логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 10, октябрь 2010 год

"НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ КОНТРОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В I ПОЛУГОДИИ 2010 Г."

В десятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей "Некоторые итоги работы Контрольного управления Президента Российской Федерации в I полугодии 2010 г." под рубрикой "На контроле Президента", подготовленной на основе доклада Контрольного управления Президента Российской Федерации по итогам работы в I полугодии 2010 г. В основу положены материалы более чем 130 контрольных мероприятий, проведенных самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий.

Отмечается, в частности, что в отчетном периоде Контрольное управление осуществляло контроль за ходом реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В настоящее время выполнены 8 из 28 поручений по реализации Послания на 2010 год. Сроки исполнения 3 поручений не наступили. Приняты решения о продлении сроков исполнения 9 поручений, работа по которым не завершена. Контрольным управлением признаны обоснованными просьбы Правительства Российской Федерации о продлении сроков их исполнения.

Продолжалась работа по контролю за ходом реализации общенациональных проектов. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации контролировался ход подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. В результате проделанной работы по снижению стоимости строительства основных спортивных сооружений удалось добиться экономии средств на сумму более 200 млрд. рублей.

Осуществляется мониторинг создания объектов инфраструктуры, необходимых для проведения форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году в г. Владивостоке. Контролируется подготовка к проведению в г. Казани Всемирной летней универсиады в 2013 году.

Большое внимание уделялось выполнению мероприятий Национального плана противодействия коррупции. На первом этапе реализации Национального плана в Российской Федерации создана соответствующая потребностям времени и международным обязательствам правовая основа противодействия коррупции. Следующий этап реализации антикоррупционной политики должен быть посвящен организации исполнения принятых правовых предписаний. Работа по контролю за реализацией мероприятий Национального плана будет продолжена.

В отчетном периоде в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации проведено 16 внеплановых проверок.

Так, проведена проверка соблюдения законодательства федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Московской области при принятии решений, связанных с отменой усыновления детей, находившихся в семье Агеевых. Сведения, изложенные в письме соседей Агеевых на имя Президента Российской Федерации о допущенных нарушениях законодательства, не подтвердились. В настоящее время дети помещены в государственное учебное воспитательное учреждение "Социальный приют для детей и подростков", расположенное на территории Ступинского муниципального района Московской области.

Проверялась обеспеченность школ доступом к сети Интернет. Выяснили, что на 3 июня 2010 г. почти в 500 школах Интернет не действовал.

В поле зрения Контрольного управления была ситуация по реализации функций госконтроля в отношении ЗАО "Орловский Кристалл", контролировалось создание государственного музея "Дом Мельникова" в г. Москве, реализация инвестиционного проекта по созданию в г. Москве китайского делового центра "Парк Хуамин".

Особым предметом внимания ведомства был контроль за выполнением поручений Главы государства. На 30 июня т.г. осуществлялся контроль за выполнением 1901 поручения Президента Российской Федерации, в том числе поручений, содержащихся в указах и распоряжениях.

Проводилась планомерная работа по контролю за выполнением поручений, связанных с расходованием средств из резервного фонда Президента Российской Федерации на общую сумму 1494,3 млн. рублей. Всего по состоянию на 30 июня 2010 г. контролировалось 129 поручений, содержащихся в 43 распоряжениях Главы государства. В целом финансовые средства фонда осваивались эффективно и по назначению.

Сводный план на I полугодие 2010 г. был выполнен. С учетом предложений полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и руководителей самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации подготовлен Сводный план на второе полугодие 2010 г.

Под рубрикой "Государственное строительство" издание публикует статью председателя Комиссии по организации государственной и иной службы российского казачества, первого заместителя министра внутренних дел Российской Федерации М. Суходольского "Направить потенциал казачества в деятельное русло". Она касается основных итогов работы возглавляемой им комиссии.

Так, на первом этапе ее деятельности осуществлен значительный объем работы, связанный с реализацией организационных вопросов, обусловленных необходимостью выстраивания оптимальной системы координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Разработаны положения о рабочих группах Комиссии, в ее структуре сформирован работоспособный секретариат, в состав которого включены представители всех заинтересованных ведомств. Налажена полноценная обратная связь как с федеральными органами исполнительной власти и окружными комиссиями Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, так и непосредственно с казачьими формированиями.

Автор рассказывает об уже реализованных конкретных мероприятиях, а также ставит вопросы, требующие решения. По его словам, потенциал российского казачества используется пока нерационально, что объясняется рядом нерешенных до настоящего времени организационных проблем. Одна из них – незавершенность процедур перерегистрации казачьих обществ.

Согласно имеющейся информации, из почти 2 тыс. различных казачьих формирований на учете в государственном реестре в соответствии со сведениями регистрирующего органа состоит лишь 131 общество, то есть менее 7% от общего количества.

В свою очередь, в ряде случаев сроки регистрации связаны с проблемой назначения войсковых атаманов. В соответствии с действующим законодательством, всю работу по несению казаками государственной и иной службы организует атаман, официальное назначение которого осуществляется Указом Президента Российской Федерации. Более года не назначен атаман Центрального войскового казачества, та же проблема у Амурского войскового казачества. Остается открытым вопрос об атамане Оренбургского войскового казачества, где сход не подтвердил полномочия действующего атамана.

Автор статьи отмечает также несовершенство законодательства, регулирующего деятельность российского казачества, и высказывает конкретные предложения по его совершенствованию.

Аналитическая статья "Неукоснительно соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей", подготовленная руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Онищенко, помещена под рубрикой "Что показали проверки". В ней рассматривается проблематика, связанная с совершенствованием системы работы по этому важнейшему направлению деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Отмечается, в частности, что в 2009 году доля проверок, приходящихся на сферу защиты прав потребителей, составила 28,9%, в том числе 31,6% по плановым проверкам и 26,7% – по внеплановым. При этом по сравнению с 2008 годом весь объем проведенных проверок снизился более чем в 2 раза, но в сфере защиты прав потребителей – только на 19,1%.

По сведениям автора, последние три года соотношение абсолютных показателей выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, к общему количеству соответствующих проверок, имеет устойчивую положительную тенденцию к росту, что в целом свидетельствует о повышении эффективности контрольной и надзорной деятельности в данной области. Если в 2007 году на 1 проверку в среднем пришлось 1,22 выявленных нарушений, в 2008 году – 1,29, в 2009 году – 1,39.

Под рубрикой "На службе закона и порядка" публикуется статья первого заместителя Северо-Западного транспортного прокурора И. Зайцева "Повысить уровень взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с контрабандой наркотиков".

Говоря о существенной работе правоохранительных органов региона по пресечению контрабанды наркотиков в целом, автор отмечает, что ее нельзя оценить как удовлетворительную. По его мнению, реального барьера на границе, который препятствовал бы перемещению наркотиков между различными государствами, сегодня не существует.

И. Зайцев отмечает недостатки, которые, по его мнению, мешают успешной работе. Важнейшее значение имеют вопросы противодействия легализации преступно нажитых доходов. Пока наркодилеры могут беспрепятственно тратить заработанные на продаже наркотиков деньги для приобретения материальных благ, решить проблему распространения наркотиков вряд ли удастся, подчеркивает он.

Необходимо на федеральном уровне принять нормативные правовые акты, позволяющие, как минимум, конфисковывать имущество, легальность приобретения которого не подтверждена в установленном порядке. По его мнению, требуется внести изменения в законодательные акты, регламентирующие осуществление таможенного контроля.

Например, в настоящее время при выявлении наркокурьеров-"глотателей" достаточно проблематично с правовой и организационных точек зрения правильно зафиксировать факт нахождения в желудке человека посторонних предметов, а также изъять их в присутствии понятых, не нарушая при этом конституционные права граждан на свободу передвижения и личную неприкосновенность. Ни один из пунктов пропуска на границе не оборудован в настоящее время медицинским помещением, в котором можно было бы проводить соответствующие процедуры в отношении наркокурьеров-"глотателей".

В этой связи четкое законодательное урегулирование вопросов личного досмотра и освидетельствования лиц на стадии таможенного контроля, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовного дела и задержания лица в качестве подозреваемого, крайне необходимо. Должным образом не решен вопрос взаимодействия правоохранительных органов по выявлению и пресечению фактов контрабанды наркотиков в пунктах пропуска на границе. В целях выявления наркопреступности правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены таможня, милиция, госнаркоконтроль, ФСБ. Однако нормативные акты, регламентирующие права и обязанности того или иного ведомства, зачастую не учитывают специфику законодательства о государственной границе и в сфере таможенного дела.

Информационное сообщение "Экономическим преступлениям – надежный заслон" об итогах оперативно-служебной деятельности Департамента экономической безопасности МВД России в первом полугодии 2010 г. также публикуется под рубрикой "На службе закона и порядка".

Всего за отчетный период подразделениями экономического блока органов внутренних дел выявлено и пресечено 126,8 тыс. преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым обязательно. Более половины из них (64,1% или 81,3 тыс.) отнесены к категории тяжких и особо тяжких.

В структуре зарегистрированных преступлений наибольшее число составили преступления против собственности (54,5 тыс. или 43%), на втором месте – преступления в сфере экономической деятельности (23,3 тыс. или 18,4%), на третьем - против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (22,2 тыс. или 17,5%).

Сообщается, например, что средний размер взятки и коммерческого подкупа по выявленным правоохранительными органами преступлениям составил свыше 44 тыс. руб.

Приводятся данные о выявлении преступлений, связанных с производством и оборотом фальсифицированной алкогольной и спиртосодержащей продукции: в январе-июне текущего года выявлено свыше 64 тыс. нарушений, ликвидировано 275 подпольных производств по изготовлению спиртового суррогата, пресечена деятельность 34 организованных групп. Из незаконного оборота изъято свыше 125 тыс. декалитров этилового спирта, около 196 тыс. декалитров алкогольной продукции.

Так, в Краснодарском крае пресечена деятельность преступной группы, участники которой осуществляли сбыт немаркированной фальсифицированной алкогольной продукции. Изъято свыше 12 тонн коньяка, разлитого в бутылки емкостью по 0,5 литра, представляющего опасность для жизни и здоровья потребителей. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ.

В отчетном периоде подразделения экономического блока органов внутренних дел особое внимание также уделяли декриминализации ЖКХ. Сотрудники ДЭБ МВД России в составе Межведомственной рабочей группы продолжали работу по совершенствованию законодательства о порядке взимания платы от населения за услуги электросвязи, жилое помещение, коммунальные услуги посредством платежных терминалов, а также предпринимали меры по пресечению преступлений в указанной сфере. Так, в Волгоградской области возбуждено уголовное дело в отношении директора и главного инженера ООО "Теплосервис", которые были задержаны при передаче 260 тыс. рублей главе муниципалитета за прекращение проверки предприятия, в деятельности которого установлены факты необоснованного завышения тарифов.

В настоящее время МВД России проводится проверка информации в отношении ряда организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, в регионах, где зафиксирован прирост оплаты граждан за услуги ЖКХ более чем на 25%. Проверяются сведения о перечислении средств в подконтрольные чиновникам коммерческие организации, хранении сумм на депозитных счетах, а также переводе денежных средств, полученных от населения в качестве коммунальных платежей, за границу.

Одним из наиболее опасных и распространенных криминальных проявлений в указанной сфере стало необоснованное завышение оплаты услуг ЖКХ руководителями товариществ собственников жилья. Во многих случаях деньги присваиваются под предлогом работ по благоустройству дома.

В связи с развитием информационного общества в России формируются профессиональные и экспертные сети, совершенствуется сетевая экспертная деятельность, в том числе в сфере стратегического планирования и контроля органов государственной власти. Экспертные процедуры перемещаются в Интернет. Это требует модернизации нормативной правовой базы. Об этом идет речь в статье "Сетевая экспертиза в системе государственного управления" под рубрикой "Новые технологии контроля" доктора технических наук, профессора РАГС при Президенте Российской Федерации А. Райкова.

Автор подробно рассматривает существующие в стране сетевые экспертные сообщества, анализирует имеющуюся нормативную правовую базу экспертизы, рассматривает вопросы интеллектуальной собственности в области экспертной деятельности. Особое внимание уделяется в статье вопросам нематериальной мотивации экспертов. Анализируется также формирование сетевых экспертных сообществ и финансовое управление экспертной деятельностью.

Большое место в статье А. Райкова уделяется подготовке сетевых экспертов.

Подводя итоги, автор делает вывод, что для развития сетевой экспертной деятельности в интересах совершенствования государственного управления и контроля целесообразно обеспечить нематериальную мотивацию экспертов, модернизировать систему учета интеллектуальной собственности и нормативную правовую базу, уделив особое внимание включению в состав экспертов государственных служащих и определению понятий добросовестности и ответственности экспертов.

Целесообразна разработка Кодекса профессиональной этики эксперта, принятие ряда нормативных правовых актов, включая законы об экспертной деятельности и федеральной экспертно-контрактной системе, подготовка положения об аккредитации экспертов для участия в экспертизе общегосударственных мер и решений, формирование регламентов проведения сетевых экспертных процедур, выпуск государственного стандарта по функциональным профилям сетевых экспертных процедур.

В 43 исправительных учреждениях Свердловской области 10% всех отбывающих наказание – ВИЧ-инфицированные люди. Все они находятся под наблюдением медиков исправительных учреждений и получают, при необходимости, антивирусные препараты. В статье "Комплексное взаимодействие", подготовленной по материалам пресс-службы Федеральной службы исполнения наказаний и опубликованной под рубрикой "Через призму социума", речь идет о системе мер по сохранению здоровья осужденных.

Отмечается, в частности, что лечение всех без исключения инфицированных людей осуществляется за счет средств Национального проекта "Здоровье", то есть является бесплатным, в том числе для осужденных. Расходы государства на одного пациента составляют до 450 тыс. рублей в год.

Не всегда после освобождения ВИЧ-инфицированные люди встают на учет к врачу-инфекционисту по месту жительства. В статье говорится об опыте совместной работы министерства здравоохранения Свердловской области и Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, направленной на формирование приверженности лечению у ВИЧ-инфицированных заключенных.

В 2009 году в результате социального партнерства двух заинтересованных ведомств получены первые положительные результаты. По данным Свердловского областного центра по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции, 57% инфицированных, освободившихся из мест лишения свободы, встали на диспансерный учет к врачу-инфекционисту по месту жительства.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ