логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 12, декабрь 2010 год

"УСКОРИТЬ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ"

В двенадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Ускорить развитие информационных технологий в органах государственной и муниципальной власти», опубликованной в рубрике «На контроле Президента». Она основана на материалах проверки исполнения соответствующего федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации.

Отмечается, что в целом на федеральном уровне решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. Практически полностью удовлетворены потребности в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Большинством органов государственной власти созданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с их деятельностью, внедрен электронный документооборот.

Тем не менее, не решены должным образом вопросы преодоления неравенства субъектов Российской Федерации в доступе к государственным информационным ресурсам. Прежде всего, это касается доступности сети Интернет, качества каналов связи и скорости передачи данных. Во многих регионах основной проблемой остается общее отставание инфраструктуры информационных и телекоммуникационных технологий в муниципальных образованиях. Не создана полноценная система применения электронной цифровой подписи. Отсутствует системный подход при разработке ведомственных программ.

Поручением Президента Российской Федерации от 10 июля 2009 г. № Пр 1749 Правительству Российской Федерации поставлена задача разработать единый системный проект инфраструктуры электронного правительства, который должен определить ее состав, порядок взаимодействия отдельных подсистем и элементов между собой. Основные положения указанного проекта рассматривались на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, последний раз – 27 апреля текущего года. При этом Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации неоднократно срывало сроки представления согласованного в установленном порядке системного проекта создания инфраструктуры электронного правительства. К настоящему моменту системный проект не утвержден.

Остаются нерешенными вопросы совместного функционирования и обеспечения взаимодействия создаваемых технологических элементов инфраструктуры электронного правительства с ранее реализованными компонентами систем региональной информатизации.

Не в полном объеме выполнено поручение Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г. № Пр-1572 ГС в части создания единого портала государственных и муниципальных услуг. Только 15 декабря 2009 г. с опозданием на год Минкомсвязью России проведена презентация тестовой версии справочно-информационного портала «Государственные услуги», и лишь в 2011 году планируется организовать в штатном режиме межведомственное электронное взаимодействие между органами исполнительной власти при оказании населению соответствующих услуг.

В рубрике «Федеральный округ» помещена статья «Устранить бюрократические барьеры, препятствующие развитию предпринимательства», содержание которой основано на результатах проверки комиссией контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Иркутской области по снижению административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.

Комиссия провела выборочную проверку в двух городских округах (гг. Иркутск и Усолье-Сибирское), двух городских поселениях (гг. Ангарск и Шелехово), административных центрах и отдельных населенных пунктах в трех муниципальных районах (Иркутский, Усольский и Шелеховский) и запросила дополнительную информация в ряде городских округов (Братск, Усть-Илимск и Братский муниципальный район).

В статье отмечается, что в гг. Ангарск, Братск и Иркутск, где сосредоточена основная часть малых предприятий (82%) и индивидуальных предпринимателей (38%), успешно реализуются целевые программы поддержки предпринимательства.

На сайтах муниципалитетов размещены специальные разделы, информирующие о развитии малого предпринимательства, результатах реализации муниципальных программ. При содействии администраций городов разработаны и изданы методические пособия, в числе которых справочники начинающего предпринимателя, по налогообложению предпринимательской деятельности, подбору кадров для малого бизнеса и т.д.

Вместе с тем в областную программу не включены основные мероприятия муниципальных программ, отсутствует их взаимосвязь. Органы исполнительной власти региона не разработали типовые стандарты качества и регламенты по оказанию консультационных услуг региональными и муниципальными организациями, работающими в данной сфере. Не внесены соответствующие изменения и дополнения в целевые программы поддержки и развития малого предпринимательства. В феврале 2010 г. комиссия аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации отметила эти недостатки, но распорядительный документ и план мероприятий по их устранению не разработаны.

Кроме того, органами исполнительной власти недостаточно внимания уделяется такой форме поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, как размещение у них государственных и муниципальных заказов. Зачастую отсутствует информация об объемах размещенных заказов для муниципальных нужд.

По итогам проверки делается вывод, что органами государственной власти Иркутской области недостаточно внимания уделяется вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Отсутствует также региональный закон о развитии предпринимательства.

Важнейшую роль в ликвидации лесных пожаров летом 2010 года, нанесших большой ущерб, сыграла оперативная деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В рубрике «Президент дал поручение» бюллетень публикует материал «Учесть опыт тушения лесных пожаров».

Он основан на выступлении первого заместителя Министра МЧС России Р. Цаликова на заседании Общественного совета при МЧС России 15 сентября. Названы три основных группы условий, которые привели к чрезвычайной ситуации в Центральном и Приволжском федеральных округах, а также в Волгоградской, Саратовской областях и Алтайском крае.

Это, во-первых – аномально долгое нахождение антициклона в европейской части страны – с 21 июня по 19 августа. Во-вторых – аномально высокие температуры, никогда не наблюдавшиеся на данных территориях за все время ведения инструментальных наблюдений. В-третьих, – возникновение внутри антициклона штормовых ветров силой до 30 м/сек. Сочетание всех этих факторов, по мнению руководителя, создало беспрецедентные условия для широкомасштабного наступления огня.

Проведя анализ причин сложившейся ситуации, МЧС России предложило принять для недопущения их в дальнейшем ряд мер. В их числе – воссоздание в полном объеме добровольной пожарной охраны, личный состав которой должен быть в 10 раз больше, чем сейчас. (За последние три года была создана добровольная пожарная охрана численностью 62 тыс., должно быть минимум 700 тыс.)

Необходимо также предоставить больше полномочий надзорным органам в отношении периодичности проверок состояния пожарной безопасности муниципальных образований, городских и сельских поселений, а также по увеличению штрафов за нарушение правил пожарной безопасности. Для этого требуется внести изменения в ряд федеральных законов. Кроме того, необходимо решить вопрос о создании федеральной авиалесоохраны.

Важным вопросом МЧС считает решение проблемы торфяников, находящихся в районах поселений, особенно брошенных и бесхозных.

Говорится также о модернизации всех сил пожаротушения на всех уровнях и необходимости оснащения их современными образцами техники и средств защиты.

Тему борьбы с лесными пожарами летом 2010 года продолжает статья «На передней линии борьбы с огненной стихией» под рубрикой «Чрезвычайная ситуация», основанная на материалах пресс-службы Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Президент Российской Федерации Д. Медведев во время рабочего визита в Республику Марий Эл лично проконтролировал ситуацию в регионе, на территории которого был введен режим чрезвычайной ситуации, связанной с масштабными лесными пожарами. В Управлении внутренних дел по городу Йошкар-Ола состоялась церемония вручения государственных наград сотрудникам милиции, отличившихся во время тушения лесных пожаров в Республике Марий Эл.

Среди тех, кому Д. Медведев вручил орден Мужества, два сотрудника милиции – старший инспектор по делам несовершеннолетних ОВД по Медведевскому району капитан милиции А. Попрухин и инспектор дорожно-постовой службы отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл старший лейтенант милиции А. Савельев.

В статье приводятся примеры самоотверженности работников внутренних дел.

Под рубрикой «Приоритеты» в статье «Контроль за соблюдением трудового законодательства: системность и оперативность» руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю. Герций делится мнением о проблемах ведомства.

По его словам, только за год государственными инспекциями труда (далее – гострудинспекции) в регионах России было проведено около 218 тыс. проверок по соблюдению законодательства о труде, в том числе более 69,2 тыс. – по вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы и более 110 тыс. – по охране труда работников.

В ходе проверок всех видов государственными инспекторами труда выявлено 1,35 млн. нарушений трудовых прав работников, при этом более 965 тыс. из них связанны с нарушениями охраны труда. Работодателям было выдано около 173 тыс. предписаний, из них свыше 149,9 тыс. исполнены в установленные сроки, что позволило устранить более 1,19 млн. выявленных правонарушений.

В результате законных требований госинспекторов 1 млн. 241 тыс. работникам была выплачена задержанная заработная плата на общую сумму более 15,1 млрд. рублей. Отменено 1933 приказа о незаконном увольнении работников и более 3 тыс. незаконно наложенных дисциплинарных взысканий, оформлено более 31 тыс. трудовых договоров.

Особое внимание в статье руководитель уделяет мерам, которые принимались в условиях экономического кризиса для недопущения роста безработицы. Реализация мероприятий, предусмотренных региональными программами, позволила сохранить свыше 2,3 млн. рабочих мест и организовать занятость почти 128 тыс. человек (самозанятость).

Важным направлением деятельности Роструда является реализация конституционного права граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В прошлом году было подано 463 заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. В ходе весеннего и осеннего призывов граждан на военную службу на альтернативную гражданскую службу было направлено 250 граждан.

В настоящее время проходят альтернативную гражданскую службу 818 граждан.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» в декабрьском номере бюллетеня опубликованы два материала. Первый, под заголовком «Необходимо четкое взаимодействие правоохранительных органов», посвящен вопросам их координации в борьбе по искоренению причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Автор статьи прокурор Московской области, государственный советник юстиции 3 класса А. Мохов напоминает, что 13 октября 2010 г. под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки прошло координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, на котором обсуждались вопросы, связанные с ходом реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции. В выступлении Генерального прокурора Российской Федерации прозвучали жесткие оценки работы правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Критике была подвергнута оперативно-розыскная работа, качество следствия.

По мнению А. Мохова, в этом отношении Московская область мало чем отличается от других субъектов Российской Федерации. И все же принимавшиеся мер дают результаты. Так, увеличивается количество уголовных дел, направляемых в суд. За 9 месяцев 2010 года их число составило 290, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сократилось число незаконных решений о возбуждении уголовных дел.

Автор статьи отмечает направления работы, на которых надо сосредоточить основные усилия. Например, недостаточное внимание уделяется пресечению системной коррупции в бюджетной сфере. Нуждается в активизации деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации и взысканию в целях возмещения причиненного ущерба. Не соответствует предъявляемым высоким требованиям и качество следственной работы.

Устранить недостатки возможно путем дальнейшего усиления координирующей роли прокуроров в сфере противодействия коррупции при жестком контроле за исполнением планируемых мероприятий.

Второй материал, опубликованный под рубрикой «На страже закона и порядка», - «На пути к реформе милиции», основан на материалах пресс-службы Департамента экономической безопасности МВД России и представляет собой подборку информационных сообщений о работе по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами.

В 27 октября 2010 г. под руководством начальника Департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенанта милиции Ю. Шалакова состоялось Всероссийское семинар-совещание руководителей подразделений по противодействию коррупции и организованной преступности органов внутренних дел Российской Федерации. Открывая его, Ю. Шалаков заявил, что в январе – сентябре 2010 г. правоохранительными органами Российской Федерации было выявлено более 35 тыс. преступлений коррупционной направленности, из них около 92% – органами внутренних дел. По его словам, вскрыто 255 фактов получения взятки в крупном или особо крупном размере, что на 17,5% выше показателей 2009 года.

Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации действительный государственный советник I класса Е. Школов. на Межведомственном семинаре-совещании в г. Красноярске, посвященном декриминализации лесной отрасли и противодействию отмывания доходов в данной сфере, обратил внимание на то, что ситуация в лесозаготовительном комплексе свидетельствует о возрастающей криминальной заинтересованности отдельных работников, связанных с лесной отраслью, которые за соответствующее вознаграждение покрывают лиц, занимающихся незаконной заготовкой леса.

В материале приводятся многочисленные факты пресечения коррупционных преступлений.

В приложении к декабрьскому номеру бюллетеня публикуется полный указатель материалов, опубликованных в «Президентском контроле» в 2010 году.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ