логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 7, июнь 2009 год

"ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ"

В июльском номере информационного бюллетеня "Президентский контроль" опубликованы статьи и аналитические материалы, посвященные актуальным вопросам деятельности органов государственного контроля, направленной на безусловное и своевременное выполнение задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также указов, распоряжений и поручений Главы государства.

В статье "Приоритетное направление", опубликованной под рубрикой "Федеральный округ", дается развернутый отчет о результатах проверки в марте 2009 г. комиссией контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Омской области по развитию предпринимательства и ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Сформированная на региональном уровне нормативная правовая база в целом обеспечивает необходимые условия для реализации законодательно установленных полномочий органов исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства. Стратегические приоритеты на данном направлении определены в региональной Концепции государственной политики развития малого предпринимательства, утвержденной указом губернатора Омской области от 29 июля 2002 г. N 189.
В 2006-2008 гг. действовала региональная целевая программа развития малого предпринимательства (Закон Омской области от 24 июля 2006 г. N 773-ОЗ). Проект долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009-2013 гг.)" 4 марта 2009 г. одобрен на заседании правительства региона.
В ходе реализации запланированных мероприятий в 2009 году намечено увеличить долю работающих в сфере малого предпринимательства до 20% от общей численности занятых в экономике, при этом объем произведенных субъектами малого предпринимательства товаров и услуг вырастет на 30%. Вместе с тем, из-за дефицита денежных средств отдельные программные мероприятия не выполнены или выполнены частично. Например, не профинансированы мероприятия, связанные с развитием малого предпринимательства в сфере инноваций, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов, субсидий местным бюджетам для реализации муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, субсидий на создание и развитие межвузовского студенческого бизнес-инкубатора и другие.
В связи с этим запланированные показатели эффективности реализации программ развития малого предпринимательства, в том числе и по снижению административных барьеров, органами местного самоуправления не достигнуты.
В проекте долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009?2013 гг.)" запланирован комплекс мер по развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса.
Начата подготовка к реализации вступающего в силу с 1 июля 2009 г. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Минэкономики области проводится анализ регламентов органов власти на предмет наличия в них административных барьеров.
Но, к сожалению, действия властных структур региона при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства остаются не скоординированными.
Следствием недостаточного взаимодействия органов власти по ликвидации административных барьеров, а также при осуществлении контрольных мероприятий в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства является возросшее число нарушений законодательства. В 2008 году органами прокуратуры области выявлено 1613 нарушений законов, принесено 222 протеста на незаконные правовые акты, направлено 56 исков и заявлений в суд, внесено 414 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 130 лиц, объявлено 20 предостережений, по материалам прокурорских проверок возбуждено 2 уголовных дела.
В статье делается вывод о том, что повышению действенности принимаемых в регионе мер по ликвидации административных барьеров, пресечению практики нарушений прав субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении контроля (надзора) будет способствовать целенаправленная работа по обеспечению эффективной реализации полномочий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти".

В рубрике "Государственное строительство" публикуется аналитическая статья начальника департамента Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А. Журавлева и его соавторов Н. Золотовой и Т. Островской, посвященная результатам выборов глав и депутатов представительных органов местного самоуправления.

В марте 2009 г. муниципальные выборы прошли в 77 субъектах Федерации. Избирались почти 900 глав городов, районов и сельских поселений, а также около 18 тыс. депутатов представительных органов местного самоуправления.
Как подчеркивается в статье, анализ, проведенный на основе данных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) и политических партий, принимавших участие в выборах, позволяет констатировать, что избирательные кампании по выборам глав и депутатов представительных органов местного самоуправления проходили в условиях реального политического противостояния.
В выборах приняли участие шесть из семи политических партий, имеющих право на участие в избирательных кампаниях, - "Единая Россия", "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" (далее - "Справедливая Россия"), КПРФ, ЛДПР, "Яблоко" и "Патриоты России". По результатам состоявшихся выборов убедительную победу одержала партия "Единая Россия". Второе место среди политических партий по итогам голосования на выборах глав и депутатов органов местного самоуправления заняла партия "Справедливая Россия". Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления проводились по пропорциональной, смешанной и мажоритарной избирательным системам.
По данным ЦИК России, на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований столиц субъектов Российской Федерации было выдвинуто 985 кандидатов, из них 147 - в возрасте до 30 лет. Среди 310 кандидатов, представленных в порядке самовыдвижения, - 50, относящихся к возрастной категории до 30 лет.
Из 1295 зарегистрированных кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления двенадцати административных центров субъектов Российской Федерации 197 - в возрасте до 30 лет. На выборах, проводившихся по мажоритарной избирательной системе, депутатами представительных органов местного самоуправления административных центров субъектов Российской Федерации были избраны 12 человек в возрасте до 30 лет, что составило 24% от числа зарегистрированной группы кандидатов, относящихся к возрастной категории до 30 лет, выдвинутых в порядке самовыдвижения.
Особое внимание общественности привлекли выборы глав ряда крупных городов и муниципальных районов, в большинстве из которых победили кандидаты от "Единой России". В статье приводятся данные ЦИК России, согласно которым выборы депутатов представительных органов муниципальных районов и городов состоялись в 66 субъектах Российской Федерации, выборы депутатов представительных органов сельских и городских поселений - в 53 ее субъектах. При этом избирались 5346 депутатов представительных органов муниципальных районов и городов, а также 12 685 депутатов сельских и городских поселений.
1 марта 2009 г. были избраны 5319 депутатов представительных органов муниципальных районов и городов и 12 623 депутата представительных органов сельских и городских поселений. 15 марта 2009 г. в шести субъектах Российской Федерации прошли повторные выборы в представительные органы местного самоуправления городов и районов, а также в восьми ее субъектах - в представительные органы сельских и городских поселений. На выборах депутатов органов местного самоуправления наибольшую активность проявили кандидаты от партии "Единая Россия" (их было зарегистрировано 15 894). Вторыми по числу кандидатов стали самовыдвиженцы (их зарегистрировали в количестве 14 099). От КПРФ в выборах участвовали 2190 кандидатов, от ЛДПР - 1965 и от "Справедливой России" - 321 кандидат.
По итогам голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления всех уровней партия "Единая Россия" одержала убедительную победу: из числа избранных депутатов муниципальных районов и городов почти 70% - ее представители, из числа депутатов сельских и городских поселений их количество составило 77%.
По данным ЦИК России, "Справедливая Россия" сумела провести в муниципальные собрания городов и районов 268 своих депутатов (около 5% от общего числа депутатского корпуса районного и городского уровней), КПРФ - 226 (4%), ЛДПР - 55 (1%).

"Нормативное правовое обеспечение антикоррупционной экспертизы" - под таким заголовком в рубрике "На службе закона и порядка" издание публикует статью начальника Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Аникина.

В 2008 году были приняты ключевые решения и нормативные правовые акты по формированию организационно-правовых основ системного противодействия коррупции в Российской Федерации. Речь, прежде всего, идет о Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 июля 2008 г., Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и других законодательных актах, направленных на реализацию его положений в законодательстве Российской Федерации.
Указанными нормативными правовыми актами введен ряд новых институтов, таких, как устранение конфликта интересов, контроль за доходами государственных и муниципальных служащих, проверка достоверности представляемых ими сведений (в том числе путем оперативно-розыскных мероприятий) о наличии имущества на праве собственности и финансовых обязательствах и другие.
Новым институтом для российской правовой системы стала и антикоррупционая экспертиза, осуществление которой на системной основе предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции.
Участие в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов является одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры, поскольку отсутствие правильного и единообразного применения названных актов на практике сказываются на защищенности прав, свобод и законных интересов граждан.
Для этого необходимо наладить комплексный мониторинг применения нового законодательства о противодействии коррупции. Собственно задача по организации такого мониторинга с целью своевременной корректировки законодательства поставлена и Национальным планом противодействия коррупции. По мнению автора, целесообразно сконцентрировать усилия на нормативных правовых актах и их проектах (прежде всего на законопроектах), регулирующих наиболее рискованные, с точки зрения возможных коррупционных проявлений, общественные отношения.
К таковым можно отнести нормативные правовые акты и их проекты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, регулирующие общественные отношения в сфере государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, законодательства о социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные, муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы.
Планом первоочередных мер по реализации органами прокуратуры названного Национального плана, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 13 августа 2008 г., предусмотрено принятие мер по совершенствованию методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
5 марта 2009 г. приняты постановления Правительства Российской Федерации N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" и N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции".
Вместе с тем, для создания надлежащей правовой базы осуществления комплексной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на основе унифицированных принципов необходим федеральный закон.
Проект такого закона подготовлен Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках выполнения соответствующего поручения Главы государства. Проект федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" 19 мая 2009 г. внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а 3 июня принят в первом чтении. Законопроект устанавливает правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, определяет полномочия федеральных государственных органов по организации и системному проведению работы в указанной области. Автор статьи делает вывод о том, что объединение усилий государственных органов и общественных институтов будет способствовать более эффективной реализации ключевых положений Национального плана противодействия коррупции, Федерального закона "О противодействии коррупции", обеспечивая раннее выявление и устранение из действующих нормативных правовых актов и их проектов факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.

В этом выпуске издание вновь обращается к теме борьбы с коррупцией. В статье первого заместителя директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Каланды внимание акцентировано на организации работы ФСКН по противодействию афганскому наркотрафику, представляющему серьезную угрозу безопасности России.

Наибольшую опасность с точки зрения социально-экономических последствий представляют опийные наркотики, в частности героин, который поступает в Россию из Афганистана транзитом через среднеазиатские республики по так называемому "северному маршруту". Несмотря на некоторое уменьшение в 2008 году площадей, отведенных под культивирование опийного мака, а также сокращение объемов производства опиума и героина, наркоситуация в Афганистане существенно не изменилась. Более того, по оценкам экспертов, в текущем и особенно в следующем году прогнозируется значительный рост урожая опийного мака, который может достичь 10 тыс. т, а это 1 тыс. т "чистого" высококачественного героина. Здесь производится 94% от всего мирового производства опиатов. Из полученного героина можно приготовить 150 млрд. разовых доз. Это в 25 раз превышает численность населения Земли. Наращивается производство анаши и гашиша, по которым Афганистан занимает уже второе место после Марокко.
Наркотрафик проходит в непосредственной близости от России и по территории Южного федерального округа. Здесь действуют турецкие, иранские, афганские и пакистанские организованные преступные группировки. Активизировались такие наиболее одиозные и зловещие группировки международного бандподполья, как "Исламское движение Узбекистана", секта "Хизб-ут-Тахрир". Террористические бандформирования на Северном Кавказе финансируются в основном за счет наркотрафика.
Несмотря на усиленные меры по противодействию афганскому наркотрафику, предпринимаемые правоохранительными органами среднеазиатских государств, их эффективность не всегда адекватна складывающейся обстановке. Так, в 2007 году объемы изъятого героина в таких странах, как Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, по сравнению с 2003 годом упали вдвое и составили чуть более 3 тыс. кг. Организацию противодействия наркоконтрабанде на российско-казахстанском участке Государственной границы, через которую в нашу страну поступает почти 95% афганских наркотиков, также нельзя назвать удовлетворительной.
Большая протяженность (7598,6 км) и неудовлетворительная техническая оснащенность российско-казахстанской границы создают благоприятные условия для бесконтрольного въезда на территорию Российской Федерации и контрабандных поставок афганских наркотиков.
В г. Ростове-на-Дону в начале июня текущего года открылся Центр анализа южного наркотрафика, который будет заниматься сбором, накоплением и анализом информации по ситуации в области противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров в акваториях Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов, а также в субъектах Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе. Благодаря деятельности Центра появится возможность оперативного анализа наркоситуации, выявления причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотиков, разработки мер по его противодействию. В ближайшее время открытие подобных центров запланировано и на других наиболее опасных нарконаправлениях. В целях выработки мер по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на Государственной границе Российской Федерации и совершенствованию законодательства, направленного на противодействие контрабанде наркотиков из Афганистана, в соответствии с решением Государственной пограничной комиссии при ФСКН России создана Межведомственная рабочая группа. В ее задачи входят организация и координация действий по реализации совместно разработанной Программы, направленной на повышение результативности в борьбе с наркотрафиком. ФСКН России крайне обеспокоена недостаточной проработкой вопроса, связанного с защитой интересов безопасности страны при создании единого таможенного пространства, предусматривающего перенос государственного контроля на внешние границы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. На южной границе Казахстана с Киргизией, Узбекистаном и Туркменией только в 7 из 29 действующих пунктов пропуска техническое обустройство соответствует требуемым стандартам. В сложившейся ситуации в целях недопущения увеличения потока контрабанды наркотиков в Россию необходимо одновременно с процессом формирования единого таможенного пространства разработать программу мер по действенному контролю за ввозом товаров в нашу страну, которые обеспечат надежный заслон афганскому наркотрафику.

В рубрике "Анализируя ситуацию" напечатан материал, в котором говорится об основных направлениях деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2008 году и задачах на 2009 год.

Как отмечается в данной публикации, в 2008 году проведены 13 комплексных проверок органов управления образованием по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования (выездные - Карачаево-Черкесская Республика и Республика Башкортостан, Алтайский и Пермский края, Владимирская, Тульская, Калининградская, Московская, Ростовская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ненецкий автономные округа; камеральная (кабинетная) - Москва).
Проведены 27 тематических (в том числе внеплановых) проверок органов управления образованием и образовательных учреждений. По итогам проверок подписаны акты, утверждены отчеты, направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Среди типичных нарушений, выявленных в процессе проверок по исполнению законодательства:
несоблюдение прав детей при приеме в общеобразовательные учреждения (в I и X классы) и при отчислении из них (в частности, обучающихся, не имеющих основного общего образования);
нарушения по вопросам учета, устройства и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
несоответствие уставов образовательных учреждений законодательству, несвоевременное внесение в них изменений и дополнений;
частичное несоответствие региональных законов "Об образовании" законодательству Российской Федерации;
отсутствие лицензий на право ведения образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, работа по просроченным лицензиям, наличие лицензий без приложений.
В течение 2008 года Рособрнадзором проведено 313 проверок образовательных учреждений, в основном высшего профессионального образования, по вопросам качества обучения, соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования.
Динамика числа поступивших обращений в 2004-2008 гг. показывает рост числа обращений. Так, в 2004 году Рособрнадзором рассмотрено 1039 письменных обращений граждан, в 2005 году - 1403, в 2006-м - 1525, в 2007-м - 2214, в 2008 году - 3418.
В своих письмах граждане указывали на неправомерность действий руководителей образовательных учреждений и органов управлений образованием. В них также выражалась обеспокоенность по поводу ненадлежащей организации работы отдельных образовательных учебных заведений, отсутствия в них условий, гарантирующих качество образовательного процесса. Такого рода обращения были рассмотрены с участием представителей Рособрнадзора, региональных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и заявителей. Результаты рассмотрения были отражены в актах и отчетах по результатам выездных (инспекционных) проверок, руководителям органов управления образованием были направлены предписания об устранении выявленных недостатков и нарушений. Заявителям были даны соответствующие разъяснения.
В 2008 году проведено лицензирование 2660 образовательных учреждений по 18 805 образовательным программам. В отношении 1861 образовательного учреждения проведена экспертиза соответствия содержания, уровня и качества подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по 12 413 образовательным программам.
В статье подчеркивается, что одним из основных направлений работы Рособрнадзора в 2009 году является совершенствование нормативного правового обеспечения разрешительных и надзорно-контрольных процедур. В настоящее время идет подготовка законопроекта по упорядочению процедур лицензирования образовательной деятельности в контексте Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". ("Инновационной экономике - высокие стандарты образования")

Малообеспеченные в России: кто они? Как живут? К чему стремятся? - этим важным вопросам посвящена аналитическая статья директора Института социологии РАН, члена-корреспондента РАН, лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники М. Горшкова.

Автор статьи, основываясь на результатах исследований, проведенных сотрудниками возглавляемого им Института социологии РАН, делает вывод о том, что за годы реформ российское общество сложилось как новая социальная реальность, отличительной чертой которой стало становление качественно новой социальной структуры. Прежде всего, это относится к среднему классу, а также к бедным и богатым слоям населения. Как показали многоразовые социологические замеры, российский средний класс не монолитен. На существующую в нем дифференциацию накладываются значительные различия между мегаполисами и провинциями страны, так, например, та же Москва и по уровню жизни, и по структуре занятости, и по ментальности гораздо ближе к мировым западным столицам. Отчетливо выражены поколенческие различия, связанные с тем, что существенное изменение алгоритмов выживания и успеха, произошедшее в 90-е гг., провело рубеж между старшими поколениями ("старыми русскими") и молодежью, в целом достаточно успешно освоившей "новые правила игры". Во всяком случае, в группах среднего класса до 30 лет, занятых в частном секторе и живущих в мегаполисах, число адаптированных и, соответственно, не пострадавших от реформ значительно больше, чем в остальных средних слоях населения. Современный российский средний класс - это люди, которые сумели успешно адаптироваться к новой социальной реальности, справедливо гордясь этим, и в массе своей, в отличие от слоев ниже среднего, чувствуют себя хозяевами собственной судьбы.
Что касается богатых, то, как свидетельствуют результаты исследований, большинство россиян проявляет к ним толерантное отношение. Во многом это объясняется массовыми представлениями о причинах их материального благополучия. Деловая хватка, наличие связей, умение использовать все шансы, немного везения и готовность работать без оглядки на время и здоровье - вот пять основных слагаемых успеха нынешних богатых россиян с точки зрения основной массы населения.
Вместе с тем, выделяя богатых сограждан, россияне имеют в виду не столько элитный круг общества, от которого они очень далеки и который скорее ближе к понятиям "власть" и "богатство", сколько верхний слой среднего класса, ассоциирующийся с представлениями о надежной материальной обеспеченности.
В условиях бедности, включая состояние нищеты, сегодня в России живет почти каждый пятый. Больше всего, что разделяет в реальной жизни богатых и бедных - это потребительские характеристики. По социологическим меркам разрыв в душевых доходах между богатыми и обездоленными слоями населения достигает 30 крат, хотя по практическим оценкам он еще больше.
На период исследования 43% россиян по уровню своей жизни относились к категории малообеспеченных. При этом можно выделить слой собственно малообеспеченных - 27% и малообеспеченных, балансирующих на грани бедности, - 16% россиян. Для краткого и дифференцированного представления данный слой можно назвать "нуждающимися". В целом малообеспеченные характеризуются не только более низким уровнем заработной платы, но и большей иждивенческой нагрузкой по сравнению с более благополучными слоями населения, что приводит к снижению их душевых доходов. Однако главные отличия в экономическом положении этих групп проявляются не столько в разном уровне доходов, сколько в уровне и качестве их жизни. Представители нынешних малообеспеченных слоев российского общества уже изначально находятся в худших стартовых условиях. Они появляются и вырастают в менее образованных семьях, в их составе выше доля тех, кто прошел свою первичную социализацию в малых городах и селах. В результате уровень их образования оказывается ниже, чем у представителей благополучных слоев населения. И даже при формально одинаковом уровне образования у них разный объем человеческого капитала.
Характер труда (физический или нефизический) не определяет принадлежности к малообеспеченным слоям населения. Как показало исследование, 44% малообеспеченых - это рабочие, причем две трети из них - средней и низкой квалификации. Около четверти из малообеспеченных составляют специалисты, остальные - работники торговли, сферы услуг и служащие.
Как утверждает М. Горшков, многие факты свидетельствуют о том, что значительная часть малообеспеченных россиян в крупных городах держится пока "на плаву" и не сползает к бедности только благодаря вторичной занятости, но при любых неблагоприятных условиях она может пополнить ряды нуждающихся и бедных. Это говорит о крайней неустойчивости и относительной стабильности населения крупных и средних городов. Кроме того, это также означает, что основная занятость большинства малообеспеченных не гарантирует им такого уровня жизни, при котором они могли рассчитывать на хотя бы длительное и устойчивое "относительно стабильное выживание", не говоря уже о благополучии.
В статье подчеркивается, что важное место среди факторов риска для малообеспеченности занимают особенности социально-экономического развития регионов. При этом если одни регионы, будучи "точками экономического роста", характеризуются более высокой долей относительно благополучных слоев населения, то остальные - можно разделить на две группы, т.е. одни из них имеют большее число малообеспеченных, а другие - бедных. Получается, что социальная политика разных регионов в сфере решения проблем бедности и малообеспеченности различается своей эффективностью, а это накладывает свой отпечаток на их социальную структуру.
В целом динамика социально-психологического состояния россиян носит положительный заряд, и их ожидания на будущее характеризуются высоким уровнем оптимизма. При этом для малообеспеченных, в отличие от бедных, присуще превышение доли лиц, имеющих положительную оценку динамики своего положения, по отношению к тем, у кого она несет отрицательный заряд, при довольно высоком уровне оптимизма. В то же время бедные и малообеспеченные находятся все-таки в качественно худшей ситуации, чем благополучные слои, в связи с чем для них характерна более высокая доля эмоционально депривированных (обделенных) их представителей. Во многом это состояние объясняет тот факт, что склонность к алкоголизму как-то больше представлена именно в низких социальных слоях общества.
Как считает автор статьи, степень удовлетворенности малообеспеченных слоев населения собственным статусом за последние годы несколько возросла, хотя доминирует по-прежнему оценка "удовлетворительно". Решающую роль в этом процессе сыграл фактор роста текущих доходов россиян. Однако в основе того, что представители разных социальных слоев все же не вполне довольны своим статусом, лежит разрыв между явно завышенным у всего населения (в особенности у малообеспеченных сограждан) уровнем социальных притязаний и оценкой своего нынешнего положения.
В жизненных установках наших сограждан из различных социальных слоев обнаруживается больше сходства, чем различий. Это говорит о сохранении внутреннего мировоззренческого единства подавляющего большинства населения страны. В то же время, по ряду вопросов между представителями разных социальных слоев прослеживаются определенные различия, связанные, в первую очередь, с распространенностью в этих слоях так называемых "достижительных установок". Малообеспеченные слои характеризуются четкой выраженностью таких установок только в той их части, которая обеспечивает наиболее типичную для россиян в целом идеальную модель жизни. Подобная модель может вписаться в формулу "любимая работа, счастливая семья, хорошие друзья, чистая совесть и уровень жизни не хуже, чем у других". Она же предполагает хорошее образование, интересную и престижную работу, хорошие отношения между супругами и т.д.
Жизненные устремления и ценности сограждан накладывают свой отпечаток и на их отношение к людям. Главные качества, которые ценят представители всех социальных слоев - это честность, трудолюбие, ответственность за себя и своих близких. При этом остальные приоритеты у них несколько разнятся, и малообеспеченные выступают в этом плане "мостиком" между благополучными и бедными слоями населения - для них, как и для относительно благополучных россиян, очень важна степень профессионализма, но, как и для бедных, в число наиболее ценимых ими качеств входит чувство долга. ("Малообеспеченные в России: кто они? Как живут? К чему стремятся?")

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ