Президентский контроль
Информационный бюллетень N 5, май 2009 год
"ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНЫ"
Очередной номер издания насыщен государственной управленческой информацией по проблемам президентского контроля. Одна из главных рубрик "Горизонты президентского контроля" открывается статьей "Задачи выполнены", в которой подводятся итоги реализации Сводного плана контрольных мероприятий самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах на второе полугодие 2008 г.
В публикации, в частности, отмечается, что ключевым направлением деятельности Контрольного управления Президента Российской Федерации (далее "Контрольное управление") за отчетный период стало осуществление контроля за ходом реализации Послания Главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации. Организация работы в данном направлении проводилась в новом формате. В ее основу был положен контроль за выполнением поручений Президента Российской Федерации, вытекающих из основных положений Послания. С учетом этих изменений Главе государства направлен доклад о контрольных мероприятиях по реализации его Послания.
Продолжилась работа по контролю за ходом реализации общенациональных проектов.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Контрольным управлением осуществляется координация деятельности по контролю за ходом подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи. Доклады с результатами контрольных мероприятий ежеквартально направляются Главе государства.
Осуществляется контроль за выполнением мероприятий в рамках Национального плана противодействия коррупции. С этой целью, как отмечается в статье, подготовлен и утвержден план организации работы по контролю за его организацией.
Анализ выполнения мероприятий, связанных с реализацией Национального плана показал, что при планировании мер по противодействию коррупции отсутствуют необходимые системность и последовательность. А разработанные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планы недостаточно скоординированы.
Контрольное управление подготовило проект доклада Главе государства о выполнении мер по реализации Национального плана и предложения по совершенствованию этой деятельности.
Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации проанализировать планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти и на этой основе подготовить типовой план, а Генеральному прокурору и Министру юстиции Российской Федерации ускорить работу по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.
Во исполнение указанного поручения в настоящее время в Администрацию Президента Российской Федерации Генеральной прокуратурой внесены проекты федеральных законов "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации" и о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".
Как отмечено в статье, в ходе плановых проверок осуществлялся контроль исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по таким вопросам как подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, выполнения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по поддержанию и развитию системы ГЛОНАСС, состоянию и перспективам развития атомного ледокольного комплекса.
Особое внимание уделялось проверке исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства. Как отмечается в статье, в указанной сфере органами государственной власти и местного самоуправления не в полной мере реализованы виды и формы государственной поддержки.
Большое внимание уделялось проверке исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации, регулирующих вопросы оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения. Было выявлено, что в России не осуществляется должным образом учет и инвентаризация земель, землеустройство и охрана угодий. Происходит разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры и снижение плодородия почв. Между тем действующая в сфере сельскохозяйственного землепользования нормативная правовая база недостаточна для обеспечения правоприменительной практики. По результатам проверки Главой государства дано поручение Правительству Российской Федерации обеспечить подготовку соответствующих законов и распоряжений, регулирующих вопросы оборота и использования земель сельхозназначения, а также направленных на воссоздание единой государственной системы управления земельными ресурсами.
Проверка исполнения федерального законодательства и решений Президента Российской Федерации по развитию отечественного высокотехнологичного медицинского оборудования, изделий медицинского назначения и современных лекарственных средств выявила неэффективность мер по развитию отечественной фармацевтической промышленности, ограничению зависимости российского здравоохранения от импорта медицинской продукции и лекарственных средств.
Отмечен также и тот факт, что существующая система пожарной безопасности не в полной мере обеспечивает необходимый уровень защищенности граждан и минимизацию потерь от пожаров, что негативно влияет на социально-экономическое развитие страны.
В Центральном федеральном округе в рамках контрольных мероприятий по реализации общенациональных проектов проведена проверка выполнения Государственной программы развития сельского хозяйства, в частности, животноводства. Установлено, что во всех регионах округа, за исключением Воронежской области, наблюдается снижение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Основными причинами, препятствующими развитию отрасли, являются диспаритет цен на продукцию молочного животноводства, энергетические и материально-технические ресурсы, отсутствие развитой инфраструктуры сбыта. Материалы данной проверки прошли обсуждение на заседании Совета округа с участием руководителей органов государственной власти субъектов Федерации и представителей федеральных органов исполнительной власти.
В Северо-Западном федеральном округе проведена проверка деятельности территориальных органов Роспотребнадзора Санкт-Петербурга и Мурманской области, в ходе которой выяснилось, что в их контрольно-надзорной деятельности значительное место отведено внеплановым проверкам, зачастую проводимым необоснованно, не в полном объеме, что не позволяет достичь поставленных целей.
В Южном федеральном округе в июле 2008 г. проверена работа территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Ставропольского края по выполнению законодательства Российской Федерации в области рационального использования природных ресурсов, ценообразования отпускаемых на бальнеолечение минеральных вод и грязей в курортном районе Кавказских Минеральных Вод. В ходе проверки выявлено отсутствие должного контроля за рациональным использованием, охраной и защитой природных ресурсов. Ее материалы направлены губернатору Ставропольского края В.В. Гаевскому и руководителю Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Южному федеральному округу Б.И. Салмаксову.
В Приволжском федеральном округе проведена проверка соблюдения федерального законодательства об обеспечении экологической безопасности в Удмуртской Республике, в результате которой установлено, что в зонах повышенной химической опасности и превышающей существующие санитарные нормы загрязненности атмосферного воздуха проживает 1 млн. 180 тыс. человек. По результатам проверки Правительству Удмуртской Республики была направлена информация для принятия необходимых мер в части надлежащего исполнения экологического законодательства.
В рубрике "Государственное строительство" помещена аналитическая статья начальника управления Спецсвязи ФСО России, доктора технических наук, профессора Н. Ильина "Ситуационные центры в системе государственного управления".
Она посвящена проблемам повышения результативности решений, принимаемых высшими органами государственной власти. Как подчеркивает автор статьи, в современном обществе эффективное государственное управление опирается на сложную, многоуровневую и разветвленную систему информационной поддержки, которую координируют специализированные государственные организации. Такая система создана и постоянно действует в Службе специальной связи и информации ФСО России. В ее составе функционируют ситуационные и аналитические центры, системы электронного документооборота, видеосвязи, прикладные информационные системы различного назначения, созданные на основе самых современных информационных технологий.
В совершенствовании управленческой деятельности, и прежде всего в органах государственной власти, все более широкое применение находят ситуационные центры (далее – СЦ). Актуальность их создания обусловлена необходимостью комплексного подхода к вопросам управления, сбалансированностью федеральных и региональных интересов при решении экономических, социальных и инвестиционных проблем. Кроме того, ситуационные центры представляют собой гибкий инструмент реализации управленческой деятельности, достоинством которого является возможность их применения в широком функциональном диапазоне. В ситуационных центрах в настоящее время технологически обеспечен полный цикл управления: сбор и верификация (свидетельство, удостоверение в подлинности) данных из многочисленных источников, выработка коллективных решений и мониторинг их исполнения, что позволяет решать проблему контроля за ходом реализации национальных проектов с привлечением ОГВ всех уровней управления. Современные системы управления информационными ресурсами СЦ в процессе подготовки и принятия решений обеспечивают режим информационного "окна" для удаленных участников совещаний с выводом оперативной информации на средства отображения СЦ, что существенным образом расширяет их состав, обеспечивая тем самым равные возможности в предоставлении информации и выработке управленческих решений.
Ситуационный центр в значительной степени повышает качество информационной поддержки государственного управления на всех этапах – от коллективной подготовки решения и до эффективного контроля его выполнения, предоставляет возможность руководителю вне зависимости от его местонахождения управлять ситуацией в режиме реального времени.
В статье аудитора Счетной палаты Российской Федерации, доктора экономических наук В. Горегляда "Государственная поддержка реального сектора: анализ антикризисных мер" дается развернутая характеристика программы поддержки российской экономики, направленной на стимулирование развития ее реального сектора. В материале особо подчеркивается, что основная масса государственных ресурсов направляется в сферу производства с использованием мероприятий бюджетно-налоговой политики. При этом ставится задача выделить финансовые средства именно тем сегментам экономики и тем хозяйствующим субъектам, которые в них действительно нуждаются, причем эти дополнительные бюджетные расходы не должны провоцировать рост инфляции.
Главная задача налоговой политики в условиях экономического кризиса, считает автор статьи, – обеспечение реального сектора ресурсами самофинансирования. Так, меры, осуществленные в данном направлении Правительством Российской Федерации, позволили оставить в распоряжении хозяйствующих субъектов от 900 до 1000 млрд. рублей.
Как отмечает автор статьи, использование бюджетных ресурсов на непосредственную поддержку реального сектора экономики осуществляется прежде всего для повышения его конкурентоспособности. В общей сложности на эти цели израсходовано 151,3 млрд. рублей, главным образом на субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса, поддержку авиакомпаний, автомобилестроения и оборонно-промышленного комплекса, развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование экспорта промышленной продукции. Такая прямая финансовая поддержка предприятий реального сектора необходима, считает В. Горегляд, но разделяя мнение ведущих российских экономистов, он предлагает в создавшихся условиях прежде всего задействовать не денежные инструменты, а гарантийные. И хотя гарантийные меры правительственными планами предусмотрены, все еще не отработаны механизмы их предоставления, а потому они практически не работают.
Государственные инвестиционные проекты – важнейшее направление, связанное с созданием дополнительного рынка труда, определенным образом стимулирующее рост спроса в экономике страны. И здесь важная роль принадлежит государству. В первую очередь речь идет об эффективности системы госуправления, оптимальном уровне администрирования, оперативности и качестве принятия решений органами государственной власти.
В рубрике "Что показали проверки" помещена статья "Барьер преступным доходам", подготовленная Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росмониторинг").
В ней подводятся основные итоги работы этого контролирующего органа за 2007 год, в течение которого проведено 11 172 финансовых расследования. По их результатам в правоохранительные органы направлены 6388 материалов, из них 2324 получили уголовно-процессуальную перспективу. По материалам Росфинмониторинга были возбуждены 908 уголовных дел, переданы в суды 159 дел, по которым вынесены более 100 обвинительных приговоров.
Одним из важнейших направлений в деятельности Росфинмониторинга является противодействие финансированию терроризма. За отчетный период по запросам правоохранительных органов проверено в 2,4 раза больше объектов, чем в 2006 году.
Надзорная деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу и его территорриальных органов распространяется в первую очередь на лизинговые компании, ломбарды, оганизации игорного бизнеса, а также структуры, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, некредитные организации, осуществляющие прием наличных денежных средств от физических лиц в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, в сфере действий которых нет надзорных органов.
В 2007 году вступила в силу новая редакция Положения о порядке ведения контроля Росфинмониторингом, в котором была учтена практика организации и проведения проверок. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере надзорной деятельности позволило не только существенно увеличить их количество, но и значительно повысить результативность. Проведено свыше 1100 проверок поднадзорных организаций, что почти в 1,5 раза больше, чем годом раньше. По результатам собственных проверок Росфинмониторингом выявлены 10,6 тыс. операций, подлежащих обязательному контролю, на сумму около 80 млрд. рублей.
"Иммунизация населения – путь к профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни – под таким названием в рубрике "Реализация национальных проектов" помещена статья Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Онищенко, в которой проанализирована работа этого ведомства по массовой иммунизации населения против вирусного гепатита В, краснухи, кори, гриппа, полиомиелита, а также профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа.
Работа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2009 году направлена на профилактику заболеваний и формирования здорового образа жизни. Комплексный подход в решении этой важнейшей государственной задачи направлен на разработку новых и совершенствование уже существующих законодательных актов, предусматривающих в том числе усиление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за производством и оборотом алкогольной продукции, табака, пищевых продуктов. Планируется существенным образом усилить меры по пропаганде вреда табакокурения, особенно среди молодежи, установить жесткий контроль за соблюдением обязательных требований к табачной продукции и условиям ее реализации. Предусматриваются дополнительные мероприятия, направленные на восполнение дефицита витаминов и микронутриентов в питании населения, продолжается работа по улучшению питания школьников и расширению его ассортимента, обеспечению безопасности питания, в том числе в загородных оздоровительных учреждениях. Причем в реализацию комплекса практических мероприятий будут вовлечены не только органы власти, но и хозяйствующие субъекты, общественные организации, а также отдельные социальные группы населения.
Проблемам борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка посвящена статья, подготовленная Департаментом экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ней особо подчеркивается, что экономический кризис может оказать влияние на покупательские предпочтения населения. В структуре оборота розничной торговли пока незначительно, но все же начала повышаться доля продовольственных товаров. В этой связи Департамент экономической безопасности МВД России во взаимодействии с контролирующими органами Российской Федерации проводит комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение преступлений в продовольственном секторе.
В начале 2009 года отмечен значительный рост количества выявленных преступлений, связанных с контрабандой. Заметное удорожание некоторых импортных товаров ведет к разрастанию различных "серых" схем перемещения продовольственной продукции через границу, а также увеличению доли откровенной контрабанды. Департамент экономической безопасности МВД России проводит активные мероприятия по выявлению фактов изготовления и реализации фальсифицированных лекарственных препаратов и косметических средств, преступлений, связанных с производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Еще одним направлением деятельности подразделений экономической безопасности МВД стало обеспечение защиты потребительского рынка от некачественной рыбопродукции, добытой браконьерами. Преступные посягательства на биоресурсы, особенно в зонах промысла ценных пород рыб и морепродуктов, приобрели организованный характер, который наносит государству все более возрастающий экономический ущерб. К примеру, в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах добывается около 3 млн. т морепродуктов, но их легальная доля составляет менее 1 млн. т. В 2008 г. число выявленных преступлений, совершенных в составе организованной группы в сфере биоресурсов, выросло более чем на 86%.
Органами внутренних дел регулярно проводятся мероприятия по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, незаконным использованием товарных знаков. В период с 12 по 21 ноября 2008 года прошел второй этап оперативно-профилактического мероприятия "Контрафакт". Проверке подверглись свыше 14 тыс. объектов, связанных с производством, хранением и реализацией потребительских товаров. По результатам выявленных нарушений была приостановлена деятельность свыше 240 организаций. Возбуждено 617 уголовных дел, из них 24 – в отношении организованных преступных групп ("Преступления в сфере потребительского рынка".)
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|