логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 4, апрель 2009 год

"ПЛАНЫ ЕСТЬ, ОТСТАЕТ РЕАЛИЗАЦИЯ"

Материалы статьи "Планы есть, отстает реализация" знакомят с результатами проверки деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в Томской области по реализации комплексных программ социально-экономического развития. В них можно найти данные о численности занятых в экономике жителей, а также в малом бизнесе, уровне общей безработицы, среднемесячном доходе населения и задолженности по заработной плате на момент проверки. С 2006 года началась реализация Стратегии развития Томской области до 2020 года и Программы ее социально-экономического развития на период 2006-2010 гг. Результаты мониторинга реализации Программы, отчеты органов исполнительной власти и их предложения по корректировке стали основанием для внесения изменений в стратегические документы регионального развития.

В соответствии с решением Совета при полномочном представителе в области велась работа по формированию комплексных программ социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Органы исполнительной власти организовали повышение квалификации 140 глав муниципальных образований и 250 служащих. Некоторые из них занимались по программам Сибирской академии госслужбы. Однако не все рекомендации Совета были выполнены в полной мере. По следам замечаний комплексные программы муниципальных образований области были откорректированы на пятилетний срок (до 2012 года). Были также установлены многочисленные нарушения, касающиеся реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года". Отмечено отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего процедуру организации и проведения мониторинга реализации Стратегии и Программы. Комиссией были сделаны и другие замечания. В целях организации взаимодействия общества, представителей бизнеса, науки и власти по реализации Программы был создан Экспертный совет по оценке и отбору приоритетных проектов. Одной из стратегических целей/задач стала "Эффективность власти". По результатам анализа функций органов исполнительной власти области был составлен единый реестр функций, проведена их экспертиза, выявлены наиболее коррупциогенные из них, подлежащие первоочередной регламентации. Началось смещение акцентов при формировании бюджета с "управления бюджетными ресурсами" на "управление результатами". В целях контроля за целевым использованием средств областного бюджета в органах исполнительной власти региона функционирует Контрольно-ревизионный комитет департамента финансов. По материалам проверок были направлены представления по устранению отмеченных недостатков, к административной ответственности привлечен заместитель руководителя областного отраслевого департамента. Департамент экономики разработал критерии и методику оценки эффективности реализации областных целевых программ. И хотя во всех муниципальных районах и городских округах области проходила реализация муниципальных целевых программ, продолжилось их недофинансирование из местных бюджетов. Плановые задания выполнили только в трех муниципальных образованиях. Потребность рынка труда в специалистах с высшим образованием обеспечивается в полном объеме, но есть дефицит работников с начальным и средним специальным образованием. В Программе социально-экономического развития области определен перечень приоритетных проектов для достижения стратегических целей в так называемых "точках роста". Это - г. Томск, Томская область и развитие сырьевой и перерабатывающей производственной базы на территории Северной промышленной площадки. Наличие устаревшей градостроительной документации и отсутствие вновь разработанной явились сдерживающим фактором развития муниципальных образований и области в целом. Был подготовлен проект программы по разработке генеральных планов городских округов и сельских поселений области. Проверка установила, что одной из проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие области, является ее недостаточная энергообеспеченность. В этой связи областная Дума одобрила Энергетическую стратегию на период до 2020 года. На момент проверки Программа социально-экономического развития области на период 2006-2010 годов так и не была утверждена. В регионе также ведется работа по разработке Стратегии развития транспортной системы области до 2025 года. Есть проблемы и с такими заболеваниями, как клещевой энцефалит и туляремия. Отмечен рост уровня тубинфицированности детей и подростков. Не все благополучно с приобретением вакцины для проведения лечебно-профилактической иммунизации населения. Подводя итоги проверки, комиссия перечислила все имеющиеся недостатки.

В следующей статье Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. Степашин рассказывает о процессе становления и развития государственного финансового контроля в России. За прошедшее с момента создания Счетной палаты (1995 год) время произошли позитивные изменения в социально-экономической ситуации и финансово-бюджетной сфере. Существенно упорядочился бюджетный процесс. Удалось создать единую структуру непрерывного независимого контроля: от предварительного рассмотрения проекта бюджета до заключения на исполненный бюджет. Возросла эффективность работы по пресечению финансовых нарушений. Введена и ужесточена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в крупных и особо крупных размерах. Идет активный обмен опытом по предупреждению и выявлению правонарушений, связанных с незаконным использованием средств федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов и федеральной собственности. Сложилось конструктивное сотрудничество с Министерством финансов и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной налоговой службой и Федеральным агентством по управлению госимуществом, с правоохранительными органами. Палата успешно взаимодействует с Контрольным управлением Президента и Аппаратом Правительства Российской Федерации. В настоящее время организационно завершилось формирование трех основных составляющих системы финансового контроля. К ним относятся: президентский контроль под руководством Контрольного управления Главы государства, внутренний финансовый контроль во главе с Минфином России и внешний (государственный аудит), осуществляемый Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Федерации. В условиях кризиса в качестве первостепенной задачи выступает становление эффективно действующей единой системы финансового госконтроля, объединяющей как внутренний, так и внешний контроль, включая его муниципальный уровень. Необходим федеральный закон, который скоординировал бы взаимодействие всех контрольных органов, разграничил их функции и полномочия, определил единые методологические и организационные принципы контрольной работы, что поможет избежать дублирования действий контрольных органов. Особо следует организовать контроль за реализацией приоритетных нацпроектов. Сложной остается ситуация на базовых уровнях бюджетной системы. Счетная палата и Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации постоянно оказывают консультативную методическую помощь в создании и развитии финконтроля на муниципальном уровне. Для осуществления модернизационного прорыва требуется объединить государственный и частный капиталы. Опыт развитых стран показывает, что открытость и прозрачность органов государства в отношении общества являются для любой действующей власти эффективным способом получения кредита доверия граждан. Именно госбюрократия в общественном сознании отождествляется с коррупцией. Но всесильная бюрократия и сильное государство - далеко не одно и то же. Система внешнего независимого публичного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по управлению нацресурсами - один из инструментов укрепления государства. Также необходим и аудит проектов. Важны новые информационные технологии. Так, Счетная палата владеет собственным Интернет-порталом, имеется и свой Ситуационный центр. При координации деятельности общественных приемных и взаимодействии с Общественной палатой используются современные информационные технологии ("Государственный финансовый контроль на современном этапе: пути совершенствования").

В мае исполняется 3 года с тех пор, как был принят Федеральный закон № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Время показало, что нормативный правовой акт становится одним из надежных механизмов гармонизации отношений между властными структурами и обществом либо каждым гражданином. Повсеместно наблюдается процесс создания более эффективной системы организации рассмотрения обращений граждан, основанной на накопленном опыте, кадровом и материально-техническом потенциале. Ее основополагающие принципы базируются на стремлении вести постоянный диалог с населением. Благодаря этому повышена надежность защиты прав и интересов каждого заявителя. Диалог с общественностью позволяет также выявлять проблемы в самых разных отраслях и сферах деятельности, принимать оперативные меры для их устранения. Тем самым создаются условия для устойчивого динамичного развития экономики и социальной сферы. Федеральный закон № 59-ФЗ востребован и обществом. Основываясь на его положениях, россияне активнее используют право на обращение в органы власти не только для защиты своих конституционных прав во внесудебном порядке, но и поднимают вопросы, имеющие широкий общественный резонанс. Тем самым намного успешнее решается такая политическая задача, как привлечение граждан к управлению делами государства. Вполне естественно, что положения законодательного акта обязательны для исполнения всеми властными структурами, но реализуются они не механически, а с учетом специфики и полномочий каждого звена власти и управления. С этой точки зрения представляется весьма полезным анализ практики его претворения в жизнь в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных подразделениях.

Работа с обращениями граждан не только и не столько связана с документами. Это в первую очередь работа с людьми, которая в определенном смысле приобретает политический статус. И даже если человек критически оценивает те или иные решения властных структур, но все же обращается к ним, то делает он это потому, что верит в способность органов власти прислушаться к гражданской позиции оппонента и устранить отмеченные недостатки. Именно поэтому важно не просто ценить проявление такого доверия, но и всемерно укреплять его. Высокая социальная ответственность должна быть в основе деятельности специалистов, занимающихся организацией работы с обращениями граждан, и всех государственных служащих ("По закону, значит - по совести").

В рубрике "Наши партнеры" Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации подводит итоги своей оперативно-служебной деятельности за прошлый и определяет приоритетные задачи на этот год. Минувший год отмечен неплохими результатами: подразделения экономического блока выявили свыше 259 тыс. преступлений. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил более 120 млрд. рублей. К уголовной ответственности привлечены свыше 46 тыс. человек. Активизировалась работа по выявлению коррупционных преступлений. В отчетный период пресечено более 31 тыс. преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления: в числе привлекаемых к ответственности - представители руководящего звена. Более 15 тыс. выявленных преступлений связаны с уклонением от уплаты налогов. Особое внимание уделялось предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений в бюджетообразующих областях. Отмечена положительная динамика раскрытия преступлений в кредитно-финансовой сфере и сфере оборота этилового спирта. Среди приоритетных задач на 2009 год - противодействие организованным преступным группам и коррупции; выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с негативными последствиями мирового финансового кризиса в разных сферах экономики страны; предупреждение и пресечение хищения и нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию инфраструктурных проектов и госпрограмм; противодействие криминальному переделу собственности, преднамеренным и фиктивным банкротствам, в том числе кредитных организаций.

Также в статье рассказывается о совместной деятельности органов правопорядка государств - участников СНГ. На Межведомственной встрече руководителей подразделений органов внутренних дел (полиции) и других ведомств государств - участников СНГ в области борьбы с преступлениями коррупционной направленности рассматривались такие вопросы, как передовой опыт и практика расследования уголовных дел в сфере борьбы с коррупционными преступлениями; возможности финансовой разведки в получении информации об активах лиц, причастных к коррупционной деятельности, и другие. В своих выступлениях участники говорили о преступлениях, которые наиболее трудно поддаются раскрытию и носят международный характер; о создании действенной межгосударственной системы финансового контроля и совершенствовании мер административного и уголовно-правового воздействия. В материалах приведены цифры выявленных преступлений разной направленности ("По результатам оперативно-служебной деятельности").

В материалах Федеральной службы по труду и занятости рассказывается о несчастных случаях на производстве и анализе состояния и причин травматизма. В ходе надзорно-контрольной деятельности госинспекторов труда были получены данные по разным показателям, которые обобщались и представлялись в Управление надзора и контроля .за соблюдением законодательства о труде с последующим анализом сведений о состоянии производственного травматизма в целом по стране. Наметилась тенденция снижения общего количества несчастных случаев на производстве, включая случаи с тяжелыми последствиями. Зафиксировано уменьшение как общего числа пострадавших на производстве, так и пострадавших женщин и работников в возрасте до 18 лет. В статье приводится много показателей производственного травматизма по разным регионам страны, разным отраслям производства и хозяйствующим субъектам Российской Федерации. Отдельно следует сказать о техногенных авариях на ряде промышленных объектов. При этом традиционно наблюдается высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом в организациях таких видов деятельности, как строительство, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых. Практически каждый третий работник пострадал в результате падения с высоты, а каждый четвертый - в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и тому подобных причин.

Федеральная служба по труду и занятости занимается надзорно-контрольной деятельностью в сфере соблюдения требований законодательства об оплате труда. В материалах статьи анализируется размер средней начисленной зарплаты в организациях ряда отраслей экономики в сравнении с общероссийским уровнем. В целях реализации поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации задач, связанных с ликвидацией задолженности по заработной плате, продолжилась активная совместная деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также надзора и контроля, включая госинспекции труда, объединения работодателей и профсоюзов. На регулярных заседаниях межведомственных комиссий рассматриваются вопросы соблюдения законодательства об оплате труда в хозяйствующих субъектах и результаты проверок, заслушиваются отчеты работодателей, допустивших задолженность по заработной плате, проводится анализ причин ее образования, в том числе в организациях-банкротах и учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и других организациях. Комиссиями вырабатываются меры по финансовому оздоровлению организаций, связанные с поиском поставщиков и потребителей товаров и услуг, источников кредитования, диверсификации производства, и другие предложения, в результате реализации которых в большинстве случаев хозяйствующими субъектами устанавливается размер минимальной заработной платы работникам на уровне прожиточного минимума в соответствующем регионе. Структура задолженности по заработной плате показала, что ежегодно значительный объем из общей невыплаченной ее суммы приходится на долги прежних лет, причем удельный вес этой составляющей все увеличивается. Анализ показал, что основными причинами задолженности по заработной плате являются: отсутствие собственных оборотных средств, снижение объема государственного оборонного заказа, диспаритет цен на сельхозпродукцию, горюче-смазочные материалы и сельхозтехнику, неконкурентоспособность продукции, невозможность пользования банковским кредитом вследствие высоких процентов, большие объемы кредиторской задолженности. По результатам мониторинга состояния нормативного правового регулирования условий и порядка оплаты труда работников организаций бюджетной сферы всеми субъектами Российской Федерации были приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие повышенный размер оплаты. При проведении надзорно-контрольных мероприятий первоочередное внимание уделялось безусловному соблюдению требований трудового законодательства и недопущению ухудшения условий и размеров оплаты труда медработников, ранее установленных трудовым договором. Во многих регионах России госинспекторы выявили нарушения законодательства об оплате труда, допускаемые в медучреждениях при расчетах и выплатах среднего заработка при предоставлении соответствующим работникам ежегодных отпусков, а также в других случаях, когда требовалось определение размера средней заработной платы. Во всех перечисленных случаях в полном объеме принимались соответствующие меры инспекторского реагирования. По результатам рассмотрения административных правонарушений судами было дисквалифицировано не одно должностное лицо ("Как соблюдаются трудовые права").

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ