логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 8, август 2010 год

"СОЗДАТЬ ОСВОБОДИВШИМСЯ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОЗИТИВНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ"

В восьмом номере издания публикуются актуальные материалы, отражающие основные направления деятельности контрольных и надзорных органов государства по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства. Большое внимание уделено также вопросам государственного строительства, проблемам борьбы с правонарушениями в сфере экономики.

Результатам проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кемеровской области по выполнению законодательства и решений Президента Российской Федерации по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, посвящен материал "Создать освободившимся из исправительных учреждений позитивную социальную среду", опубликованный в рубрике "Федеральный округ".

Исторической особенностью Кемеровской области является значительное сосредоточение на ее территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России. Здесь находятся 28 учреждений, входящих в состав Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее – ГУФСИН): 2 воспитательные колонии, 6 исправительных колоний общего режима (в том числе 2 женские), 6 колоний строгого режима, 1 колония особого режима, 4 лечебных исправительных учреждения (в том числе 3 – для больных туберкулезом и 1 – для больных наркоманией) и 4 следственных изолятора (далее – СИЗО).

По состоянию на 1 октября 2009 г. в учреждениях, исполняющих наказание, содержалось 21 977 человек, в том числе 2415 женщин и 139 несовершеннолетних. В исправительных колониях находилось 15 685 человек, колониях-поселениях – 2517, лечебных исправительных учреждениях – 3072, воспитательных колониях – 139 и СИЗО – 564 человека.

Проверка показала, что в регионе проводится определенная работа по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Так, в июне 2009 г. Коллегия администрации Кемеровской области утвердила долгосрочную целевую программу "Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Кемеровской области" на 2009–2012 гг. Данной Программой предусмотрено создание в 7 городах центров социальной реабилитации населения, в том числе для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и попавших в трудную жизненную ситуацию.

Утверждена Программа комплексных мероприятий профилактики правонарушений в Кемеровской области на 2009–2012 гг., в которой предусмотрены мероприятия по ресоциализации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Заслуживает внимания опыт работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, накопленный в г. Кемерово. В основе этой деятельности лежит межведомственный подход в решении многочисленных проблем, имеющихся у данной категории лиц. В апреле 2009 г. этот опыт был рассмотрен на межведомственном совещании в администрации Кемеровской области и рекомендован главам муниципальных образований региона для изучения и применения (в муниципальные образования были направлены электронные диски с информацией и брошюра "План действий по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в г. Кемерово в 2009–2011 гг.").

В структуре Общественной палаты Кемеровской области проблемами осужденных занимается комиссия по взаимодействию с органами правопорядка, судебно-правовой системы и общественного контроля за соблюдением гражданских прав. Например, в октябре 2008 г. прошли общественные слушания на тему "О помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и перспективах ювенальной юстиции на территории Кемеровской области", в рамках которых обсуждался вопрос о создании программы ресоциализации несовершеннолетних, осужденных и вернувшихся из мест лишения свободы. Кроме того, в регионе действуют реабилитационные христианские центры, организованные представителями религиозных организаций, которые оказывают помощь бывшим осужденным. Представители религиозных организаций активно взаимодействуют с ГУФСИН, участвуя в духовно-нравственном воспитании осужденных и оказывая им благотворительную помощь.

В большинстве исправительных учреждений организована работа справочно-консультационных пунктов, деятельность которых направлена на оказание осужденным квалифицированной консультативной помощи в вопросах документирования, пенсионного обеспечения, разъяснения законодательства о труде, порядке трудового и бытового устройства после освобождения, поступления в профессиональные образовательные учреждения. В исправительных учреждениях области имеется наглядная агитация, содержащая необходимую информацию социального характера, в том числе образцы необходимых заявлений, адреса учреждений и организаций, имеющих отношение к социальной реабилитации освобождающихся. Кроме того, в комнатах воспитательной работы с осужденными и классах школ имеются подборка юридической литературы, справочник для освобождающихся и другие материалы. Вместе с тем, отмечается в статье, принимаемые меры по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, ещё недостаточны. Анализ состояния криминогенной обстановки в области показывает, что в 2007–2009 гг. общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось. Наибольший их прирост был отмечен в 2008 году (13,2%). За девять месяцев 2009 г. было зарегистрировано 53,8 тыс. преступлений, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года (в России общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 6,1%, в Сибирском федеральном округе – на 6,2).

Вызывает беспокойство рост рецидивной преступности, который за девять месяцев 2009 г. составил 8,2%. Ранее судимыми совершается почти каждое второе преступление. Аналогичная ситуация складывалась в регионе в 2007 и 2008 годах. В статье подчеркивается, что основными причинами совершения преступлений лицами, освободившимися из мест лишения свободы, являются нетрудоустроенность, отсутствие профессии, жилья, средств к существованию, а также социально опасные заболевания. Без решения этих социально-бытовых проблем все усилия правоохранительных органов малоэффективны.

В сложных погодных условиях нынешнего года, когда в ряде регионов страны затянувшаяся засуха отрицательно скажется на урожае зерновых, проблема рационального хозяйствования в сфере производства, закупок и продажи зерна становится наиболее актуальной. В первую очередь речь идет о государственном регулировании рынка зерна, строгом контроле за сохранностью собранного урожая, повышении качественных характеристик произведенные сельхозпродукции. Ключевые направления этой важной работы рассматриваются в статьях аудитора Счетной палаты Российской Федерации М. Одинцова и директора Федерального государственного учреждения "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" А. Хатунцова.

Счетная палата Российской Федерации особое внимание уделяет оценке эффективности институтов развития отраслевого роста и реализации антикризисных мер в агропромышленном комплексе. Контролируя расходы федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс, она провела 42 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия на 73 объектах. Общий объем финансовых нарушений, выявленных за 2009 год, составил почти 7, 17 млрд. рублей, в том числе нецелевое использование средств – 33,3 млн. рублей. Был выявлен ущерб государству в размере 88 млн. рублей, возмещено в федеральный бюджет 16 млн. рублей.

Главная причина устойчивости сельскохозяйственной отрасли, по мнению М. Одинцова, заключается в том, что в институциональном плане агрокомплекс оказался более подготовленным к восприятию правительственных антикризисных мер. В отличие от других отраслей, где на благоприятном экономическом фоне 2000–2008 годов не возникло новых "генераторов роста", средства антикризисной поддержки комплекса в 2008–2009 годах расходовались на финансирование действующих институтов развития отрасли, запущенных еще в начале восьмилетнего периода стабильности. Так, начиная с 2000 года были созданы отраслевой банк ОАО "Россельхозбанк", сформирована система государственных интервенций, основана национальная лизинговая компания "Росагролизинг", ресурс Россельхозакадемии начал широко использоваться для развития научного потенциала отрасли, а главное – создана интегральная Государственная программа развития сельского хозяйства. В рамках ее реализации исполнителями большинства мероприятий становились упомянутые отраслевые институты развития, через которые распределялись средства государственной поддержки. Вместе с тем контрольные мероприятия Счетной палаты показали, что отсутствие у Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) систем мониторинга, прогнозирования и планирования, которые позволили бы оперативно принимать точные решения по объемам закупок и регионам, где их необходимо проводить в первую очередь, существенно ограничивает эффективность интервенций. Равным образом ведомство не обладает стройной и равнопрочной системой оценки потребностей в проведении интервенционных операций. Механизмы интервенций служат зачастую для поддержки интересов отдельных регионов, между тем как государственные закупочные интервенции – это прежде всего инструмент формирования справедливой цены на внутреннем рынке.

Как отмечается в статье А. Хатунцова, Россия совершенствует систему организации контроля безопасности продуктов, включая создание современной инструментальной и методической базы в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2010 г. "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки включает в себя все этапы оборота – от контроля качества и установления сортовой принадлежности семян до контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при экспортно-импортных операциях и поставках для государственных нужд.

Различные этапы контроля предусматривают также обнаружение генномодифицированных объектов (далее – ГМО), – Россельхознадзор не допускает выращивание ГМО-продукции в России, осуществляет государственную регистрацию и регламент применения пестицидов, апробацию методик их выявления, мониторинг качества зерна нового урожая. За I квартал 2010 г. специалистами ФГУ "Центр оценки качества зерна" проверено около 6,5 млн. т зерна и продуктов его переработки, в том числе 1,6 млн. т для внутреннего рынка, 4,7 млн. т при отгрузках на экспорт, 0,2 млн. т при поступлении по импорту. Было выдано более 25,8 тыс. сертификатов качества.

Выявлено более 1,9 млн. т продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов по качеству и безопасности, в том числе: 1,8 млн. т зараженной вредителями хлебных запасов, 1,7 тыс. т дефектной по запаху, 8,5 тыс. т с превышением максимально допустимых уровней (далее – МДУ) и норм по показателям безопасности, а также около 105 тыс. т продукции, не соответствующей нормам по показателям качества. В 2009 году за рубеж отправлено более 23 млн. т зерна и продуктов его переработки. При этом специалистами ФГУ "Центр оценки качества зерна" было выявлено более 6 млн. т. зараженного зерна, которое было профумигировано (обработано специальным образом), и более 24 тыс. т зерна не допущено к отгрузке из-за повышенного содержания токсикантов. Такой же жесткий контроль качества и безопасности предусмотрен и при импорте зерна и продуктов его переработки.

В новой рубрике издания "Национальное достояние" публикуется статья руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области культурного наследия А. Кибовского "Охрана памятников истории и культуры: четкое правовое регулирование и системный контроль".

В сфере государственного контроля за сохранением культурных ценностей приоритетным направлением была определена работа в рамках деятельности правительственной Комиссии по координации вопросов организации и проведения комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах музеев Российской Федерации.

В 2009 году Службой было проведено 354 проверки, в том числе проверено: 312 музеев, 8 библиотек и 34 архива. Вышеупомянутые проверки выявили проблемные вопросы, решение которых потребует системной и масштабной работы на государственном уровне. Это в первую очередь, недостаточное, а порой и полное отсутствие финансирования деятельности, направленной на совершенствование материально-технической базы учреждений культуры.

Во-вторых, низкий уровень системной методической работы в области управления музейным делом. Особенно это проявляется на муниципальном уровне, где в музеях отсутствуют даже давно принятые нормативные правовые акты. В третьих, несовершенство федерального законодательства в области музейного дела, не обеспечивающего в полной мере правовую защиту культурных ценностей, хранящихся в государственных и муниципальных музеях, в иных организациях и учреждениях, в религиозных организациях и находящихся в собственности граждан.

При проведении данных проверок было выявлено 6310 нарушений законодательства в установленной сфере деятельности, выдано 524 предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 9 протоколов об административных правонарушениях. Из общего числа выявленных нарушений 9% (570) составили нарушения федеральных законов, 6,5% (408) – постановлений Правительства Российской Федерации, 73,1% (4610) – ведомственных нормативных актов, 11,4% (722) – методических рекомендаций и иных инструктивных материалов. Проведенные Росохранкультурой проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений показали, что музеями реализован значительный объем мероприятий по совершенствованию их деятельности в части организации учета, хранения и использования музейных предметов, обеспечения пожарной безопасности фондов.

Как отмечает А. Кибовский, приоритетным направлением работы Службы стало решение важнейшей задачи в сфере охраны объектов культурного наследия, связанной с нормативным обеспечением деятельности в этой области. В настоящее время всеми регионами страны приняты законодательные акты и определены органы власти, ответственные за переданные полномочия.

"На прочной международно-правовой основе" - так называется статья начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Аникина, посвященная мерам Российской Федерации по реализации антикоррупционных конвенций.

Одним из ведущих направлений противодействия коррупции на рубеже XX и XXI вв. стало международное сотрудничество, неотъемлемой составляющей которого является создание международно-правовой антикоррупционной базы и реализация соответствующих положений в национальном законодательстве. 9 декабря 2003 г. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН против коррупции (в России Конвенция вступила в силу 8 июня 2006 г.). Подготовке и принятию этого документа предшествовала многолетняя деятельность ООН и иных международных организаций по разработке международных антикоррупционных инструментов.

Важнейшей вехой стало принятие в 2000 году Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, содержавшей положения о криминализации коррупции. Огромная работа была проведена европейскими и иными региональными международными организациями, документы которых легли в основу положений Конвенции.

По предложению Министерства иностранных дел Российской Федерации в рамках реализации Конвенции ООН против коррупции в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создан Национальный контактный пункт (далее – НКП), в задачу которого входит обеспечение практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. При его создании были учтены рекомендации Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов, учрежденной Конференцией государств – участников Конвенции ООН против коррупции, об использовании НКП для образования единой сети таких пунктов. Практическая целесообразность деятельности НКП заключается в обеспечении наиболее оперативного и эффективного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в вопросах розыска, конфискации и возврата активов. Такие контактные пункты позволяют решать текущие вопросы сотрудничества, в том числе связанные с составлением и исполнением запросов о правовой помощи.

В рамках президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции создана и функционирует специальная рабочая группа по подготовке предложений о мерах по реализации Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции, возглавляемая помощником Президента Российской Федерации О. Марковым. В состав рабочей группы входит также первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А. Буксман. В мае 2010 г. рабочей группой был подготовлен и представлен на рассмотрение президиума Совета проект итогового доклада о мерах по реализации Россией Конвенции ООН против коррупции.

В основу документа легли предложения, основанные на результатах анализа правоприменительной практики, обобщения итогов работы правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции, прокурорского надзора в этой сфере, научных исследований и межведомственных консультаций. Авторы доклада констатировали высокую результативность усилий, предпринятых всеми заинтересованными государственными органами и направленных на имплементацию положений Конвенции ООН.

По мнению А. Аникина, процессы подключения Российской Федерации к авторитетным международным инструментам в сфере противодействия коррупции в последнее время заметно активизировались. С целью придания этой работе целенаправленного и планомерного характера планируется принятие ряда дополнительных мер. В перспективных планах значится присоединение России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, к Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных коммерческих операций.

В рубрике "На страже закона и правопорядка" в очередном номере "Президентского контроля" публикуется подборка материалов о деятельности сотрудников Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации в борьбе с теневым бизнесом.

Сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России в центре Москвы пресечена деятельность подпольного казино, которое располагалось в двухэтажном особняке по улице Малая Ордынка, 18. Вход в казино был законспирирован, а прилегающая территория и внутренние помещения оснащены современными системами видеонаблюдения. Охраной осуществлялся строгий пропускной режим, в здание можно было пройти только по предварительному согласованию с администрацией заведения. При входе каждый посетитель платил 3 тыс. долларов США, которые обменивались на игровые фишки.

Согласно показаниям счетчиков выручка от их деятельности составила более 28 млн. рублей. Кроме того, обнаружены неучтенные денежные средства в размере 700 тыс. рублей, 10 тыс. долларов США, а также игровые фишки различного номинала на сумму более 3,2 млн. долларов США. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). Сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России задержаны четверо граждан Азербайджанской Республики, которые подозреваются в причастности к незаконной банковской деятельности и контрабанде денежных средств. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УК РФ (контрабанда) и ч. 2 ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность). Установлено, что в криминальной схеме участвовали работники российских банков и иных коммерческих структур: деньги через средства удаленного доступа перечислялись организациям за рубежом, там обналичивались, а затем контрабандой возвращались на территорию Российской Федерации. По имеющейся информации, таким образом из легального оборота ежегодно выводилось до 90 млрд. рублей. Подконтрольные фиктивные фирмы были зарегистрированы в Республике Кипр, Литовской и Азербайджанской Республиках, Объединенных Арабских Эмиратах.

В ходе обысков в четырех московских коммерческих банках, работники которых подозреваются в причастности к указанной схеме, а также по местам жительств фигурантов обнаружены юридические и финансовые документы свыше 20 подставных организаций, более 70 отсканированных оттисков печатей фирм-"однодневок", 9 компьютеров, содержащих ключи к управлению счетами организаций через систему "Банк-Клиент". Из незаконного оборота изъято 5,3 млн. долларов США, 950 тыс. евро и 47,5 млн. рублей.

Сотрудниками Департамента экономической безопасности МВД России выявлены новые эпизоды по уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) в отношении руководителя холдинга "Группа компаний "Фаюр-Союз" Албегова Руслана Теймуразовича. В ходе оперативного сопровождения уголовного дела стало известно, что Албегов незаконно завладел долей в уставном капитале нескольких гостиничных комплексов, которые возводятся на территории г. Сочи. Он подозревается в том, что в группе с вооруженными лицами, угрожая расправой, принудил законных собственников переписать все имущество на своих друзей и родственников. Потерпевшие оценивают нанесенный им ущерб в сумму свыше 45 млн. долларов США.

Также есть основания полагать, что строительство гостиничного комплекса финансируется за счет средств, вырученных от незаконного оборота алкогольной продукции. В апреле текущего года сотрудниками ДЭБ МВД России на территории одного из заводов компании "Фаюр-Союз" в Республике Северная Осетия-Алания обнаружен замаскированный подпольных цех по производству алкогольной продукции. Из незаконного оборота изъято более 28 млн. акцизных марок. Для их транспортировки к месту ответственного хранения потребовался автомобиль марки "Камаз".

Албегову предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) ч.3 ст. 163 УК РФ (вымогательство), ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов или сборов) и избрана мера пресечения – содержание под стражей. Департамент экономической безопасности МВД России и ОБЭП УВД по Волоколамскому району Московской области пресек деятельность подпольного цеха по производству сыра и брынзы (торговые марки "Чанах", "Сулугуни", "Чедер" и др.), организованного уроженцами Дагестана и Абхазии в помещении бывшей общественной бани в поселке Судниково.

Производство и хранение сыра осуществлялось без соответствующей документации кустарным способом в антисанитарных условиях. В частности, отсутствовало необходимое холодильное оборудование, помещения были покрыты грибком и следами жизнедеятельности грызунов. Пораженной грибком оказалась и часть готовой продукции. В настоящее время она передана на экспертизу. Непосредственным изготовлением продукции занимались граждане Таджикистана, которые не имели разрешительных документов на трудовую деятельность, а их пребывание на территории Российской Федерации было незаконным.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ