логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 6, июнь 2010 год

"ПОВЫСИТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ КАДРОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ"

В шестом номере информационного бюллетеня "Президентский контроль" за 2010 год представлен широкий спектр публикаций, раскрывающих актуальную проблематику, связанную с деятельностью контрольных и надзорных органов государства по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации, выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Новым подходам в работе по подбору кадров для органов местного самоуправления посвящена статья "Повысить требования к подбору кадров для муниципальной службы", открывающая очередной номер "Президентского контроля". Помещенная в рубрике "Федеральный округ", она основана на материалах рабочей группы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, которая провела проверку реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Как отмечается в статье, исполнение данного Закона в субъекте Российской Федерации осуществляется на системной основе при координационном руководстве со стороны аппарата губернатора Тюменской области. Полномочия в сфере муниципальной службы, отнесенные Федеральным законом к компетенции субъекта Российской Федерации, нормативно закреплены, в том числе в Законе Тюменской области от 5 июля 2007 г. N 10 "О муниципальной службе в Тюменской области". С начала реализации Федерального закона органами местного самоуправления в пределах своей компетенции было принято 1725 муниципальных правовых актов.

В то же время проверка выявила, что вышеуказанный Закон не соответствует требованиям федерального законодательства в части установления квалификационных требований по стажу работы к должностям муниципальной службы. Кроме того, в отдельных уставах и правовых актах отмечается несоответствие федеральному и областному законодательству. С 2005 года для развития муниципальной службы в области реализуется долгосрочная целевая программа "Основные направления формирования кадровой политики в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Тюменской области". В 2006–2008 гг. на нее было выделено 11,9 млн. рублей, фактически же освоено 58% средств.

В 2009 году все 26 городских округов и муниципальных районов приняли собственные программы развития муниципальной службы. При этом их финансирование осуществлялось в зависимости от возможностей местного бюджета, а не от реальной потребности, что ставит под сомнение эффективность реализации данной программы. По состоянию на 1 октября 2009 г. в сформированных на территории области 319 муниципальных образованиях штатная численность муниципальных служащих составила 3543 единицы, из которых фактически замещено 3461 (98%). Численность муниципальных служащих, имеющих высшее образование, ежегодно растет. Так, если в 2007 году их количество составляло 2148 человек (68% от общей численности), то в 2008-м оно увеличилось до 2509 человек (74%).

Во всех районах и городских округах области установлены квалификационные требования по уровню образования и стажу работы для замещения должностей муниципальной службы. Вместе с тем, подчеркивается в статье, несмотря на проводимую аппаратом губернатора области и органами местного самоуправления работу, за 9 месяцев 2009 года органами прокуратуры в сфере исполнения законодательства о муниципальной службе было выявлено 290 нарушений закона (за 9 месяцев 2008 года – 300 нарушений). Для их устранения принесено 82 протеста (в 2008 году – 118), внесено 184 представления об устранении нарушений закона (в 2008 году – 77). По результатам рассмотрения фактов 175 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (в 2008 году – 44 человека), направлено 8 заявлений в суд (в 2008 году – 3 заявления), 69 должностных лиц предупреждены о недопустимости нарушения закона (в 2008 году – 58 человек). По материалам проверок было возбуждено 8 уголовных дел (в 2008 году – 5 дел).

Аппарату губернатора области и администрациям муниципальных образований в ходе проверки была оказана практическая и методическая помощь по реализации требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Утвержден план устранения выявленных недостатков. По итогам проверки было проведено совещание с участием работников аппарата полномочного представителя, ответственных должностных лиц аппарата губернатора области и глав муниципальных образований, в ходе которого обсуждены выявленные недостатки и определены задачи по дальнейшему развитию муниципальной службы.

На встрече с представителями предпринимательского сообщества Президент Российской Федерации Д. Медведев заявил о том, что готовится целый комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиций в модернизацию экономики и развитие инновационных проектов. Реализация этих мер возможна лишь в том случае, если новая нормативная база станет работать эффективно – и не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях. Важным условием успешного решения задач инновационного развития страны является активное привлечение к этой работе малого и среднего бизнеса. О том, какое значение придает законодательная власть подготовке специалистов для этого сектора экономики говорится в статьях Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. Миронова и главы Законодательного Собрания Тверской области А. Епишина, помещенных в рубрике "Приоритеты".

Как отмечается в статье С. Миронова "Кадры для малого и среднего бизнеса: инновационный вектор", во многих регионах России принимаются свои собственные программы кадрового обеспечения малого и среднего бизнеса. Но этот вопрос еще очень далек от полного и успешного решения. Малый и средний бизнес по-прежнему испытывает острый кадровый дефицит. Более того, вызовы времени требуют новых подходов в подготовке специалистов. Всестороннюю модернизацию страны, переход от сырьевой экономики к экономике знаний и технологий могут обеспечить лишь кадры нового качества. Высшие учебные заведения должны готовить кадры и к работе по коммерциализации научных достижений, и к финансовой, и управленческой деятельности, поскольку малому инновационному бизнесу нужны не узкие специалисты, а профессионалы широкого и разностороннего профиля.

Анализ работы этого сектора экономики показывает, что здесь требования к кадрам заметно отличаются от тех, которые предъявляют крупные компании и государственные структуры, от того, что сегодня предлагают в плане подготовки специалистов многие российские вузы. В небольших коллективах малого и среднего бизнеса нет времени и условий для "доводки" молодого специалиста, для его послевузовской подготовки. А это означает, что этап освоения практических навыков должен быть реализован еще в стенах высшего учебного заведения. Вуз должен знать, для какой конкретной работы он готовит специалиста, и что от него потребуется на рабочем месте. То есть нужна совершенно другая, чем ныне существующая, степень взаимодействия учебного заведения, осуществляющего подготовку специалистов, и будущего работодателя.

По мнению С. Миронова, за последние 20 лет было многое разрушено и искажено в нашей системе образования, которая была одной из лучших в мире. Преимущество советской школы состояло в том, что она давала ученикам навыки ремесла, учила трудиться и понимать цену труда. Многие же нынешние выпускники школ имеют только один ориентир – поступление в вуз на модную специальность. В итоге мы получаем порой таких специалистов, которых надо еще длительное время учить работать по-настоящему. Как считает глава верхней палаты российского парламента, необходимо добиться восстановления, разумеется, на современной основе, системы профессиональной ориентации школьников, которая нацелит их на осознанный выбор востребованных нашей экономикой профессий.

Статья председателя Законодательного Собрания Тверской области А. Епишина заостряет внимание на проблемах совершенствования правовой базы малого и среднего бизнеса. В настоящее время в области зарегистрировано более 10 тыс. малых предприятий, свыше 34 тыс. индивидуальных предпринимателей. Малый и средний бизнес обеспечивает работой почти треть жителей области, занятых в экономике региона. Тенденцию к росту численности и развитию малых и средних предприятий не смогли переломить даже последствия мирового экономического кризиса.

Развитие малого и среднего бизнеса придает экономике региона дополнительную устойчивость. Рост числа предпринимателей сопровождается повышением ответственности за свое дело, что существенно улучшает социальный климат в обществе. Законодательное Собрание Тверской области работает в режиме постоянного диалога с бизнес-сообществом региона, представителями "Опоры России", другими общественными организациями. Для обеспечения финансово-кредитной поддержки предприятий малого бизнеса в Тверской области создан Фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства, который предоставляет поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, связанным с кредитными договорами, договорами займа и договорами лизинга. По состоянию на 9 марта 2010 г. Фонд выдал 33 поручительств по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму 44,87 млн. рублей.

В статье отмечается, что в регионе сложилась определенная система работы с начинающими предпринимателями. В рамках целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства Тверской области на 2009–2013 годы" реализован проект "Школа молодежного предпринимательства". В 2009 году она собрала 460 молодых и успешных предпринимателей из всех районов области. Многие участники Школы, чьи проекты соответствовали заявленным критериям, получили ссуду в размере 300 тыс. рублей. Итогом работы Школы стало также создание "Союза молодых специалистов и предпринимателей", объединившего более 400 начинающих свое дело предпринимателей области. По мнению А. Епишина, серьезной проблемой, сдерживающей развитие предприятий малого и среднего бизнеса, остается недостаточная прозрачность механизмов формирования тарифов, особенно на электроэнергию. Вместе с тем, правовые возможности для создания гибкой системы платежей для малого предпринимательства имеются.

В Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков считают, что для предотвращения афганского наркотрафика мировому сообществу необходимо выработать совместную программу в виде четкой и последовательной антинаркотической стратегии, реализуемой под эгидой ООН. Именно этой теме посвящена статья председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова "Четкий план действий для антинаркотической коалиции", опубликованная в рубрике "Вызовы XXI века" и приуроченная к Международному дню борьбы с наркотиками, который отмечается ежегодно 26 июня.

По мнению В. Иванова, сегодня с учетом угрожающего характера распространения наркотиков по всему миру необходимо создать новую широкую коалицию, объединяющую усилия ведущих стран мира в борьбе с чумой XXI века. Это определяется не только важностью продолжения традиций партнерства и сотрудничества, но и тем абсолютным фактом, что феноменальное по масштабу наркопроизводство в Афганистане стало фундаментальным поражающим фактором для населения многих стран. Мировой объем потребления героина в 2008 году составил: в России – 21% (70 т), в Европе (кроме России и Турции) – 26% (88 т), в США и Канаде – 6% (22 т).

Таким образом, на долю стран НАТО и России приходится более половины потребляемого в мире героина и всего объема мирового рынка опиатов: из 65 млрд. долларов примерно 20 млрд. платит за героин Европа, 13 млрд. – Российская Федерация, 8 млрд. долларов – США и Канада. Помимо непосредственного ущерба жизни и здоровью миллионов людей, афганское наркопроизводство формирует и консолидирует транснациональную организованную преступность в Евразии, а также, что крайне опасно, предоставляет гигантский финансовый и рекрутинговый ресурс террористическим и экстремистским организациям, создает нелегальную инфраструктуру, организует поставки оружия, взрывчатых веществ и средств связи в целях проведения операций против мирного населения.

При этом отсутствие результатов применения международных усилий на антинаркотическом направлении убедительно свидетельствует о неадекватности применяемых подходов в обеспечении безопасности. Суммируя изложенное, В. Иванов констатирует, что существующая ныне архитектура безопасности является не просто неэффективной, но, более того, работает с отрицательным результатом. В условиях глобализации назрела необходимость не просто улавливать в широкой палитре вызовов дискретные угрозы, но и формировать новую философию безопасности.

"Обеспечивая избирательные права граждан" – так называется статья начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе С. Замуруева, опубликованная в рубрике "На службе закона и порядка".

В единый день голосования 14 марта 2010 г. в субъектах Российской Федерации состоялись выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В трех субъектах Центрального федерального округа (далее – ЦФО, округ) – Воронежской, Калужской и Рязанской областях прошли выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти. Выборы в органы местного самоуправления проводились во всех субъектах ЦФО, за исключением Орловской области и Москвы. Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО в целях оперативного принятия мер прокурорского реагирования на возможные факты нарушений законодательства в период подготовки и проведения выборов было организовано дежурство оперативных работников на рабочих местах. Аналогичным образом была организована работа органов прокуратуры в регионах округа накануне и в день голосования.

Выборы в регионах состоялись и признаны действительными за исключением выборов главы городского поселения Тучково Московской области по единому избирательному округу. Решением территориальной избирательной комиссии от 15 марта 2010 г. они признаны недействительными в связи с допущенными нарушениями порядка голосования (голосование вне помещений), порядка досрочного голосования, вброса в избирательные ящики бюллетеней или их выноса из помещений для голосования. В связи с тем, что в действиях неустановленных лиц усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации, материал проверки по данному факту направлен руководителю следственного отдела по г. Рузе Московской области следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Московской области для решения вопроса об уголовном преследовании.

Кроме того, в Ярославской области решением территориальной избирательной комиссии Рыбинского муниципального района от 15 марта 2010 г. в этом районе, а также в городском поселении Песочное и Каменниковском сельском поселении на 28 марта 2010 г. было назначено повторное голосование в связи с тем, что в указанных муниципальных образованиях ни один из кандидатов на должность главы не получил необходимого для избрания числа голосов. В целях своевременного выявления и пресечения правонарушений в сфере законодательства о выборах, обеспечения оперативного анализа поступающей информации о состоянии законности, органами прокуратуры регионов было организовано взаимодействие с избирательными комиссиями и правоохранительными органами.

В ходе подготовки и проведения выборов в большинстве регионов выявлены нарушения федерального законодательства, допущенные участниками избирательного процесса. В основном они выявлялись при проведении предвыборной агитации, финансировании выборов, регистрации избирателей и составлении списков избирателей, формировании и организации деятельности избирательных комиссий, предоставлении комиссиям необходимых помещений, соблюдении условий выдвижения кандидатов, а также при рассмотрении заявлений граждан, проведении голосования. По данным С. Замуруева, в период избирательной кампании и проведения выборов в ЦФО прокурорами внесено по выявленным нарушениям 1057 представлений об устранении нарушений. По их результатам к дисциплинарной ответственности привлечено 190 должностных лиц, принесено 112 протестов, возбуждено 409 производств об административных правонарушениях, объявлено 1490 предостережений о недопустимости нарушения закона, в суды направлено 81 заявление.

Продолжая в очередном номере тему борьбы с экономическими преступлениями, издание дает подборку материалов, представленных Департаментом экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В этой подборке приводятся, в частности, факты мздоимства, имевшие место в Московской области. Департаментом экономической безопасности МВД России пресечена деятельность устойчивой организованной группы, которая подозревается в вымогательстве взяток у граждан и представителей юридических лиц, обращавшихся в администрацию Рузского муниципального района Подмосковья для реализации законных прав в сфере земельных и имущественных отношений, а также в области предпринимательской деятельности. Имеются факты и доказательства участия в коррупционной цепи заместителя главы администрации Рузского муниципального района М. Мирошкина, начальника отдела по землепользованию и недрам данной администрации О. Новожилова, а также руководителя некоммерческой организации "Фонд содействия развитию Рузского района" В. Суслова. В настоящее время выявлено 46 эпизодов противоправной деятельности участников группы.

В ходе совместной операции сотрудников Департамента экономической безопасности МВД России и Главного следственного управлением при ГУВД по Московской области при получении взятки в размере 165 тыс. рублей задержан заведующий Административно-транспортной инспекцией Московской области по Одинцовскому району. Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки).

В январе 2010 г. были задержаны глава Зарайского муниципального района Московской области и его супруга, подозреваемые в получении взятки в размере 10,8 млн. рублей. Эту сумму чиновник вымогал у руководителя одного сельскохозяйственного производственного кооператива за оформление документов на право бессрочного пользования земельным участком общей площадью около 4 тыс. гектаров, расположенном в Зарайском районе Московской области. В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки).

Уголовно-исполнительная система является одним из важнейших социально-правовых институтов государства. Будучи частью общегосударственной правоохранительной системы, Федеральная служба исполнения наказаний настойчиво совершенствует свою деятельность, внедряет новые формы перевоспитания заключенных. Об основных направлениях этой работы речь идет в материале под названием "Вернуть обществу полноценного человека".

По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 864,0 тыс. человек, в том числе в 755 исправительных колониях отбывало наказание 723,9 тыс. человек, в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях – 131,4 тыс. человек, в 7 тюрьмах – 2,8 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних – 5,9 тыс. человек. В настоящее время решен ряд задач, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности. Реализуется курс на декриминализацию общества, идет процесс расширения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, улучшаются условия содержания осужденных и подследственных.

Минюстом и ФСИН России проводится системная работа, направленная на совершенствование законодательной базы процесса исполнения уголовных наказаний, а также по совершенствованию правового обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В 2009 году ФСИН России продолжалась работа, направленная на решение задач обеспечения установленного законом порядка исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, изоляции и надзора за осужденными, личной безопасности осужденных и персонала, создания качественно новых возможностей в системе исполнения наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы, по возмещению причиненного вреда от преступлений и правонарушений потерпевшим, обществу и государству.

Значительное внимание уделялось вопросам социальной помощи осужденным. 1500 социальных работников учреждений повседневно решают вопросы подготовки осужденных к жизни на свободе, взаимодействуют с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения при решении вопросов получения осужденными пособий, пенсий, документов, дающих право на льготы. В 2009 году с целью оказания содействия осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, было выделено 187,3 млн. рублей на выплату единовременных денежных пособий при освобождении и 89,3 млн. – на обеспечение проезда к месту постоянного проживания после освобождения.

Издание продолжает публикацию материалов, посвященных реализации приоритетных национальных проектов. В очередном номере "Президентского контроля" помещена статья руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ, кандидата социологических наук С. Львова "Современное российское село: поиск путей модернизации".

В статье подчеркивается, что демографический сдвиг, связанный с продолжающейся в стране урбанизацией, вносит коррективы в социальную структуру сельского населения. За последние несколько лет произошли изменения в социально-экономическом положении и общественном сознании жителей села. Они сказались на качественных переменах в селе как сфере жизни и социально–хозяйственном институте. Наиболее заметные различия между жителями села и остальными россиянами проявились в уровне образования. Они выражаются в преобладании в селе лиц с начальным, неполным средним, средним и профессионально-техническим образованием. Так, только 10% сельских жителей получили высшее образование, в то время как по России этот показатель составляет 19%. Среднее образование имеют 33% опрошенных сельчан, по стране – 26%. Каждый десятый сельский житель имеет неполное среднее образование (10%), по России этот показатель почти вдвое меньше (6%).

Эти различия объясняются, прежде всего, нежеланием выпускников вузов возвращаться в село, где условия жизни менее комфортны, чем в городе. Играет роль и декларируемая небольшая потребность на селе в специалистах с высшим образованием. Ситуацию в сфере занятости характеризует более высокое количество неработающего взрослого населения, чем по России в целом (51% и 46 соответственно). При этом в структуре неработающего сельского населения доля учащихся ниже, чем по России (10 и 14% соответственно), тогда как доля незарегистрированных безработных в полтора раза больше, чем в среднем по стране (14 и 10% соответственно).

За 2004–2009 годы в селе наиболее заметно увеличилось количество неработающих представителей молодежи. В возрастной группе 18–24 года количество неработающих возросло с 57% до 64%, в группе 25–34 года – с 30% до 38%. Таким образом, кризисная ситуация в экономике и сфере занятости ударила и по сельской молодежи. Вместе с тем, сравнивая нынешнее материальное положение сельчан с ситуацией пятилетней давности, можно отметить положительные изменения. Сократилось количество тех, кому не хватает денег даже на еду (с 10% до 8) и кому хватает только на еду (с 41% до 31). Эти две категории составляют до сих пор в совокупности более трети сельских жителей (39%). Около половины респондентов–жителей села указали, что им хватает денег только на еду и одежду, а покупка бытовой техники вызывает затруднения (44%, в 2004 году – 36). Относительно благополучно живут 15% сельчан (в 2004 году – 8).

Более половины деревенских жителей исповедуют православие (51%), хотя его приверженцев оказалось меньше, чем по России в среднем (66%). Многие опрошенные отвечали, что верят в Бога, но не относят себя к конкретной религии (21%, по России в среднем – 15%). Кроме того, 11% сельчан исповедуют ислам (по России – 6%), а 14% причисляют себя к атеистам (по России – 11%). Среди психофизических качеств они больше всего ценят трудолюбие, доброту, милосердие, порядочность, то есть присущие христианской морали. По сравнению с другими россиянами они меньше ценят интеллект и волю. Социальная активность сельских жителей за последние годы увеличилась. Она проявляется в готовности участвовать в деятельности общественных организаций, однако активность по-прежнему невысока и к ней готовы не более четверти сельского населения.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ