|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 2, февраль 2010 год
"ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВСЕХ УРОВНЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОВЫСИТ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"
Во втором номере издания публикуются актуальные материалы, отражающие основные направления деятельности контрольных и надзорных органов государства по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства. Большое внимание уделено также вопросам государственного строительства, проблемам борьбы с коррупцией и правонарушениями в сфере экономики.
Именно эти важнейшие вопросы стали предметом обсуждения на состоявшемся 9–10 декабря 2009 г. в Мраморном зале Кремля и Контрольном управлении Президента Российской Федерации совещании по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации. В совещании приняли участие руководство Администрации Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, Правительство Российской Федерации, Счетная палата и Генеральная прокуратура Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие контрольными и надзорными полномочиями, представители палат Федерального Собрания Российской Федерации.
С основными докладами выступили Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкин, помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка, председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин.
В своем выступлении Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкин остановился на актуальных проблемах государственного строительства, особо подчеркнув, что на современном этапе развития России с учетом изменения социально-экономической обстановки неизмеримо возросло значение функций государственного контроля, являющегося важным элементом сильного и эффективного государства.
Говоря об итогах проделанной работы, С. Нарышкин подчеркнул, что за прошедший период контрольные органы в целом ответственно и по-государственному подошли к решению возложенных на них задач. Так, многое было сделано для реализации масштабной программы антикризисных мер. На эти цели государство выделило более одного триллиона рублей, а контроль за их целевым использованием помог стабилизировать экономическое положение в стране, обеспечив устойчивость стратегических предприятий и целых отраслей, а главное – поддержать людей, которые оказались в трудном положении.
Немалая заслуга органов контроля и в том, что, несмотря на снижение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполнялись полностью. И эта работа должна быть продолжена. Пока еще кризис оказывает свое негативное влияние на ситуацию в стране, и нужно четко осознавать, насколько государственная помощь способствует выздоровлению реального сектора, росту конкурентоспособности нашей экономики в целом. Необходимо и дальше проводить мониторинг социально-экономического положения в регионах: полученные данные позволяют оценить результативность принимаемых в регионах антикризисных мер.
Сегодня перед органами государственного контроля стоит целый ряд новых задач, направленных на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в частности по модернизации России, начиная с создания умной, инновационной экономики и до серьезных изменений в социальной сфере. Стратегическая цель – сделать нашу экономику более конкурентоспособной, стимулируя предпринимательскую активность, а социальную сферу превратить в один из факторов развития, минимизировать риски, связанные с нестабильностью мировых финансов.
В выступлении С. Нарышкина было особо отмечено, что контрольные органы всех уровней должны добиваться неукоснительного выполнения поручений Главы государства, причем в полном объеме и в установленные сроки.
Как подчеркнул Глава Администрации Президента Российской Федерации, в целом правовая основа противодействия коррупции сформирована. Теперь дело за правоприменительной практикой. Все принимаемые меры должны неукоснительно выполняться, а любые нарушения выявляться. Это, в том числе, и задача органов государственного контроля.
"Большое значение приобретает практика проведения профессиональной сертификации региональных и местных контрольно-счетных органов" – эта мысль стала ключевой в выступлении Председателя Счетной палаты Российской Федерации С. Степашина.
В числе приоритетных задач своего ведомства С. Степашин назвал контроль за использованием бюджетных средств, которые предназначены для реализации комплекса государственных антикризисных мер. Данная работа особенно актуальна в связи со значительным увеличением расходов государства на эти цели. И если в 2008 году, особенно в его конце, на это были направлены средства федерального бюджета и Банка России в размере 1,6 трлн. рублей, то на начало октября 2009 г. данный показатель уже достиг 3,9 трлн.
Не меньшее значение в нынешней ситуации придается мониторингу и оценке эффективности управления финансами в регионах России. Эту работу Счетная палата выполняет совместно с контрольно-счетными органами субъектов Федерации и Контрольным управлением Президента Российской Федерации. К сожалению, результаты пока не радуют. Растет несбалансированность региональных и местных бюджетов, только в первом полугодии 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008-го почти в 8 раз увеличилось число регионов (с 3 до 23), в которых расходы превысили доходы. Доходы снизились в 33 регионах, а без учета межбюджетных трансфертов – в 49. Наметилась тенденция роста государственного долга в субъектах Федерации, увеличивается зависимость региональных и местных бюджетов от безвозмездных перечислений из федерального бюджета.
Как считает С. Степашин, необходимо вновь вернуться к проблеме законодательства о единой системе государственного финансового контроля. Более того, в условиях дефицитного бюджета четкое разграничение полномочий органов внешнего и внутреннего контроля имело бы вполне конкретный социально-экономический эффект за счет исключения дублирования проверок, повышения качества контрольных мероприятий, снижения административного давления на реальный сектор экономики, на что неоднократно указывают руководители нашего государства.
В завершении своего выступления глава Счетной палаты Российской Федерации выступил со следующей инициативой. Фактически каждый год обсуждаются проблемы контрольных органов и намечаются задачи на будущее. И если суммировать все рекомендации и предложения, то они могли бы послужить неплохой основой для скоординированного плана действий по совершенствованию единой системы государственного финансового контроля в стране. Поэтому имеет смысл по итогам ежегодного совещания готовить обобщенный документ в виде плана или рекомендаций, которые после согласования с заинтересованными ведомствами должны утверждаться Главой государства как программа совместных действий, обязательная к исполнению. На этой основе можно было разработать целевые показатели и индикаторы развития государственного контроля в стране, чтобы более точно оценивать успехи и проблемы в этом направлении.
Устранив правовые пробелы в регламентации деятельности контрольных органов, мы добьемся значительного увеличения эффективности работы – таков лейтмотив выступления на совещании Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Чайки.
Результативность проверок, проводимых государственными контролирующими органами, достигается путем своевременного и полного устранения выявленных нарушений. Вместе с тем зачастую эта работа сопряжена с формализмом и попустительством, наглядный тому пример – недавняя трагедия в г. Перми.
Только за период с февраля по октябрь 2009 г. прокурорами было выявлено свыше 25 тыс. нарушений законов в сферах социального обслуживания и пожарной безопасности. Вскрыты многочисленные случаи неисполнения предписаний контролирующих органов. Вместе с тем контролеры, зная о таком положении дел, не добивались устранения выявленных нарушений, считая, что уже исполнили свои обязанности, внеся формальные предписания.
В выступлении Ю. Чайки было отмечено, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществлялись практические меры по координации работы органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов. Совместно с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, МЧС и МВД России, а также Минздравсоцразвития и Минобрнауки России была проведена целая серия селекторных совещаний. Все это позволило изменить в лучшую сторону ситуацию, связанную с безопасностью социальных объектов.
Проведенные проверки показали, что необходимо менять критерии оценки эффективности деятельности контролирующих и надзорных органов, учитывая при этом степень опасности тех последствий, которые могут иметь выявленные нарушения.
Снижению административного давления на бизнес в значительной степени способствовала реализация новых положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части упорядочения внеплановых контрольных мероприятий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь такие проверки проводятся по согласованию с прокурором.
За 7 месяцев 2009 г. прокурорами было рассмотрено свыше 29 тыс. заявлений контролирующих органов всех уровней о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, причем в половине случаев прокуратура своего согласия не дала.
В целом же принятые меры позволили в значительной степени снизить административное давление на бизнес. Генеральная прокуратура Российской Федерации во взаимодействии со всеми заинтересованными ведомствами проводит активную работу по формированию единого сводного плана контрольных мероприятий на 2010 год с последующим его размещением на своем сайте в сети Интернет. Введение такого плана обеспечит прозрачность контрольной деятельности в стране, придаст ей правовой, антикоррупционный характер.
К сожалению, отметил Ю. Чайка, что пока еще не удалось добиться существенного перелома в вопросах соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе, а также антикоррупционных требований. Ежегодно прокуроры выявляют значительное количество нарушений закона в работе органов государственного и муниципального контроля. Только за 9 месяцев 2009 года их число превысило 75 тыс. По материалам прокуратуры было возбуждено почти 450 уголовных дел. Данные нарушения приводят к ущемлению прав и интересов предпринимателей, являясь благодатной средой для совершения должностных правонарушений и распространения коррупции.
Актуальным вопросам совершенствования координации деятельности контрольных органов государства было посвящено выступление помощника Президента Российской Федерации – начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко.
В его выступлении в качестве позитивной тенденции было отмечено, что в 2009 году в практику работы Контрольного управления Президента Российской Федерации (далее – Контрольное управление) прочно вошли совместные проверки. Прежде всего заслуживает внимания опыт комплексного взаимодействия Контрольного управления с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Генпрокуратурой, Минздравсоцразвития, МВД и МЧС России, приобретенный в ходе проверки обеспечения прав и законных интересов граждан пожилого возраста и детей, компактно проживающих в учреждениях органов здравоохранения, социальной защиты и образования.
Для проведения проверки были созданы совместные мобильные группы, которые обследовали практически все учреждения указанного типа. Выявлены массовые нарушения условий проживания и содержания детей, инвалидов и пожилых людей, многочисленные факты несоблюдения правил противопожарной безопасности, санитарных требований и норм питания. По результатам проверки судами приостановлена эксплуатация около 200 таких учреждений и объектов, большинство из которых имели неопределенный правовой статус.
Контрольное управление и аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах продолжают работу по координации и контролю деятельности федеральных структур и органов государственной власти субъектов Федерации.
В 2009 году по поручению Президента Российской Федерации Контрольным управлением совместно с Генеральной прокуратурой была проверена деятельность органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольными и надзорными функциями, на наличие коррупционных связей между этими органами и организациями, оказывающими услуги в соответствующей сфере.
К. Чуйченко привел еще один пример совместной слаженной работы, связанной с проверкой исполнения законодательства в деятельности государственных корпораций, проведенной по поручению Главы государства Генеральной прокуратурой совместно с Контрольным управлением. Данной проверкой были установлены факты, свидетельствующие о том, что функции и задачи, возложенные на государственные корпорации в соответствии с действующим законодательством, не выполняются, их деятельность не соответствует целям, сформулированным в федеральных законах об их создании.
Выявлено также нецелевое и неэффективное использование госкорпорациями имущества и финансовых средств, переданных им государством. В отличие от федерального бюджета финансовые планы доходов и расходов этими корпорациями не публикуются, конкурсы на размещение заказов, связанных с поставкой продукции, проводятся без учета требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контрольным управлением осуществляется четкий контроль за ходом выполнения первоочередных мер по реализации Национального плана противодействия коррупции. Этот документ содержит 26 поручений федеральным органам исполнительной власти, 9 из которых в настоящее время уже выполнены и сняты с контроля, а 17 находятся в стадии исполнения.
В данном направлении проделана большая работа: приняты важнейшие федеральные законы об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, о совершенствовании механизма оспаривания подозрительных сделок должника. Внесены также изменения в Федеральный закон о защите конкуренции и в ряд других законов.
Контрольная деятельность за реализацией Национального плана противодействия коррупции продолжается, в том числе рассматривается вопрос о целесообразности дополнения его разделом о борьбе с коррупцией в корпоративном секторе.
Свое дальнейшее развитие получила система контроля за эффективностью использования материальных и финансовых ресурсов, направляемых государством на реализацию общенациональных проектов. Прежде всего это проект "Сочи – 2014", при реализации которого Контрольное управление координирует взаимодействие надзорных государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия на олимпийских объектах.
С этой целью при Контрольном управлении создана рабочая группа. В ее состав вошли представители Генеральной прокуратуры и Счетной палаты Российской Федерации, сотрудники аппарата полномочного представителя в Южном федеральном округе, правоохранительных, контрольных и надзорных органов. В рамках этой рабочей группы осуществляется постоянный мониторинг и ежемесячные контрольные мероприятия. Аналогичная система контроля применена на строительстве объектов, предназначенных для проведения саммита государств – членов АТЭС в 2012 году.
В целом, как подчеркнул К. Чуйченко, деятельность контролеров всех уровней способствовала достижению положительной динамики в решении задач, определенных Главой государства.
"Юридическая защита от рейдерских захватов" – так называется статья заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В. Гриня, помещенная в рубрике "От реформы права – к правовому государству".
Автор статьи делает вывод о том, что существенного перелома в стратегии противодействия рейдерству пока не произошло. Принимавшиеся ранее меры привели лишь к видоизменению круга интересов профессиональных рейдеров, а нерасторопность правоохранительных органов этому только способствовала.
Эффективность противодействия рейдерам могла бы существенно повыситься благодаря более активному участию оперативных служб в выявлении и пресечении совершаемых преступлений.
Однако на сегодняшний день в большинстве случаев возбуждение уголовных дел происходит не в результате оперативных мероприятий, а вследствие рассмотрения правоохранительными органами заявлений легитимных собственников и руководителей предприятий, подвергшихся атакам. Но даже и при поступлении сообщений о преступлении, не всегда дается адекватная правовая оценка содеянному.
Не менее важен и тот факт, что используемые схемы захватов предприятий сопровождаются вовлечением в преступную деятельность должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов, т.е. так называемого административного ресурса. Однако, случаи их установления и привлечения к уголовной ответственности не многочисленны.
Как считает В. Гринь, в целях усиления борьбы с рейдерством необходимо использовать все возможности для взаимодействия правоохранительных органов, которые не требуют изменения законодательства и глубоких реформ.
Одним из факторов, негативно влияющим на результативность уголовного преследования лиц, причастных к недружественным поглощениям, является недостаточность соответствующих навыков и квалификации у сотрудников, осуществляющих предварительное расследование и оперативное сопровождение.
Поэтому предметная специализация должна стать одним из основных принципов организации работы органов дознания и следственных аппаратов.
Важно также на более ранних этапах их деятельности привлекать специалистов в смежных отраслях права (корпоративном, коммерческом, налоговом), в том числе представителей Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В целях построения эффективной системы предупреждения и пресечения рейдерства необходимо принять комплекс мер, направленных на консолидацию усилий правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти, общественных объединений и средств массовой информации.
В рубрике "На службе закона и порядка" помещены материалы, объединенные общим заголовком "Предупреждение, выявление и пресечение угроз экономической безопасности", подготовленные Департаментом экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В статье отмечается, что оперативная обстановка в сфере борьбы с экономической преступностью по-прежнему характеризуется сохраняющимся ростом количества совершаемых правонарушений, масштабов причиняемого ущерба, созданием новых схем преступной деятельности.
Значительное влияние на осложнение криминогенной ситуации в экономике оказывают негативные тенденции, вызванные последствиями мирового финансового кризиса.
В этой связи как никогда актуальными становятся активизация и повышение эффективности взаимодействия правоохранительных, контролирующих и надзирающих органов по предупреждению, выявлению и пресечению угроз экономической безопасности.
Так, в условиях значительного сокращения доходной части консолидированного бюджета, в том числе за счет уменьшения поступлений от налоговых и таможенных сборов, одним из основных направлений в обеспечении экономической безопасности остается работа по пресечению преступлений в налоговой сфере и внешней экономике.
Актуальными являются мероприятия по защите бюджетных средств, выделяемых государством для поддержки экономики, предоставления социальных гарантий, в том числе проведения пенсионной реформы, реализации различных инфраструктурных и имиджевых проектов.
При решении перечисленных задач ключевое место отводится мероприятиям по пресечению коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также фактов неправомерного давления на бизнес.
В январе – сентябре 2009 г. только подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации было выявлено 225,1 тыс. преступлений экономической направленности, среди них 50,8 тыс., совершенных в крупном и особо крупном размере, а также 125,7 тыс., относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Обеспечено возмещение причиненного ущерба по оконченным уголовным делам на сумму более 66 млрд. рублей. К уголовной ответственности привлечено 36,2 тыс. лиц.
Таким образом, подчеркивается в материале, экономическая преступность по-прежнему является одной из наиболее серьезных внутренних угроз для устойчивого развития России.
"В борьбе с наркоугрозой необходимо объединить усилия всего мирового сообщества" – под таким названием в очередном номере издания опубликована статья председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова.
По его мнению, современная антинаркотическая стратегия, как международная, так и национальная, держится на трех "китах": во-первых, на снижении спроса, то есть осуществлении комплекса мер, направленных на разрушение рынка наркопотребителей; во-вторых, на ликвидации предложения тяжелых наркотиков из-за рубежа (афганского героина и европейской синтетики), а также производимой внутри страны марихуаны; в-третьих, на повышении эффективности инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.
При этом абсолютным приоритетом, безусловно, является профилактика наркомании как первооснова предупреждения наркозависимости и наркопреступности.
Суть профилактики состоит в том, чтобы выработать общественный иммунитет к наркомании и дать возможность молодым людям реализовать свой творческий потенциал, почувствовать свою востребованность во всех уголках России.
Принимая во внимание размер ущерба, который наносят населению нашей страны наркотики афганского происхождения, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков неоднократно предлагала считать афганский героин особым видом оружия массового поражения, причем, селективного действия, направленного на молодежь – будущее нашей страны.
К сожалению, борьба с наркотиками находящихся в Афганистане иностранных военных контингентов США и НАТО крайне неэффективна.
Теперь, как считает В. Иванов, для мирового сообщества очевидно, что афганское наркопроизводство представляет страшную угрозу международному миру и безопасности. Пришла пора закрепить этот вывод в основополагающих документах Организации Объединенных Наций, прежде всего, в специальной резолюции Совета Безопасности ООН.
Сегодня складывается уникальная ситуация, когда, несмотря на имевшиеся ранее разногласия, позиция России стала не просто восприниматься, но и разделяться на высоком международном уровне.
Выступая в сентябре 2009 г. в Вашингтоне в Центре Никсона, В. Иванов предложил создать по аналогии с антигитлеровской российско-американскую антинаркотическую коалицию.
О целях и задачах "электронного правительства" применительно к практике работы региональных органов власти и муниципального управления идет речь в статье ректора Московской академии государственного и муниципального управления, доктора экономических наук, профессора В. Горлопанова "Электронное правительство: региональный вектор".
Президент Российской Федерации Д. Медведев, выступая 12 ноября 2009 г. с ежегодным Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, отметил, что с 2010 года государственные услуги, в том числе прием квалификационных экзаменов, выдача водительских удостоверений, постановка объектов недвижимости на кадастровый учет и получение библиографической информации из государственных фондов будут предоставляться с помощью электронных каналов связи, а уже через два года не менее 60% основных государственных услуг должны быть доступны гражданам России в электронном виде. Перспективные направления создания в России информационного общества были определены на состоявшемся в декабре 2009 г. заседании Государственного Совета Российской Федерации.
Использование в практике органов государственной власти современных информационно-коммуникационных технологий должно способствовать, прежде всего, обеспечению доступа граждан к достоверной официальной информации, созданию новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, населением, бизнесом, институтами гражданского общества, и в то же время предполагает значительное повышение эффективности и качества государственного управления.
Внедрение же "электронного правительства" означает не только новый характер организационных отношений, но и трансформацию всего комплекса взаимодействия структур государственного управления с обществом.
Как отмечает автор статьи, в ряде регионов России (Москва, Чувашия, Татарстан, Пермский край, Калининградская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский – Югра автономные округа) реализованы собственные проекты региональной информатизации, поддерживаемые органами власти, бизнесом и научными учреждениями.
Главная их цель – улучшить качество и оперативность принятия управленческих решений, повысить уровень жизни населения.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|
|