логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 2, февраль 2009 год

"СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

10–11 декабря 2008 г. в Контрольном управлении Президента Российской Федерации и в Кремле состоялось совещание по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации. Этот выпуск бюллетеня знакомит с материалами выступлений его участников.

Открыл совещание Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. НАРЫШКИН. В своем выступлении он отметил, что контроль и надзор были и остаются важными составляющими сильного государства, которое контролирует исполнение принимаемых решений, эффективность бюджета и надежно охраняет права и свободы граждан. На повестке дня – создание более благоприятных условий для предпринимательской деятельности и жесткая, непримиримая борьба с коррупцией. Достижение этих стратегических целей повышает требования к государственному контролю. Предстоит сосредоточиться на решении следующих ключевых задач: контроле за исполнением поручений Президента; оптимизации и выстраивании единой контрольно-надзорной системы с высоким уровнем взаимодействия всех ее элементов; обеспечении единства принципов построения и стандартов работы всех контрольно-счетных органов; обеспечении качества государственного управления в целом; внимании к работе с бизнесом и предпринимательством в условиях глобального экономического кризиса; активном изучении и адаптации к российским реалиям современных международных стандартов контрольной деятельности и творческом использовании лучших образцов зарубежного опыта. Важнейшими принципами функционирования контрольных и надзорных органов остаются открытость, прозрачность и подотчетность обществу. Необходимо и дальше расширять конструктивный диалог с Общественной палатой Российской Федерации, политическими партиями, СМИ и другими институтами гражданского общества. Рост профессионализма и квалификации сотрудников, четкое взаимодействие всех служб и модернизированная нормативная правовая база помогут решить стратегические задачи госконтроля.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации С. СОБЯНИН остановился на двух аспектах: организации контроля за исполнением поручений Президента и Правительства Российской Федерации в Аппарате Правительства и внешнем контроле, оптимизации контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти. Ежегодно Аппарат Правительства контролирует около 6 тыс. поручений Президента и Правительства. Но из-за того, что некоторые ответственные лица во время их не выполняют, число поручений растет. Председатель Правительства указал на необходимость совершенствования данного направления. Также речь шла о системной работе по снятию с контроля поручений, утративших свою актуальность. Докладчик отметил, что серьезные системные сбои снижают качество госуправления и приводят к нерациональному расходованию средств. Правительство приняло концепцию долгосрочного развития. Создано более 60 крупных проектов. По каждому из них будут выработаны показатели эффективности реализации основных направлений. В конечном итоге это позволит создать единую систему мониторинга результативности использования всех ресурсов, которыми обладает государство. Основная цель оптимизации бюджетных расходов – пересмотреть их направления с тем, чтобы задействовать в более эффективных программах, реализация которых создаст новые рабочие места и производства. Для обеспечения информационного взаимодействия организуется общероссийский государственный информационный центр. С 2009 года планируется введение первого этапа электронного документооборота с последующим подключением полной его системы. Важнейшим условием создания благоприятной предпринимательской среды и избавления экономики от административных барьеров стали устранение межведомственного дублирования контрольных полномочий и сокращение количества федеральных ведомств, осуществляющих контроль, а также увеличение числа функций отдельных контрольных органов. Близится к завершению работа по подготовке и принятию административных регламентов контроля надзорных функций федеральных органов исполнительной власти. Дальнейшее совершенствование системы госконтроля связано с новым законопроектом. Правительство продолжит работу по улучшению системы госконтроля и корректировке соответствующей нормативной правовой базы.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации С. СТЕПАШИН начал свое выступление с того, что кризис не должен привести к отсрочке реализации стратегических программ и проектов. Успехи в экономике в последние годы создали определенный ресурсный задел для перехода к инновационной модели ее развития. При этом ключевым условием является резкое повышение эффективности и результативности работы органов госвласти на всех ее уровнях. Важная роль отводится системе госконтроля в сочетании с такими качествами, как устойчивость и адаптивность. Все большее значение для конкурентоспособности страны приобретают знания. Счетная палата и региональные контрольно-счетные органы призваны обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных средств в рамках правительственных программ поддержки бизнеса, инфраструктуры и социальной сферы. Недопустимо расходовать средства антикризисной поддержки на финансовые спекуляции. Необходимо помочь органам исполнительной власти обеспечить доведение выделяемых финансовых ресурсов до конечных получателей. И неважно, кто получатель помощи – госучреждение, акционерное общество, госкорпорация или частная компания. Палата приступила к мониторингу социально-экономической ситуации в регионах. Результаты выборочных проверок лягут в основу аналитического доклада для руководства страны и Федерального Собрания Российской Федерации. Не лишним будет учесть опыт США по информационному взаимодействию органов госконтроля с исполнительной властью. Необходимо помнить, что качество контроля гораздо важнее его количества. В стране на сегодня переизбыток контролирующих органов. Проблемы контроля: отсутствие координации и системности проведения проверок, дублирование полномочий, низкая его результативность и т.д. Лучшей помощью экономике станет снижение административного давления. Особо следует остановиться на внедрении абсолютно новой для России формы аудита. До сих пор на законодательном уровне не определен правовой статус внешнего и внутреннего контроля, не разграничены функции, не заложены правовые и методологические основы единой системы госфинконтроля. Пока еще сохраняются значительные различия в статусе, полномочиях и профессиональном уровне контрольно-счетных органов. Необходимы постоянный обмен опытом и информацией, проведение совместных проверок и профессиональных треннингов, помощь в изучении и применении современных стандартов и методов контроля. Теперь о борьбе с коррупцией. Здесь не обойтись без взаимодействия с коллегами из правоохранительных органов, в особенности Генеральной прокуратуры. Но одновременно необходимы и встречные усилия с их стороны. Что касается антикоррупционной экспертизы законодательства, то требуется установить порядок и сроки ее проведения, а также назвать те органы, в чьи полномочия входит эта деятельность, определив правовой статус и последствия, которые повлекут за собой результаты экспертиз. Жесткая и принципиальная борьба с коррупцией предъявляет особые требования к чистоте рядов внутри самих контрольных и правоохранительных органов. Счетная палата активно работает над развитием системы собственной антикоррупционной безопасности. Наработки по внедрению на практике эффективной системы внутренней антикоррупционной безопасности органов госвласти имеются как в Счетной палате, так и у коллег из Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ России. По инициативе Палаты и коллег из США и Китая было принято решение о создании рабочей группы ИНТОСАИ по анализу мирового финансового кризиса. Необходимо также создать при Президенте России совещательный координационный совет руководителей органов госконтроля.

Выступая на совещании, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. ЧАЙКА сделал акцент на том, что осуществление госконтроля неразрывно связано с деятельностью его ведомства – органа, которому от имени государства на законодательном уровне поручено осуществлять надзор за исполнением Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Осуществление надзорной функции органами прокуратуры не может быть полным и всесторонним без тесного взаимодействия с органами госконтроля. Так, сложились конструктивные взаимоотношения с Контрольным управлением Президента Российской Федерации, которое последовательно осуществляет продвижение госреформ, обеспечивая социально-экономическую политику государства. Примером может служить деятельность межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной под эгидой Генпрокуратуры. В ее состав вошли представители ФСБ и МВД России, ФНС, Росфинмонитортнга и Банка России при активном участии Контрольного управления Президента Российской Федерации. За два года группа продемонстрировала свою высокую эффективность. Утверждена программа совместных действий Прокуратуры, правоохранительных и госконтролирующих органов. Определен механизм взаимодействия по контролю за сохранностью и целевым использованием средств на господдержку российской экономики. На постоянной основе осуществляется совместная работа по противодействию правонарушениям, связанным с незаконным использованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральной собственностью Генпрокуратуры и Счетной палаты. Осуществление антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов, повышение уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности в сфере борьбы с коррупцией требуют участия всех правоохранительных и контролирующих органов, конструктивного сотрудничества между ними. Органы прокуратуры приступили к масштабной проверке исполнения законодательства о сохранности госсобственности. Ревизия госресурсов позволит дать правовую оценку эффективности деятельности уполномоченных органов по управлению госимуществом. Усиление мер надзора не допустит необоснованных проверок хозяйствующих субъектов правоохранительными и контролирующими органами. Поставлена задача по сокращению и снижению административного давления на эти субъекты. Во всех прокуратурах субъектов Федерации созданы общественные советы с участием представителей малого и среднего бизнеса. Всеобщего одобрения заслуживает идея Контрольного управления по сокращению и систематизации проводимых в стране проверок хозяйствующих субъектов. Для представителей малого и среднего бизнеса значительно упростятся многие административные процедуры, а взаимоотношения госконтролирующих органов и субъектов предпринимательской деятельности примут организованную форму взаимодействия. Введение Прокуратурой единого сводного плана контрольных мероприятий обеспечит реальную прозрачность всей контрольной деятельности в стране.

Помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. ЧУЙЧЕНКО рассказал о работе по формированию сводного плана контрольных мероприятий федеральных органов исполнительной власти, обладающих контрольно-надзорными функциями. Подготовлены его форма и порядок формирования и исполнения, в том числе и в электронном виде. По Указу Президента Российской Федерации органы прокуратуры должны согласовывать проведение внеплановых проверок. Главе государства было внесено предложение о возложении функций по формированию плана и осуществлению надзора за его выполнением на органы прокуратуры. Тем самым данной деятельности придается правовой характер. Докладчик подробно остановился на схеме этой работы, которая благодаря возможности ознакомиться с планами мероприятий и их результатами в открытом режиме становится прозрачной, а следовательно и антикоррупционной. При этом в равной степени сохраняется баланс интересов как для субъекта проверки, так и ее объекта. Введение понятий "план проверок", "внеплановые проверки" и других нашли свое отражение в разработанном Минэкономразвития России законопроекте о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля – надзора. Некоторые его положения требуют определенных уточнений. От качества этого законопроекта будет зависеть его жизнеспособность. Важно, чтобы его практическая реализация способствовала повышению эффективности работы хозяйствующих субъектов. Контрольное управление держит на постоянном контроле выполнение первоочередных мер по реализации Национального плана противодействия коррупции. Апробированы новые формы и методы системы контроля за реализацией нацпроектов. Особое внимание уделяется координации деятельности контролеров всех уровней. Продолжается использование новых информационных технологий. По итогам контрольной деятельности Управление будет ежеквартально информировать Президента страны о ходе реализации мероприятий по подготовке к проведению Олимпийских игр в г. Сочи и форума АТЭС в г. Владивостоке. Управление ведет постоянную работу по совершенствованию контрольной деятельности, повышению качества и своевременности исполнения поручений Главы государства. Тесное взаимодействие контролеров всех надзорных органов страны, как и их активная работа по дальнейшему улучшению системы и методов госконтроля будут успешно продолжены ("Совещание по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации").

В статье "Минимизируя риски" Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору рассказывает о трех стратегических направлениях своей деятельности, представляющих единую систему мер по обеспечению биологической и пищевой безопасности страны, цель которых – свести к минимуму риски, связанные с крупномасштабным импортом продовольствия в Российскую Федерацию. Деятельность специалистов за рубежом включает в себя оценку ветеринарных служб стран-поставщиков, анализ рисков и инспектирование (аудит) зарубежных предприятий. В прошлом году такая работа проводилась специалистами в разных странах. За 2008 год Россельхознадзором организовано и проведено более 50 встреч и переговоров в области ветеринарии с компетентными органами стран-экспортеров. Согласованы и парафированы 22 ветеринарных сертификата с ведомствами разных стран. В стадию реализации вступила новая концепция по предоставлению права экспорта в Россию продукции животного происхождения поставщикам зарубежных стран на основании гарантий со стороны госветеринарной службы страны-экспортера, с последующим выборочным аудитом этих предприятий Россельхознадзором. В статье приведены примеры эффективности мероприятий по инспектированию и аудиту зарубежных поставщиков. Конечным результатом инспекционной работы Службы стал Реестр предприятий, аттестованных для поставки в Россию животноводческой продукции, с которым можно ознакомиться в Интернете на сайте Россельхознадзора. Есть еще одна непростая задача – надзор и контроль за соблюдением требований законодательства России в сфере ветеринарии на государственной границе. Из 424 пунктов пропуска в страну (автомобильных, железнодорожных, авиационных, морских и речных) пограничный контроль осуществляется в 215. Часть грузов была задержана и признана непригодной для пищи с последующей утилизацией. Серьезную озабоченность вызывает борьба с мошенничеством при ввозе и перемещении всех видов поднадзорных грузов. В этом направлении Служба активно сотрудничает с подразделениями экономической безопасности МВД, ФСБ и ФТС России. Выявляются нарушения ветеринарного законодательства и при транспортировке поднадзорных грузов на территории страны. В рамках сотрудничества стран – участниц СНГ принято решение о создании с МВД России сети мобильных постов ветконтроля на автомобильных и железных дорогах в приграничных районах большинства субъектов Федерации. Были приняты меры по равномерному распределению и специализации грузопотоков при поставках автотранспортом мяса и его сырья из стран Европы.

В рубрике "Что показали проверки" Департамент экономической безопасности МВД России знакомит с результатами оперативно-розыскных мероприятий, связанных с незаконным выводом за рубеж крупных сумм денег, созданием "фирм-однодневок", уходом от налогов, хищением бюджетных средств в особо крупных размерах, изготовлением и сбытом поддельных ценных бумаг на территории Москвы и других городов Российской Федерации с высоким качеством полиграфического исполнения, а также производством фальшивых денег (чаще всего объектом противоправных посягательств является российский рубль) ("Финансы и контроль").

В Послании Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. прозвучал вывод о том, что система государственной бюрократии в нашей стране неэффективна, она создает коррупцию, порождает правовой нигилизм, вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии. Особое внимание Президент обратил на недопустимость и безнравственность использования ими в личных интересах административного ресурса.

Поэтому проблема формирования основ нравственных устоев и этического поведения в современных условиях приобретает все большее значение. В статье рассматривается опыт внедрения этических норм поведения госслужащих в ряде зарубежных стран, который может быть использован при определении направлений реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного поручением Президента Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N Пр-1568.

Ее автор – С. Пчелинцев, заместитель начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, знакомит читателя с рядом параметров, которые должны характеризовать этику госслужащих. Он приводит перечень возлагаемых на них обязанностей, ссылается на нормы международного права и зарубежный опыт ряда стран по регламентации этических вопросов деятельности госслужащих. Большой интерес представляет сравнительный анализ основных тенденций реформирования госслужбы в США, Канаде, странах Западной Европы, Азии и Южно-Африканской Республике ("Этические нормы государственного управления: зарубежный опыт").

Завершает номер статья "Совершенствуя службу". В ней подводятся итоги работы за год центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации (далее – ФСПП России) по реализации задач, определенных актами Президента, Правительства и Министерства юстиции Российской Федерации. В статье рассказывается о деятельности по изменению законодательства в данной области, называются федеральные законы, уже вступившие в силу, а также проекты новых законов, включенных в План законопроектной деятельности Правительства. Служба разработала новые формы ведомственной статистической отчетности и подошла к завершению создания системы сбора и обработки информации, необходимой для формирования набора целевых значений показателей результативности. В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации была принята комплексная программа по противодействию проявлениям коррупции и должностным преступлениям в ФСПП России на двухлетний период. В материале приводятся данные по выявленным преступлениям и возбужденным уголовным делам, рассматривается система реализации арестованного имущества должников, говорится о повышении социальной значимости труда работников Службы и обеспечении их жильем.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ