|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 9, 2011 год
УДЕЛЯТЬ РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН
ПЕРВОСТЕПЕННОЕ ВНИМАНИЕ
В девятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей «Уделять работе с обращениями граждан первостепенное внимание» под рубрикой «Федеральный округ», подготовленной по материалам контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. Проверялась работа с обращениями граждан в Администрации Главы Республики Калмыкия, Правительстве Республики Калмыкия и Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
Было установлено, что нормативная правовая база, регламентирующая порядок рассмотрения обращений граждан, в республике сформирована не в полном объеме. На качестве деятельности по рассмотрению обращений отрицательно сказывается отсутствие единых координационных и контрольных полномочий.
Всего с начала 2009-го и по июнь 2011 г. только Главой Республики Калмыкия было проведено 68 приемов граждан по личным вопросам, Руководителем Администрации Главы Республики Калмыкия —103. Однако в ходе проверки установлено, что график личного приема Главой республики и Руководителем Администрации Главы республики не размещен для ознакомления в общедоступном месте. Отсутствуют карточки по результатам личного приема граждан.
Кроме того, ответы на поручения Главы Республики Калмыкия о рассмотрении обращений зачастую даются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления республики после многократных письменных напоминаний. Выявлено также нарушение порядка регистрации обращений.
По итогам проверки комиссия рекомендовала рассмотреть вопрос о наделении координационными, контрольными и организационно-методическими функциями структурного подразделения Администрации Главы Республики Калмыкия либо Аппарата Правительства Республики Калмыкия с целью проведения единой скоординированной работы по рассмотрению обращений граждан в республике.
Было предложено также усилить координационную, контрольную и организационно-методическую работу с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления республики при рассмотрении обращений граждан, организовать проведение регулярных проверок органов исполнительной власти республики по работе с обращениями граждан.
В отношении должностных лиц, систематически допускающих
нарушения Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», комиссия предложила инициировать проведение служебных проверок и привлечение к дисциплинарной ответственности.
Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия поручено принять меры, направленные на совершенствование порядка рассмотрения обращений и системы контроля.
В статье «Система образования должна стать одним из лидеров инновационной экономики» под рубрикой «Стратегия развития» Министр образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко делится планами реализации в 2011?2013 гг. приоритетного национального проекта «Образование».
Отмечается, что на современном этапе реализации этого проекта Министерство придерживается ряда основополагающих принципов. Так, уже сейчас система образования должна давать людям знания и навыки, необходимые для создания нового технологического уклада жизни. Любые системные решения должны реализовываться через конкретные действия, которые позволят увидеть ожидаемые результаты предстоящих изменений.
Необходимо использовать проектный подход, а значит – управлять изменениями через конкурсные механизмы с тем, чтобы поддерживать и внедрять лучшие предложения.
По мнению Министра, перечисленные принципы проявляются на примере нескольких важных направлений, которые он перечисляет. Первое – развитие прикладных исследовательских компетенций вузов как важного элемента национальной инновационной системы. Базой послужили результаты национального проекта по поддержке инновационных программ вузов, а также по созданию федеральных и национальных исследовательских университетов.
Опыт, накопленный в ходе реализации национального проекта в последние годы, позволил шире применять проектные методы. Показательны три новых мероприятия, реализация которых началась в 2010 году: конкурсная поддержка кооперации вузов и высокотехнологичных предприятий в сфере прикладных исследований, конкурсная поддержка развития инновационной инфраструктуры высшей школы (включая создание пояса интеллектуального предпринимательства вокруг вузов) и конкурс по привлечению ведущих ученых мира в российские вузы с целью обновления и развития отечественных научных школ.
Так, на кооперацию вузов и предприятий выделяется 19 млрд. рублей (в 2010 и 2011 гг. – по 6 млрд., в 2012 году – 7 млрд. рублей). На развитие инновационной инфраструктуры предусмотрено 8 млрд. рублей (3, 2 и 3 млрд. рублей соответственно). На привлечение в вузы ведущих зарубежных ученых: намечается выделить 12 млрд. рублей (3, 5 и 4 млрд. рублей).
Второе важное направление – внедрение современных стандартов и технологий в общее образование. В основу положены результаты национального проекта по поддержке региональных комплексных проектов модернизации образования. В 2007–2009 гг. это мероприятие интегрировало все работы по развитию общего образования. Применяемый проектный подход и адресная поддержка лидеров позволили добиться существенных системных изменений на пилотных площадках победителей.
Сегодня задача заключается в том, чтобы обеспечить переход всех общеобразовательных учреждений России на более высокий уровень, который задан инициативой «Наша новая школа». Управление этим процессом ведется через конкурсную поддержку стажировочных площадок по распространению успешной практики во всех регионах и муниципальных образованиях.
Такие стажировочные площадки по различным направлениям «Нашей новой школы» будут созданы во всех федеральных округах и обеспечат переподготовку в соответствии с новыми требованиями всех работников общего образования – от воспитателей и заведующих детских садов до учителей и директоров школ.
Третьим направлением является повышение энергоэффективности учреждений. По прогнозам, к 2015 году система образования должна сэкономить до 40 млрд. рублей за счет снижения расходов на оплату энергоресурсов.
Министр считает, что новые проекты уже в недалеком будущем дадут возможность сделать систему образования одним из лидирующих элементов инновационной экономики страны.
Федеральная миграционная служба стремится оперативно реагировать на изменения в сфере общественных отношений, совершенствовать нормативную базу и правоприменительную практику. Статья директора Федеральной миграционной службы К. Ромодановского «Оптимизировать миграционные процессы в интересах граждан России» знакомит с основными направлениями работы ведомства.
В основу деятельности Федеральной миграционной службы положена стратегическая установка Президента Российской Федерации Д. Медведева об обеспечении оптимизации и баланса миграционных процессов с точки зрения интересов граждан России.
В условиях преодоления экономического кризиса особую актуальность имеет совершенствование механизма регулирования внешней миграции, ориентированного на сохранение баланса на рынке труда и обеспечение интересов российских граждан.
Директор ФМС России напоминает, что миграция из стран СНГ имела тенденцию к снижению. Так, в 2010 году по отношению к 2009-му количество оформленных разрешений на работу сократилось на 17% и составило 1,2 млн.
В условиях сохранения значительного количества безработных граждан Российской Федерации привлечение низкоквалифицированных иностранных работников по официальным каналам продолжает снижаться.
В июле 2010 г. вступили в силу изменения в российском миграционном законодательстве, дифференцирующие миграционный поток в Россию путем выделения особой категории высококвалифицированных мигрантов, получивших ряд преференций при трудоустройстве. Только за 6 месяцев 2010 г. иностранным специалистам было оформлено более 3 тыс. разрешений на работу. Среди них – представители ведущих мировых компаний и международных финансовых институтов.
Одним из приоритетов в деятельности Службы остается реализация программы возвращения соотечественников из-за рубежа. Приводятся соответствующие данные. Так, в 2010 году от соотечественников было принято свыше 16,8 тыс. анкет, что в два раза больше, чем в предшествующем году. Всего же за время действия программы возврата соотечественников на территорию Российской Федерации прибыло более 31 тыс. переселенцев – на 40% больше, чем в 2009 году.
В статье особо затрагивается вопрос об использовании автоматизированной системы заполнения и выдачи миграционных карт иностранным гражданам, проходящим паспортный контроль. Ввод ее в действие оптимизировал возможности контроля для сотрудников правоохранительных органов. В 2011 году такую систему планируется внедрить в аэропорту «Шереметьево», в дальнейшем – в аэропортах гг. Казани, Владивостока и Санкт-Петербурга.
Директор ФМС России сообщает также, что создание федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» позволило исключить участие посредников и разрушить коррупционные схемы.
Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направлена на обеспечение устойчивой санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, эффективную защиту прав потребителей и оптимизацию контрольной и надзорной деятельности. Все эти направления нашли отражение в статье «Нарушений санитарного законодательства стало меньше» руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Онищенко.
Так, в 2010 году в соответствии с основными направлениями деятельности Роспотребнадзора был реализован комплекс мер по профилактике ряда социально значимых инфекционных болезней. По сравнению с 2009 годом обеспечено снижение большинства инфекционных заболеваний.
Важным направлением деятельности в соответствии с полномочиями ведомства остается контроль юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Служба осуществляет мониторинг реализации планов проведения проверок на 2011 год, в том числе за исполнением выданных предписаний, с целью выявления организаций, начинающих свою деятельность без соответствующего уведомления.
Руководитель Роспотребнадзора отмечает несколько основных направлений, которым в 2011 году уделяется особое внимание. Так, по его мнению, необходимо усилить организационную и практическую деятельность органов и организаций ведомства по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе вести надзор за реализацией технических регламентов на молоко и молочную продукцию, масложировую продукцию, соки и соковую продукцию, табачные изделия.
В рамках процесса присоединения России к ВТО будет продолжена гармонизация санитарно-эпидемиологических нормативов с международными стандартами.
Особое внимание по-прежнему уделяется реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 гг.
В области защиты прав потребителей органам и организациям Роспотребнадзора предстоит обеспечить совершенствование государственного контроля и реализацию планов и программ взаимодействия с гражданским обществом.
За последние три года в результате совместных усилий всех уровней власти удалось осуществить шаги, направленные на формирование современной системы противодействия наркомании. В статье «Необходимо создать новую национальную антинаркотическую модель России» об этом рассказывает председатель Государственного антинаркотического комитета, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов.
.
Он отмечает, что консолидированными усилиями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и всех заинтересованных органов государственной власти в тесном взаимодействии с гражданским обществом борьба с незаконным оборотом наркотиков поднята на качественно новый уровень.
Противодействие незаконному обороту наркотиков выстроилось по четырем основным направлениям. Первое – собственно полицейское, осуществляемое всей системой правоохранительных органов страны. Оценивая реализацию государством полицейской функции на антинаркотическом направлении, директор ФСКН отмечает тот факт, что при общем существенном снижении в последние годы количества преступлений, число пресеченных наркопреступлений имеет неуклонную тенденцию к росту (в 2010 году – 222 тыс., свыше 100 тыс. человек привлечено к ответственности).
Вторым направлением является антинаркотическая дипломатия, которая предотвращает внешнюю наркоагрессии, целью которой является постоянное воспроизводство наркомании. В последние три года ФСКН России фактически с нуля создавала новое направление антинаркотической дипломатии.
В начале 2010 года мировому сообществу был предложен анализ причин афганского наркопроизводства и конкретный план его ликвидации «Радуга –2». В результате усиления российского влияния на европейских политиков в декабре 2010 г. Европарламент принял новую стратегию Евросоюза по Афганистану, в которой поддержаны основные положения российского плана.
Третье направление – организация целостной национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых. Четвертое базовое направление вытекает из необходимости ликвидации распространения так называемой лекарственно-аптечной наркомании. В настоящее время руководители уже 73 субъектов Федерации ставят вопрос об установлении жесткого контроля над продажей кодеиносодержащих препаратов.
Подводя итоги, директор ФСКН подчеркивает, что в России созданы все предпосылки для развертывания полномасштабной антинаркотической работы. Президент Российской Федерации Д. Медведев на заседании президиума Госсовета в форме поручений практически сформулировал новую Национальную антинаркотическую модель, построенную с учетом мирового опыта. В ее реализации особую роль должны играть субъекты Российской Федерации, главы которых по должности являются руководителями региональных антинаркотических комиссий.
В статье В. Иванов высказывает мнение о целесообразности разработки единого системного закона в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств – своеобразного Антинаркотического кодекса.
Под общей рубрикой «На страже закона и порядка» публикуются статья прокурора Воронежской области Н. Шишкина под заголовком «Создание современной системы профилактики правонарушений позволит улучшить криминогенную ситуацию» и информационные сообщения, подготовленные пресс-службой Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
В начале статьи прокурора Воронежской области отмечается, что политическое руководство страны поставило задачу восстановить государственную систему профилактики правонарушений, разрушенной в середине 90-х годов прошлого века. По мнению Н. Шишкина, благодаря согласованной работе органов власти, прокуратуры и правоохранительных структур области такую региональную систему профилактики правонарушений удалось сформировать и эффективно использовать.
Прокурор области отмечает, что главной задачей профилактической работы на современном этапе является воссоздание именно системы профилактики, начиная с законодательной базы. По его словам, еще в 2007 году прокуратурой области был разработан и внесен в областную Думу проект Закона «О профилактике правонарушений в Воронежской области», который с 25 декабря 2007 г. вступил в силу.
В настоящее время в регионе действует целый ряд законов и целевых программ профилактической направленности. При этом прокурор Воронежской области полагает необходимым издание федерального закона о единой федеральной системе профилактики правонарушений.
В статье он намечает также ряд проблем, решение которых требует изменения действующего законодательства. Это, в частности, невозможность на законных основаниях выполнить решение суда о выдворении иностранного гражданина из-за отсутствия средств на создание специального учреждения для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации.
Это также отказ медицинских учреждений в предоставлении информации о лицах, состоящих на учетах с диагнозами «наркомания» и «алкоголизм» по основаниям неразглашения врачебной тайны, при проверках, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения.
Острой остается и проблема осуществления эффективного надзора за соблюдением запретов и ограничений, установленных для государственных и муниципальных служащих.
Законодательное закрепление приоритетности полномочий прокурора на получение любой необходимой для осуществления надзорной деятельности информации, а также по отношению к нормам законодательства о служебной, коммерческой, банковской либо налоговой тайне позволило бы в корне изменить ситуацию, заключает прокурор Воронежской области.
В информационных сообщениях пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России под заголовком «Повысилась результативность оперативно-профилактических мероприятий» содержатся данные из доклада начальника ГУЭБиПК МВД России генерал-майора полиции Д. Сугробова на состоявшемся в ведомстве совещании по итогам деятельности за I полугодие 2011 г.
Отмечается, в частности, что подразделениям экономического блока органов внутренних дел удалось повысить эффективность работы по противодействию системным правонарушениям, представляющим значительную общественную опасность.
Так, были проведены масштабные мероприятия по пресечению преступлений, связанных с закупками медицинского оборудования, коррупцией, хищением бюджетных средств. 73% от общего количества выявленных сотрудниками ГУЭБиПК МВД России преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких.
На совещании Д. Сугробов заявил, что результативность целевых специальных оперативно-профилактических операций по декриминализации наиболее приоритетных экономических и социальных сфер повысилась. Количество выявленных в ходе этих мероприятий преступлений в крупном и особо крупном размере на треть превысило результаты аналогичного периода прошлого года.
Генерал-майор полиции Д. Сугробов отметил необходимость наращивания усилия по противодействию проявлениям коррупции со стороны руководителей федеральных органов государственной власти либо органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления крупных муниципальных образований.
Под рубрикой «Зарубежный опыт» публикуется статья «Государственный контроль и надзор в Республике Казахстан», подготовленная по материалам Института законодательства Республики Казахстан.
Цель публикации этого материала – общая методическая направленность работы контрольных и надзорных органов.
6 января 2011 г. был принят Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре», который устанавливает единые для всех государственных органов этой страны принципы и порядок осуществления контрольных и надзорных полномочий.
В Законе прописаны правовые, управленческие и организационно-технические аспекты, связанные с проведением проверок, осуществлением мер, направленных на устранение выявленных нарушений.
Публикуемый материал дает развернутый комментарий по поводу основных форм и методов контрольной и надзорной деятельности в Республике Казахстан, нашедших отражение в вышеназванном законе.
Ответственный редактор
|
А. Киселев
|
Предыдущие выпуски
|
|