежащий порядок в деятельности управляющих компаний» и подборка информационных сообщений пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России под заголовком «Задержаны с поличным».
Прокурор Тульской области информирует о проверке в регионе исполнения законодательства Российской Федерации в сфере использования финансовых ресурсов организациями жилищно-коммунального комплекса.
Расходование выделяемых на эти цели денежных средств находится на особом контроле, отмечает О. Черныш. По его словам, нарушения выявляются повсеместно. В их числе – не проведение конкурсов по выбору подрядных организаций, несоблюдение сроков выполнения работ, предусмотренных договорами подряда, ненадлежащее их качество, а также отсутствие контроля за качеством, сроками и оплатой выполненных работ.
Только в 2011 году в сфере реформирования ЖКХ было выявлено 306 нарушений закона, по которым внесено 46 представлений. К дисциплинарной и административной ответственности привлекли 27 должностных лиц.
Автор приводит конкретные меры выявленных нарушений закона и принятых мер. Так, прокуратурой г. Новомосковска были установлены факты неправомерного использования выделенных средств. Они заключались в перечислении денег организациям, не состоящим с подрядчиком или администрацией муниципального образования в договорных отношениях.
Были установлены факты неправомерного расходования управляющей организацией денежных средств, составления фиктивных документов на их списание, необоснованной оплаты работ, а также использования средств, поступающих от граждан на содержание и текущий ремонт жилья, в личных целях руководства предприятия.
Материал проверки был направлен в УВД г. Новомосковска. для решения вопроса об уголовном преследовании.
Прокурор области обратил внимание на то, что органы прокуратуры наращивают надзорные действия, осуществляя комплекс мер, нацеленных на устранение правонарушений в важнейшей социальной сфере.
Сообщения пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России знакомят с фактами пресечения противоправной деятельности организованных преступных сообществ и отдельных лиц.
Так, на территории ряда районов Республики Дагестан 4 месяца проводилась операция по выявлению участников преступного сообщества из 30 человек. Они собирали сведения о сотрудниках правоохранительных органов, которых намеревались физически уничтожить в связи с их служебной деятельностью. Только за 2010 год в г. Хасавюрт ими было совершено более 10 посягательств на жизнь сотрудников силовых ведомств.
В Волгоградской области была пресечена деятельность организованной группы, участники которой занимались незаконным производством и реализацией пищевого этилового спирта.
Читателям интересно будет узнать подробности о задержании генеральных директоров ряда коммерческих организаций, а также судебного пристав-исполнителя в Москве.
Ставшая традиционной для «Президентский контроля» рубрика «Зарубежный опыт» на этот раз знакомит с практикой контрольной и надзорной деятельности Норвегии. Статья «Аудит эффективности: норвежский вариант» подготовлена по материалам Счетной палаты Российской Федерации.
Высшим органом финансового контроля в Норвегии является Счетная палата - независимое учреждение, подчиняющееся непосредственно стортингу (парламенту) и не являющееся правительственным учреждением.
Создание Счетной палаты Норвегии относится к 1814 году, когда одним из разделов норвежской Конституции было установлено, что стортинг должен назначать пять аудиторов для проверки финансовой отчетности правительства.
В 1816 году были избраны первые генеральные аудиторы, и вплоть до 1918 года контрольный орган являлся министерством при правительстве страны. Принятым в 1918 г. Законом о проверке правительственной отчетности было определено, что вся деятельность по проверке государственной отчетности, в том числе отчетности различных министерств и подчиненных им учреждений, должна быть сосредоточена в одном органе, подчиняющемся стортингу.
За исключением нескольких незначительных изменений, внесенных в 30-е годы ХХ века, организационная структура Счетной палаты Норвегии в целом осталась неизменной по сей день.
Ответственный редактор
|
А. Киселев
|
Предыдущие выпуски
|
|