Президентский контроль
Информационный бюллетень N 1, январь 2010 год
"САМОУПРАВЛЕНИЕ СДАЕТ ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ"
В первом номере информационного бюллетеня "Президентский контроль" за 2010 год представлен широкий спектр публикаций, раскрывающих актуальную проблематику, связанную с деятельностью контрольных органов государства по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации, выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Открывается номер новогодним поздравлением помощника Президента Российской Федерации – начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко, адресованным читателям, авторам и редакционному коллективу информационного бюллетеня "Президентский контроль". В поздравлении, в частности, говорится: "Примите сердечные поздравления с Новым 2010 годом. Открывая широкие горизонты поступательного развития России, этот год станет важным этапом на пути реализации приоритетных задач по модернизации страны, выдвинутых Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
Масштабность и сложность преобразований, направленных на достижение передовых рубежей в экономике инноваций и высоких технологий, требуют усиления работы контрольных и надзорных органов всех уровней, являющихся важнейшей составляющей сильного и эффективного государства.
Уверен, что в наступившем году, опираясь на силу закона, действуя в тесном контакте с предпринимательским и научным сообществом, постоянно информируя граждан России о своей деятельности через средства массовой информации, органы государственного контроля внесут достойный вклад в реализацию программы устойчивого и динамичного развития страны, обеспечат надежную защиту прав и свобод граждан.
Хочу пожелать читателям, авторскому активу и сотрудникам редакции "Президентского контроля", чтобы 2010 год ознаменовался новыми трудовыми свершениями и яркими творческими достижениями. Крепкого вам здоровья, счастья и благополучия! Пусть наступивший год принесет вам радость и удачу!"
Издание публикует краткую информацию о совещании по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации, которое состоялось 9–10 декабря 2009 г. в Мраморном зале Кремля.
В совещании приняли участие руководство Администрации Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, Правительство Российской Федерации, Счетная палата и Генеральная прокуратура Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие контрольными и надзорными полномочиями, представители палат Федерального Собрания Российской Федерации.
С основными докладами выступили Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С.Е. Нарышкин, помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К.А. Чуйченко, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка, председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин.
Материалы совещания будут опубликованы в февральском номере информационного бюллетеня "Президентский контроль".
В рубрике "Горизонты президентского контроля" помещена статья "Самоуправление недооценено", в которой речь идет о результатах контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 (п. 5 "а" и п. 5 "б") "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
В соответствии с п. 54 Сводного плана контрольных мероприятий самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах на второе полугодие 2008 г. контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе был осуществлен контроль за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 (п. 5 "а" и п. 5 "б") "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа.
Под действие данного Указа в Северо-Западном федеральном округе подпадает 201 муниципальное образование (52 городских округа и 149 муниципальных районов).
Во исполнение п. 2 Указа Президента Российской Федерации Правительством было издано распоряжение от 11 сентября 2008 г. N 1313-р.
Как показала проверка, по состоянию на 15 октября 2008 г. во многих субъектах Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, проведена определенная работа по реализации Указа Президента Российской Федерации и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Комиссия отметила, что, в частности, Министерством экономического развития Карелии ежеквартально проводится комплексная оценка социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе и на основе информации, предоставляемой местными администрациями.
Государственным комитетом Карелии по реформированию ЖКХ ежегодно проводится Республиканский конкурс среди городских и сельских поселений по благоустройству и озеленению территорий.
В Республике Коми показателен опыт проведения конкурса "Лучшее муниципальное образование", основными целями которого стали повышение роли муниципальных образований в собственном социально-экономическом развитии, укрепление и развитие основ местного самоуправления, повышение уровня жизни населения муниципального образования, а также стимулирование инициатив органов местного самоуправления.
Его итоги подводились на основе рейтинговой оценки достигнутых муниципальными образованиями за определенный год показателей, перечень которых был сформирован по пяти группам (социально-демографической характеристике населения; экономической базе муниципального образования; муниципальным финансам, нежилой недвижимости и землепользованию; жилищно-коммунальному хозяйству, торговле и услугам населению; социальной сфере). Использование данной системы позволило сопоставить разные по своему уровню развития, состоянию экономики и социальной сферы муниципальные образования.
Оценку качества управления финансами регулярно осуществляют в Вологодской области. На указанные цели в проекте областного бюджета на 2009–2011 гг. предусмотрены субсидии для поощрения муниципальных районов и городских округов за качественное управление муниципальными финансами по 5 млн. рублей ежегодно.
В Калининградской области рассматриваются все стороны деятельности руководителей органов местного самоуправления по семи направлениям, внутри которых показатели сгруппированы по отраслям.
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области разработал проект постановления губернатора "О проведении конкурса социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области", в рамках которого были определены показатели и методика оценки. Предусматривается выделение денежных средств на поощрение победителей в размере 1550 тыс. рублей.
"Вывести деятельность правоохранительных органов на качественно новый уровень" - так называется статья первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А. Буксмана, посвященная анализу результатов выполнения мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом Российской Федерации.
Как отмечается в статье, правоохранительными органами в основном удовлетворительно и в установленные сроки реализуются мероприятия во исполнение Национального плана противодействия коррупции и решения Координационного совещания руководителей правоохранительных органов, прошедшего в 2008 году.
За первые шесть месяцев 2009 г. было зарегистрировано свыше 30 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, что на 9,5% превышает показатель 2008 года. Более чем на тысячу – с 5,3 до 6,4 (на 20%) возросло число лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Все чаще реализуется принцип равенства перед законом вне зависимости от должностного положения. Об этом свидетельствуют факты пресечения преступной деятельности председателя Государственной Думы Ставропольского края, вице-губернаторов Курганской и Орловской областей, высокопоставленных должностных лиц правительств Амурской и Новосибирской областей, руководителей муниципальных образований Республики Адыгея, Ставропольского края, Калининградской, Московской, Оренбургской, Ростовской областей, других высокопоставленных должностных лиц.
Прокурорами в первом полугодии 2009 г. было выявлено порядка 174 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, что в 1,5 раза выше показателей первого полугодия предыдущего года. Соответственно, почти в 2 раза возросло число принесенных протестов и заявлений в суды в защиту прав граждан и интересов государства. В 1,5 раза увеличилось количество внесенных представлений, около 20 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и 3,8 тыс. к административной ответственности.
Во многом благодаря усилиям органов прокуратуры, в 65 субъектах Российской Федерации были приняты региональные законы о противодействии коррупции, обеспечено "сквозное" нормативное регулирование с учетом местных особенностей.
Во исполнение Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" была организована работа по реализации принципиально новых полномочий – согласованию проведения внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Создана ведомственная нормативная база, регламентирующая порядок согласования, утверждены типовые формы решений прокурора.
По поручению Главы государства Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с Контрольным управлением Президента Российской Федерации проверила деятельность органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями, на наличие коррупционных связей с организациями, оказывающими услуги.
Проверка показала, что в органах власти широкое распространение получила практика привлечения к осуществлению своих функций подведомственных организаций и иных хозяйствующих субъектов. На деле такой альянс ведет к коррупционным рискам, связанным с расширением состава монопольных услуг, переводом части государственных функций на платную основу, а также созданием дополнительных административных барьеров.
Повсеместно имеют место факты реализации государственных функций на условиях прохождения на платной основе разного рода сопутствующих подготовительных и организационных процедур по проведению экспертиз, осуществляемых околоведомственными коммерческими структурами. К примеру, Роснедра (Федеральное агентство по недропользованию) незаконно ввели процедуру предварительного рассмотрения в подведомственных учреждениях проектной документации и утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. При этом экспертизы зачастую проводятся сотрудниками территориальных органов самого Агентства. В итоге дополнительная финансовая нагрузка на недропользователей составила в 2008 году около 360 млн. рублей.
Результаты проверки Генеральным прокурором Российской Федерации и начальником Контрольного управления Президента Российской Федерации были доложены Главе государства, который поручил Правительству принять меры по устранению выявленных недостатков и разработать нормативные правовые акты, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти всех уровней.
Продолжая тему борьбы правоохранительных органов России с криминальной деятельностью крупных преступных сообществ, в рубрике "На службе закона и порядка" издание публикует также материал, подготовленный Департаментом экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В публикации, в частности, говорится, что сотрудниками Управления экономической безопасности ГУВД по Волгоградской области пресечена деятельность организованной преступной группы с межрегиональными преступными и коррупционными связями, которая занималась пособничеством в уходе от налогов и незаконным обналичиванием денежных средств. По предварительным данным, ущерб, нанесенный государству, оценивается в размере более 1 млрд. рублей.
Департаментом экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации совместно с Главным следственным управлением ГУВД по Московской области пресечена деятельность группы лиц, которая проводила незаконные банковские операции, обналичивала, конвертировала и выводила денежные средства за рубеж.
Также пресечена деятельность группы лиц, которая организовала хищение бюджетных средств при ремонте дома–интерната для умственно отсталых детей N 28 г. Москвы.
Установлено, что в сговоре с его директором руководители коммерческой организации, проводившей ремонт, разработали преступную схему. Ими были использованы подложные документы, в которых они исказили объемы выполненных работ и завысили стоимость строительных материалов.
Сотрудниками Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации пресечена деятельность группы лиц, подозреваемых в организации контрабандного канала и незаконном ввозе из Китая в нашу страну товаров народного потребления на сумму около 1 млрд. рублей.
По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда).
О проблемах правового регулирования в сфере миграции речь идет в статье начальника нормативно-правового отдела Правового управления Федеральной миграционной службы В. Сироткина.
Как подчеркивает автор статьи, миграционные процессы тесно взаимосвязаны со всеми сферами деятельности государства, а потому умение управлять этими процессами, как и совершенствование механизмов управления ими являются одними из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти.
Правительством Российской Федерации принимаются меры, направленные на совершенствование процедур приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию, выдачи и продления виз и срока пребывания по ним.
Правительством Российской Федерации были изданы постановления: от 4 октября 2007 г. N 635 "О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" и от 8 октября 2007 г. N 655 "Об утверждении правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства", которые изменили порядок и процедуры, связанные с выдачей и продлением срока действия виз, а также оформлением приглашений на въезд в нашу страну.
Новые нормы распространяются на иностранных граждан тех государств, с которыми у Российской Федерации действует визовой порядок въезда и выезда.
В статье под названием "Кризис внес свои коррективы", подготовленной на основе материалов Федеральной службой страхового надзора, раскрываются перспективы развития российского рынка страхования в новых экономических условиях.
Характерными особенностями последних лет стали наращивание страховщиками объемов страховых премий, постепенный переход к рыночным методам привлечения клиентов, рост "реального" страхования, заменяющего уходящие в прошлое "серые схемы", а также повышение капитализации и финансовой устойчивости страховых компаний. В конце 2008 года положительные тенденции сменили свой вектор вследствие влияния на российский страховой сектор мирового финансового кризиса.
Первая реакция рынка на кризис, выразившаяся в сокращении сборов, прежде всего по банковскому и дилерскому каналам, в наиболее рыночных видах страхования, таких как АвтоКАСКО, корпоративное добровольное медицинское страхование и страхование имущества, отчетливо проявилась в III и IV кварталах 2008 г., однако на годовых итогах отразилась незначительно.
При этом структура страховых премий и выплат существенно не изменилась. Доля имущественного страхования выросла на два пункта и составила 58%. Не претерпела изменений, либо незначительно изменилась доля таких видов страхования как личное, обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование ответственности, обязательное личное страхование (кроме обязательного медицинского страхования). Сборы по страхованию жизни, оставаясь низкими в номинальном выражении, заняли всего 3% в общей структуре рынка.
Структура премий, собираемых российскими страховщиками, по-прежнему значительно отличается от той, которая имеет место в странах с развитым страховым рынком. Различие состоит прежде всего в чрезвычайно низкой доле сборов по страхованию жизни в России, а также в преобладающих объемах обязательных видов страхования, которые по своей природе не подвержены воздействию рыночных факторов.
В рубрике "Современная Россия в социологических исследованиях" помещена статья директора Института социологии РАН, члена-корреспондента РАН, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники М. Горшкова "Российская повседневность в условиях кризиса".
Статья основана на исследовании, проведенном Институтом социологии РАН в феврале 2009 г.
В соответствии с имеющимися статистическими данными и задачами исследования опрос проводился среди следующих социально-профессиональных групп населения: рабочих предприятий, шахт и строек, инженерно-технической интеллигенции, гуманитарной и творческой интеллигенции, служащих, работников сферы бытовых и интеллектуальных услуг, военнослужащих, предпринимателей малого и среднего бизнеса, студентов вузов, пенсионеров, тружеников села.
Как утверждает автор статьи, если сравнивать российскую повседневность как устоявшуюся действительность с докризисным периодом, то, несмотря на влияние глобального финансово-экономического кризиса, она не претерпела существенных изменений.
И хотя на момент исследования значительная часть населения ощутила на себе горечь тех или иных потерь, для основной массы россиян привычные способы и условия жизнедеятельности остались прежними. Предметная среда повседневной жизни россиян до и во время кризиса была и осталась достаточно скромной. Это касается как жилищных условий и набора товаров длительного пользования, так и возможностей нормально питаться и одеваться.
Жилище, в котором обитает сегодня среднестатистический россиянин, обеспечивает ему более комфортабельные условия существования. Каждый пятый гражданин нашей страны за период 2003–2009 гг. увеличил метраж своей квартиры, причем одна половина сделала это за свой счет, а вторая – с помощью внерыночных механизмов.
В последние годы настораживающие тенденции наблюдались и в плане формирования стандартов предметной среды, составляющих рамочные условия повседневной жизни различных социальных слоев. В частности, отечественные автомобили оказались практически полностью вытесненными из потребления в обеспеченных категориях населения. Вместе с тем они активно приобретались менее благополучными с финансовой точки зрения гражданами. В связи с этим доля тех, кто приобрел автомобили российского производства, составила более половины населения.
Компьютеры прочно вошли в быт домохозяйств, имеющих на это материальные средства. Широко развивалось стилевое потребление, связанное с появлением у значительной части населения свободных средств. Причем в России такой вид потребления, равно как и удовлетворение базовых потребностей в оснащенности домашнего быта, характеризуются иными приоритетами, чем, например, в странах Западной Европы.
Наиболее значимыми и жизненно важными для большинства россиян являются планы, связанные с семьей, друзьями, желанием прожить свою жизнь честно и быть не хуже других, а также с получением хорошего образования и возможностью посетить другие страны мира. Судя по данным исследования, именно эти ценности являются типичными для наших граждан и отвечают жизненным устремлениям более чем 75% населения Российской Федерации.
Примечательно, что такие важные жизненные цели, в числе которых одним из приоритетных стало желание иметь надежных друзей, честно прожить свою жизнь, создать счастливую семью, воспитать хороших детей, сумели реализовать более половины россиян. При этом уровень реальных успехов в достижении иных, не менее важных планов, гораздо ниже.
Так, имеют интересную работу и занимаются любимым делом лишь около трети россиян. И это при том, что такие цели перед собой ставят более 90% населения. Жить не хуже других удалось пока только трети всех тех, кто хотел бы этого добиться, а получить хорошее образование смогла только половина граждан, включившая эту позицию в свои жизненные приоритеты. Таким образом, достичь поставленных целей, связанных с престижной работой и удачной карьерой, удается пока лишь немногим из россиян, для которых эти элементы составляют желаемую модель жизни.
По сравнению с 2008 годом, когда оценочная планка достигла самого высокого уровня за последние 15 лет, показатели февраля 2009 г. заметно ухудшились. При этом они значительно разнятся в зависимости от уровня жизни, дохода, возраста и типа поселения. Наибольшая дифференциация связана с финансовой составляющей повседневной жизни россиян.
Вот почему сложно говорить о хорошем социальном самочувствии граждан в нынешнее кризисное время. Только 4% из них не испытали ни чувства беспомощности перед невозможностью повлиять на возникшую в их жизни ситуацию, ни ощущения несправедливости по отношению ко всему происходящему, ни чувства того, что дальше так жить нельзя. Доля же тех, кто переживает сегодня негативные эмоции, выше чем в пять раз и составляет порядка четверти населения страны. Эти чувства в большей степени распространены среди граждан молодого возраста и в семьях, где нет детей и пенсионеров.
По остроте восприятия нынешний кризис существенно отличается от того, который был десять лет назад. Подавляющее большинство населения в той или иной степени испытывает на себе его негативные последствия. Образовалась и своего рода "группа риска", составляющая более 14% россиян, потери которой в результате кризиса носят существенный и даже катастрофический характер.
Среди тех, кто пострадал больше всего, – граждане старших возрастных когорт: и это не только пенсионеры, но и лица предпенсионного возраста, как и те социальные группы, которые и до кризиса жили бедно. В тяжелом положении оказались многие жители средних городов (с населением от 100 до 500 тыс. человек), где рынок труда более ограничен, чем в мегаполисах. Чуть меньше кризис затронул государственных служащих, военнослужащих, работников правоохранительных органов, получающих гарантированную заработную плату.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|