Президентский контроль
Информационный бюллетень N 11, ноябрь 2009 год
"ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТ"
В очередном номере издания нашла свое отражение актуальная проблематика, связанная с деятельностью органов государственного контроля по выполнению положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Открывает 11-й номер бюллетеня статья "Здоровому образу жизни альтернативы нет", основанная на результатах проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в его пределах, по выполнению п. 2 поручения Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 г. N Пр-2248 ГС в части оценки эффективности использования спортивных объектов, в том числе входящих в состав образовательных учреждений, и разработки региональных программ привлечения широких слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Комиссией было установлено, что в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, проведена оценка эффективности использования спортивных объектов и приняты меры по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением.
Общее количество спортивных объектов и сооружений составило 19 757 единиц; эффективность их использования оценена в 72,5%; численность населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, насчитывала 2 039 401 человек; обеспеченность спортсооружениями и объектами достигла 24,7%; коэффициент загрузки спортивных объектов – 3,7; их единовременная пропускная способность – 485 196 человек.
Как подчеркивается в статье, органами власти регионов округа были приняты целевые программы и другие нормативные правовые акты, направленные на развитие физической культуры и спорта.
Наиболее планомерно и эффективно эта работа осуществлялась в республиках Карелия и Коми, а также в Ленинградской, Вологодской и Калининградской областях. Следует также отметить целенаправленную деятельность правительства Санкт-Петербурга, прежде всего в организации спортивно-массовых мероприятий и международных соревнований, в развитии внебюджетного строительства и проведении реконструкции спортивных сооружений.
Во всех регионах округа проводились мероприятия по совершенствованию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Велось поэтапное строительство спортивных объектов, совершенствовалась учебно-спортивная база. В Санкт-Петербурге, Ленинградской, Вологодской и Калининградской областях для дополнительного строительства спортивных сооружений и объектов активно привлекались внебюджетные средства.
Вместе с тем в Архангельской, Псковской и Мурманской областях не отмечено существенных позитивных изменений в сфере капитального строительства и совершенствования имеющейся учебно-спортивной базы. Население было недостаточно охвачено физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми мероприятиями (особенно в сельской местности и муниципальных образованиях).
В статье делается акцент на том, что процент вовлечения молодежи, а также людей старшего поколения в регулярные занятия спортом незначителен. Нет системности в работе по обучению, подготовке и переподготовке инструкторско-методического и тренерского состава, специалистов и преподавателей.
По результатам проверки комиссией был предложен комплекс мер, направленных на улучшение спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в регионах округа.
3 августа 2009 г. на встрече с Министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т. Голиковой Президент Российской Федерации Д. Медведев подчеркнул, что ситуация, при которой стоимость лекарственных препаратов в регионах России завышена на 30–40%, а в ряде случаев и на 80, недопустима. В связи с этим Главой государства были даны поручения федеральным министерствам и ведомствам, а также Генеральной прокуратуре Российской Федерации по наведению порядка на рынке лекарств.
О работе органов прокуратуры по пресечению действий, связанных с необоснованным завышением цен на лекарства, говорится в статье начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации А. Паламарчука "Прокурорские проверки выявили грубейшие нарушения на рынке лекарственных средств", помещенной в рубрике "Президент дал поручение".
В ней отмечается, что основным фактором, негативно влияющим на ситуацию в сфере ценообразования на лекарственные средства, является возможность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно, а зачастую и произвольно устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
До настоящего времени в регионах отсутствует единая методика ценообразования на фармацевтические товары, что приводит к значительным различиям в их стоимости. Так, розничная надбавка на лекарства в зависимости от закупочной цены может составлять от 5% (Алтайский край) до 100 (Чукотский автономный округ).
В 10 субъектах Федерации региональные органы исполнительной власти установили ничем не обоснованные предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства в размере от 50% до 100 от их фактической стоимости, а в 34 регионах – от 30% до 50. Все это приводит к тому, что лекарства продаются в аптеках дороже их реальной цены в 1,5–2 раза.
Лишь в Алтайском крае, республиках Бурятия, Мордовия и Татарстан, а также Брянской, Московской, Свердловской и Ульяновской областях такие надбавки колеблются в пределах от 30% и ниже.
Не во всех субъектах Российской Федерации органами государственной власти приняты необходимые правовые акты, устанавливающие предельные торговые надбавки на лекарственные средства.
Так, например, в Самарской области вопросы ценообразования на лекарственные средства законодательно не урегулированы. В результате участники фармацевтического рынка произвольно устанавливают торговые надбавки в размере до 97% от их себестоимости.
В статье констатируется, что практически во всех регионах страны прокурорами были выявлены случаи превышения торговыми фирмами предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты, и без того уже завышенных органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Кроме того, сфера поставок лекарств привлекает повышенное внимание значительного числа посредников, каждый из которых при реализации фармацевтических средств также пользуется оптовыми надбавками, установленными органами исполнительной власти региона. В итоге все это приводит к значительному удорожанию лекарственных препаратов.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации и прокуратурах областей, краев и республик состоялись заседания межведомственных рабочих групп по противодействию преступлениям в сфере экономики с участием представителей ФСБ и МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной антимонопольной службы, на которых были заслушаны отчеты руководителей крупных фармацевтических компаний и аптечных сетей о причинах завышения торговых надбавок на лекарственные препараты и мерах по их реальному снижению.
Следует также отметить, что по результатам проверок прокурорами было внесено более 470 представлений об устранении нарушений закона, объявлено свыше 200 предостережений о недопустимости нарушений закона, направлено 99 заявлений в суд, обязывающих участников фармацевтической деятельности произвести перерасчет цен на лекарственные препараты.
В отношении руководителей организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю лекарствами, возбуждено более 400 дел об административных правонарушениях.
В результате принятых мер прокурорского реагирования свыше 280 организаций оптовой и розничной торговли лекарственными средствами снизили цены до уровня, установленного законодательством.
"Качество дорожных работ – под строгий контроль" – так называется статья, посвященная итогам проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, государственных учреждений и организаций в ряде субъектов Российской Федерации по выполнению положений посланий и поручений Президента Российской Федерации по вопросу развития трансконтинентального Транссибирского коридора в части строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения "Байкал" и "Амур".
Ее результаты показали, что значительная часть автомобильного "Транссиба" находится в изношенном состоянии. В границах Сибирского федерального округа более 85% протяженности автодороги "Байкал" не соответствовало нормативным транспортно-эксплуатационным требованиям с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения. На многих ее участках межремонтные сроки были нарушены в два-три раза, а на некоторых ремонт не производился более 30 лет. Дорожное полотно под действием возрастающих нагрузок тяжеловесного автотранспорта разрушается, создавая серьезную угрозу безопасности движения.
Комиссия констатировала, что существующая в дорожной сфере система планирования требует совершенствования как на федеральном уровне, так и в подведомственных Федеральному дорожному агентству органах управления автодорогами федерального значения.
Как отмечается в статье, планы работ по реализации посланий Президента Российской Федерации в проверенных федеральных управлениях автодорог отсутствовали, дополнительные меры по выполнению поручений Главы государства о строительстве высококачественных федеральных трасс и реконструкции дорог, которые формируют международные транспортные коридоры и обеспечивают реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири, не принимались.
На момент проверки Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы) в регионы округа не поступила. Планы строительства и реконструкции автодорог федерального значения не были увязаны со стратегией развития регионов.
Увеличение объемов работ на этих дорогах не сопровождалось принятием адекватных мер по наращиванию мощностей в производстве строительных материалов, дефицит которых привел к значительному росту цен. Устойчивому развитию дорожной отрасли препятствует отсутствие на федеральном и региональном уровнях четкой схемы территориального планирования в транспортной сфере.
В результате несогласованных действий различных ветвей власти возникают многочисленные проблемы при работе над крупными проектами.
В ходе проверки органами исполнительной власти ряда субъектов Федерации были внесены предложения о передаче регионам части полномочий по управлению автодорогами федерального значения, что заслуживает дальнейшей проработки на федеральном и региональном уровнях, а возможность их реализации может быть рассмотрена в пилотных регионах по отдельным направлениям (например, по вопросам содержания автодорог).
О работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов во II квартале 2009 г. идет речь в статье "Действенный инструмент в борьбе с коррупцией", подготовленной в Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы.
В ней отмечается, что мониторинг работы комиссий, проведенный во II квартале 2009 г., позволяет сделать вывод о том, что их деятельность заметно активизировалась.
В первую очередь этому способствовали целенаправленные усилия руководителей ряда государственных органов, использующих комиссии как действенный инструмент предупреждения коррупционных проявлений, а также меры по улучшению взаимодействия с правоохранительными структурами и повышению информированности государственных гражданских служащих и населения о работе комиссий.
Во II квартале 2009 г. комиссиями федеральных государственных органов проведено 333 заседания, что почти в 2 раза больше, чем в I квартале (184 заседания).
Большая работа ведется комиссиями, созданными в правоохранительных и контролирующих ведомствах. Например, во II квартале текущего года в территориальных органах Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов ими проведено соответственно 167, 65 и 30 заседаний.
В Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерстве экономического развития Российской Федерации и Федеральной службе государственной статистики заседания комиссий были проведены впервые.
Возросла активность региональных комиссий. Во II квартале этого года заседаний комиссий государственных органов субъектов Российской Федерации было проведено в 1,5 раза больше (308), чем в предыдущем. Наиболее продуктивно комиссии работают в регионах, расположенных в Уральском федеральном округе. Например, в Тюменской области за отчетный период было проведено 56 заседаний, в Свердловской – 47, в Курганской – 32.
Значительно увеличилось количество установленных комиссиями фактов, связанных с нарушениями гражданскими служащими требований к служебному поведению и их личной заинтересованностью, которые привели или могут привести к конфликту интересов.
Так, во II квартале этого года по сравнению с I в федеральных государственных органах установлено в 3,4 раза больше случаев нарушения требований к служебному поведению (133), в государственных органах субъектов Российской Федерации — в 1,9 раза (140). Количество выявленных фактов личной заинтересованности гражданских служащих, способных вызвать конфликт интересов, увеличилось на федеральном уровне в 8,6 раз (69), на региональном — в 3,1 (22).
В настоящее время разворачивается работа по созданию комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальном уровне. Они уже образованы в 14% органов местного самоуправления (3696). Наиболее целенаправленно эта деятельность осуществляется в Уральском федеральном округе, где комиссии действуют в 46% муниципальных органов.
В статье приводятся факты о том, что за указанный период в Российской Федерации было проведено 580 заседаний муниципальных комиссий, установлено 15 фактов наличия у муниципальных служащих конфликта интересов, а также 75 случаев несоблюдения запретов и ограничений, связанных с муниципальной службой, и других нарушений (на 40% больше, чем в I квартале). К дисциплинарной ответственности привлечено 92 муниципальных служащих.
В материале подчеркивается, что в целом мониторинг деятельности комиссий свидетельствует о развитии принципиально нового института профилактики коррупции и становлении правоприменительной практики в данной сфере.
В рубрике "На службе закона и порядка" опубликована статья "Противодействие коррупции и организованной преступности", подготовленная на основе материалов, предоставленных пресс-службой Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В ней речь идет о состоявшемся в сентябре 2009 г. в Киргизской Республике (г. Чолпон-Ата) 11-м заседании Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ (КСОНР).
В его работе приняли участие представители восьми стран – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Таджикистана. В качестве наблюдателей прибыли делегации от правоохранительных органов Латвии, Эстонии и Украины, а также представители Исполнительного комитета СНГ и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП).
В течение нескольких дней участники многосторонней встречи рассмотрели актуальные вопросы, касающиеся обеспечения экономической безопасности государств, входящих в СНГ. Основное внимание было уделено совершенствованию сотрудничества органов налоговых (финансовых) расследований стран Содружества по снижению доли криминальной теневой экономики, определению ключевых направлений деятельности на текущий год и ближайшую перспективу.
В рамках общих усилий по противодействию глобальному финансовому кризису участники заседания обменялись опытом борьбы с коррупцией и организованной преступностью, выработали меры по обеспечению безопасности финансово-кредитных систем государств – участников СНГ.
На семинаре-совещании были подведены итоги деятельности подразделений экономического блока органов внутренних дел по противодействию коррупции и организованной преступности, определены стратегические задачи, рассмотрены вопросы межведомственного взаимодействия в условиях изменения российского законодательства по противодействию коррупции.
Открывая мероприятие, заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации Е. Школов заявил, что в январе – августе 2009 г. правоохранительными органами Российской Федерации было выявлено более 34 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также более 10 тыс. лиц, их совершивших. Почти 6,5 тыс. преступлений связаны с получением взятки.
На совещании было отмечено, что в текущем году активизировалась работа по выявлению и раскрытию преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а к уголовной ответственности привлекается все больше представителей руководящего звена органов государственной власти и местного самоуправления.
Рубрика "Обратная связь" представлена статьей "Как соблюдается право на жилье", подготовленной по материалам доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Обеспечение жильем остается по-прежнему острой и злободневной проблемой, волнующей граждан России. Об этом наглядно свидетельствуют статистические данные по жалобам, поступившим в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год.
Так, доля жалоб, касающихся жилищных вопросов и относящихся к группе социальных прав, возросла на 3,8% и составила 51,8%. При этом каждая вторая из них была связана с нарушением прав человека на жилище, проблемами взаимоотношений нанимателей жилых помещений с наймодателями (муниципальными органами) и постановки на учет, предоставлением жилья, ростом тарифов на коммунальные услуги и непредоставлением льгот соответствующим категориям граждан.
С ролью гаранта конституционного права на жилье, говорится в статье, органы государственной власти к сожалению справляются пока не всегда успешно.
Одним из базовых элементов преобразования жилищной сферы, с которым связаны большие надежды, является реорганизация системы управления многоквартирными домами, урегулированная в Жилищном кодексе Российской Федерации и отраженная в Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 гг., подчеркивается в этой актуальной публикации.
Концепция реформы строится на том, что государство и органы местного самоуправления постепенно отходят от управления жилищным фондом, передавая свои полномочия собственникам помещений в таких домах. В свою очередь, собственники получают возможность управлять домом непосредственно, создавая некоммерческие организации или привлекать на коммерческой основе управляющую организацию.
Издание продолжает развивать на своих страницах тему совершенствования работы органов власти и управления. Этой проблеме посвящена статья ректора Московской академии государственного и муниципального управления, доктора экономических наук, профессора В. Горлопанова " Электронное правительство: государственные услуги без бюрократизма", в которой рассказывается о зарубежном опыте решения этой проблемы.
Как подчеркивается в статье, реализуемые за рубежом программы создания информационного общества и "электронного правительства" ставят своей целью достижение лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. В них ярко выражена социально-экономическая составляющая, а приоритетные направления охватывают правовое развитие, кадровые вопросы и совершенствование информационно-коммуникационных технологий. Немало внимания уделяется и созданию многофункциональных центров обслуживания населения.
Идея создания "электронного правительства" возникла еще в 90-е годы прошлого столетия. Тогда многие развитые страны начали активную работу по его внедрению.
Одной из первой стран, приступившей к решению проблемы открытого доступа к информации государственных структур, стала Канада, которая является лидером в инновациях в области "электронного правительства". Еще в 1994 году канадским правительством был разработан Проект предоставления услуг государственными органами при помощи информационных технологий, получивший условное международное название "e-government" (в переводе с англ. – электронное правительство).
Сегодня в рамках проведенных работ по реализации этого проекта канадская власть работает и напрямую взаимодействует с населением посредством мощнейшего информационного портала, объединяющего до 500 Интернет-сайтов.
Вслед за Канадой лидерами в развитии систем "электронного правительства" стали Сингапур и США. Именно эти три страны отличаются наибольшим количеством правительственных веб-сервисов (систем для проведения электронных платежей, подачи налоговых деклараций, проведения голосований и прочего) и их тщательно продуманным интерфейсом с точки зрения удобства и высокой культуры обслуживания.
С учетом подготовленности к развитию "электронного правительства" в сетевом плане одними из первых оказались Швеция, Нидерланды и Япония. В данном случае ключевым показателем стала Интернет-готовность, которая определялась по общему количеству Интернет-пользователей, числу пользователей широкополосной связи и мобильных устройств, а также по системе безопасности веб-ресурсов.
Во многих развитых странах уже давно работают многофункциональные центры предоставления государственных услуг по принципу "одного окна", ставшие надежным каналом взаимодействия государства и граждан. Проекты таких центров успешно реализуются в Бразилии, Великобритании, Германии и Канаде.
Примером успешного зарубежного опыта, связанного с оказанием государственных услуг, является проект "Мобильное обслуживание граждан" (Mobile Buеrgerdienste – MoBueD), который был разработан в г. Берлине в 2002–2005 гг. в рамках инициативы "Мобильные коммуникативные средства" (MobilMedia). MoBueD – объединенный проект, который реализуется при содействии Министерства экономики и труда в сообществе, состоящем из Управления сената по внутренним делам и Фрауэнхофским институтом телекоммуникаций.
Отношения между органами государственного управления и гражданами устанавливаются посредством конвергенции Интернета и мобильных технологий. Таким образом, создается альтернатива стационарным офисам по предоставлению государственных услуг и реализуется новый формат отношений чиновников с гражданами и организациями, который получил название "mGovernment", или "Мобильное правительство".
Так, государственные услуги ориентированы на граждан и бизнес: сотрудники центров обслуживания населения приходят в офисы компаний, библиотеки и супермаркеты, а также на дом к пожилым людям, и с помощью мобильного оборудования (включающего ноутбук, принтер, платежный терминал и тому подобное) осуществляют обработку услуг на месте – от справочной информации и консультирования до приема заявлений и оплаты предоставленных услуг, в число которых входят: регистрация, выдача паспортов и удостоверений личности, выплата дотаций на аренду жилья и многое другое. При этом гарантируется высокое качество обслуживания и консультаций, а также получение всей необходимой информации.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|