Президентский контроль
Информационный бюллетень N 2, февраль 2011 год
"СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Во втором номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
8–10 декабря 2010 г. в Мраморном зале Московского Кремля и Контрольном управлении Президента Российской Федерации состоялось совещание по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации. Номер открывается материалами выступлений его участников под общим заголовком «Совещание по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации». Представлены основные тезисы докладов Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкина, Председателя Счетной палаты Российской Федерации С. Степашина, Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки, помощника Президента Российской Федерации – начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации К.Чуйченко.
В выступлениях обозначены основные направления деятельности органов государственного контроля, поставлены актуальные задачи, которые стоят на современном этапе перед контрольными и надзорными службами, намечены пути решения самых острых проблем, имеющихся в этой сфере.
Подводя итоги совещания, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкин отметил, что в России создана мощная и разветвленная система государственного контроля, которая требует значительных бюджетных средств и в которой занята большая армия государственных служащих. Государство, граждане вправе ожидать более весомых результатов деятельности государственных контролеров. Поэтому задача повышения эффективности контрольных и надзорных служб остается по-прежнему актуальной.
Нарышкин отметил при этом, что государственный контроль не должен быть избыточным и недопустимо блокирование деятельности подконтрольных органов, учреждений и предприятий. В связи с этим он обратил внимание на то, что работа, которую проводит Генеральная прокуратура Российской Федерации по формированию сводного плана проверок, позволяет не допустить такого избыточного давления, прежде всего на бизнес. По мнению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, эта работа очень важна и необходимо активнее действовать в этом направлении.
Под рубрикой «Федеральный округ» издание публикует статью «Лесными богатствами Сибири распоряжаться по-хозяйски», подготовленную на основе материалов проверки контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Ее целью был ход исполнения в Новосибирской области федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение эффективного использования лесных ресурсов и развития лесопромышленного комплекса.
Проанализировав полученные в ходе проверки материалы, контролеры отмечают, что органы исполнительной власти региона уделяют развитию лесопромышленного комплекса недостаточное внимание. Об этом, в частности, говорит отсутствие долгосрочной целевой программы его развития.
Изношенность основных производственных фондов и отсутствие необходимых инвестиций привели к малоэффективной деятельности лесоперерабатывающего комплекса. Большинство заготавливаемой в регионе древесины продолжает реализовываться в виде круглого леса при том, что средняя цена 1 куб. метра древесины после переработки дороже более чем в 5 раз.
Подводя итоги, авторы статьи делают вывод, что для повышения эффективности работы необходимо осуществить ряд системных мероприятий, скоординированных между органами власти всех уровней, – начиная от разработки программы развития лесной отрасли в Новосибирской области до составления должностных регламентов сотрудников.
В статье «Ключевая задача – укрепление здоровья и социального самочувствия граждан» под рубрикой «Стратегия развития», подготовленной на основе материалов, предоставленных пресс-службой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, отмечается, что несмотря на сокращение финансовых возможностей государства из-за мирового экономического кризиса, удалось не только удержать линию на приоритетное развитие человеческого потенциала, но и в полном объеме выполнить социальные обязательства перед населением.
Граждане, находящиеся под социальной защитой государства, получили в самый тяжелый период кризиса максимально возможную поддержку, отмечается в статье. Индексация социальных пособий и выплат значительно превысила уровень инфляции, существенно повысились пенсии и пособия по безработице. Были применены принципиально новые механизмы социальной поддержки семей с детьми:
Минздравсоцразвития России разработало и приступило к реализации масштабных проектов по модернизации пенсионной системы и реформированию системы социального страхования, улучшению ситуации с лекарственным обеспечением нуждающихся и по противодействию неконтролируемого роста цен на лекарственные препараты.
Реализовывались важные проекты, направленные на снижение смертности от сосудистых и онкологических заболеваний, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, развитие службы крови, сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов. Продолжалась реализация комплекса мер по охране здоровья матери и ребенка.
Отмечается также, что ведомство приступило к созданию единой информационной системы, предусматривающей, в том числе, персонифицированный учет оказания гражданам России медицинской помощи.
Осенью 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В статье «Реформирование системы наказаний: проблемы и пути решения» директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), генерал-полковник внутренней службы А. Реймер рассказывает об актуальных аспектах идущего сейчас процесса.
Директор ФСИН напоминает, что реализация Концепции приведет к 2020 году к расширению сферы применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры, созданию системы стимулов правопослушного поведения осужденных. Должен также повыситься уровень материального обеспечения работников УИС и их социально-правовой защиты.
На первом этапе реализации Концепции (2010–2012 гг.) намечено разработать нормативные правовые акты, направленные на реализацию ее положений, а также разработать или скорректировать федеральные целевые программы по основным направлениям реализации. Второй этап (2013–2016 гг.) предусматривает перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, а также создание новых колоний-поселений. В ходе третьего этапа (2016–2020 гг.) будут завершены плановые и программные мероприятия по основным направлениям деятельности УИС, предусмотренным программой.
По словам А. Реймера, в 2010 году Министерство юстиции Российской Федерации уже приступило к разработке федерального закона о службе пробации, которая будет заниматься надзором за условно осужденными и соблюдением ими условий наказания, а также помогать пройти период социальной адаптации после освобождения.
Начавшаяся в стране реформа пенитенциарной системы предусматривает гуманизацию законодательства: замену нетяжких преступлений штрафами, домашним арестом или другими наказаниями, не связанными с лишением свободы. Для оступившихся впервые возможно будет вынесение условных сроков. Кроме того, шире будет практиковаться освобождение под залог до суда вместо ареста.
В ходе реформы Федеральная служба исполнения наказаний ориентируетсяна самые высокие международные стандарты, отдавая приоритет более гуманным наказаниям.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации объявляет основными целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности. В статье «Чистота водных ресурсов – под строгим прокурорским надзором», опубликованной под рубрикой «На страже закона и порядка», Волжский межрегиональный природоохранный прокурор В. Солдатова знакомит с работой органов власти, местного самоуправления, природоохранных органов ряда расположенных в бассейне Волги субъектов Федерации по охране водных ресурсов.
Проверки показали, что основной причиной загрязнения поверхностных вод в Волжском бассейне является сброс в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных бытовых и промышленных стоков, что вызвано использованием устаревших очистных сооружений или их отсутствием вообще.
Есть проблемы и при обеспечении населения питьевой водой из подземных источников. Сама система водоснабжения находится в ветхом состоянии. Износ водопроводных сетей в регионах Волжского бассейна доходит до 50% и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды.
Употребление некачественной питьевой воды создает опасность для здоровья населения, вызывает высокий уровень заболеваемости кишечными инфекциями, гепатитом, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
Автор статьи напоминает, что в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. № 1235-р «Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года» и плана мероприятий по ее реализации необходимо принятие государственной программы «Чистая вода», которая наряду с аналогичными программами в субъектах Федерации позволила бы решать накопившиеся за долгие годы проблемы, связанные с водоснабжением и водоотведением.
По ее мнению, в федеральном законодательстве необходимо предусмотреть экономические механизмы стимулирования строительства, ремонта и модернизации очистных сооружений. Отсутствие уголовной ответственности за загрязнение непосредственно воды приводит к тому, что руководители предприятий длительное время, либо в большом объеме незаконно сбрасывают вредные вещества в водные объекты.
|