|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 11, 2011 год
БЕЗОПАСНОСТЬ ПАССАЖИРОВ – ПОД ЛИЧНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
В одиннадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается информационным сообщением «Безопасность пассажиров – под личную ответственность должностных лиц» под рубрикой «На контроле президента». Речь в нем идет о том, как выполняется поручение Президента Российской Федерации Д. Медведева от 11 июля 2011 г. «О проведении проверки транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Поручение было дано после трагедии в Республике Татарстан, когда затонуло пассажирское судно «Булгария». С 13 июля 2011 г. в течение 12 дней Федеральная служба по надзору в сфере транспорта проводила проверки транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров.
Инспекторский состав территориальных органов Госавтодорнадзора осмотрел более 7,3 тыс. автотранспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Более чем в 3 тыс. случаев были выявлены нарушения лицензионных требований и требований технического регламента.
По итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий перевозчикам выдано более 1 тыс. предписаний. Треть из них касается запрета на эксплуатацию автотранспортных средств с выявленными неисправностями.
Обращалось также внимание на экипировку автобусов, их внешний вид, состояние шин и исправность световых приборов. При выявлении неисправности автобусы возвращались в парк для устранения нарушений.
В ходе проведенных мероприятий было выявлено более 100 автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров без специального разрешения (лицензии), более 70 автобусов не было допущено к перевозкам пассажиров еще на этапе предлицензионных проверок. Составлено свыше 600 протоколов об административных правонарушениях.
В статье приводятся конкретные примеры проверок в ряде регионов страны.
Во втором материале номера под заголовком «Направить усилия на создание эффективной системы контроля» тема выполнения поручений Президента Российской Федерации продолжена. Но речь в ней идет не об одном конкретном поручении, а обо всей системе работы по исполнению президентских поручений в Новосибирской области,
Организация работы по исполнению поручений Президента Российской Федерации была проверена с 18 августа по 1 сентября 2011 г. в соответствии с распоряжением полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.
В ходе проверок было установлено, что выполнение поручений Президента Российской Федерации в органах исполнительной власти Новосибирской области надлежащим образом не организовано, нормативные правовые акты и распорядительные документы, определяющие порядок реализации поручений Главы государства в регионе, являются фрагментарными, требуют совершенствования.
Работа органов исполнительной власти области не ориентирована на достижение результатов исполнения каждого поручения Главы государства, по которому исполнителями являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации и руководители органов местного самоуправления.
При исполнении ряда поручений преобладает формальный подход, принимаемые меры малоэффективны, а по отдельным поручениям фактически не принимались. В ряде случаев снятие поручений с контроля осуществлялось по факту отправки докладов без фактического исполнения.
По результатам проделанной работы в целях повышения результативности исполнения поручений Президента Российской Федерации губернатору Новосибирской области рекомендован ряд мер.
Так, ему предложено рассмотреть организацию и результаты исполнения поручений Президента Российской Федерации на совещании с участием руководителей органов исполнительной власти и представителей органов местного самоуправления, утвердить мероприятия по налаживанию системной работы по исполнению в регионе поручений и указаний Президента Российской Федерации и устранению выявленных проверкой недостатков.
Что касается должностных лиц, допустивших срывы сроков исполнения поручений Президента Российской Федерации или их формальное исполнение, то предложено привлечь их к ответственности.
Губернатору Новосибирской области необходимо также взять работу по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации взять под личный контроль.
«Президентский контроль» регулярно публикует материалы о работе приемных Президента Российской Федерации в регионах страны, а также о жалобах и предложениях, которые в них поступают. В статье «Реагировать на обращения граждан оперативно и по существу», публикуемой под рубрикой «Обратная связь», рассмотрена ситуация с одной конкретной жалобой, поступившей в мобильную приемную в Чеченской Республике.
В приемную Президента Российской Федерации Д. Медведева поступила жалоба жителя Чеченской Республики А. Макаева на непринятие органами государственной власти мер по предотвращению загрязнения р. Терек.
По этому обращению руководителю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В. Кириллову было дано поручение разобраться. Информация поступила также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Руководитель Росприроднадзора В. Кириллов и начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Паламарчук доложили о ходе исполнения поручения.
В докладе В. Кириллова отмечено, что в самой Чеченской Республике потенциальные источники загрязнения реки отсутствуют, так как на ее территории не осуществляется хозяйственная деятельность. Но в республиках, расположенных в верхнем течении реки, в процессе производственно-хозяйственной деятельности действительно образуются отходы производства и потребления, которые сбрасываются в виде стоков в Терек.
Во Владикавказе было проведено совещание заинтересованных служб и ведомств субъектов Терского бассейна, на котором обсуждалась затронутая проблема и пути ее решения. Было рекомендовано ужесточить контроль природоохранных ведомств республик бассейна р. Терек – Республики Кабардино-Балкарии, Республики Северная Осетия – Алания и Чеченской Республики за качеством производственных и хозяйственно-бытовых стоков сбрасываемых в бассейн р. Терек.
По поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокуроры Кабардино-Балкарской Республики и Республики Северная Осетия – Алания провели проверку, по результатам которой к правонарушителям были приняты меры реагирования.
С учетом актуальности упомянутой проблемы Генеральная прокуратура Российской Федерации направила прокурорам субъектов Российской Федерации информационное письмо о состоянии законности в сфере охраны и использования водных объектов и предложила принять дополнительные меры по повышению эффективности прокурорского надзора в данной сфере.
В статье «Главный резерв повышения эффективности бюджетных расходов – укрепление финансовой дисциплины министерств и ведомств» Председатель Счетной палаты С. Степашин знакомит читателей с тем, как возглавляемое им ведомство контролирует расходование средств федерального бюджета. Он предлагает также конкретные меры, направленные на повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых на социально-экономическое развитие страны.
Так, обращая внимание на продолжающийся рост консолидированной внешней задолженности (по итогам 2010 года данный показатель составил 489 млрд. долларов, а на 1 июля 2011 г. – 532 млрд. долларов), он отметил, что, по мнению Счетной палаты, было бы целесообразно установить механизм оперативного государственного влияния на заемную политику корпоративного сектора.
Значительные риски для обеспечения сбалансированности бюджетной системы представляет в долгосрочной перспективе финансирование дефицита бюджета Пенсионного фонда. По итогам 2010 года на данные цели было израсходовано более 1,3 трлн. рублей, что в 7 раз превышает уровень 2008-го. В то же время до сих пор не приняты законы об обязательных профессиональных пенсионных системах, которые направлены на усиление ответственности работодателей за пенсионное обеспечение льготных категорий граждан.
Необходимость сокращения дефицита бюджета ставит в повестку дня вопрос о более активном использовании имеющихся резервов. К таковым С. Степашин относит совершенствование законодательства в сфере регистрации юридических лиц с целью пресечения уклонения от уплаты налогов с помощью так называемых фирм-однодневок.
Председатель Счетной палаты считает целесообразным внесение ряда изменений в законодательство для четкого определения критериев отнесения юридических лиц к фирмам-однодневкам и наделения регистрирующих органов дополнительными полномочиями.
При этом он также не считает нормальной ситуацию, когда крупнейшие налогоплательщики, которые имеют стратегическое значение для экономики страны, зарегистрированы в офшорах.
Важнейшим источником пополнения доходной базы бюджета на ближайшие годы, по мнению главы Счетной палаты, должна стать приватизация государственных предприятий. Между тем пока удельный вес доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в общих доходах федерального бюджета составляет всего 5%.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов важнейшим направлением бюджетной политики становится повышение эффективности расходов. Для решения данной задачи в ближайшие годы должен быть осуществлен переход на программно-целевые принципы исполнения бюджета, а также к федеральной контрактной системе. Проведенный Счетной палатой анализ исполнения бюджета в 2010 году показывает, что данные меры назрели.
Важнейшим условием повышения эффективности бюджетных расходов является создание в стране соответствующей международным стандартам единой системы внутреннего государственного финансового контроля.
Тенденция уже изменилась в положительную сторону, но обособленные структурные подразделения внутреннего контроля созданы пока лишь в 26 из 109 главных администраторов бюджетных средств.
Важнейшим направлением деятельности Федеральной службы по труду и занятости является исполнение государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, оговоренной рядом статей Закона о занятости, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герций рассказывает об этом в статье «Особое внимание – трудоустройству инвалидов», публикуемой под рубрикой «Что показали проверки».
В 2010 году наибольшее количество проверок организаций по вопросу приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты проведено в Краснодарском крае (проверено 2127 организаций), Московской (561), Саратовской (288) и Курской (255) областях.
Руководитель Роструда России отмечает опыт ряда регионов в реализации полномочия по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Так, в Краснодарском крае в каждом муниципальном образовании созданы рабочие группы для реализации Закона о квотировании рабочих мест, в состав которых включены представители органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, по делам молодежи, семейной политики, внутренних дел, а также общественных организации инвалидов.
В 2010 году центрами занятости населения Краснодарского края в целях контроля за соблюдением законодательства о занятости было направлено в органы местного самоуправления 259 писем с приложением сведений о предприятиях, систематически не предоставляющих в Службу информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, и о наличии вакантных рабочих мест. Состоялось 24 расширенных совещания при главах администраций городов и районов края с приглашением работодателей-нарушителей, не соблюдавших законодательство.
По мнению Ю. Герция, достоин также распространения опыт ряда субъектов Российской Федерации по трудоустройству на работу в пределах установленной квоты инвалидов, направленных органами службы занятости.
Так, в Свердловской области по направлению органов службы занятости трудоустроено на квотированные рабочие места 782 инвалида, в Республике Башкортостан – 364, в Пензенской области – 270 безработных граждан из числа инвалидов.
В статье отмечается положительный опыт департамента труда и занятости города Москвы по созданию специализированных комплексов для инвалидов.
В ряде регионов проверки проводились совместно с органами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственными инспекциями труда и главными бюро медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации.
В то же время в 2010 году в ряде субъектов Российской Федерации (республики Ингушетия, Карачаево-Черкесская, Мордовия, Северная Осетия –Алания, Тыва, Хабаровский край и Амурская область) не проводились проверки по контролю за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
В статье «Вести решительную борьбу с должностными преступлениями», подготовленной на основе материалов, предоставленных пресс-службой Федеральной службы судебных приставов, подводятся итоги работы по предотвращению и выявлению коррупционных правонарушений в I полугодии 2011 г
Отмечается, в частности, что за полугодие состоялось 238 заседаний комиссий территориальных органов ФССП России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, большая часть которых (180 заседаний) посвящалась вопросам несвоевременного и неполного предоставления сведений о доходах и об имуществе.
Рассматривались также вопросы урегулирования конфликта интересов и несоблюдения требований к служебному поведению (32 заседания), в 46 случаях обсуждались вопросы замещения бывшими федеральными государственными гражданскими служащими должностей в коммерческих организациях и выполнения дополнительных работ.
По результатам выявленных нарушений 28 гражданских служащих были привлечены к дисциплинарной ответственности, 1 материал проверки направлен в правоохранительные органы.
ФССП России вела работу по очистке собственных рядов от недобросовестных служащих. С 2006-го и до 2010 года включительно количество работников Службы, привлекаемых к уголовной ответственности за должностные преступления, неуклонно росло. По итогам I полугодия 2011 г. можно заключить, что данная тенденция сохраняется.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, возросло на 21% (247 лиц в I полугодии 2011 г. и 204 в I полугодии 2010-го). В отношении данных лиц было возбуждено 382 уголовных дела (за аналогичный период 2010 года – 328 уголовных дел) в связи с совершенными ими 553 должностными преступлениями.
Всего уголовные дела по должностным преступлениям были возбуждены в 65 территориальных органах.
На 1 июля 2011 г. в суд было направлено 76 уголовных дел, возбужденных в I полугодии 2011 г. в отношении работников Службы, то есть примерно 20% от возбужденных (аналогичный период 2010-го – 27%).
В отношении 19 работников ФССП России вынесено 19 судебных решений обвинительного характера. Два уголовных дела прекращены по реабилитирующим основаниям.
В номере публикуется также статья «Наращивать усилия по противодействию коррупции», посвященная итогах оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности органов внутренних дел в I полугодии 2011 г. Основой для нее послужили материалы пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
Всего за I полугодие 2011 г. выявлено почти 100 тыс. преступлений. Более 64 тыс. относятся к категории тяжких и особо тяжких.
Среди них определяющее место заняли мошенничества (32,5%) и преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (21,4%).
За отмеченный период возросла результативность проводимых оперативно-профилактических операций.
Так, сотрудниками экономического блока МВД России реализован комплекс мер по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, совершаемых в лесопромышленном комплексе. В ходе оперативно-профилактических мероприятий «Лес» выявлено 1,4 тыс. преступлений (более половины совершены в крупном и особо крупном размере). Ущерб составил более 850 млн. рублей.
По результатам оперативно-профилактических мероприятий «Алкоголь-Табак» выявлено 1038 преступлений, связанных с оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Пресечена деятельность 71 подпольного цеха по производству алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято 1,11 млн. литров этилового спирта, 1,8 млн. литров готовой алкогольной продукции.
При этом особое внимание уделялось предотвращению массовых отравлений граждан от употребления фальсифицированной алкогольной продукции. Благодаря принятым мерам, изъято более 108 тыс. литров продукции, опасной для жизни и здоровья.
Рубрика «Зарубежный опыт» стала для издания традиционной. В текущем номере публикуется статья «Контрольная и надзорная деятельность Республики Беларусь», подготовленная по материал Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
В ней раскрываются ключевые аспекты, связанные с организацией деятельности органов государственного контроля и надзора в Республике Беларусь.
С 2010 года в союзном с Россией государстве контрольная (надзорная) деятельность осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Основные положения Указа предусматривают, что плановые проверки субъектов хозяйствования назначаются только с учетом отнесения их к группам риска.
Проверки могут проводиться не чаще, чем раз в год для субъектов, отнесенных к высокой группе риска, раз в три года - к средней группе риска и раз в пять лет - к низкой группе риска.
Наряду с иными ограничениями вводится двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования.
Ответственный редактор
|
А. Киселев
|
Предыдущие выпуски
|
|