|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 6, 2011 год
НА ДЕЛЕ ЗАЩИЩАТЬ ПРАВА МАТЕРИ И РЕБЕНКА
В шестом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей «На деле защищать права матери и ребенка», подготовленной по материалам контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-западном федеральном округе.
В июле–декабре 2010 г. этим департаментом с участием главного федерального инспектора в Новгородской области проводилась проверка исполнения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Новгородской области Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 “Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года” и иных решений Президента Российской Федерации в области народонаселения.
Проверка показала, что в 2009 году в сравнении с 2008-м наблюдалось некоторое повышение показателя рождаемости и снижение смертности, что привело к уменьшению естественной убыли жителей региона.
В то же время одной из причин неудовлетворительного состояния здоровья детей в области названы трудности при оказании медицинской помощи детям, проживающим в сельской местности и отдаленных районах, в связи с нехваткой высококвалифицированных детских врачей практически всех специальностей.
Установлены и другие негативные моменты. Так, отмечается рост числа детей, которые самовольно ушли из образовательных учреждений для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения. Велико количество детей, оставленных матерями в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения. Растет число отменных решений о передаче ребенка на воспитание в семью. При этом размер выплаты на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей в семьях опекунов, приемной семье (4,7 тыс. рублей в 2010 году), а также размер вознаграждения приемного родителя остается самым низким среди субъектов Российской Федерации.
Приведенные в статье факты позволяют сделать вывод о том, что прежде чем ожидать изменения демографической ситуации в лучшую сторону, властям Новгородской области предстоит еще многое сделать.
Под рубрикой «На контроле Президента» публикуется статья председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова «Поставить надежный заслон проникновению наркотиков в молодежную среду».
Автор отмечает, что высокий уровень распространения наркомании в молодежной среде, помимо моральной и физической деградации значительной части молодого поколения России, способствует стремительной криминализации общества, и приводит факты, подтверждающие такой вывод. Он формулирует ряд принципиальных предложений, которые могут изменить ситуацию.
По мнению председателя Государственного антинаркотического комитета, во-первых, в Российской Федерации необходимо создать государственную систему мониторинга и оценки развития наркоситуации. Во-вторых, наряду с мерами общей профилактики по формированию здорового образа жизни необходимо создать систему предметной, целевой антинаркотической профилактики, в задачу которой входит своевременное реагирование общества на первичную информацию о наркопотребителе.
В-третьих, необходимо дать наркопотребителю, совершившему преступление небольшой тяжести, связанное с наркотиками или по причине наркомании, возможность в качестве альтернативы уголовному преследованию взять на себя добровольное обязательство пройти курс освобождения от наркозависимости с возложением на него ответственности и обеспечением контроля за исполнением принятого решения. Это положение автор считает ключевым моментом. Цель не в осуждении наркопотребителя, а в предоставлении наркозависимому права выбора между изоляцией от общества и необходимостью прохождения курса освобождения от наркозависимости.
И, в-четвертых, необходимо создать национальную систему реабилитации и ресоциализации наркозависимых, которая сможет обеспечить сочетание усилий государственных органов здравоохранения, осуществляющих лечение и медико-социальную реабилитацию, и общественных организаций, интенсивно занимающихся социальной реабилитацией наркозависимых.
По мнению В. Иванова, предпосылки к формированию общественно-государственного партнерства в борьбе с наркоманией уже имеются. Но для его развития потребуется системная государственная поддержка.
.
В статье «От системного анализа ситуации – к принятию безотлагательных мер по обеспечению безопасности на транспорте» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А. Касьянов намечает задачи, стоящие перед Службой в 2011 году
По его словам, они усложняются на глазах, потому что темпы либерализации законодательства и упрощение доступа к началу предпринимательской деятельности существенно опережают обновление нормативной базы по применению мер инспекторского и административного реагирования.
Так, Ространснадзор воздействует на недобросовестных перевозчиков через Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако в силу незначительных размеров штрафов применение его статей стало малоэффективным и неадекватным масштабу и последствиям нарушений, подчеркивает А. Касьянов. В результате недобросовестные предприниматели выходят на рынок неподготовленными, создавая угрозу жизни и здоровью граждан. Ущерб же, который они наносят государству, намного выше размера штрафных санкций.
Только в 2010 году ГИБДД неоднократно ужесточала штрафные санкции за нарушения отдельных пунктов Правил дорожного движения, в то время как предложения Ространснадзора по повышению ответственности за нарушение транспортного законодательства не принимаются на протяжении ряда лет, подчеркивает автор статьи.
По его мнению, на происшествия на всех видах транспорта влияет целый комплекс причин. Здесь и недобросовестность участников транспортного процесса, и сознательное нарушение хозяйствующими субъектами установленных норм и правил, и низкая квалификация должностных лиц организаций и предприятий; а также нарушение режима труда и отдыха; изношенность материально-технической базы.
Кроме того, считает А. Касьянов, следует изменить подход к проведению контроля и надзора. Он напоминает, что Федеральным законом № 294-ФЗ установлена периодичность плановых проверок 1 раз в 3 года, а проведение внеплановой проверки возможно только по факту уже совершенного транспортного происшествия. При этом о проверках объектов транспорта ведомство заблаговременно уведомляет предприятия. Немудрено, что еще до проверки часть недостатков может быть хорошо «припрятана» от чужого глаза.
В связи с этим А. Касьянов предлагает разрешить возглавляемой им службе проведение внезапных проверок, вплоть до таких, которые будут имитировать попытки актов незаконного вмешательства. Проводить такие проверки, вероятнее всего, следует совместно с МВД и ФСБ Российской Федерации. По результатам таких совместных проверок можно будет делать более точные выводы и давать оценку существующей системе обеспечения безопасности на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры, подчеркивает автор статьи.
Под рубрикой «Обратная связь» в номере публикуется статья «В конструктивном диалоге с гражданским обществом», подготовленная по материалам Управления Президента Российской федерации по работе с обращениями граждан и организаций.
Отмечается, в частности, что в 2010 году по сравнению с 2009-м и 2008-м количество письменных обращений увеличилось на 20,0% и 58,2% соответственно. Это обусловлено акцентированностью публичной политики Президента Российской Федерации на обсуждение непосредственно с гражданским обществом важнейших вопросов жизни страны с использованием современных коммуникативных средств диалога.
Всего в 2010 году в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, в Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан и в приемные Президента Российской Федерации в федеральных округах и административных центрах субъектов Российской Федерации поступило 832 734 обращения, адресованные Президенту Российской Федерации. В том числе – 789 689 письменных и 43 045 устных обращений, включая 58 333 обращения, поступившие из иностранных государств.
Увеличение в 2010 году по сравнению с предыдущими годами количества вопросов в обращениях по всем темам социально-экономической проблематики стало следствием реализации государственными органами и органами местного самоуправления поставленной Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению повышения уровня жизни граждан и выполнению социальных обязательств в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса.
В статье подробно анализируется основная тематика обращений, дан анализ ее изменений в связи с событиями внутри- и внешнеполитической жизни страны. Особо подчеркивается важность завершения в 2010 году создания единой трехуровневой системы приемных Президента Российской Федерации. Были созданы 84 приемных Президента Российской Федерации – в Москве, в федеральных округах и в административных центрах субъектов Российской Федерации.
Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется статья заместителя начальника Главного управления по надзору за следствием – начальника организационно-методического отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Куровской под заголовком «Повысить эффективность прокурорского надзора и ведомственного контроля».
Речь в ней идет об итогах проверки исполнения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, законодательства в сфере кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии в 2009 и 2010 годах.
Оценивая состояние прокурорского надзора, автор отмечает, что в 16 субъектах Российской Федерации сообщения о рассматриваемых преступлениях зарегистрированы в единичных случаях, а в 16 регионах, прокуратуре закрытого административно-территориального образования г. Межгорье и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре, включая поднадзорные им органы, уголовно-наказуемые деяния, совершенные в ходе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии за предыдущие два года вообще не регистрировались.
По мнению А. Куровской, незначительное число выявленных деяний обусловлено отсутствием адекватного противодействия со стороны уполномоченных органов. А количество поставленных на учет преступлений рассматриваемой категории также свидетельствует о необходимости активизации работы правоохранительных органов на данном направлении, повышения эффективности ведомственного контроля и реализации комплекса превентивных мер. Делается вывод о том, что для повышения эффективности противодействия преступности в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии требуется дальнейшее совершенствование практики взаимодействия, в частности, улучшения обмена информацией между уполномоченными органами. . .
Подборка информационных сообщений, подготовленных пресс-службой Федеральной службы судебных приставов под общим заголовком «В соответствии с буквой и духом закона», посвящена исполнению требований исполнительных документов о взыскании алиментов.
Обеспечение прав детей надлежащей правовой защитой — важнейшая задача общества, и принудительное взыскание алиментов остается приоритетным направлением деятельности Федеральной службы судебных приставов, так как эта категория выплат имеет важное социальное значение и напрямую затрагивает интересы ребенка.
Последние три года Служба применяет системные меры, направленные на повышение взыскания алиментов. В частности, активизировано взаимодействие ФССП России с иными органами государственной власти и общественными организациями. Применяются информационные технологии и новаторские методы.
Так, обычной практикой работы судебных приставов-исполнителей стало направление должников для трудоустройства в службу занятости населения. В прошлом году в центры занятости направлено свыше 157,8 тыс. заявок по содействию в трудоустройстве должников, в результате свыше 25,8 тыс. должников трудоустроены.
При неисполнении должниками требований исполнительных документов о взыскании алиментов судебные приставы-исполнители применяют практику вынесения постановлений о временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации. В 2010 году вынесено более 78,9 тыс. указанных постановлений, в результате взыскана задолженность по алиментам в размере более 132,1 млн. рублей. Ограничение права выезда по-прежнему остается эффективной мерой воздействия на должников.
Служба активно взаимодействует с представителями религиозных конфессий, используя убеждение граждан в необходимости исполнения своих обязательств. Имеются факты, когда после бесед духовенства должники добровольно выплачивают алименты.
В рамках реализации положений законодательства об исполнительном производстве Федеральная служба судебных приставов продолжит поиск новых правовых методов работы, отмечается в статье.
Ответственный редактор
|
А. Киселев
|
Предыдущие выпуски
|
|