логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 8, июль 2009 год

"ОБЕСПЕЧИТЬ СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ ЗА БЕЗУСЛОВНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ВЫПОЛНЕНИЕМ ПОРУЧЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В августовском номере информационного бюллетеня «Президентский контроль» нашли свое отражение ключевые направления деятельности контрольных органов государства по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.  Именно эта важнейшая тема стала предметом обсуждения на совещании, которое Администрация Президента Российской Федерации провела 17–18 июня текущего года в г. Иркутске. Издание публикует материалы этого совещания в сокращенном варианте.

В работе совещания приняли участие руководство Администрации Президента Российской Федерации, ответственные работники Контрольного управления Президента Российской Федерации и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. С основными докладами выступили: Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкин, помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе А. Квашнин, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В. Крупкин, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В. Большаков.

В своем выступлении Руководитель Администрации  Президента Российской Федерации С. Нарышкин остановился на актуальных проблемах государственного строительства, особо подчеркнув, что на современном этапе развития России с учетом изменения социально-экономической обстановки неизмеримо возросло значение функций государственного контроля, являющегося  важным элементом сильного и эффективного государства, которое следит за исполнением принимаемых решений и эффективностью бюджета, надежно охраняя права и свободы граждан.

Несмотря на последствия мирового экономического кризиса,  накопленные резервы позволяют государству выполнять взятые на себя социальные обязательства, а также расходовать немалые средства на антикризисную политику. По разным направлениям антикризисной программы Главой государства даны конкретные поручения, обозначены сроки их выполнения. И теперь самое главное – обеспечить контроль за их безусловным и эффективным выполнением.
Как отметил С. Нарышкин, существенное влияние на социально-экономическое развитие страны оказывает коррупция, затрагивая все области жизнедеятельности общества: экономику, социальную сферу, политику. Она ведет к неэффективному использованию средств государственного бюджета, препятствует реализации государственных программ, затрудняет успешное выполнение государством своих экономических, политических и социальных функций. В свою очередь это  негативно сказывается на росте социальной напряженности.
Для борьбы с этим явлением Главой государства создан Совет по противодействию коррупции и утвержден Национальный план противодействия коррупции, который успешно реализуется. Принят базовый закон о противодействии коррупции, акты Президента и Правительства Российской Федерации в этой сфере. Сформирована правовая основа противодействия коррупции, которая продолжает быстро совершенствоваться.
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации подчеркнул,  что задача президентского контроля – обеспечить неукоснительное исполнение поручений Главы государства по противодействию коррупции на всей территории России всеми уровнями власти: федеральными, региональными, местными. Необходимо создать все условия для их  взаимодействия и динамичной, последовательной работы в этой сфере, особенно в отношении контрольно-надзорных органов.
Поэтому не случайно Глава государства поручил Контрольному управлению совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах провести проверку деятельности органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями и реализующих разрешительные процедуры, на наличие коррупционных связей между ними и организациями, оказывающими услуги в соответствующих сферах.
Результатом такой работы должна стать разработка рекомендаций по совершенствованию функционирования и структуры контрольно-надзорных органов.

Помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко в своем выступлении перед участниками совещания  остановился на главных задачах президентского контроля при решении важнейших вопросов социально-экономического развития страны, наметил пути совершенствования этой работы, предложил меры, направленные на усиление координации и взаимодействия с другими контрольными и  надзорными органами.

Системность, достигнутая в последнее время в этой сфере, позволяет объективно оценивать результаты каждого этапа работы,  тем самым отслеживая полноту реализации поставленных Главой государства задач, помогает концентрировать внимание на наиболее острых проблемах, оперативно вносить в процесс контроля необходимые коррективы.
В текущем году деятельность по контролю за реализацией задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации, осуществляется в новом формате. С учетом этих изменений Главе государства регулярно направляются доклады  с результатами контроля за реализацией положений Послания Президента.
Данная работа проводится в тесном взаимодействии с коллегами из  аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют свои усилия  на выполнение поручений, данных Главой государства по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 18 ноября 2008 г., посвященного вопросам развития национальной конкурентоспособности.
Особое место в работе Контрольного управления (далее – Управление) занимает контроль за ходом выполнения поручений Президента, направленных на реализацию Национального плана противодействия коррупции (далее - Национальный план).
Государственной Думой принят пакет законов, в том числе Федеральный закон «О противодействии коррупции» и три закона о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Изданы указы Президента, определяющие круг лиц, обязанных представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядок их представления в налоговые органы или соответствующие кадровые службы, а также в средства массовой информации для опубликования.
В первом полугодии 2009 г. Управление совместно с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах провело проверки исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по совершенствованию корпоративного законодательства в части обеспечения его антикоррупционной направленности, а также в сфере противодействия незаконному захвату предприятий (рейдерству).
По поручению Главы государства от 21 апреля 2009 г. в рамках работы по контролю за выполнением Национального плана проводится проверка деятельности органов исполнительной власти всех уровней, обладающих контрольно-надзорными функциями, а также реализующих разрешительные процедуры. В ее задачи входит выявление  коррупционных связей между органами исполнительной власти и структурами, оказывающими услуги в соответствующих сферах.
В своем выступлении К. Чуйченко подчеркнул, что в  настоящее время назрела необходимость формирования  единого подхода к осуществлению контрольной деятельности и распространения предложенного механизма защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса на иные организации. Эту работу предлагается выполнить в два этапа.
На первом – следует принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации указанного закона, на втором –   распространить на все юридические лица действие апробированного на субъектах малого и среднего предпринимательства механизма проведения контрольными (надзорными) органами внеплановых проверок, осуществляемых  по согласованию с прокуратурой. Доклады о результатах контрольных мероприятий ежеквартально направляются Президенту Российской Федерации.

Выступая на совещании,   полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе А.  Квашнин предложил построить вертикальную систему противодействия коррупции.

Во всех  субъектах Российской  Федерации, входящих в состав округа, приняты планы по противодействию коррупции, созданы коллегиальные органы –  советы, комиссии и  рабочие группы.
Ведется работа по принятию соответствующих целевых программ (в пяти  регионах они уже действуют: республики Алтай и Бурятия, Забайкальский край, Кемеровская и Томская области).
Внедряются стандарты услуг и административные регламенты исполнения государственных функций.
Создаются схемы предоставления гражданам и бизнес-структурам услуг на принципе «одного окна» или с помощью многофункциональных центров (на уровнях субъектов Федерации и муниципальных образований).
Важная роль в противодействии коррупции принадлежит комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.  Как отметил А. Квашнин, такие комиссии уже созданы в  государственных органах всех  субъектов Федерации, входящих в состав округа (в настоящее время их количество насчитывает 383).
В органах местного самоуправления также создаются комиссии  по урегулированию конфликта интересов.
В процессе профессиональной подготовки служащих вопросы, связанные с профилактикой коррупции в системе государственной и муниципальной службы, находятся в центре внимания. Сотрудники, участвующие в разработке нормативных правовых актов, обучаются    тому, как правильно проводить антикоррупционную экспертизу.
Кадровыми службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти проведена работа по представлению государственными гражданскими служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2008 год. В настоящее время в территориальные налоговые органы по месту жительства служащих направляются запросы                                               о проверке соответствия задекларированных доходов и имущества сведениям, представленным в базе  данных налоговых инспекций.
В  целях повышения эффективности борьбы с коррупцией   в округе широко используются компьютерные технологии, прямые телефоны и «телефоны доверия».

В своем выступлении заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В. Большаков сделал акцент на усилиях, предпринимаемых органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, по преодолению последствий мирового экономического кризиса.

Во всех регионах округа созданы антикризисные штабы и комиссии. Многие из них действуют достаточно эффективно. Однако анализ начального периода их работы выявил ряд общих проблем.
Антикризисные штабы и комиссии должны иметь в своем распоряжении определенный финансовый ресурс для проведения антикризисных мероприятий и оказания помощи предприятиям реального сектора экономики регионального значения. Возможно, следует рассмотреть вопрос о выделении субъектам Федерации средств из федерального бюджета на реализацию региональных антикризисных программ с последующей компенсацией данных расходов в рамках дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Необходимо повысить эффективность работы штабов и комиссии по мобилизации финансовых ресурсов, выделенных из федерального бюджета федеральным министерствам и ведомствам, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на реализацию антикризисных мероприятий, и усилить деятельность по координации действий главных распорядителей бюджетных средств регионов.
Как считает В. Большаков, недостаточно эффективно используются возможности налогового регулирования предпринимательской деятельности в условиях кризиса.
Успешное преодоление последствий мирового экономического кризиса возможно лишь  при целенаправленной и результативной работе всех институтов государства и, прежде всего, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В свою очередь, позитивные показатели их деятельности всецело зависят от  эффективности действий, направленных на противодействие коррупции.
Меры  по профилактике коррупции и совершенствованию государственного управления в целях ее предупреждения предусматривают в первую очередь проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Проблема эта  до конца еще не решена. Так, только в I квартале 2009 г. на территории СЗФО было выявлено 315 проектов нормативных правовых актов и иных документов, содержащих коррупциогенные факторы (в Вологодской области – 215 проектов, в Псковской – 31, Новгородской – 25, Республике Карелия – 15, Мурманской области – 10).
В прошлом году в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа, контрольным департаментом регулярно проводились  проверки исполнения законодательства о государственной гражданской службе. В 2009 году проверками исполнения законодательства о муниципальной службе будут охвачены все регионы округа.
В ходе выездных проверок детально было проверено 25 государственных органов(10 территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти и 15 органов исполнительной власти шести субъектов Российской Федерации).
В республиках Карелия и Коми были осуществлены повторные  контрольные проверки, направленные на  устранение ранее выявленных нарушений.

Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В. Крупкин, выступая перед участниками совещания,  сконцентрировал внимание собравшихся на системе антикризисных мер и мер по противодействию коррупции.

Так, в первом полугодии текущего года в Свердловской и Челябинской областях прошли проверки по проблемам безработицы, материалы которых были заслушаны на заседании антикризисного штаба округа.
В январе 2009 г. заместители и помощники полномочного представителя Президента Российской Федерации в округе  выезжали в субъекты Федерации с целью изучения намеченных организационных мероприятий, в том числе в  муниципальных образованиях. А в мае-июне состоялись повторные проверочные поездки на предмет определения степени эффективности и полноты принимаемых мер.
При необходимости полученная в ходе этих проверок информация направляется в профильные министерства и ведомства, а также собственникам предприятий.
Проверки по заявлениям граждан, общественных организаций и материалам средств массовой информации в основном проводятся  рабочими группами при главной федеральной инспекции и органами прокуратуры.
Координация деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется на совещаниях, которые проходят на регулярной основе. Так, по состоянию на середину июня текущего года  прошли два заседания по следующим вопросам: результаты проверок по снижению административного воздействия на бизнес; отчеты двух главных федеральных инспекций о деятельности рабочих групп.
Главная федеральная инспекция совместно с прокуратурой ведет работу по формированию сводных планов проверок.
Итоги проверок по выявлению коррупционных действий были подведены на заседании Совета округа по противодействию  коррупции.

«О работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» – под таким заголовком в очередном номере «Президентского контроля» вышла статья, посвященная профилактике коррупционных проявлений на государственной службе.

Такие комиссии уже имеются во всех федеральных государственных органах, за исключением Рособоронпоставки и Росалкогольрегулирования, а также в большинстве территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Завершается создание комиссий в органах государственной власти субъектов Российской Федерации.  На 1 апреля 2009 г. они образованы в 2798 из 2964 региональных органов (94 %).
В соответствии с изменениями, внесенными 22 декабря 2008 г. в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», комиссии по урегулированию конфликта интересов могут теперь создаваться и в органах местного самоуправления.
Процесс их создания уже начался. С начала 2009 года в органах местного самоуправления образовано 2076 комиссий (8,6% от общего числа муниципальных образований в Российской Федерации).                                
Как отмечается в статье, вопросы деятельности комиссий неоднократно рассматривались Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Согласно его поручению разработаны методические рекомендации по их работе и предложения по организации информирования населения об их деятельности, которые направлены в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные государственные органы, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах. 
Администрацией Президента Российской Федерации принимаются меры, направленные на обеспечение действенного функционирования комиссий.
По инициативе Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях активизации работы комиссий было дано поручение прокурорам субъектов Российской Федерации направлять в комиссии материалы по выявленным фактам нарушений законодательства о государственной службе в деятельности государственных служащих.
Полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах приняты меры по активизации работы комиссий в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти:
в правоохранительные органы направлены рекомендации о необходимости повышения уровня координации их деятельности с деятельностью комиссий (Южный федеральный округ);
руководителям государственных органов предложено активизировать деятельность по выявлению фактов возможного наличия у государственных служащих личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов (Приволжский, Южный и Уральский федеральные округа);
с руководителями кадровых служб государственных органов проведены совещания по вопросам совершенствования практики работы комиссий (Сибирский и Уральский федеральные округа).

В статье  советника заместителя Руководителя Администрации  Президента Российской Федерации на общественных началах, доктора юридических наук  М. Миронова «Приемные Президента России: новый подход, новый качественный уровень в работе по защите прав и законных интересов граждан» говорится  о формировании единой системы работы с обращениями граждан, позволяющей оперативно и на более высоком уровне решать вопросы обеспечения и реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по защите прав и законных интересов россиян.

Одновременно формируются условия для более полной реализации гражданами своего конституционного права обращаться к Главе государства, в органы государственной власти и местного самоуправления с целью повышения эффективности «обратной связи» высших должностных лиц с представителями всех социальных групп общества.
Как  отметил  М. Миронов,  сейчас даже житель Чукотки может, не покидая квартиры, поделиться наболевшим с Президентом  России.
9 апреля Д. Медведев лично провел видеоприем с гражданами и должностными лицами федеральных и региональных органов власти, заслушав их отчеты о ходе выполнения поручений, данных  по обращениям россиян.
Всесторонняя проработка обращений, контроль за исполнением предварительных поручений позволили принять оптимальные меры по вопросам, которые подняли граждане, тем самым способствуя их полной реализации.
Очередной прием граждан, проходивший как в форме личной беседы, так и с помощью   системы       видеоконференц-связи,     Президент Российской Федерации   Д. Медведев провел 15 июля текущего года. География обращений к Главе государства, как и в прошлый раз,  охватила всю страну: Москва, Калининград, Приморье, Брянская и Курганская области, другие регионы России. По всем обращениям граждан Президентом Российской Федерации были даны  поручения его полномочным представителям в федеральных округах, министрам и главам регионов с указанием конкретных сроков их выполнения.   

Издание продолжает тему борьбы с организованной преступностью в сфере экономики. В рубрике «На службе закона и порядка» помещены материалы, подготовленные пресс-службой Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В результате проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на защиту государственной собственности от противоправных посягательств и противодействие коррупционным проявлениям, сотрудники Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации выявили факт незаконного отчуждения недвижимого имущества государственного предприятия ОАО «Российский научно-исследовательский институт сельскохозяйственных приборов» (ОАО «РНИИ «Агроприбор»).
По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление полномочиями).
По имеющейся в МВД России информации, в ряде предприятий, акции которых полностью или частично принадлежат государству, руководство продолжает совершать неправомерные операции по отчуждению недвижимости и акций, создаются предпосылки для банкротства.
В этой связи, с учетом складывающейся ситуации, Департаментом экономической безопасности МВД России разработан и осуществляется комплекс мер по сохранности и возврату активов государству.
Пресечена деятельность организованной группы, которая занималась контрабандным ввозом на территорию страны крупных партий лакокрасочной продукции для полиграфической промышленности. Только в 2007 году указанная преступная группа переместила через границу Российской Федерации около 6 тыс. т такой продукции, при этом ущерб, нанесенный государству, составил свыше 150 млн. рублей.
По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда, совершенная организованной группой).
Сотрудники Департамента экономической безопасности МВД и ФСБ России пресекли деятельность группы лиц, которые организовали в Москве «обнальную» площадку, осуществляли незаконные банковские операции и выводили за рубеж крупные суммы денежных средств. Возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 172 (незаконная банковская деятельность) и ч. 4 ст. 174  (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем) Уголовного кодекса Российской Федерации. Организаторы группы задержаны.
На постоянной основе проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом водных биоресурсов.
В 2008 году из незаконного оборота было изъято 769,1 т рыбы лососевых видов, 1,12 т рыбы осетровых видов, 68,5 т лососевой икры, 49,7 кг осетровой икры и более 200 т рыбы других видов.
За первый квартал 2009 года выявлено 359 преступлений. В суд направлено более 40 уголовных дел.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ