Президентский контроль
Информационный бюллетень N 11, ноябрь 2010 год
"ОБЕСПЕЧИТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ПАСПОРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"
В одиннадцатом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
На этот раз номер открывает статья "Обеспечить условия для внедрения паспортов нового поколения", опубликованной в рубрике "На контроле Президента". Ее содержание основано на материалах проверки исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на создание государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения.
Поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N Пр-1299 задача обеспечения российских граждан паспортно-визовыми документами нового поколения с использованием биометрических параметров была определена как одна из приоритетных для Правительства Российской Федерации. В целях обеспечения межведомственной координации и формирования основных направлений государственной паспортно-визовой политики распоряжением Президента Российской Федерации от 18 сентября 2004 г. N 439-рп образована межведомственная рабочая группа.
Правительство Российской Федерации в марте 2005 г. одобрило концепцию создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения (далее – Система), в которой определены правовые, социальные, организационно-технические и финансово-экономические основы введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов, содержащих биометрические данные их владельцев, и План первоочередных организационных мероприятий по введению в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения (далее – План). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. N 1156-р МВД России определено государственным заказчиком, ответственным за координацию работ по созданию Системы, а Минкомсвязь России – органом, ответственным за разработку и реализацию единой технической политики создания и функционирования Системы. Установлено, что финансирование работ по созданию Системы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Указанным распоряжением была поставлена задача создать в 2005–2007 гг. Систему, адаптированную к международным требованиям.
Проверка показала, что 3 мероприятия из 20, предусмотренные Планом, не были выполнены в установленные сроки, что повлекло их корректировку в августе 2005 г. Финансово-экономическое обоснование создания Системы на 2005–2007 гг. было согласовано Минфином России и утверждено всеми государственными заказчиками вместо марта 2005 г. только в июле 2007 г. Государственные заказчики определены Правительством Российской Федерации с опозданием на месяц – в августе 2005 г., образцы и описания бланков паспортов, содержащих электронные носители информации, утверждены в ноябре, а не в апреле 2005 г., как предусмотрено Планом.
На реализацию мероприятий по созданию Системы в 2005–2007 гг. из федерального бюджета было выделено 14 028,4 млн. рублей, из которых освоено 7 892,6 млн. рублей. Утверждены проектные документы, определяющие архитектуру, порядок создания и обеспечения эксплуатации Системы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 9-р МВД России, ФМС России, Минкомсвязи России, МИДу России, ФСБ России, СВР России, ФСТЭК России, Минобороны России, Минфину России, Росморречфлоту и Росгранице было поручено завершить в 2009 году осуществление мероприятий по созданию Системы на территории Российской Федерации.
В целях реализации указанного распоряжения Правительством Российской Федерации в феврале 2008 г. одобрен План организационных мероприятий по дальнейшему осуществлению работ, обеспечивающих введение в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения. В мае 2008 г. согласовано Минфином России и утверждено государственными заказчиками Системы финансово-экономическое обоснование работ по ее созданию и развитию на 2008–2010 гг.
В статье отмечается, что все основные запланированные мероприятия по созданию Системы выполнены ФМС России, МВД России, Минобороны России и Росморречфлотом. На 25 апреля 2010 г. в Российской Федерации гражданам выдано более 4,8 млн. заграничных паспортов нового поколения. С 1 марта 2010 г. на всей территории России обеспечена возможность получения заграничных паспортов со сроком действия 10 лет.
В то же время некоторые мероприятия остались не выполненными. В основном это касается создания межведомственного сегмента Минкомсвязи России и ведомственных сегментов МИДа России и Пограничной службы ФСБ России.
В рубрике "Федеральный округ" помещена статья "Ключевая задача – адресная поддержка нуждающихся граждан", содержание которой основано на результатах проверки комиссией контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Алтайского края по вопросам оказания государственной социальной помощи малоимущим слоям населения.
Для изучения практики оказания социальной помощи малоимущим слоям населения комиссия провела выборочную проверку в трех городских округах (Барнаул, Новоалтайск, Алейск), трех муниципальных районах (Первомайский, Алейский, Топчихинский), а также в социальных учреждениях, расположенных на территориях данных муниципальных образований.
В статье отмечается, что реализация комплекса мер, направленных на развитие здравоохранения, образования и социальной защиты населения, способствовала улучшению в крае демографической ситуации. Так, с января по август 2009 г. родилось на 638 детей больше, чем за аналогичный период 2008 года. В 2008 году уровень младенческой смертности снизился на 3,2%. Миграционная убыль населения по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 845 человек, но остается высокой и составляет 4946 человек.
В целях оказания адресной социальной поддержки малоимущим гражданам, малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также для обеспечения пожарной безопасности учреждений социального обслуживания населения органами исполнительной власти приняты и реализуются 9 краевых, 2 ведомственные целевые программы "Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми" на 2007–2010 годы, "Дети Алтая" на 2007–2010 годы, "Обеспечение пожарной безопасности краевых государственных учреждений социального обслуживания и управлений социальной защиты населения по городским округам (муниципальным районам) Алтайского края" на 2009–2011 годы и др.
Объем финансирования социальных программ из всех источников в 2007 году составил 2,1 млрд. рублей, в 2008 – 5 млрд., в 2009 – 7,5 млрд. рублей. Составной частью краевой программы являются муниципальные целевые программы социальной поддержки граждан данной категории, которые приняты и реализуются во всех городских округах и муниципальных районах.
В статье также отмечается, что в 2007–2008 гг. при выполнении обязательств федерального бюджета финансирование мероприятий программы из краевого бюджета осуществлялось недостаточно.
Подробно анализируются меры, принимаемые на местах для снижения уровня безработицы, улучшения ситуации с выплатой заработной платы. Отмечается, в частности, что меры, принимаемые органами исполнительной власти, местного самоуправления края по ликвидации задолженности по оплате труда, недостаточны.
Так, органами прокуратуры за 9 месяцев 2009 г. выявлено более 200 организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по заработной плате либо выплачивающих ее ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Общая сумма выявленной задолженности составила 107,3 млн. рублей.
В целях защиты прав граждан на своевременную оплату труда по постановлениям городских, районных прокуроров в 2009 году свыше 30 должностных лиц были привлечены к административной ответственности за нарушение порядка представления статистической информации. За нарушения законодательства о труде к административной ответственности с наложением штрафа привлечены 30 работодателей, руководителям предприятий-должников внесено 10 представлений, в интересах работников направлено 82 иска на общую сумму 6,5 млн. рублей.
В ходе проверки особо обращалось внимание на организацию работы по учету обращений граждан и их рассмотрению, поскольку анализ обращений и жалоб позволяют определить реальные потребности получателей государственных услуг, а также степень удовлетворенности качеством исполнения государственных функций и оказания государственных услуг. При этом было отмечено, что в такой работе имеются определенные недостатки. В основном ответы носят разъяснительный характер. В 2008 году из 4,6 тыс. письменных обращений только по 956 дано положительное решение.
На основании анализа динамики обращений граждан в статье делается вывод о недостаточной работе органов социальной защиты в отдельных муниципальных образованиях.
Минувшим летом во многих регионах Российской Федерации из-за аномально жаркой погоды огнем природных пожаров были уничтожены сотни домов и тысячи человек остались без крова. В статье "Помочь каждому пострадавшему от последствий природных пожаров" под рубрикой "Президент дал поручение" Министр Регионального развития Российской Федерации В. Басаргин сообщает о том, как ведется ликвидация последствий природных пожаров.
На 1 сентября 2010 г. в ходе природных пожаров на территории Российской Федерации пострадало 147 населенных пунктов. Всего сгорело 2209 домов, 2448 семей остались без крова. Речь идет только о тех домах, что пострадали в ходе пожаров, вызванных аномально теплой погодой, начиная с середины июня т.г.
В рамках реализации поручений Президента Российской Федерации была организована работа по оказанию помощи пострадавшим. Распоряжениями Правительства Российской Федерации таким регионам выделили в общей сложности 7, 666 млн. рублей. Все средства поступили в регионы.
Из общего числа пострадавших в регионах Российской Федерации 1650 семей изъявили желание построить жилье, 140 семей решили приобрести жилье на вторичном рынке, а 623 семей предпочли получить компенсацию, из которых 38 семьям она уже предоставлена. В новые дома въехали 11 семей. 35 семей пока не определились с видом компенсации.
План-график по восстановлению утраченного жилья предусматривает конкретные поэтапные сроки ввода всех необходимых 1608 домов. Определены проектные решения и исполнители работ.
В статье особо отмечается, что при строительстве жилья для пострадавших от лесных пожаров семей применяются самые современные технологии. Они позволят снизить эксплуатационные издержки нового жилья по сравнению с утраченным в среднем на 30%. Строятся дома и по традиционной для сельского жилья технологии – стены из газосиликатных блоков с облицовкой керамическим кирпичом по монолитным железобетонным столбчатым фундаментам.
Все дома полностью обеспечиваются необходимой инфраструктурой. Речь идет не только о водопроводе, канализации, подключении к газовым и электрическим сетям, но и о цифровой телефонной связи, подключении к высокоскоростному доступу к сетям Интернет, спутниковом телевидении. Работы по инженерной подготовке проводятся за счет организаций-монополистов. Вновь строящиеся поселки будут обеспечены не только инженерной, но и социальной инфраструктурой. Это фельдшерско–акушерские пункты, физкультурно–оздоровительные комплексы, магазины, аптеки, школы и детские сады.
На всей территории России проведены акции по сбору средств, предметов домашнего быта, одежды для пострадавших. Русская Православная Церковь организовала сбор пожертвований во всех своих приходах. Помощь пострадавшим оказывает ряд крупных бизнес–структур. На начало сентября 9 компаний обратились с предложениями о безвозмездной помощи, еще 29 – с предложением своих услуг на льготных условиях.
Посильную помощь оказывают также органы власти субъектов Федерации. Администрацией Иркутской области организованы поставки 50 быстровозводимых домов, Правительством Хабаровского края оказывается материальная помощь пострадавшим.
В статье делается вывод о том, что в целом масштаб принимаемых мер адекватен масштабу трагедии, системных проблем нет. Ход работ позволяет рассчитывать, что помощь всем пострадавшим в ходе природных пожаров будет оказана в установленные сроки. Контроль за проводимой работой с пострадавшими регионами и непосредственный мониторинг ситуации будут продолжены.
В статье "Усиление контроля за размещением госзаказа дает позитивные результаты" под рубрикой "Что показали проверки" руководитель Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев рассказывает о контроле, который осуществляет ведомство за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о размещении заказов в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
За I квартал 2010 г. органами ФАС России рассмотрено 1178 обращений о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). По результатам их рассмотрения согласование ФАС России получено заказчиками в 1028 случаях (87%). В остальных случаях Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых торгов и аукционов выявлены нарушения законодательства, которые привели к отказу в таком согласовании.
Приведенные показатели свидетельствуют о тенденции к увеличению процента удовлетворенных обращений о согласовании к общему числу обращений, рассмотренных органами ФАС России, повышению в общей массе размещаемых государственных заказов доли заказов, размещенных без нарушений.
В статье дан анализ основных причин, по которым государственным заказчикам отказано в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Приводятся сведения, касающиеся контроля за соблюдением законодательства при размещении заказов, данные по административной практике. Так, в I квартале 2010 г. ФАС России возбуждено 4006 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения вынесено 2129 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 49 959 тыс. рублей. Из указанной суммы в течение I квартала 2010 г. органами ФАС России взыскано 20 960 тыс. рублей (43% от общей суммы наложенного штрафа).
Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (1504) выдано привлеченным к ответственности по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть наиболее распространенным нарушением является принятие членами конкурсной (аукционной) комиссии незаконного решения в рамках проведения процедур рассмотрения конкурсных заявок, а также процедур торгов.
Особое место в статье уделяется составу выявленных в ходе проверок нарушений, приведены сведения о процедурах обжалования результатов. В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности их размещения, органами ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с гл. 8 Закона о размещении заказов.
За I квартал 2010 г. в ФАС России поступило 5190 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 2100 поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 1219 – размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 1871 – размещении заказов для муниципальных нужд. Органами ФАС России на основании ч. 1 ст. 59 Закона о размещении заказов возвращено заявителям 1260 жалоб. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 61 Закона о размещении заказов, самими заявителями отозвана 351 жалоба.
В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 1649 жалоб (46% общего количества). По результатам выдано 1878 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов. ФАС России обеспечивает также ведение единого реестра недобросовестных поставщиков, в который включаются недобросовестные участники размещения заказов и поставщики, выявляемые в соответствии с нормами Закона при размещении заказов или в ходе реализации контрактов заказчиками всех трех уровней власти (федеральный, региональный, муниципальный). Как отмечается в статье, всего на первый квартал 2010 г. в Реестре содержатся сведения о 3198 участниках размещения заказа.
Современные тенденциях развития наркоситуации в Российской Федерации и принимаемые меры по борьбе с наркопреступностью рассматривает заместитель начальника Главного управления по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации К. Кудряев в статье "Затруднить доступ к заменителям наркотиков", опубликованной под рубрикой "На страже закона и порядка".
Согласно статистическим данным, в I полугодии 2010 г. на территории России зарегистрировано свыше 118 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Генеральная прокуратура Российской Федерации активно участвует в разработке предложений, направленных на активизацию борьбы с наркопреступностью. Укрепление законности, неотвратимость наказания, недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц, соблюдение конституционных прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства – это приоритетные ориентиры для прокуроров.
Так, при осуществлении надзорной деятельности ими выявляются тысячи нарушений федерального законодательства, в том числе регламентирующего уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность. Только в I полугодии 2010 г. в процессуальной деятельности следственных органов ФСКН России установлено 8384 нарушений закона, что на треть больше, чем в I полугодии 2009-го. По мнению автора статьи, в настоящее время особое внимание правоохранительных органов обращено на меры по противодействию незаконному обороту курительных смесей. Проверки исполнения законодательства, пресекающего распространение курительных смесей, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации и не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, свидетельствуют о том, что ситуация, связанная с их реализацией, по-прежнему остается напряженной.
На 1 сентября 2010 г. в результате принятых мер начато производство по 2496 уголовным делам. В суд направлено 1106 уголовных дел, по 656 уголовным делам виновные лица уже осуждены к различным видам наказания. Вместе с тем проводимый анализ показывает, что среди причин, препятствующих эффективной работе органов государственной власти по пресечению распространения новых видов наркотических средств и психотропных веществ, включая курительные смеси, выделяются неполнота правового регулирования и отсутствие методических документов, регламентирующих вопросы контроля реализации наркотических средств.
Одной из наиболее актуальных проблем последнего времени стало массовое распространение дезоморфиновой наркомании. Усилия, предпринимаемые правоохранительными органами по пресечению незаконного оборота афганского героина и гашиша, а также некоторое снижение уровня жизни населения страны вследствие воздействия мирового экономического кризиса привели к распространению дешевого и более доступного заменителя героина дезоморфина – наркотического средства, получаемого в кустарных условиях из кодеинсодержащих лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже в аптечной сети.
В I полугодии 2010 г. по сведениям ФСКН России правоохранительными органами изъято 22,9 килограмма дезоморфина, что в 2 раза больше, чем за весь прошлый год (11 килограммов). Данная масса эквивалентна 229 млн. средних разовых доз этого наркотического средства. Динамика роста количества дезоморфиновых наркоманов взаимосвязана с увеличением объемов реализации через аптечную сеть кодеинсодержащих лекарственных препаратов, отпускаемых в безрецептурном регламенте.
О распространении дезоморфиновой наркомании косвенно свидетельствует также прирост общего количества выявленных и ликвидированных притонов, в которых потреблялись наркотики. Так, в I полугодии 2010 г. только органами наркоконтроля ликвидировано 2723 наркопритона, что на 12,4% больше, чем в I полугодии 2009 г.
Под рубрикой "На службе закона и порядка" публикуется также подборка информационных материалов под общим заголовком "Взяточники задержаны", содержащих сведения о предотвращенных Департаментом экономической безопасности (далее - ДЭБ) МВД России случаях пресечения дачи и получения взятки.
Так, например, 22 августа в аэропорту "Шереметьево" задержан владелец холдинга "РАТМ" Э. Таран, подозреваемый в даче взятки сотруднику милиции. Взятка в размере 100 тыс. долларов США предлагалась сотруднику ДЭБ МВД России за прекращение 2 материалов оперативной проверки, которая проводилась в отношении указанного холдинга в связи с информацией о совершающихся налоговых и экономических преступлениях.
19 августа 2010 г. в ресторане на улице Большая Якиманка при передаче 1 млн. рублей с поличным задержан посредник в передаче незаконного денежного вознаграждения – Н. Забанов. Оставшаяся часть денежных средств изъята в ходе обыска в квартире Н. Забанова и при осмотре его автотранспортного средства.
В отношении подозреваемых СО по Замоскворецкому району СУ СК при Прокуратуре Российской Федерации по г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 291 УК РФ (дача взятки). Решается вопрос об избрании меры пресечения.
Сотрудниками ДЭБ МВД России был также задержан помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В. Сохацкий, подозреваемый в получении незаконного денежного вознаграждения в размере 70 тыс. долларов США. Указанная сумма была передана государственному служащему за организацию депутатского запроса в правоохранительные органы с требованием прекратить проверку финансово-хозяйственной деятельности одного из московских развлекательных клубов.
На момент передачи денежных средств помощник депутата находился на стационарном лечении. Он позвонил хозяину развлекательного заведения и предложил встретиться недалеко от больничного комплекса. При получении незаконного денежного вознаграждения Сохацкий был задержан с поличным. В отношении В. Сохацкого возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Приводятся также примеры других удачных операций, проведенных сотрудниками ДЭБ МВД России в Челябинской, Тверской и Московской областях.
КНР – один из стратегических партнеров Российской Федерации в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Чтобы успешно взаимодействовать, надо хорошо знать и изучать друг друга. Социологи двух стран исследовали тенденции рынка труда на примере Санкт-Петербурга в России и Шанхая в Китае. Полученные результаты директор Института социологии РАН М. Горшков и заведующий сектором изучения социальной мобильности Института социологии РАН М. Черныш анализируют в статье под заголовком "Рынок труда: пути стабилизации и развития. Опыт Санкт-Петербрга и Шанхая".
Авторы отмечают, что в начальной фазе реформирования, почти совпадавшей по времени с китайским "разворотом" в сторону рынка, российская экономическая и социальная политика ставила целью скорейшее преодоление переходного периода за счет комплексной программы реформ, охватывавшей все сферы жизни общества. Предполагалось – и это подтверждалось опытом стран Восточной Европы, вступивших на путь реформ раньше России – что чем острее постсоциалистический кризис, тем радикальнее политический и экономический курс, тем быстрее экономика и общество проходят его острую фазу, тем скорее они "выруливают" на путь поступательного развития.
В Китае власти выбрали путь постепенных преобразований. Разные стратегии реформ и подходы к управлению их последствиями иллюстрируются текущим состоянием рынка труда в двух городах.
Непредсказуемыми последствиями реформ в Санкт-Петербурге стала деквалификация значительной части населения и нарастающее напряжение в том секторе рынка труда, в котором сходились спрос и предложение на рабочую силу высокой квалификации. Одной из реакций на избыток квалифицированной рабочей силы стало увеличение доли квалифицированных работников, занятых в бюрократических структурах города. Так, доля чиновников, работающих в городской администрации и государственных структурах, увеличилась за последние 5 лет почти в 2 раза (5,8% и 10,2 соответственно).
Рынок труда в Шанхае развивался по другому сценарию. На государственных предприятиях работают около 15% населения города (в Шанхае проживает почти 19 млн. человек). Закрытие предприятий привело бы к еще большим сложностям на напряженном рынке труда и поэтому сейчас правительство города готовит программу, которая предусматривает закрытие или переоснащение старых фабрик и заводов с участием государственных ресурсов и частного капитала.
Авторы обращают внимание на то, что в условиях напряжения на рынке труда в Санкт-Петербурге бюро по трудоустройству постепенно утрачивали позиции, уступая место поискам работы с помощью родных и знакомых. В Шанхае, напротив, роль агентств по трудоустройству повысилась.
Прослеживаются различия в двух странах и по отношению к профсоюзным организациям, а также трудовым контрактам и бессрочным трудовым договорам. Например, в российской экономике наиболее распространена занятость на постоянной основе, пишут авторы, что рассматривается как одно из ключевых завоеваний ушедшей социалистической эпохи. Однако в условиях рынка бессрочный найм – не более, чем иллюзия постоянства.
В Шанхае половина всех работников трудится по контракту и только около трети включены в штат на постоянной основе. При этом примерно одна десятая работающих в городе не имеет каких-либо отношений с работодателем - речь идет о предпринимателях – людях, имеющих собственное дело. В Шанхае частное предпринимательство имеет широкое распространение и открыть небольшое дело может любой приезжий, не имеющий постоянной работы.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|