|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 4, март 2011 год
"НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВО II ПОЛУГОДИИ 2010 Г.
"
В четвертом номере издания помещены актуальные материалы президентского контроля, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей «Некоторые итоги работы Контрольного управления Президента Российской Федерации во II полугодии 2010 г.», подготовленной на основе отчета Контрольного управления Президента Российской Федерации.
Осуществлялся контроль за ходом реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В настоящее время выполнены 16 из 28 поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.
Сроки исполнения ряда поручений не наступили.
Контрольным управлением контролировался также перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Из 28 поручений по 26 сроки не наступили.
Одно поручение с контроля снято.По одному поручению доклад Правительства Российской Федерации находится на проработке в Администрации Президента Российской Федерации.
В статье отмечается, что продолжалась работа по контролю за предоставлением жилья ветеранам Великой Отечественной войны, за мерами по улучшению демографической ситуации в стране, проверялась эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на борьбу с пожарами или другие цели.
По итогам контрольных мероприятий были высказаны конкретные рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан и устранению выявленных недостатков.
Под рубрикой «Президент дал поручение» публикуется статья «Приоритетная задача – антикоррупционная экспертиза проектов законодательных, нормативных и иных правовых актов», подготовленная на основе материалов пресс-службы Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России).
Отмечается, в частности, что наличие законодательства, соответствующего стандартам ведущих мировых держав, способствует устойчивым международным отношениям и развитию диалога между государствами. Усложнение экономических правоотношений, укрепление гражданского общества и составляющих его базу демократических начал вызывают необходимость постоянного совершенствования законодательства Российской Федерации.
Одной из основных задач Минюста России являлось проведение правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере гражданского и социального законодательства, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, трудового и пенсионного законодательства, законодательства о государственной службе, занятости населения.
Особое внимание уделялось выполнению поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года.
В статье дается подробный анализ тех документов, которые были подготовлены в рамках реализации данных поручений.
Всего за 2009 году Минюст России провел правовую и антикоррупционную экспертизу более чем 1 тыс. законопроектов и иных проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов регулирования отношений в сфере хозяйственной деятельности, природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.
В их числе – свыше 400 проектов федеральных законов.
Статья «Обеспечить рациональное использование, восстановление и охрану объектов водоснабжения» под рубрикой «Федеральный округ» подготовлена на основе материалов проверки исполнения в Пермском крае федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по обеспечению населения питьевой водой.
Анализируется ситуация в крае с обеспечением населения питьевой водой. Отмечается, что из всего количества воды, поступающей в водопроводные сети Пермского края из поверхностных источников, через очистные сооружения пропускается не более 65% объемов, из них до нормативного уровня доводится в среднем лишь 20%.
На территории края практически не распространены современные способы очистки питьевой воды.
Озонирование как способ обеззараживания применяется только на 1 из 30 действующих в крае поверхностных водозаборов. В остальных случаях обеззараживающими реагентами выступают хлор или гипохлорит натрия.
При этом контроль со стороны органов власти Пермского края за деятельностью хозяйствующих субъектов, использующих упомянутые химические вещества в процессе водоподготовки, находится не на должном уровне.
Незначительные штрафные санкции за невыполнение предписаний контрольных и надзорных органов (не более 20 тыс. рублей) создают условия для уклонения хозяйствующих субъектов, занимающихся водоподготовкой, от проведения важных, но затратных мероприятий по модернизации производства, в том числе водоочистных сооружений.
Проверка показала, что органами власти края не приняты необходимые меры по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. №703, предусматривающего утверждение перечня городов и других населенных пунктов, в которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно–бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
На региональном уровне не завершена работа по внесению изменений в отдельные нормативные правовые акты. Кроме того, на территории Пермского края не утверждена региональная программа по обеспечению населения питьевой водой, хотя ее проект разработан.
Правительством Российской Федерации отобраны 5 общефедеральных электронных площадок, которые с 1 июля 2010 г. начали проводить электронные аукционы для федеральных заказчиков по новым правилам. В статье «Федеральные электронные площадки сэкономят ресурсы при размещении госзаказа» под рубрикой «Государственное строительство» делается вывод о том, что размещение государственных и муниципальных заказов путем проведения электронных аукционов является эффективным методом экономии бюджетных средств.
Планируется, что на федеральных электронных площадках будет закупаться наибольшая часть необходимых государству товаров, работ и услуг. С 2011 года новый порядок электронных аукционов начнет действовать и для региональных и местных заказчиков.
Одним из важных достоинств новой системы торгов является полное отсутствие бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой. При этом не предполагается физическое присутствие участников торгов: весь документооборот ведется исключительно в электронном виде. Будет возможно использование единой системы электронно-цифровой подписи.
Предпринимателю достаточно получить ее один раз, чтобы иметь возможность участвовать в электронных аукционах на любой из общероссийских площадок.
В то же время их немногочисленность позволит сосредоточить большое количество участников, что сведет к минимуму стоимость проведения электронных аукционов (не более 3 тыс. рублей). Плата будет взиматься только с победителя аукциона и когда он будет твердо знать, что получит прибыль по контракту. Для других предпринимателей и заказчиков участие в аукционе будет бесплатным.
Намечается, что примерно через 1,5 года — при выходе площадок на определенные в условиях отбора обороты — максимальная плата вначале будет снижена с 3 до 2 тыс. рублей, а потом и вовсе исключена. Электронные аукционы в России станут бесплатными для всех.
Министр регионального развития Российской Федерации В. Басаргин в статье «Необходим комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства» анализирует ситуацию, сложившуюся в настоящее время в ЖКХ.
Он отмечает, что граждан России в первую очередь беспокоят повышение стоимости и низкое качество оказываемых услуг и плохая организация управления жилищным фондом. Большинство нареканий напрямую связаны с состоянием отрасли и организацией ее управления. Физический износ основных фондов отрасли превышает 60%.
В Послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации особо подчеркнул необходимость активно привлекать частный капитал, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию коммунального хозяйства и повысить эффективность использования энергии в жилищно-коммунальном секторе.
Этому поручению соответствует разработанная Минрегионом России «Комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ на 2010–2020 годы», концепция которой утверждена Правительством Российской Федерации. Она откроет отрасли ЖКХ доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам. Федеральные средства запустят механизм привлечения частных средств. Расчеты показывают, что мероприятия программы способны привлечь в отрасль более 2,5 трлн. рублей от частных инвесторов.
В. Басаргин напоминает, что созданы почти все необходимые нормативные правовые условия для перехода отрасли к долгосрочному тарифному регулированию, к внедрению долгосрочных договоров поставки топлива и электроэнергии. Но необходимо разработать и реализовать программу перехода на долгосрочные тарифы по всей стране.
Все эти меры заложат основу для коренной технической модернизации отрасли.
Важным вопросом является совершенствование управления жилищным фондом и деятельности управляющих компаний. В настоящее время доля многоквартирных жилых домов, в которых собственники помещений выбрали способ управления ими, возросла до 82,3%. Однако 46% граждан признают деятельность управляющих компаний неудовлетворительной. Очевидно, что ситуация требует срочных мер реагирования.
В 2011 году Минрегионом России будут подготовлены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части применения механизма расщепления платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и обязательного внедрения муниципальных баз данных, что сделает механизм перечислений платежей прозрачным и прекратит их задержку.
В заключение статьи Министр перечисляет те направления работы, которые необходимо реализовать в ближайшей перспективе для успешной работы всего комплекса ЖКХ. Это – создание эффективной системы управления жилищным фондом; завершение технической инвентаризации основных фондов ЖКХ; обеспечение ежегодной замены не менее 20% изношенных основных фондов и снижение потерь в тепловых, водопроводных и электросетях на 2% с последующим ростом этих показателей.
В 2011 году ставится задача не допустить роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги выше 15% и снизить темпы их роста до уровня инфляции в дальнейшем.
Счетная палата Российской Федерации видит свою задачу в том, чтобы предоставлять политическому руководству страны, палатам Федерального Собрания и обществу объективную информацию о состоянии бюджетной системы, обеспечивать законность и эффективность при исполнении федерального бюджета и влиять на качество управления государственными финансами. С этих позиций Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин анализирует деятельность ведомства в статье «Главная задача финансового контроля – повысить эффективность бюджетных расходов».
Он напоминает, что в 2010 году деятельность Счетной палаты была сконцентрирована на проблемах минимизации последствий мирового финансового кризиса, который не обошел и Россию, на вопросах реализации приоритетных национальных проектов, на проведении контроля за реализацией таких значимых инвестиционных проектов как подготовка к саммиту АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, Всемирной Универсиады в г. Казани в 2013 году и зимней Олимпиады в г. Сочи в 2014 году и ряда других.
Были проведены 371 контрольная проверка (в том числе 33 по поручениям Федерального Собрания Российской Федерации), а также 130 экспертно-аналитических мероприятий. Ряд наших проверок имел широкий резонанс. По результатам проверок Счетной палатой было выявлено нарушений законодательства на 484 млрд. рублей, в том числе нецелевого использования средств – на 1,6 млрд. рублей.
По мнению С. Степашина, магистральным направлением совершенствования бюджетного процесса становится повышение эффективности расходования бюджетных расходов. При организации работы Счетной палаты акцент смещается с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование. Важнейшим инструментом решения этой задачи является аудит эффективности.
Большое внимание руководитель Счетной палаты уделяет в статье вопросам совершенствования системы государственных закупок. В частности, принято решение о создании совместной группы Минобороны и Счетной палаты по переводу в течение 2011 года госзакупок в военном ведомстве на контрактную систему. Для отработки механизмов внедрения контрактной системы на региональном уровне аналогичная группа создана в Республике Башкортостан.
Особое внимание в работе ведомства будет уделяться анализу обоснованности затрат на реализацию крупных инвестиционных проектов, например, при строительстве дорог, а также контролю за обоснованностью тарифов в сфере ЖКХ, эффективностью антимонопольной политики.
Счетная палата продолжит контролировать ход подготовки Олимпиады в г. Сочи и саммита АТЭС в г. Владивостоке, Универсиады в г. Казани и начнет проверку хода подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Наука становится полноценным двигателем развития производительных сил страны, а экономика выступает в качестве стимула и материальной поддержки научного прогресса. Директор Института социологии РАН, член-корреспондент РАН М. Горшков и директор Центра социального прогнозирования Ф. Шереги развивают этот тезис в статье «Научный потенциал вузов – реальному сектору экономики», публикуемой под рубрикой «Анализируя ситуацию».
Вузовская наука и экономика выступают как обоюдно заинтересованные партнеры: вузовская наука – как сфера воспроизводства интеллектуального потенциала, нуждающаяся в материальной поддержке со стороны производственной сферы, а экономика – как потребитель научного продукта для обновления номенклатуры продукции, конкурентоспособной на мировом рынке товаров и услуг.
Такая взаимообусловленность двух потенциальных партнеров производственного процесса означает, что без востребованности научной продукции со стороны отраслей производства замедляется развитие научного потенциала, а без научной поддержки производства конкурентоспособность российских товаров и услуг на мировом рынке становится проблематичной.
При этом авторы особо отмечают, что российская вузовская наука сегодня может предложить производству только тот продукт, который обусловлен имеющимся у нее потенциалом.
Далее в статье большое место уделяется характеристике такого потенциала в сравнении с положением в развитых странах мира. Так, по соотношению численности научных исследователей и количества людей, занятых в экономике, Россия значительно им уступает. Неблагоприятная тенденция в научных организациях нашей страны проявляется также в неуклонном старении исследователей.
Существует отставание в финансовом стимулировании развития фундаментальной науки, негативную роль играет крайне низкий уровень затрат на одного научного исследователя. По этому параметру Россия в 3 раза отстает от среднемирового показателя.
По мнению авторов статьи, основная проблема медленного развития вузовской науки в Российской Федерации заключается в том, что в стране отсутствует спрос на инновации.
Стимулированию развития науки, анализируя зарубежный опыт и давая соответствующие рекомендации, авторы посвятили целый раздел статьи.
Ответственный редактор
|
А. Киселев
|
Предыдущие выпуски
|
|