логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 5, май 2010 год

"СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ИНВЕСТИЦИИ – КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ"

В пятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Государственному контролю за формированием тарифной политики в области обеспечения тепло- и электроэнергией жилищно-коммунальной сферы и хозяйственного комплекса регионов Центрального федерального округа посвящена статья "Создание конкурентной среды и инвестиции – ключевые направления оздоровления электроэнергетики", помещенная в рубрике "Федеральный округ". Она основана на материалах проверки, проведенной контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Органами, уполномоченными осуществлять государственное регулирование тарифов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, являются региональные службы (комитеты) по тарифам и ценам.
Принимаемые органами исполнительной власти правовые акты по вопросам тарифной политики, направленной на принятие обоснованных тарифов для всех групп потребителей, в целом соответствуют федеральному законодательству.
Реформирование электроэнергетики в энергетических комплексах регионов округа проводилось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526, федеральными законами "Об электроэнергетике", "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период" и другими. Вышеуказанным постановлением были одобрены "Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации".
Заявленные цели реформирования электроэнергетики направлены в первую очередь на:
повышение надежности электроснабжения потребителей путем обновления изношенного оборудования отрасли и привлечения для этого инвесторов;
введение в отрасли рыночных механизмов в результате разделения монопольных и конкурентных сегментов системы электроснабжения;
отказ от затратного принципа формирования тарифов и их снижение на основе сокращения издержек вследствие конкуренции;
ликвидацию локального монополизма за счет разрушения вертикальной интеграции региональных энергосистем (отделения производства и сбыта электроэнергии от ее передачи и распределения).
В округе осуществлено организационно-правовое и технологическое реформирование электроэнергетики, созданы новые структуры управления. Функционируют инфраструктурные организации, представленные Федеральной сетевой компанией, Системным оператором и Администратором торговой системы. Действуют оптовый и розничные рынки электроэнергии и мощности. На фондовом рынке активными участниками стали сетевые и генерирующие компании.
Проведено разделение единой технологической системы региональных АО-энерго на отдельные коммерческие структуры по генерации, передаче и сбыту электроэнергии, связанные договорными отношениями. Кроме того, из их состава были выделены многие компании, занимающиеся различными видами деятельности, косвенно относящимися к электроэнергетике.
По мнению руководителей регионов округа, дробление на части единого регионального энергетического комплекса ухудшило управление отраслью, привело к затягиванию сроков принятия управленческих решений, особенно при возникновении аварийных ситуаций, а также способствовало появлению большого числа руководящих работников, не имеющих должной профессиональной отраслевой подготовки, снижению общего технического уровня специалистов.
Как отмечается в статье, в регионах округа недостаточное внимание уделяется вопросам энерго- и ресурсосбережения. Областные целевые программы по энергосбережению разработаны и утверждены в 10 из 18 регионах округа. При этом имеющиеся в ряде регионов программы по энергосбережению ежегодно финансируются из областных бюджетов в среднем на 40–60% от плановых показателей. Отсутствие необходимого финансирования для реализации мероприятий по вопросам энерго- и ресурсосбережения не позволяет проводить эффективную политику по переводу экономики на энергосберегающий путь. В ходе проверки со стороны органов исполнительной власти регионов округа были высказаны следующие предложения по улучшению ситуации в энергетических комплексах, требующие решения на федеральном уровне:
в условиях мирового финансового кризиса, спада промышленного производства в целях ограничения роста тарифов на электрическую энергию осуществлять жесткий контроль за расходованием средств, выделяемых в составе тарифов в качестве инвестиционной составляющей. При этом рассмотреть возможность их аккумулирования в отдельном государственном фонде с тем, чтобы более эффективно и целесообразно их использовать;
предусмотреть приоритет отечественных производителей при реконструкции энергосистем, как одно из условий энергобезопасности государства;
законодательно определить методы стимулирования субъектов сферы производства электроэнергии и энергопотребления к внедрению энергосберегающих технологий;
пересмотреть действующие методики формирования тарифов таким образом, чтобы они стимулировали эффективность хозяйственной деятельности субъектов электроэнергетики, а не просто обеспечивали им необходимую прибыль и покрывали все издержки и потери, в том числе полученные в результате нерадивого хозяйствования.

В новой рубрике "Президентского контроля", получившей название "Стратегия развития", публикуется статья "Обеспечить надежную и бесперебойную работу транспорта", раскрывающая основные направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как отмечается в статье, при сравнении абсолютных цифр, характеризующих уровень безопасности транспортных перевозок, наиболее тревожное положение сложилось на авиационном транспорте, где практически выросли все показатели аварийности и повысилась степень тяжести последствий авипроисшествий, тогда как на других видах транспорта они снизились.
Повышение безопасности транспортных перевозок в значительной мере связано с контрольно-надзорной деятельностью территориальных управлений в отношении транспортных предприятий, фирм, авиакомпаний, индивидуальных предпринимателей, других субъектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем добиться снижения аварийности на пассажирском транспорте пока не удается. Одной из причин, негативно влияющей на безопасность пассажирских автобусных перевозок, стал низкий уровень организации транспортного обслуживания населения, которое в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" возложено на администрации муниципальных образований.
Территориальными управлениями Госавтодорнадзора практикуется проведение контрольных мероприятий, связанных с соблюдением органами местного самоуправления требований транспортного законодательства в части организации транспортного обслуживания населения.
Проверки показали, что почти треть (29,9%) маршрутов были утверждены муниципальными образованиями без обследования пассажиропотоков, и это при том, что в некоторых населенных пунктах количество используемых автотранспортных средств превышает расчетную потребность. В 33,6% муниципальных образований оказались не принятыми правовые акты по организации транспортного обслуживания населения.
Негативное влияние на качество и безопасность перевозки пассажиров автобусами оказывает отсутствие нормативных документов, определяющих порядок допуска перевозчиков к выполнению регулярных рейсов и формирования маршрутной сети. Все это не дает возможности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в должной мере влиять на процессы, происходящие в этом секторе транспортного рынка.
Решению данного вопроса будет способствовать принятие Федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации" и подзаконных ему актов.

Издание продолжает освещать тему повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов страны в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Решению этой важной задачи посвящена на этот раз статья начальника Главного управления по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Некрасова, опубликованная в рубрике "На службе закона и порядка".

Ключевая мысль статьи заключается в том, что проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, требуют самого пристального внимания государства. Уполномоченные органы при ведущей роли Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимают адекватные меры по стабилизации обстановки и противодействию распространения смертоносного зелья.
Вместе с тем Генеральная прокуратура Российской Федерации при осуществлении надзорной деятельности выявила ряд проблем, наличие которых препятствует более эффективному противодействию наркоугрозе.
Одной из них остается распространение наркомании в молодежной среде. Прокурорские проверки регулярно вскрывают типичные нарушения и недостатки в работе органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию помощи подросткам, употребляющим наркотики.
Как показывает практика, медицинские работники не осуществляют в инициативном порядке выявление, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотики. Учреждения здравоохранения далеко не всегда используют сведения о таких фактах, полученные из других органов системы профилактики. Не ведется необходимая работа с подростками, поставленными на диспансерный учет, не разработаны лечебные и профилактические мероприятия для уклоняющихся от посещения врача, не обеспечивается их явка.
Обязательное диагностирование молодежи в образовательных учреждениях должно способствовать предотвращению распространения наркомании. Между тем действующее законодательство не определяет конкретные способы и методы раннего выявления потребителей наркотиков в подростковой среде, что не позволяет своевременно оказывать им помощь.
В связи с этим Генеральная прокуратура предложила Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о расширении перечня врачей-специалистов, участвующих в проведении ежегодного медицинского осмотра старшеклассников и осуществлении диагностических исследований, направленных на раннее выявление у них наркомании, включить в него нарколога. Как отмечает автор статьи, есть другая проблема, которая требует безотлагательного решения. В настоящее время в Интернете широко распространяется информация, активно формирующая наркотическую субкультуру. В российском сегменте сети встречаются сайты, пропагандирующие немедицинское потребление наркотиков и содержащие подробные сведения об их изготовлении в домашних условиях, а также местах продажи. Имеются факты пропаганды так называемых курительных смесей.
В связи с этим представляется целесообразным принятие законодательных новаций по установлению ограничений и запретов на распространение программ СМИ, содержащих демонстрацию употребления наркотических средств и их воздействия на человека, что позволит в комплексе с другими мерами противодействовать этому злу более эффективно.

В своем очередном номере издание публикует подборку материалов о деятельности Департамента экономической безопасности МВД России по пресечению фактов незаконного предпринимательства, которые, несмотря на осуществляемые органами правопорядка меры, остаются одним самых опасных преступлений, подрывающих экономическую основу государства.

Серьезной проблемой являются преступления в сфере незаконного оборота земли. В Департаменте экономической безопасности МВД России состоялся "круглый стол" на тему "Земельные отношения – территория без коррупции" с участием руководителей четырнадцати общественных организаций (объединений) антикоррупционной направленности. В его работе приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также члены Общественной палаты Российской Федерации.
Открывая мероприятие, начальник Оперативно-розыскного бюро N3 (по борьбе с коррупцией) МВД России генерал-майор милиции А. Назаров подчеркнул, что одним из приоритетов в деятельности Бюро и подразделений экономической безопасности органов внутренних дел является профилактика, выявление и пресечение преступлений в секторе земельных отношений.
Анализ ситуации показывает, что недобросовестные чиновники не оставляют попыток использовать государственные и муниципальные земельные ресурсы для собственного обогащения. Только в 2009 году по материалам ОРБ N3 МВД России за различные нарушения законности в сфере земельных отношений были привлечены к уголовной ответственности заместитель губернатора – председатель комитета по сельскому хозяйству Брянской области, главы Зарайского, Озерского районов и г. Щербинка Московской области, Ейского района Краснодарского края, г. Каменка Пензенской области, заместитель главы Серпуховского района Подмосковья.
А. Назаров сообщил, что коррупционные проявления приводят к снижению эффективности использования земель, перепрофилированию сельскохозяйственных угодий, включая высокоурожайные и перспективные для возделывания участки. В конечном счете действия коррупционеров становятся серьезным препятствием для развития ряда отраслей экономики, в т. ч. системообразующих, значительно снижают инвестиционную привлекательность российской экономики.
"Учитывая остроту и актуальность вопроса, ДЭБ МВД России не только наращивает оперативно-розыскную активность в указанной отрасли: особое внимание уделяется мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению подобных злоупотреблений, – подчеркнул А. Назаров. – Министерство внутренних дел проинформировало о складывающейся ситуации Президента Российской Федерации Д. Медведева, направив Главе государства предложения по ее исправлению.
Одним из путей решения этой проблемы могло бы стать принятие законодательного акта, который возложил бы функцию контроля за операциями с муниципальными землями, осуществляемыми органами местного самоуправления, на глав исполнительной власти субъектов Федерации".
О конкретных фактах оперативно-розыскной работы подразделений экономической безопасности, направленной на борьбу с незаконным предпринимательством, идет речь в материалах, раскрывающих деятельность региональных структур ДЭБ МВД России.

"Важный инструмент контроля" – так называется аналитическая статья действительного государственного советника Российской Федерации, доктора экономических наук, заслуженного экономиста Российской Федерации А. Крикунова, раскрывающая проблемы и перспективы развития аудиторской деятельности в России.

Как подчеркивает автор статьи, разработка стандартов стала одной из ключевых задач нормативного обеспечения отечественного аудита. Ее начали в 1995 году и продолжили в соответствии с Программой действий на 1998 год, подготовленной Минфином России по поручению Правительства Российской Федерации. Наличие Программы позволило системно подойти к разработке стандартов и определить подход к методологическому обеспечению аудита. Работу завершили к 2001 году, приняв 39 аудиторских правил (стандартов), подготовленных на основе международных.
Важным вопросом развития российского аудита того времени была подготовка специалистов, их аттестация и повышение квалификации. По мере накопления опыта и расширения рынка аудиторских услуг, роста количества аудиторов и их профессионализма, важнейшим условием для дальнейшего развития сектора становилось повышение возможностей его саморегулирования как независимой предпринимательской деятельности. Одновременно усиливалась роль профессиональных объединений аудиторов по обеспечению качества проверок и защите интересов их членов. В 2005 году в стране впервые были комплексно проанализированы отчеты, поступавшие от организаций и аудиторов, имевших лицензии на этот вид деятельности. Анализ обозначил динамику за 1999–2004 гг. по числу клиентов, выделили регионы-лидеры в этой сфере. Отдельно анализировались материалы по нефтегазовому комплексу, автомобилестроению, ТЭКу и другим отраслям. Совокупный доход аудиторских организаций составил 20,5 млрд. рублей.
С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Его основные положения направлены на освобождение государства от избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности и создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов. В настоящее время государственное регулирование сводится в основном к выработке государственной политики, нормативному регулированию в аудиторской сфере, ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов и анализу состояния рынка этих услуг в Российской Федерации.
Важным является тот факт, что в конце 2009 года Совет по аудиторской деятельности одобрил проект федерального стандарта аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля", который позже был утвержден Минфином России. Кроме того, необходимо помнить, что по инициативе Банка России рассматриваются предложения, основанные на документах Базельского комитета по банковскому надзору "Качество внешнего аудита и банковский надзор". В области контроля качества работы планируются серьезные изменения. Так, в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации с участием Совета по аудиторской деятельности подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", который в установленном порядке рассмотрен Правительством Российской Федерации и внесен в Государственную Думу. Данный проект подготовлен в целях дальнейшей передачи функций регулирования аудиторской деятельности СРО, а также частичного устранения пробелов Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", выявившихся в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. В дальнейшем предстоят еще несколько этапов подготовки поправок в закон.
Законопроект предусматривает, что СРО создадут единую аттестационную комиссию, которая, в свою очередь, разработает перечень вопросов, предлагаемых лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора. Предполагается уточнение круга организаций, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых будет проводится только аудиторскими организациями.
Намечается разделение полномочий по государственному регулированию аудиторской деятельности и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Так, предусмотрена передача полномочий по внешнему контролю за качеством работы аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые, перечень которых установлен Федеральным законом, от уполномоченного федерального органа, то есть Минфина России, к органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере – Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

В рубрике "Через призму социума" помещена статья директора Института социологии РАН, члена-корреспондента РАН, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники М. Горшкова "Новые черты российского менталитета: выдержка и последовательность действий".

Как отмечает автор статьи, экономический кризис увеличил количество пессимистов, но они не стали подавляющим большинством – это показали результаты социологических исследований. Доли оптимистов и пессимистов выровнялись – их стало по четверти населения. А оставшаяся половина призналась, что испытывала смешанные чувства: и радость, и горе, и надежды, и их утрату. То есть нормальные эмоции, характерные для человеческого бытия, но без крайностей.
Несмотря на кризисную ситуацию признаков резкого роста протестных настроений не отмечается. Долгие годы в обществе сохраняется уникальное доверие к властным персонам, прежде всего к первым лицам государства. Его не уменьшил и переход президентских полномочий от В. Путина к Д. Медведеву. Даже в условиях кризиса уровень доверия к ним уменьшился ненамного: с 80% до 65–70. Люди доверяют руководителям страны, позитивно воспринимают разного рода "прямые линии" из Кремля. Но обращаются к первым лицам (а не к местной власти) фактически с любыми вопросами, вплоть до протекающей крыши. Президента или Председателя Правительства назначили ответственными "за все". И альтернативы им общество не видит. Эти два лица остаются единственными, кому доверяет общественное большинство.
В массовом сознании стало меньше крайних оценок власти. Укрепилась выдержка людей, они все чаще стали высказывать уверенность в том, что с бедами, которые на нас свалились, мы справимся. Россияне оказались мудрее, сдержаннее, чем многие известные эксперты, которые предрекали вселенские катастрофы и полный хаос в стране в результате кризиса.
Даже в условиях кризиса около 40% россиян признались, что в помощи государства в общем-то не нуждаются, а нужно им, чтобы оно просто не мешало работать, чтобы не было лишних проверок, взяток, запретов и многого другого.
За последние 10 лет группа людей, способных и готовых самостоятельно решать свои материальные проблемы, выросла с 28% до 40 и это серьезный прорыв вперед. Именно эта группа сможет сыграть одну из решающих ролей в проекте модернизации страны, в переходе к умной экономике, о чем говорит руководство России.
Одной из самых важных перемен общественного сознания России за последние 10 лет является то, что за годы стабильности стало сходить к минимуму такое явление, как "радикальное сознание масс". Оно осталось лишь в локальных группах или территориях. Радикализм перестает быть свойством русского характера, которым был сотни лет подряд. И даже в условиях кризиса общество может еще долгое время оставаться стабильным.
Собрать сегодня радикальный общероссийский протест невозможно: для этого нет ни политической силы, ни, что главное, единой, сплоченной и внутренне организованной социальной базы. И это новые черты российского менталитета: выдержка и последовательность действий, которые раньше массам были не очень свойственны.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ