Президентский контроль
Информационный бюллетень N 1, январь 2011 год
"ЖКХ: ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЗРЕВШИХ ПРОБЛЕМ"
В первом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается новогодним поздравлением помощника Президента Российской Федерации – начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко редакционному коллективу, авторам и читателям информационного бюллетеня «Президентский контроль».
Статья «ЖКХ: пути решения назревших проблем», опубликованная в рубрике «Федеральный округ», посвящена проверке выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в составе Центрального федерального округа федеральных законов, решений Президента Российской Федерации и иных нормативных актов по вопросам формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Материалы проверки свидетельствуют об устойчивом росте стоимости жилищно-коммунальных услуг населению. Так, темпы роста тарифов на услуги ЖКХ для населения в субъектах Российской Федерации в составе Центрального федерального округа составили в 2007 году – 11,3%, в 2008-м – 18,4%, в 2009-м – 32,2% (по Российской Федерации – 12,4%; 19,2,0% и 24,7% соответственно).
Отмечается, что основными причинами роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги являются затратные методики формирования тарифов, повышение цен на нерегулируемом рынке товаров и услуг (металл, топливо, технологические и строительные материалы), высокая степень износа коммунальных систем, а также отсутствие действенного контроля со стороны потребителя за качеством оказываемых услуг. Сказываются и высокие процентные ставки банковских кредитов, что приводит к недоступности долгосрочных инвестиционных ресурсов для коммунальных предприятий.
Результаты проверки показали также, что рост цен (тарифов) на энергоносители, услуги ЖКХ не улучшает ситуацию в жилищно-коммунальной сфере и не способствует повышению качества предоставляемых услуг.
В статье предлагается комплекс мер по снижению тарифной нагрузки, связанной с жилищно-коммунальными услугами.
Под рубрикой «Президент дал поручение» публикуется статья «Государственная стратегия борьбы с коррупцией выходит на качественно новый уровень», раскрывающая приоритетные направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации.
Для современного состояния правоохранительной системы страны характерен переход от отдельных мер реагирования на частные коррупционные проявления к использованию системного подхода в противодействии этому негативному социальному явлению. Об этой тенденции свидетельствуют меры антикоррупционной направленности, предпринятые Россией на международной арене, в том числе ратификация Конвенции ООН против коррупции 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, присоединение в 2006 году во время саммита «G-8» в Санкт-Петербурге к инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц, а также вступление в Группу государств против коррупции и подписание в мае 2009 г. Дополнительного протокола к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
За 2009 год в Минюст России поступило 2460 нормативных правовых актов для выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, из 2414 рассмотренных проектов нормативных правовых актов наличие коррупциогенных факторов выявлено в 128 законопроектах, 77 проектах постановлений Правительства Российской Федерации, 1 проекте поправок в законопроекты. Из 3791 нормативного правового акта федеральных органов исполнительной власти были рассмотрены 3568, в 123 нормативных правовых актах было выявлено наличие коррупциогенных факторов.
В ряду мер, предпринимаемых Минюстом России для борьбы с коррупцией, создание на официальном сайте ведомства в сети Интернет специального раздела «Противодействие коррупции», где размещена информация о телефоне доверия. Организована работа электронного почтового ящика, куда поступают письма по вопросам борьбы с коррупцией.
Под рубрикой «Местное самоуправление» публикуются две статьи. Первая, под заголовком «Благоустройство территорий – одна из приоритетных задач органов местного самоправления», посвящена состоявшемуся 5 октября 2010 г. в Кремле расширенному заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. Вторая статья знакомит с результатами выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, состоявшихся в Единый день голосования 10 октября 2010 г.
В работе расширенного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления с повесткой дня «Вопросы благоустройства территорий и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения» приняли участие более 90 человек, в их числе члены Совета, главы городов и городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, депутаты представительных органов муниципальных образований, руководители общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья. В таком формате Совет собрался впервые.
В своем вступительном слове Президент Российской Федерации
Д. Медведев подчеркнул, что вопросы благоустройства жизни и озеленения, в соответствии с законом, отнесены к компетенции местной власти. Но так как они сформулированы в самом общем виде, то в разных регионах по-разному понимают полномочия муниципалитетов. По мнению Д. Медведева, «необходимо более полно и четко определить то, кому конкретно следует заниматься вопросами благоустройства, что необходимо для этого сделать, каковы в этом случае должны быть полномочия органов местного самоуправления».
С основным докладом выступил член Совета, Министр регионального развития Российской Федерации В. Басаргин. Он сообщил, что в Министерстве ведется активная работа по разработке национального стандарта благоустройства территорий, что позволит установить минимальные требования, обязательные для регионов и муниципальных образований.
В заключение своего выступления Министр подчеркнул, что работа муниципалитета не может быть признана результативной, если на его территории не решены проблемы благоустройства.
По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления Глава государства дал соответствующие поручения.
В статье «О результатах выборов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» отмечается, что в Единый день голосования 10 октября 2010 г. в 77 субъектах Российской Федерации прошли выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
Всего в этот день на территории страны было проведено около 7,9 тыс. выборов и местных референдумов. Выборы в законодательные органы власти состоялись в 6 субъектах Российской Федерации – в Республике Тыва, Белгородской, Костромской, Магаданской, Новосибирской и Челябинской областях. В Республике Тыва впервые после изменения конституции республики избран однопалатный парламент.
Партия «Единая Россия» одержала победу на выборах во всех 6 субъектах Российской Федерации. Интегральный показатель голосования за «Единую Россию» по 6 субъектам Российской Федерации составил 55,98%. Таким образом, партия «Единая Россия» получила большинство депутатских мест в законодательных (представительных) органах власти всех субъектов Федерации, где прошли выборы.
КПРФ по суммарным результатам выборов по партийным спискам заняла второе место. Интегральный показатель голосования за КПРФ по 6 субъектам Российской Федерации, где проводились региональные выборы, составил 16,8%.
Партия «Справедливая Россия» по суммарным результатам выборов по партийным спискам заняла третье место. Интегральный показатель голосования за «Справедливую Россию» по 6 субъектам Федерации, где проводились региональные выборы, составил 12,3%. Партия преодолела избирательный барьер во всех субъектах Федерации, кроме Белгородской области.
ЛДПР по суммарным результатам выборов по партийным спискам заняла четвертое место. Интегральный показатель голосования за ЛДПР по 6 субъектам Российской Федерации, где проводились региональные выборы, составил 9,2%. Партия преодолела избирательный барьер во всех субъектах Федерации, кроме Тывы.
Партии «Правое дело», «Яблоко» и «Патриоты России» не преодолели избирательный барьер ни в одном из субъектов Федерации, где они выставили свои списки, получив в большинстве случаев менее 2,5% голосов избирателей.
В статье подробно говорится об итогах выборов глав местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований.
Правительство Российской Федерации одобрило Стратегию развития геологической отрасли до 2030 года. В статье «Эффективный инструмент управления минерально-сырьевым комплексом России», опубликованной под рубрикой «Анализируя ситуацию», Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Ю. Трутнев рассматривает документ с связи с проблемами отрасли и делает вывод, что его реализация позволит создать эффективный инструмент управления минерально-сырьевым комплексом страны.
По мнению Ю. Трутнева, Стратегия предлагает разработку комплекса мер, направленных на применение экономических стимулов и снижение административных барьеров при освоении труднодоступных месторождений. Такая работа уже ведется: облегчен оборот геологической информации, установлены нулевые ставки налога на добычу полезных ископаемых в ряде удаленных районов, устранены административные барьеры в части подготовки проектной документации и уменьшения количества необходимых разрешений.
По результатам реализации Стратегии планируется, что объем финансирования геологоразведочных работ за счет внебюджетных источников будет увеличен к 2012 году на 10%, к 2020-му – на 40%, к 2030-му – на 50%. Долю геологоразведочных работ с использованием инноваций к 2012 году намечено увеличить до 15%, к 2020-му – до 50%, к 2030-му – до 70%. К 2030 году почти вдвое возрастут затраты на НИОКР, более половины геологической информации в государственном фонде должно быть получено с использованием современных методов.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта А. Давыденко в статье «Морской и речной флот: комплексное развитие на основе инноваций», напечатанной под рубрикой «Приоритеты», анализирует основные направления развития отрасли.
В статье, в частности, отмечается, что на показателях работы отрасли сказалось влияние мирового кризиса. Министерство финансов Российской Федерации сократило бюджет Росморречфлота более чем на 6 млрд. рублей. В связи с этим возникла необходимость уточнить приоритетные задачи и оптимизировать расходы, одновременно сохранив набранные темпы модернизации отрасли. Была поставлена задача сохранить показатели 2008 года. На морском транспорте ее удалось достичь.
На начало 2010 года Россия контролировала 1403 судна морского транспортного флота общим дедвейтом 17 млн. т. В Российский международный Реестр судов было включено 347 судов общим тоннажем 1,43 млн. т. В 2010 году планировалась поставка 14 морских судов общим тоннажем более 1,5 млн. т. По предварительным оценкам, в 2010 году грузооборот морских портов России достиг 520 млн. т.
Сильнее всего мировой финансовый кризис отразился на работе внутреннего водного транспорта, где объем перевозок снизился более чем на 30% и составил по итогам 2009 года 97,6 млн. т. Перевозки пассажиров также снизились на 10% и составили около 18 млн. человек. Сезонность и зависимость от внутреннего рынка делают речной транспорт более уязвимым, чем морской.
По мнению А. Давыденко, на фоне выхода из кризиса с учетом факторов оживления экономики страны можно прогнозировать, что прекратится спад объемов перевозок внутренним водным транспортом грузов и пассажиров и отрасль выйдет на докризисные темпы роста.
Второй материал, опубликованный под рубрикой «Приоритеты», – статья первого заместителя директора Федеральной миграционной службы, генерал-лейтенанта милиции М. Тюркина «Сосредоточить усилия на реализации мероприятий в финансовой сфере».
Согласно приведенным им данным, за 10 месяцев 2010 г. исполнение бюджета по доходам составило 14 999,6 млн. рублей (81,0%), что по сравнению с тем же периодом предыдущего года больше в 2,4 раза. Рост прежде всего был связан с увеличением размера государственных пошлин, а также количества обращений граждан по вопросам оформления паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (на 32,1%).
В то же время, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года наблюдалось снижение количества обращений населения по вопросам получения ряда государственных услуг, в частности, по вопросам оформления паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (на 8,8%); оформления приглашений иностранным гражданам (2,3%); оформления виз (18,6%); по вопросам выдачи разрешений на работу иностранным гражданам (18,5%).
Оценивая бюджет ФМС России на 2011 год, М. Тюркин считает его минимально допустимым для исполнения возложенных на Службу функций.
Председатель Государственного антинаркотического комитета, директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов встатье «Согласованная политика в области психоактивных веществ», публикуемой в рубрике «Вызовы XXI века», делится впечатлениями о работе конференции Группы сотрудничества по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков Совета Европы, проходившей 3–4 ноября 2010 г. в г. Страсбурге (Франция).
По мнению В. Иванова, глобальные наркотрафики определяют криминальную конституцию и наркотическую геометрию современного мира. Так, непрекращающиеся действия террористов и международной преступности на Северном Кавказе финансируются за счет средств афганского наркотрафика. Афганский наркотрафик породил напряженность, боестолкновения и волнения в Ферганской долине. Разгул сепаратизма и экстремизма в Синьзян-Уйгурском автономном районе КНР, по данным спецслужб этой страны, полностью посажен на иглу героинового стимулятора из Афганистана. Что касается Косово, находящегося в недрах Европы, то оно превратилось в генерального дистрибьютора афганских опиатов на рынке стран Европы. По мнению директора ФСКН, давно назрела необходимость оценить разрушающую силу глобальных наркотрафиков как угрозу международному миру и безопасности. В. Иванов предложил дополнить мировой контекст наркоопасностей разработкой Антинаркотической стратегии Восточного полушария, положив в основу российский План борьбы с афганским наркопроизводством «Радуга – 2» и обеспечив запуск и динамику этого процесса на различных международных площадках.
Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства при реализации приоритетных национальных проектов в Центральном федеральном округе за 9 месяцев 2010 г. В статье «Прокурорский надзор в сфере реализации приоритетных национальных проектов», опубликованной под рубрикой «На службе закона и порядка», заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В. Малиновский анализирует сложившуюся ситуацию.
Подробно говорится о нарушениях, обнаруженных в сфере реализации национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», Отмечается, в частности, что за 9 месяцев 2010 г. прокуроры уделяли особое внимание надзору за соблюдением прав ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (в редакции от 21 декабря 2009 г. № 327-ФЗ) и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» (в редакции от 9 января 2010 г.). Нарушения закона и прав граждан в этой сфере выявлены в Белгородской, Брянской, Липецкой, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской и других областях.Наибольшее количество уголовных дел, отмечает В. Малиновский, возбуждено в сфере национального проекта «Развитие АПК» и связано с хищением бюджетных средств, направленных в качестве государственной поддержки мероприятий по развитию животноводства, жилищного строительства на селе, а также с нецелевым расходованием субсидий и кредитов гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Бюджетные средства похищаются посредством фальсификации документов и иных злоупотреблений. В статье говорится о мерах прокурорского воздействия на правонарушения в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
В подборке информационных материалов под общим заголовком «Незаконное предпринимательство» приводятся факты нарушений законов, вскрытые сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России.
Речь идет, в частности, о прекращении деятельности незаконных игорных заведений в Москве, о нарушениях, допущенных в процессе эксплуатации лесных участков, переданных в аренду предприятиям лесозаготовительного комплекса Приморского и Хабаровского краев, а также о раскрытии крупной межрегиональной подпольной сети по незаконному производству и реализации алкогольной продукции.
|