Президентский контроль
Информационный бюллетень N 6, июнь 2009 год
"НЕОБХОДИМЫ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО НАВЕДЕНИЮ ПОРЯДКА"
В очередном номере информационного бюллетеня "Президентский контроль" нашли свое отражение актуальные вопросы деятельности Контрольного управления Президента Российской Федерации1 по контролю за ходом реализации Послания Главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации, выполнением его указов, распоряжений и поручений.
Статья "Необходимы безотлагательные меры по наведению порядка", открывающая одну их главных рубрик издания "Президент дал поручение", посвящена итогам комплексной проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов граждан пожилого возраста и детей, компактно проживающих в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования.
Данная проверка проводилась Контрольным управлением совместно с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, работниками Генеральной прокуратуры, Минздравсоцразвития, МЧС и МВД России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2009 г. N Пр-255.
В статье констатируется, что принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления меры по обеспечению содержания и функционирования специализированных учреждений для проживания социально незащищенных групп граждан недостаточны и неадекватны сложившейся ситуации. В большинстве своем они носят формальный и поверхностный характер.
Органами исполнительной власти регионов и местного самоуправления не обеспечен должный учет учреждений, в которых проживают пожилые люди и дети. Как отмечается в публикации, в ходе проверки выявлено 178 социальных объектов с неопределенным правовым статусом, содержащихся в основном за счет средств проживающих в них граждан. Не определена ответственность должностных лиц за обеспечение необходимых условий проживания в этих учреждениях, не обеспечивается противопожарная безопасность, не соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы. Только за последние три года возбуждено свыше 10 уголовных дел по фактам пожаров в специализированных учреждениях, в результате которых пострадало 223 человека.
Комиссия выявила, что ряд объектов социального назначения расположен за пределами зоны обслуживания пожарных подразделений. Повсеместно имеют место факты отсутствия на этих объектах автоматической пожарной сигнализации или ее неисправности, первичных средств пожаротушения и систем оповещения людей о пожаре.
Как отмечается в статье, территориальные органы государственного пожарного надзора МЧС России не на должном уровне осуществляют контроль за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах социального назначения, а уровень проверок специализированных учреждений для круглосуточного проживания взрослых и детей не соответствует сложившейся в них неблагоприятной ситуации.
В статье приводятся многочисленные факты халатного отношения должностных лиц к своим служебным обязанностям, связанным с контролем за деятельностью стационарных объектов социального обслуживания. В Кировской области, например, отсутствуют утвержденные областные нормативы численности работников домов-интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов, психоневрологических интернатов и домов милосердия. В Чувашской Республике нарушаются требования действующего законодательства о порядке оформления пребывания в учреждениях социального обеспечения. В Нижегородской области в Навашинском доме-интернате для граждан пожилого возраста отсутствуют письменные заявления престарелых людей об их согласии на помещение в стационарное учреждение.
По-прежнему острой остается проблема получения мест в специализированных государственных домах. Около 19 тыс. человек ожидают своей очереди на устройство в дома-интернаты, при этом потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется только на 77%. Все это следствие того, что объем средств, выделяемых для развития сети социальных учреждений и укрепления их материально-технической базы, недостаточен.
Вместе с тем, как подчеркивается в статье, имеют место случаи нецелевого использования учреждениями соцзащиты внебюджетных средств, полученных в форме оплаты проживающих за стационарное обслуживание. В частности, эти деньги использовались для проведения капитального ремонта в рамках государственных контрактов, финансирования текущей деятельности учреждений закупки горюче-смазочных материалов.
В ходе комплексной проверки органами прокуратуры выявлено свыше 13 тыс. нарушений законодательства в сфере социального обслуживания и пожарной безопасности, на незаконные правовые акты вынесено 158 протестов, 6,3 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены свыше 400 виновных должностных лиц.
По результатам проверки Президентом Российской Федерации дан Перечень поручений от 12 марта 2009 г. N Пр-567 Правительству Российской Федерации, органам государственной власти регионов о приведении ситуации по обеспечению прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей, проживающих в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания в соответствие с законодательством Российской Федерации. Контроль за исполнением Перечня поручений Президента Российской Федерации осуществляет Контрольное управление.
В рубрике "Федеральный округ" публикуется аналитическая статья под названием "Не позаботились об имуществе", основанная на материалах проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе хода выполнения исполнительными органами государственной власти данного округа рекомендаций Главы государства, содержащихся в Перечне поручений Президента Российской Федерации N Пр-1633 от 11 августа 2008 г. по итогам совещания, посвященного защите прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства 31 июля 2008 г. в г. Гагарине.
В публикуемом материале делается вывод о том, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, проведена определенная работа по принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества. Это право, как известно, закреплено в Федеральном законе "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, например, в Мурманской, Вологодской, Архангельской, Калининградской, Новгородской областях, г. Санкт-Петербурге на момент проверки были приняты в первом чтении соответствующие законопроекты. В республиках Карелия и Коми, Ленинградской и Псковской областях, Ненецком автономном округе были подготовлены и вынесены на согласование проекты аналогичных законов.
Вместе с тем, статья обращает внимание на то, что в ходе проверки установлены факты нераспорядительности органов государственной власти, входящих в Северо-Западный округ, касающиеся определения минимальных сроков аренды при заключении арендных договоров. Так, в Республике Коми заключение договоров аренды с субъектами малого и среднего предпринимательства на срок не менее пяти лет являлось одним из условий предоставления аренды. Аналогичная ситуация на момент проверки имела место в ряде других регионов округа.
Таким образом, материалы проверки контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе свидетельствуют о том, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в названный округ, объем возложенных на них задач по поддержке малого и среднего предпринимательства, выполнен не полностью.
Информационный бюллетень "Президентский контроль" в своем очередном номере продолжает освещение темы формирования и рационального использования кадрового потенциала страны. В рубрике "Государственное строительство" опубликована статья директора филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Западная академия государственной службы" Е. Смирнова "Формирование резерва управленческих кадров Ивановской области: практика и перспективы".
Как отмечает автор статьи, деятельность по осуществлению кадровой политики в Ивановской области строится в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания, обсудившего вопросы формирования резерва управленческих кадров 23 апреля 2008 г. В регионе успешно работает Совет по кадровой политике, сопредседателями которого являются губернатор Ивановской области М.А. Мень и председатель областной Думы С.А. Пахомов. В целях подбора кадров для приоритетных сфер экономики, государственных органов и органов местного самоуправления образована Комиссия по подготовке управленческого резерва области.
Утверждена Программа "Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Ивановской области на 2008?2009 гг.", которая предусматривает правовое, информационное и методическое обеспечение этого процесса. В Программе сделан акцент на том, что работа с резервом это не только выявление лучших специалистов, их дальнейшее развитие и обеспечение востребованности, но и развитие человеческого потенциала, модернизация всей управленческой системы региона.
Утверждение порядка формирования резерва управленческих кадров области стало началом практической реализации намеченных мер в сфере кадровой политики. Так, в январе-феврале 2009 г. прошел конкурсный отбор кандидатов на включение в резерв, состоявший из трех этапов: подготовительного, тестирования и собеседования.
Методика формирования кадрового резерва имеет ярко выраженную антикоррупционную направленность, а ее отличительными чертами являются открытость, публичность и состязательность, привлечение широкого круга экспертов из сферы государственного управления, бизнеса, образования и общественных организаций.
Таким образом, делает вывод автор статьи, комплексный подход к правовому, организационному, информационному и методическому обеспечению деятельности по созданию кадрового резерва дает возможность эффективного развития этой системы на региональном и муниципальном уровнях.
"Международное правовое сотрудничество как одно из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации" - эта статья открывает новую рубрику информационного бюллетеня "Президентский контроль", получившую название "На службе закона и порядка".
В публикации, подготовленной по материалам Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации, речь идет о работе этого надзорного ведомства по противостоянию новым криминальным вызовам и угрозам, исходящим из-за пределов нашей страны, в том числе международному терроризму, наркоагрессии и киберпреступности. Усилия прокурорских работников нацелены на поиск и привлечение суду преступников, которые пытаются уйти от заслуженного наказания, скрываясь на территории других государств.
В этой связи Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка определил в качестве одного из приоритетных направлений деятельности российской прокуратуры правовое сотрудничество с международными организациями, а также правоохранительными органами иностранных государств.
В сфере выдачи (экстрадиции) и правовой помощи по уголовным делам Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет взаимодействие с компетентным органами более чем 70 стран мира. За последние 3 года работа в этом направлении значительно активизировалась, при этом укрепилось межведомственное взаимодействие с другими правоохранительными структурами России, в том числе с Национальным центральным бюро Интерпола при МВД России.
При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств наработанные совместными усилиями материалы помогли в возбуждении сотен уголовных дел не только в России, но и ряде других стран. По аналогичным уголовным делам проводятся рабочие встречи и консультации с участием представителей заинтересованных государств.
Так, в 2008 году Генеральной прокуратурой России в сфере выдачи было разрешено более 5300 материалов, что на 11,2% больше чем в 2007 году. Рассмотрен 1961 запрос о выдаче лиц из Российской Федерации. В 2008 году приняты решения о выдаче иностранным государствам 1173 лиц, что на 6,5% больше, чем в 2007 году. В 299 случаях в выдаче лиц было отказано (в основном ввиду наличия у лиц, выдача которых запрашивалась, российского гражданства или истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности, а также в связи с исполнением наказания).
Генеральной прокуратурой Российской Федерации запросы о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение направляются в зарубежные страны в соответствии с двусторонними или многосторонними договорами, например, Европейской конвенцией о выдаче (от 13 декабря 1957 г.) или на основе принципа взаимности.
Как отметил Генеральный прокурор Российской федерации Ю.Я. Чайка, в 2008 году достигнут коренной перелом во взаимоотношениях, в первую очередь с государствами Европы. Ярким свидетельством тому стал тот факт, что число удовлетворенных российских запросов странами дальнего зарубежья за 2008 год возросло более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По числу удовлетворенных запросов первые места среди государств-членов Евросоюза занимают Германия, Испания, Чехия и Швейцария.
Как отмечается в статье, важной составляющей международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией, является направление запросов о правовой помощи по уголовным делам в целях конфискации и возврата имущества и денежных средств, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности и незаконно вывезенных за рубеж.
Под этой же рубрикой опубликована статья начальника Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-лейтенанта милиции Ю. Шалакова "Обеспечение экономической безопасности государства - наша главная задача".
Автор статьи подчеркивает, что подразделения милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями особое внимание уделяют декриминализации кредитно-финансовой системы и наиболее важных отраслей экономики, защите собственности, подрыву экономических основ организованных групп и преступных сообществ. Департаментом экономической безопасности установлены факты, когда коммерческие банки пытались мошенническим путем получить возмещение от Агентства по страхованию вкладов. В частности, сотрудникам ДЭБ МВД России удалось пресечь деятельность банка, руководитель которого разбил крупные вклады физических лиц на более мелкие партии, чтобы иметь возможность претендовать на выплаты от Агентства, в результате чего у этого ведомства возникли необоснованные обязательства перед вкладчиками.
Возбуждены уголовные дела и по фактам регистрации фиктивных организаций с целью прикрытия незаконной деятельности по обналичиванию и вывозу за рубеж крупных сумм денежных средств. Так, возбуждено уголовное дело в отношении организаторов и других участников криминальной группы в Московской области, которая занималась легализацией преступных доходов в особо крупных размерах.
Как отмечается в статье, проведен ряд успешных, получивших большой общественный резонанс, операций против рейдеров в Москве и Санкт-Петербурге, Свердловской, Ленинградской областях и других субъектах Российской Федерации.
В результате активизации деятельности органов внутренних дел повысилась качественная составляющая выявляемых должностных преступлений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления.
Важнейшими направлениями работы Департамента, подчеркивает Ю. Шалаков, являются борьба со взяточничеством в школах и вузах, а также с экономическими преступлениями на транспорте.
Большое внимание уделяется участию в разработке проектов законодательных актов, направленных на противодействие коррупции.
В целях поиска и апробирования методов совершенствования государственной службы информационный бюллетень "Президентский контроль" продолжает освещать на своих страницах лучшие примеры из практики деятельности органов государственного управления зарубежных стран. Этой актуальной теме посвящена очередная статья цикла заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Российского Федерации, доктора юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации С. Пчелинцева "Обеспечение добросовестности государственных служащих: новый опыт Канады".
В статье дается развернутый анализ той практической работы, которая проводится в государственных структурах Канады по повышению эффективности принимаемых государством мер антикоррупционного характера.
В последние годы в этой стране все большее внимание уделяется трансформации культуры государственного управления для того, чтобы привести ее в соответствие с растущими ожиданиями граждан относительно повышения эффективности работы госаппарата. Разрабатываются стандарты честного и этического поведения государственных служащих всех уровней, в особенности высшего звена.
Так, в рамках реализации Закона об ответственности Правительством Канады принят ряд мер, направленных на достижение должной ответственности и открытости в деятельности исполнительной власти в целях:
укрепления законодательства, касающегося вопросов доступа к информации путем расширения сфер его применения;
упорядочения процедуры заключения государственных сделок путем законодательного закрепления обязательств по соблюдению этических норм, прозрачности и открытости при предоставлении контрактов и назначении независимых ревизоров, контролирующих проведение рыночных операций, для обеспечения дополнительного надзора за процедурой заключения государственных сделок;
обеспечения реальной защиты лиц, сообщивших о противоправных действиях государственных служащих;
усиления контроля в органах исполнительной власти за счет уточнения сферы ответственности министров и других высокопоставленных чиновников, а также функций внутреннего контроля министерств.
Новая канадская система обеспечения защиты при раскрытии информации о правонарушениях государственных служащих основана на реализации Закона от 15 апреля 2007 г. о защите государственных служащих, раскрывающих информацию о правонарушениях на рабочих местах, принятого в продолжение Закона об ответственности Правительства.
С.В. Пчелинцев дает развернутую характеристику содержания данного закона и практики его применения. На основании этого правого акта в июле 2007 г. в Канаде было создано два новых независимых института: Трибунал по защите государственных служащих, раскрывающих информацию о правонарушениях на рабочем месте и Управление по вопросам добросовестности и порядочности в государственном секторе. В статье подробно анализируются функции и полномочия этих организаций, содержание и направленность их деятельности. Раскрывается также роль Агентства государственной службы, которое занимается внедрением передовых этических практик в госуправлении.
_______________
1 Далее "Контрольное управление".
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|