|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 9, сентябрь 2009 год
"НИКОГО НЕ ЗАБЫТЬ, ДОЙТИ ДО КАЖДОГО"
Сентябрьский номер информационного бюллетеня "Президентский контроль" публикует актуальные материалы о деятельности органов государственного контроля по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Ключевым вопросам государственной политики в социальной сфере, которую Президент Российской Федерации назвал главнейшим направлением в деятельности всех органов власти, посвящен аналитический материал, опубликованный под названием "Никого не забыть, дойти до каждого".
В соответствии с планом работы контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе была проведена комплексная проверка деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных отделений Фонда социального страхования по выполнению федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере социальной защиты населения.
В статье подчеркивается, что в целях реализации социальной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, была принята необходимая законодательная база. По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, в федеральном регистре содержались 1465 действующих нормативных правовых актов. При проведении юридической экспертизы в 49 из них были выявлены несоответствия федеральному законодательству (на момент проверки не были приведены в соответствие с федеральным законодательством 10 нормативных правовых актов). Экспертные заключения на них были направлены в органы государственной власти и органы прокуратуры.
Проверкой установлено, что в ряде регионов не был определен порядок предоставления материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; выплаты компенсации затрат родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и обучение детей на дому самостоятельно. Отсутствовал перечень заболеваний, при которых инвалидам предоставляется право на льготное обслуживание (Пензенская область); не были предусмотрены меры по социальной поддержке и социальному обслуживанию лиц, страдающих психическими расстройствами, а также оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (Пермский край). Не были утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения (Удмуртская Республика, Оренбургская область). Информация об имеющихся пробелах в сфере социального законодательства отделами Управления Минюста России по Приволжскому федеральному округу направлена в соответствующие органы государственной власти регионов.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, были заключены соглашения о взаимодействии в сфере социальной политики с отделениями Пенсионного фонда и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также управлениями МЧС и МВД России.
В целях оказания дополнительной поддержки нуждающимся гражданам во всех регионах реализовались местные целевые программы. Например, в 2006–2007 гг. в Республике Марий Эл насчитывалось 27 республиканских социальных программ с общим объемом финансирования 833,2 млн. рублей. В Удмуртской Республике их было свыше 30, в том числе программы "Старшее поколение", подпрограммы "Дети-инвалиды" и "Семья – естественная среда жизнедеятельности ребенка", а также программа "Дети Удмуртии" и другие.
Законодательством Республики Башкортостан были установлены дополнительные меры по социальной поддержке многодетных семей в виде выплаты пособий, предоставления микроавтобусов ГАЗель, награждения медалью "Материнская слава". В Республике Татарстан более 19 тыс. граждан получили санаторно-курортные путевки, топливо, продукты питания, одежду, обувь, медикаменты и другое.
В статье отмечается, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах ПФО, принимались меры по государственной поддержке семей с детьми и семей социального риска. Во всех регионах округа дополнительно к федеральным мерам были разработаны и реализованы республиканские и областные программы по профилактике социального сиротства и социальной защите детей данной категории, приняты нормативные правовые акты, направленные на социальную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Оренбургской области материальная помощь на общую сумму 4246,9 тыс. рублей была оказана 5613 детям.
По данным комиссии, в системе мер по оказанию населению округа социальной поддержки значительна доля участия региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, которые осуществляют оперативное управление средствами социального страхования, регистрацию и учет страхователей, расчеты с ними, а также выполняют функции страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и при профессиональных заболеваниях, ведут контроль за правильным и рациональным использованием средств.
В рубрике "Президент дал поручение" опубликована статья "Игорный бизнес – под строгий государственный контроль", в которой речь идет о мерах, предпринимаемых Федеральной налоговой службой по выполнению задач, поставленных Главой государства 5 мая 2009 г. в ходе рабочей встречи с руководителем налогового ведомства России М. Мокрецовым. Д. Медведев поручил налоговым и правоохранительным органам осуществлять строгий контроль за ходом выполнения новых правил ведения игорного бизнеса.
Как известно, 1 июля 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вступили в силу новые правила, регулирующие эту сферу предпринимательства, установлены ограничения в осуществлении данного вида деятельности, направленные на защиту нравственности, прав и законных интересов граждан России. В случае, если владельцы казино или залов игровых автоматов продолжат свой бизнес вне четырех игровых зон, расположенных на границе Краснодарского края и Ростовской области, в Приморском, Алтайском краях и Калининградской области, это подпадет под действие ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации "Незаконное предпринимательство". На остальной территории страны разрешаются такие виды азартного бизнеса как тотализаторы и букмекерские конторы.
При этом на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по проведению проверок технического состояния игрового оборудования и контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных чч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона.
ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением организаторами азартных игр законодательства о налогах и сборах. В настоящее время рассматривается вопрос о целесообразности создания в структурах управлений Службы, работающих в субъектах Российской Федерации, специализированных инспекций, призванных обеспечить качественное исполнение этих полномочий на территории игорных зон.
"Развивать индустрию туризма на основе государственно-частного партнерства" – так называется статья руководителя Федерального агентства по туризму А. Ярочкина, опубликованная в рубрике "Анализируя ситуацию".
Несмотря на мировой финансовый кризис, туризм продолжает оставаться важной отраслью российской экономики, способствуя созданию новых рабочих мест и развитию смежных отраслей производства. Кризисные явления и эпидемиологические факторы первой половины 2009 г. могут лишь замедлить рост международных туристских прибытий, которые, по прогнозам Всемирной туристской организации ООН, сохранятся приблизительно на уровне прошлых лет.
Наряду с этим возрастают объемы внутреннего туризма. Его показатели, по оценкам экспертов, будут расти.
В мае 2008 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Федеральным агентством по туризму были утверждены Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации.
Этот документ был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации и доработан с учетом состоявшегося на нем обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также ведущих отраслевых объединений.
Положения Стратегии являются базовой основой для общегосударственного понимания места и роли сферы туризма в экономике страны. Они направлены на реализацию фундаментальных задач развития отрасли, являясь для органов исполнительной власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых составляющих государственной поддержки туристской индустрии.
В статье особо подчеркивается, что знаковым событием для российского туризма стало совещание Президента Российской Федерации Д. Медведева с мэрами городов Золотого кольца России по вопросам развития внутреннего туризма, состоявшееся 1 августа 2008 г. в г. Угличе Ярославской области.
Глава государства назвал туризм важной для экономики страны отраслью, отметив, что в ней занято более 1 млн. человек, а суммарный доход только за 2007 год составил около 833 млрд. рублей.
Президент Российской Федерации подчеркнул, что "наше богатейшее историческое и культурное наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития турбизнеса. Это одна из наиболее быстро растущих отраслей".
Как отмечается в статье, важным направлением работы Ростуризма является деятельность по созданию в регионах России благоприятных условий для развития туристской индустрии, в том числе путем реализации программ и проектов в области государственно-частного партнерства.
Государственное содействие развитию туристско-рекреационного комплекса осуществляется прежде всего путем реализации федеральных целевых программ.
Духовные начала играют важнейшую роль в нравственном воспитании граждан России и прежде всего подрастающего поколения. 21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев на встрече с главами традиционных конфессий России поддержал идею изучения в школе основ религиозной культуры. Теме религии в жизни современного российского общества посвящена статья специалиста Института социологии РАН Е.Кофановой "Религиозный фактор в формировании гражданской позиции".
Социологические данные говорят о том, что большинство россиян (63–65%) считают себя последователями православия. К мусульманам себя относят 6–7% жителей страны. С католиками, протестантами, иудаиcтами отождествляется гораздо меньшее число россиян.
Автор статьи отмечает, что оценки православными собственных перспектив практически совпадают с их оценками ближайшего будущего страны, тогда как прогнозы мусульман, касающиеся страны и их личной жизни, заметно расходятся. Видимо, представители православия в большей мере ощущают зависимость своей жизни от развития России.
С другой стороны, такое распределение мнений может говорить о том, что российские мусульмане в меньшей мере, чем православные и неверующие, склонны ожидать, что государство выступит в роли "патрона", решив их проблемы, и в основном предпочитают рассчитывать на собственные силы.
Православные и неверующие идентифицируют себя с Россией несколько иначе, чем мусульмане: первые две группы отождествляют себя скорее с культурной традицией, территориально-историческими границами; мусульмане же – с государством и системой властных институтов.
Особенностью российской цивилизации является ее исконная терпимость к межконфессиональному сосуществованию. Толерантность предполагает уважение к иной культуре, вере и, напротив, отрицательное отношение к проявлению всякого рода пренебрежения. Многие россияне, включая неверующих, выстраивают свои личные моральные принципы на религиозных заповедях "Не убий, не укради...", общих для всех мировых религий.
Как известно, семья является одним из главных социальных институтов современного общества. Современное ее состояние позволяет заявлять о приоритетной роли семьи в жизни человека. Большинство верующих (81–89%) не считает брак пережитком прошлого и полагает, что жизнь женщины полноценна, если у нее есть дети (89–93%); что можно оправдать женщину, желающую растить ребенка самостоятельно, без отца (76–83%); но все же ребенок может нормально развиваться только в полной семье (80–86%), и что долг родителей сделать все необходимое для полноценной жизни детей (91–97%).
В целом, религиозно-мировоззренческая самоидентификация россиян оказывает больше влияния на практику семейных отношений, чем на общее социальное самочувствие. Причем рамки, в которые человек себя ставит, признавая свою принадлежность к религиозно-мировоззренческой группе, достаточно широки, поскольку позволяют и православным, и мусульманам, и неверующим практически с одинаковым успехом адаптироваться в современных условиях.
В этом смысле идентификация человека с той или иной религией является в значительной мере стремлением к сохранению культурно-исторической самобытности в условиях всеобщей унификации и глобализации, желанием обрести духовную опору и ориентиры в так быстро меняющемся мире.
Продолжая тему борьбы с преступностью и коррупцией, издание публикует материалы о работе Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, направленной на пресечение незаконных деяний в сфере экономики. В статье "Преступности – надежный заслон", помещенной в рубрике "На службе закона и порядка", приводятся конкретные примеры такой работы.
Сотрудники Департамента провели целый ряд успешных операций, в том числе связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями. В течение 2008 года подразделениями экономического блока МВД России было выявлено свыше 31 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что почти на 20% выше по сравнению с 2007.
Завершена серия крупномасштабных операций, в результате которых была пресечена деятельность нескольких межрегиональных преступных сообществ фальшивомонетчиков, занимавшихся изготовлением и сбытом крупных партий поддельных денежных знаков России и США с целью финансирования экстремистских организаций, действующих на Северном Кавказе.
Как отмечается в статье, такого рода преступления представляют серьезную угрозу для безопасности страны, поэтому правоохранительные органы принимают усиленные меры, направленные на борьбу с экономическими правонарушениями.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|
|