Президентский контроль
Информационный бюллетень N 3, март 2010 год
"ЖИЛИЩНОМУ ФОНДУ ТРЕБУЮТСЯ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ"
В третьем номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Насущным задачам деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, по реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" посвящена статья "Жилищному фонду требуются эффективные механизмы управления". Она основана на материалах контрольного управления аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, проверивших деятельность вышеназванного Фонда.
В регионах федерального округа эксплуатируется 599,2 тыс. многоквартирных домов общей площадью 282,1 млн. м2, в которых проживает 7,3 млн. человек. Большая часть жилищного фонда требует капитального ремонта (в Алтайском крае – 58,0% от общего количества многоквартирных домов, в Омской области - 67,0 в Новосибирской - 82,9%).
В целом по округу признаны аварийными и подлежащими расселению и сносу 9442 дома, в которых проживает 144,4 тыс. человек.
Во всех субъектах Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, были приняты и исполняются региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Проверка показала, что органы исполнительной власти отдельных регионов округа активно использовали предоставленную возможность привести в порядок свой жилищный фонд, главным образом за счет федерального бюджета. Так, в пяти регионах округа (Республика Хакасия, Алтайский и Забайкальский края, Кемеровская и Омская области) были выполнены все необходимые условия для получение финансовой поддержки, установленные Фондом, и выбран весь лимит на ее предоставление.
Не в полной мере обеспечили создание необходимых условий, получив менее 50% установленного лимита, половина субъектов Федерации, входящих в состав округа, (республики Алтай - 29,9%, Бурятия - 25,0, Тыва - 30,0, Красноярский край – 45,6%, Иркутская и Томская области соответственно 14,8 и 30%). Новосибирская область использовала более 50% лимита.
В структуре видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов наибольший объем в стоимостном выражении составил ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов 2,7 млрд. рублей или 43,6% от общей суммы произведенных расходов, ремонт крыш - 2,5 млрд. рублей (39,9%), комплексный ремонт домов - 0,3 млрд. рублей (4,7%). Не проводился комплексный ремонт домов в Республике Тыва, Красноярском крае, Иркутской и Томской областях.
В 2008 году было отремонтировано 6194 многоквартирных дома общей площадью 19,9 млн. м?, или 93,1% от плана. Вместе с тем органы исполнительной власти отдельных регионов уделяли недостаточное внимание контролю за освоением выделенных средств. Так, в Иркутской области план был выполнен на 38,4%, Республике Алтай – на 22,5.
В 2009 году общий объем финансирования мероприятий, связанных с капитальным ремонтом, уменьшился в 1,5 раза, составив 12,9 млрд. рублей. Основная причина сложившейся ситуации - резкое уменьшение объемов софинансирования со стороны регионов и собственников жилья (региональными бюджетами было выделено 604,0 млн. рублей, или 27,3% от уровня 2008 года, местными бюджетами - 527,8 млн., или 28,2%, собственниками жилья - 640,2 млн. рублей, или 58,5%).
Кроме того, органы исполнительной власти республик Алтай, Бурятия и Тыва, Иркутской и Томской областей не предусмотрели в региональных и местных бюджетах статей на софинансирование и не направили заявки на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В 2009 году соотношение объемов расходов в структуре видов работ аналогично показателям предыдущего года.
Как отмечено в статье, органы исполнительной власти и местного самоуправления недостаточное внимание уделяют решению проблемы сноса расселенных аварийных домов. Так, в 2008 году их было снесено лишь 84 из 319, что связано прежде всего с отсутствием в соответствующих бюджетах необходимых средств.
Прокурорскими проверками в каждом субъекте Федерации, расположенном в пределах округа, были установлены факты бездействия органов местного самоуправления по созданию межведомственных комиссий по оценке жилищного фонда, пассивности уже созданных комиссий, нарушения порядка признания жилых помещений и домов непригодными для проживания. Руководителям исполнительных органов муниципальных образований по каждому такому факту были внесены представления об устранении нарушений Закона.
В очередном номере издания помещен аналитический материал о работе с федеральными кадровыми резервами Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны и Спецстроя России в 2009 году.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N173 "О федеральных кадровых резервах Вооружённых Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны и Федерального агентства специального строительства" в вышеназванных структурах в июне 2009 г. были сформированы федеральные кадровые резервы. В состав кадровых резервов включены наиболее подготовленные офицеры, обладающие необходимыми профессиональными и личностными качествами.
С военнослужащими, включёнными в состав резервов, проводилась дополнительная профессиональная подготовка по должностному предназначению в виде повышения квалификации на курсах в военных образовательных учреждениях, проведения стажировок на вышестоящих воинских должностях, участия в проверках войск, войсковых учениях и иных мероприятиях. При этом практически каждый офицер из состава кадровых резервов повысил свою квалификацию по той или иной форме обучения.
За прошедший период назначения на должности, по которым предусмотрено создание кадровых резервов, осуществлялись в Вооружённых Силах Российской Федерации, внутренних войсках МВД России и Спецстрое России только из числа военнослужащих, состоящих в резерве. В МЧС России вне резерва назначен один высший офицер, достойно проявивший себя при ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Всего же на вышестоящие воинские должности назначено 36 офицеров.
В рубрике "Государственное строительство" публикуется статья начальника управления Спецсвязи ФСО России, доктора технических наук, профессора Н. Ильина " Современные тенденции развития информационных систем органов государственного управления".
Эффективное государственное управление опирается сегодня на сложную, многоуровневую и разветвленную систему информационной поддержки, работу которой координируют специализированные государственные организации. Такая система создана и постоянно совершенствуется в Службе специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации. В ее составе функционируют ситуационные и аналитические центры, подразделения, отвечающие за электронный документооборот, видеосвязь, а также прикладные информационные ресурсы различного назначения, созданные на основе новейших информационных технологий.
Информационно-телекоммуникационное обеспечение органов государственной власти (далее – ОГВ) осуществляется в рамках реализации федеральных, ведомственных и региональных программ информатизации управления и в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Электронная Россия", программой "Электронное правительство" и другими документами. Наиболее перспективными направлениями информатизации ОГВ в настоящее время являются: создание систем межведомственного электронного документооборота, ситуационных центров (далее – СЦ), электронных офисов и интеллектуальных кабинетов руководителей, информационных порталов, видеоконференц-связи и информационно-аналитических систем, созданных на основе современных технологий и методов поддержки и принятия решений (далее – ППР).
Как считает автор статьи, основные проблемы и трудности информатизации заключаются в разобщенности этих направлений деятельности, отсутствии единой методологии и нормативно-технологических решений, направленных на интеграцию информационных ресурсов ОГВ, обеспечение комплексного подхода к организации защиты информации, проведение единой научно-технической политики в области оснащения органов государственной власти современными информационными технологиями, методами и средствами ППР.
Чтобы создать условия для беспечения качественного информационного взаимодействия ОГВ, подчеркивает Н. Ильин, целесообразно использовать на горизонтальном и вертикальном уровнях управления максимум ресурсов созданных ранее объектов и систем информационно-технологического обеспечения.
Приоритетной задачей современного этапа развития информационных систем является интеграция информационных ресурсов, технологий обработки информации, устранение методических, технологических и организационных барьеров при решении межведомственных задач государственного управления. Проведению действенной государственной политики в области информатизации управления будут способствовать: создание системы межведомственного электронного документооборота, интеллектуализация обработки разнородной информации, построение многоуровневых информационных управляющих систем для различных секторов экономики, превращение ситуационных центров ОГВ в полнофункциональные центры управления, что в конечном итоге обеспечит стирание межведомственных барьеров при обработке информации, подготовке и принятии эффективных решений.
О состоянии прокурорского надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в местах массового нахождения граждан и законностью оборота пиротехнических изделий идет речь в статье начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе С. Замуруева "Необходимы исчерпывающие меры по наведению порядка".
В ней отмечается, что управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение безопасности граждан в местах их массового пребывания, и законностью оборота пиротехнических изделий на территории округа.
Прокурорскими проверками были выявлены многочисленные факты нарушения правил пожарной безопасности и оборота пиротехнических изделий.
Анализ данных показал, что типичными нарушениями в местах массового пребывания граждан являются отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей и управления их эвакуацией при пожаре, противодымной защиты, а также использование горючих материалов в отделке стен и потолков.
Были вскрыты многочисленные факты загромождения путей эвакуации, наличия глухих металлических решеток на окнах, отсутствия планов эвакуации людей при пожаре, первичных средств пожаротушения, а также их недоукомплектованности, несоответствия монтажа и эксплуатации электрических сетей требованиям нормативов по электроэнергетике.
Нарушения требований законодательства отмечены во всех субъектах Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа.
По результатам проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности норм и правил пожарной безопасности, порядка хранения, реализации и использования пиротехнических изделий, проведенных органами прокуратуры округа в 2009 году, соответствующим руководителям органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектам предпринимательской деятельности прокурорами было внесено 1425 представлений, возбуждено 2231 дело об административных правонарушениях, 1516 должностным лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд направлено 242 исковых заявления.
В рубрике "На службе закона и порядка" публикуется статья о деятельности Департамента экономической безопасности МВД России по пресечению противоправных действий в сфере экономики.
В ней, в частности, говорится о том, что Департамент экономической безопасности МВД России провел оперативное совещание, на котором подведены итоги оперативно-служебной деятельности за 2009 год, а также определены приоритетные задачи на 2010-й.
Открывая совещание, заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Е. Школов в целом положительно оценил работу подразделений МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.
Выступая с докладом, начальник ДЭБ МВД России генерал – лейтенант милиции Ю. Шалаков сообщил, что в 2009 году подразделениями экономического блока выявлено более 238 тыс. преступлений, следствие по которым обязательно, из них в крупном и особо крупном размерах – 58 тыс. Обеспечено возмещение ущерба на сумму около 76 млрд. рублей.
"При этом результативность работы по пресечению преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, возросла на 11% , а относящихся к категории тяжких и особо тяжких – на 6. О повышении качественной составляющей работы свидетельствует увеличение доли этих показателей по отношению к общему количеству выявленных преступлений", – заявил Ю. Шалаков.
Отмечена положительная динамика выявления преступлений в кредитно-финансовой сфере, где в 2009 году было выявлено более 83 тыс. преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно. Обеспечено возмещение причиненного материального ущерба на сумму более 20 миллиардов рублей.
Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности ДЭБ МВД России является противодействие коррупции. В 2009 году подразделениями экономического блока органов внутренних дел выявлено более 35 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Средний размер взятки и коммерческого подкупа по оконченным уголовным делам составил 23 тыс. рублей, что почти в два с половиной раза выше, чем в 2008 году.
Четверть пресеченных ДЭБ преступлений совершены руководящим составом структурных подразделений федеральных органов власти, администраций субъектов Федерации, муниципальных образований, а также бюджетообразующих предприятий, крупных общественных объединений и некоммерческих организаций.
По материалам подразделений экономического блока были возбуждены уголовные дела в отношении руководителей Департамента градостроительной политики Москвы, ряда заместителей губернаторов субъектов Российской Федерации, глав структурных подразделений областных администраций, других высокопоставленных должностных лиц как органов государственной власти, так и коммерческих организаций.
"О партийной принадлежности депутатов и формировании фракций в представительных органах местного самоуправления" – так называется аналитический материал, подготовленный начальником департамента Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А. Журавлевым и главным советником этого департамента Н. Золотовой.
В настоящее время в 11 субъектах Федерации во всех представительных органах муниципалитетов сформированы фракции и депутатские группы. Это Республика Коми, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Чувашия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Ивановская, Пензенская, Саратовская и Тюменская области.
Наибольшее количество представительных органов муниципальных образований, в которых в соответствии с муниципальными правовыми актами предусмотрено формирование фракций и депутатских групп, сосредоточено на уровне муниципальных районов (95,3%) и городских округов (91,8%), а наименьшее – на уровне сельских поселений ( 79,8%).
Аналогичная картина наблюдается и по показателю сформированности фракций: наибольшее их количество сосредоточено на уровне муниципальных районов (92,9%) и городских округов (89,1%), наименьшее – на уровне сельских поселений (66,3%).
В представительных органах МСУ наибольшее количество фракций и депутатских групп имеет партия "Единая Россия". Так, доля представительных органов местного самоуправления, в которых сформированы фракции "Единой России", составляет порядка 70% от общего количества МСУ.
Доля представительных органов МСУ, где созданы фракции "Единой России", составляет 99,1% от общего количества муниципальных собраний, в которых имеются фракции и депутатские группы. В 69,4% представительных органов МСУ численность фракции "Единая Россия" составляет более 50% депутатского корпуса. В 42% представительных органов МСУ численность фракции "Единая Россия" составляет более 2/3 депутатского корпуса.
Как отмечается в статье, в целом по Российской Федерации в представительные органы муниципальных образований было избрано более 246 000 депутатов. По своей партийной принадлежности большая часть из них является членами партии "Единая Россия".
На декабрь 2009 г. "Единую Россию" представляли 49,7% депутатов выборных органов МСУ, КПРФ – 1,8%, ЛДПР – 0,4%, "Справедливую Россию" – 1,0%, другие партии – 1,3%.
В очередном номере издания помещена статья профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктора технических наук А. Райкова "Экспертократия" как инструмент лоббирования".
По мнению автора, основными факторами развития экспертно-аналитических центров являются: глобализация, потребность в независимой оценочной экспертизе, уменьшение монополии власти на информацию, сложность политических и экономических проблем, разрастание органов власти, кризис доверия, увеличивающееся влияние негосударственных факторов, потребность в получении своевременной и сжатой информации, необходимость анализа данных в установленной форме и заданное время.
К факторам, препятствующим развитию экспертно-аналитических центров, можно отнести: политическое и лоббистское окружение власти, коррупцию, краткосрочные и частные интересы спонсоров и руководителей финансирующих фондов, глубинные институциональные тенденции, адвокатские и прибыльные консалтинговые организации, сетевые медийные структуры.
Вместе с тем умение прислушаться к независимой экспертной оценке является неисчерпаемым источником, подпитывающим властную силу любого руководителя. Естественный поиск дополнительного интеллектуального ресурса для принятия государственных решений требует адекватного восприятия и развития в российской властной сфере феномена "экспертократии". Так, в Европе опыт лоббирования бизнесом своих интересов во власти породил различные формы государственно-частного экспертного взаимодействия. Этот опыт имеет свои особенности, зависящие от уровня власти и национальной специфики.
В более высоких властных эшелонах, где преобладают доверительные отношения и процветает лоббистский монополизм, обычно работают корпоративистские управленческие приемы, сутью которых является достижение стратегического консенсуса, достигаемого отнюдь не количественным голосованием. В данном случае истина кроется в групповом согласии власти и компетентных экспертов относительно целей и путей действий.
В более низких управленческих слоях уже включается плюралистическая модель экспертизы, где преобладает воля большинства, работают механизмы голосования и усиливается влияние коалиций. На самых нижних слоях управления, где только начинают зарождаться процедуры осознанного политического участия, функционируют сетевые бизнес-сообщества и некоммерческие центры публичной политики. Там действуют механизмы сотрудничества и развития горизонтальных партнерских отношений между властью, бизнесом и другими организациями. В сетевых структурах важен фактор создания условий коалиционного взаимодействия малого бизнеса с властью в целях получения конкурентных преимуществ перед монополиями.
Развитие экспертной деятельности во властных структурах нашей страны требует учета российской специфики и текущего момента, а именно: этапов становления механизмов государственного управления, развития рынка, зарождения экспертного нормативного базиса, как и принятия во внимание территориальных масштабов, лоббистских традиций, индекса готовности вступления России в информационное общество, развития "электронного правительства", влияния экономического кризиса и многого другого.
В российских реалиях для успешного использования экспертного рычага следует определить главное звено в текущем становлении механизмов формирования государственных решений. Это звено может быть обнаружено в специфике тандемной политики, дефиците истинных знаний о реальной ситуации на местах, прогнозных ошибках отраслевых лидеров.
В кризисное время особо востребованы нестандартные, оригинальные и устойчивые стратегические решения, исходящие из потребности реальной жизни. Призывными лозунгами "сверху" делу не поможешь. Необходимо искать новые идеи, выявлять конкретные управленческие находки. Так, инновации требуют развитой венчурной (связанной с риском) финансовой системы, интенсивного становления малого бизнеса и действенного механизма лоббирования его интересов.
Инструментальной поддержкой развития взаимополезных для власти и экспертных сообществ процессов служит портальное решение, касающееся сетевой экспертной площадки, где власть делает запрос, а бизнес отвечает экспертным решением. Или наоборот, когда бизнес готовит свое предложение, а власть реагирует, ведя диалог и принимая взаимополезное государственное управленческое решение.
В статье и.о. начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-лейтенанта милиции, доктора юридических наук Ю. Демидова "Защита детства – приоритетная задача государства" раскрываются важнейшие аспекты борьбы с правонарушениями в подростковой среде, предлагаются меры по противодействию преступных посягательств по отношению к детям.
Как утверждает автор статьи, совместными усилиями всех субъектов системы профилактики удалось добиться некоторых положительных результатов. Отмечается снижение уровня подростковой преступности. По итогам 9 месяцев 2009 г. ее удельный вес в общей структуре преступлений составил 5,5% (для сравнения – по итогам 1998 года, то есть до принятия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", он достигал 10,3%).
В первом полугодии 2009 г. жертвами преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении потерпевших, стали 32,5 тыс. детей и подростков, что на 1,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако, как считает Ю. Демидов, все это не дает повода для успокоения. Число пострадавших несовершеннолетних остается значительным и требует принятия дополнительных мер профилактического и законодательного характера, а также повышения эффективности действующих в данной сфере нормативных правовых актов.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" организационно система защиты детей должна обеспечиваться комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации фактически сложилась система таких комиссий, на региональном уровне формируется законодательная база их деятельности, однако единый подход к ее организации отсутствует. Требуется реформирование нормативной, правовой и организационной базы комиссий, конкретизация их функций и полномочий.
Этому могли бы способствовать скорейшая доработка и принятие проекта федерального закона, предусматривающего внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части, касающейся закрепления статуса, порядка формирования и компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Во многих субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы, направленные на решение данных задач.
Решение проблем, связанных с насильственными преступлениями в отношении детей, также требует усиления профилактической деятельности по предупреждению данного вида преступлений, в том числе разъяснительной работы среди несовершеннолетних и их родителей о правилах поведения на улице с целью обеспечения личной безопасности.
Как отмечает автор статьи, в целях защиты детей от преступных посягательств со стороны лиц, ранее совершавших преступления в отношении несовершеннолетних, МВД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по сопровождению проекта федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы". По инициативе МВД России в апреле 2009 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации данный законопроект принят в первом чтении.
К сожалению, нерешенных вопросов в сфере защиты детства остается еще немало. Их успешное решение зависит от того, насколько скоординированными будут усилия всех субъектов системы профилактики, государственных органов и общественных организаций федерального, регионального и муниципального уровней, направленные на совершенствование законодательства в данной сфере правового регулирования и реализацию конкретных мероприятий общепрофилактического и индивидуального воспитательного характера.
В третьем номере издания публикуется статья руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В. Кириллова " Ресурсосбережение и охрана окружающей среды: проблемы и пути решения".
Контрольно-надзорная деятельность Росприроднадзора и его территориальных органов организована в соответствии с утвержденными планами, а также на основании приказов и распоряжений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о проведении внеплановых проверок.
В основном плановые проверки касались деятельности крупных природопользователей и предприятий, использующих природные ресурсы федерального значения и оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду.
Внеплановые проверки проводились Росприроднадзором по запросам правоохранительных органов в порядке выполнения ранее выданных предписаний, а также в связи с обращениями граждан по поводу нарушений юридическими и физическими лицами законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
В 2008 году по всем видам государственного контроля и надзора проведено 25 742 проверки (без учета тех, которые передали другим ведомствам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404). При этом количество плановых проверок составило 15 924 (61,9% от общего числа), внеплановых – 9818 (38,1%), включая и те, что проводились с целью контроля за исполнением хозяйствующими субъектами ранее выданных Росприроднадзором предписаний об устранении нарушений.
Общее число проверенных хозяйствующих субъектов достигло 23 498 единиц, (из которых 2716 (11,6%) – по обращению органов прокуратуры), проверен также 50 001 объект, используемый указанными хозяйствующими субъектами (включая земельные участки, месторождения, объекты инфраструктуры, промплощадки, места захоронения отходов, очистные сооружения и прочее).
Значительная доля проверок посвящена вопросам соблюдения законодательства о рациональном использовании и охране недр, а также водного и земельного. В период исполнения в первом полугодии 2008 г. полномочий в области государственного пожарного надзора в лесах, а также контроля за безопасностью гидротехнических сооружений Службой было осуществлено более 5500 проверок, что составило 16% от общего числа проведенных за год контрольных мероприятий.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|