|
Президентский контроль
Информационный бюллетень N 12, декабрь 2008 год
"Для государственных и муниципальных нужд"
Открывает номер новогоднее поздравление К. Чуйченко, помощника Президента Российской Федерации – начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации.
Статья "Для государственных и муниципальных нужд" рассказывает о результатах проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации округа, органов местного самоуправления, организаций по реализации федеральных законов от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сеьскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" и от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части закупок и поставок продовольственных товаров первой необходимости.
Проверка проведена в Сибирском федеральном округе, где для регулирования процессов закупок и поставок сельхозпродукции и продовольственных товаров первой необходимости действуют 98 нормативных правовых актов, принятых органами исполнительной власти субъектов Федерации. Данными актами определены госорганы, осуществляющие указанные виды деятельности; меры поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе сельхозпроизводителей; печатные издания для публикации информации о размещении заказов. Утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа на размещение заказа и структурных подразделений исполнительной власти, госзаказчиков, организации и работы конкурсных комиссий по закупке товаров, типовой госконтракт на поставку продукции для госнужд и т.п.
В статье перечислены субъекты Федерации, в которых определены уполномоченные структуры на осуществление функций по размещению заказов; ежегодно утверждаются сводные планы закупок для госнужд; разработаны методические пособия по реализации положений федеральных законов, других нормативных правовых актов в сфере государственного и муниципального заказов. В некоторых субъектах Федерации округа уполномоченными органами планы контрольных мероприятий не были подготовлены, а проверки не проводились. Проверка показала, что допускаются нарушения законодательства при правовом регулировании процедуры закупок и поставок на стадиях подготовки и проведения торгов, при заключении и исполнении контрактов, а также, что в целом по Сибирскому федеральному округу четверть объема бюджетных средств направлена на оплату контрактов по поставке продовольственной продукции, заключенных не на конкурсной основе. Отмечены факты неоднозначного подхода конкурсных комиссий при оценке и сопоставлении заявок участников конкурсов, осуществлении отбора претендентов и определении победителей. Условием, способствующим нарушениям законодательства о закупках и поставках продукции, является несоблюдение порядка ведения реестров государственных и муниципальных контрактов. В регионах отсутствуют единые подходы к формированию начальной цены при конкурсном размещении государственных и муниципальных заказов, что влечет неэффективное расходование бюджетных средств. Нарушений ценообразовательного и антимонопольного законодательств не было выявлено, в связи с чем меры прокурорского реагирования не принимались.
16 сентября 2008 г. состоялось совещание главных наркологов и главных детских наркологов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, где обсуждались вопросы, касающиеся основных тенденций распространения наркологических заболеваний в стране и деятельности наркологической службы. На совещании выступил директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов, который отметил, что возглавляемая им Служба и Государственный антинаркотический комитет – структуры, координирующие усилия всех органов исполнительной власти по борьбе с наркоманией и предотвращению наркотрафика в нашу страну.
Согласно международным методикам расчета реальное число наркозависимых составляет до 2,5 млн. человек, или почти 2% населения страны. До 90% наркозависимых потребляют зелье опиатной группы, более половины из них – тяжелые наркотики. Как показывает клиническая практика, регулярно принимающие героин умирают через 5–7 лет. По официальным данным ежегодно в России от приема наркотиков гибнет порядка 10 тыс. человек. Розничная торговля наркосредствами осуществляется преимущественно наркоманами, которые за дозу вынуждены работать на оптовика. За последние 5 лет за незаконный оборот наркотиков в нашей стране осуждено почти 0,5 млн. человек. Социально-экономические последствия наличия такой армии вовлеченных в наркокриминал очевидны: асоциальное поведение, искалеченные судьбы, неродившиеся дети, отрицательная демография. Резко снизился возраст больных, а среди наркоманов начала расти доля женщин. Необходимо формирование новой государственной антинаркотической политики, которая стала бы основой содержания разрабатываемой федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", рассчитанной до 2014 года. Основная угроза исходит из Афганистана, ставшего абсолютным лидером в производстве почти 93% всех опиатов в мире. Против нашей страны развернута полномасштабная героиновая война. Сверхдоходы от продажи наркотиков – мощный источник финансирования организованной преступности и террористических сетей, оказывающих дестабилизирующее влияние на Кавказе и в среднеазиатских регионах. В сентябре 2008 г. прошел первый этап комплексной оперативно-профилактической операции "Канал-2008". Перед ее участниками были поставлены задачи по выявлению и пресечению контрабанды наркотиков, блокированию межрегиональных и международных каналов поставок, ликвидации подпольных лабораторий. Решались также задачи совершенствования механизмов взаимодействия правоохранительных органов, таможенных и пограничных служб и органов безопасности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В материалах Службы приведены цифры по результатам проведенной операции.
Одной из ключевых характеристик наркоситуации является неадекватное законодательное и правовое обеспечение существующей антинаркотической политики. Большое внимание уделяется определению понятий крупной и особо крупной дозы наркотиков. В действующем законодательстве имеется достаточно лазеек для ввоза в Россию сельхозпродукции без экспортных уведомлений. Необходимо создать новую систему учета наркозависимых и вовлеченных в употребление наркотиков. Имеющиеся данные разных ведомств с трудом поддаются обобщению и анализу. Все чаще звучит мысль, что наркомания – не медицинская, а социальная проблема, но она требует также и медицинских действий. Имеет смысл создать и использовать спецсуды для наркозависимых – наркосуды. Необходимо уменьшить карательную составляющую в отношении больных по сути людей, всячески стимулируя их излечение. Но это должно происходить на фоне ужесточения законодательства относительно наркобаронов и распространителей крупных партий наркотиков. И, наконец, профилактика, которая уже давно требует перейти от того, чтобы только ловить и лечить, к тому, чтобы изменить общество и инфраструктуры социализации молодежи, организации их труда и жизнедеятельности ("Героиновая война").
Впервые за последние десять лет в октябре 2008 г. прошел Всероссийский семинар-совещание руководителей подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям органов внутренних дел. В его работе приняли участие около 300 руководителей подразделений экономического блока МВД России, приехавших в Москву из всех субъектов Федерации. На совещании были определены стратегические задачи по основным линиям борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями в новых условиях развития экономики Российской Федерации. Его участников призвали продолжить активные действия по пресечению хищений бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ, инвестиционных проектов и других общественно-значимых мероприятий, в том числе программ развития Дальнего Востока, федеральной целевой программы "Сочи-2014", на обеспечение национальных интересов в Арктике и создание госкорпораций. Особую актуальность эта работа приобретает в связи с происходящим сейчас на мировых рынках финансовым кризисом. В ближайшей перспективе подразделениям экономического блока внутренних дел предстоит значительно повысить уровень проведения оперативно-розыскных мероприятий с учетом возложенных на них функций борьбы с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности. Начальник Департамента экономической безопасности МВД России нацелил присутствующих на выявление и раскрытие коррупционных преступлений, совершенных как в крупном и особо крупном размерах, так и высокопоставленными должностными лицами органов госвласти и местного самоуправления, обратив внимание на недопустимость коррупционных проявлений со стороны сотрудников экономического блока органов внутренних дел. В ходе выступлений участников семинара неоднократно поднимался вопрос об ограничении так называемых "внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел". Многие из присутствовавших отметили, что в связи с вносимыми в ряд законодательных актов поправками подразделениям экономического блока органов внутренних дел необходимо будет сосредоточить основные усилия на пресечении тяжких и общественно опасных составов преступлений, повышении качества и эффективности оперативно-розыскной деятельности. Также были подведены итоги деятельности подразделений экономического блока внутренних дел за 9 месяцев 2008 г. ("Стратегические задачи борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями").
Завершает выпуск статья "Российская коррупция в зеркале социологии". В октябре-ноябре 2007 г. исследовательской группой Центра региональной социологии Института социологии Российской академии наук под руководством члена-корреспондента РАН М.К. Горшкова и доктора социологических наук, профессора В.В. Маркина было проведено социологическое исследование, направленное на изучение мнения населения относительно сущности коррупции и причин, обусловливающих ее распространение в современной России, а также на выявление и обоснование общественно одобряемых мер по противодействию этому явлению (особенно в сферах национальных проектов по здравоохранению, жилищному строительству и образованию). По репрезентативной общероссийской выборке были опрошены 1750 респондентов в возрасте от 18 лет и старше из 17 регионов Российской Федерации, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. В исследовании дается определение коррупции как явления, приводятся таблицы и диаграммы. Для анализа понимания сущности этого зла российскими гражданами во время опроса респондентам предложили оценить 17 ситуаций и ответить, в какой степени их можно считать проявлениями коррупции. С научной точки зрения все они в той или иной степени являются примерами употребления власти в корыстных целях. Смысл этого вопроса заключался в том, чтобы выяснить, насколько строго научная трактовка коррупции совпадает с мнением "простых людей".
В статье читатель узнает о последствиях коррупции и довольно сильно различающихся между собой оценках значимости проблем коррупции и бюрократизма; о том, насколько широко это явление распространилось, что стало уже не девиацией (отклонением), а скорее частью социальной нормы; с кого оно начинается; кто кого покупает; а также о коррумпированности социальной сферы как особенности национальной коррупции и месте этого явления в современной жизни россиян.
Ответственный редактор |
А. Киселев |
Предыдущие выпуски
|
|