логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
издания
официальные издания
периодика
специальные издания
книги
новинки
где купить
логотип издательства

периодика

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 10, октябрь 2008 год

Совещание по вопросам контрольной деятельности

В этом номере завершается публикация материалов совещания по вопросам контрольной деятельности, прошедшего в июне т.г. в г. Тобольске Тюменской области.

Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В. Большаков в своем выступлении подчеркнул, что доверие народа к власти во многом  определяется ее способностью побороть коррупцию. За последние годы отмечается рост интереса к проблемам борьбы с этим злом в связи с вновь вскрывшимися фактами взяточничества и хищений в особо крупных размерах. Отсюда встает вопрос о справедливом наказании уличенных в коррупции лиц. Однако в отечественном законодательстве ответственность за нее не только не предусмотрена, в нем полностью отсутствует законодательное определение самого понятия. Требуется четкая правовая регламентация госслужбы, начиная  с порядка замещения вакансий государственных должностей.  В настоящее время функции борьбы с коррупцией возложены на органы ФСБ России. Назрела необходимость в создании некоего специализированного органа. Выступающий также затронул вопрос о конфискации имущества в качестве меры наказания. Тревожной остается ситуация, связанная с депутатами муниципальных советов Санкт-Петербурга, в отношении которых возбуждается немало уголовных дел. По словам Главы нашего государства, коррупция проникла и в суды. Многие вопросы, к сожалению, решаются в этой сфере за деньги.

С состоянием дел в сфере малого предпринимательства в Южном федеральном округе ознакомил помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в округе О. Григорьев. Он привел объективные и субъективные причины, мешающие развитию предпринимательства. Было сказано и о бесконечных проверках со стороны федеральных, региональных и местных контролирующих органов. Прозвучало предложение рассмотреть вопрос о включении в дополнительный перечень показателей для оценки эффективности деятельности и мер, принимаемых органами местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов, динамики роста объема продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства в абсолютном и относительном выражениях. Помощник полпреда О. Григорьев отметил наличие коррупции в судебных органах и призвал отдельно решить вопросы обеспечения деятельности судов (многие из них испытывают недостаток в служебных помещениях, а если таковые и имеются, то не отвечают установленным нормам и требованиям).

По утверждению заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе В. Зорина коррупция связана с оптимизацией законодательной, правоприменительной и судебной практики, совершенствованием администрирования и повышением прозрачности во всех сферах управленческих процессов. Для координации деятельности предприятий, учреждений и организаций, вне зависимости от форм собственности, а также общественных объединений и граждан, которая направлена на формирование общественного и правового сознания в интересах борьбы с коррупцией, в округе была создана некоммерческая организация "Фонд "Антикоррупция". Особого внимания заслуживает проведение антикоррупционной экспертизы как действующих нормативных правовых актов, так и их проектов.

Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В. Крупкин рассказал о межведомственном совещании в мае 2008 г. с участием представителей науки, Минюста, МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и других ведомств, посвященном выработке предложений по организации противодействия коррупции. В ходе проведенных проверок исполнения в субъектах Федерации законов о гражданской и муниципальной службе открылись факты участия отдельных госслужащих в деятельности коммерческих организаций, сокрытия доходов, отсутствия утвержденных должностных обязанностей и другие. Установлено, что отдельные предприятия проверялись различными ведомствами от 50 до 200 дней в году. В целях получения более полной информации предполагается открыть "прямую линию" для обращения граждан в аппарат полпреда по вопросам, связанным с проявлениями коррупции в округе.

"Для преодоления коррупции, которая представляет собой угрозу безопасности страны, необходимы системные, последовательные и скоординированные меры всех органов власти и управления", отметил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе С. Черданцев. По результатам проверки в апреле 2008 г. следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре по Новосибирской области возбуждены уголовные дела по фактам незаконного использования федерального недвижимого имущества, его продажи по заниженным ценам и превышения должностных полномочий. Прошли проверки и в сфере рыболовства. За 4 месяца т.г. правоохранительными органами округа выявлено свыше 2 тыс. преступлений против госвласти, а также интересов государственной и муниципальной службы. Необходимо обучение главных и рядовых федеральных инспекторов, сотрудников контрольных департаментов и аппаратов.

Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Н. Васильева рассказала о том, что с учетом географического положения округа и наличия слабых экономических связей с центральными регионами, коррупция превратилась в реальную угрозу его экономической безопасности. В отношении руководителей краевой администрации Приморского края возбуждены уголовные дела за получение взяток, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое использование средств краевого бюджета и многое другое. Должностные преступления этой направленности касаются прежде всего сферы добычи и транспортировки водных биологических ресурсов, лесной отрасли и топливно-энергетического комплекса. Усиление контроля за реализацией нацпроектов часто приводит к дублированию проверок.

Подводя итоги совещания, помощник Президента Российской Федерации – начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации К. Чуйченко отметил, что коррупция затронула практически все стороны общественной жизни. Главное, чтобы все уяснили – борьба  с ней должна носить системный характер, для чего необходимо провести ревизию законодательства с целью выявления в нем коррупциогенных факторов. Потребуется мобилизовать юридическую общественность, как и иные силы, включая правоохранительную систему. Понятие "коррупция" следует рассматривать несколько шире, нежели применительно только к госслужбе. Институт противодействия коррупции должен включать и сферу бизнеса. Была высказана озабоченность относительно функционирования нынешней судебной системы. Следует разобраться с вопросами лицензирования, заменить многие разрешительные порядки на уведомительные, создать административные регламенты, перейти от конкурсов к аукционам.  В обществе необходимо формировать атмосферу нетерпимости ко всем коррупционным проявлениям, чтобы взяточничество никогда не стало синонимом "бизнеса" или "умения жить".

Автор статьи "Лики жизни и гримасы коррупции"  – исполняющий обязанности начальника Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, доктор юридических наук М. Миронов, поднимает проблему коррупции, наносящей огромный экономический урон государству. Он приводит подзабытый в русском языке и более экспрессивный синоним слову "коррупция" – лихоимство, которое разрушает нравственные устои, ставя успех человека не в зависимость от его знаний, профессиональных способностей и жизненного опыта, а, напротив, определяя карьерный рост наличием связей среди "нужных людей", способностью заплатить за звание, чин, должность или незаконное решение социально-экономических проблем. Поэтому задача по организации целенаправленной борьбы с коррупцией, поставленная Главой государства перед всеми органами власти, расценивается в многочисленных откликах как политически, экономически, социально своевременная и безотлагательная. В письмах подчеркивается: положения Указа Президента Российской Федерации "О мерах  по противодействию коррупции", образование Совета при Президенте России создают условия для того, чтобы осуществление намеченного носило наступательный характер. По этому поводу высказываются различные суждения и предложения, которые находятся в русле утвержденного Д.А. Медведевым Национального плана противодействия коррупции.

Обеспечение  безопасности жизнедеятельности человека – ключевая задача его жизненной организации. Главенствующая безопасность – безопасность человека, может поддерживаться на достаточном уровне только через правильно выстроенную социальную организацию, где приоритеты безопасности поддерживаются всеми направлениями цивилизованного социума. В этой связи необходимы совместные комплексные и скоординированные усилия людей, общества, власти, общественных организаций и научных сообществ. Понятие "сервис безопасности" включает в себя набор услуг и товаров, позволяющих обеспечить безопасность человека, которые, в дополнение к гоударственной защите, предоставляет рынок. Такие услуги уже существуют, но их пока недостаточно. Общество еще не сформировало соответствующнго стандарта требований к ним. Профессионально этот сервис переплетается со специальностями службы спасения и информации, как и специальностями сферы логистики, транспорта и технической поддержки. Сервис безопасности необходимо сделать доступным для всех граждан нашей страны, а в перспективе и других государств. Все это сделает жизнь людей более безопасной  ("Сервис безопасности").

Для определения действенности проводимой в Российской Федерации административной реформы возникает потребность во внешнем контроле ее эффективности и результативности. Независимым инструментом такого контроля является мониторинг госуслуг, нацеленный, в первую очередь, на повышение качества и доступности, обеспечение клиентской ориентации в деятельности госслужащих. В настоящее время отсутствует единая общепринятая модель мониторинга госуслуг. Цель статьи – попытаться определить такую модель с помощью данных социологического исследования, проведенного в ходе реализации проекта "Разработка и внедрение системы мониторинга доступности и качества    государственных услуг Пензенской области на основе исполнения административных регламентов и стандартов комфортности и качества", выполненного по контракту с правительством Пензенской области в рамках осуществления программы административной реформы ("Моделирование мониторинга качества и доступности оказания государственных услуг по результатам социологического исследования").

Руководители предприятий, возлагая на своих сотрудников груз ответственности за множество работ, часто забывают достойно ее компенсировать, хотя законодательством это предусмотрено. Федеральной службой по труду и занятости фиксируются многие нарушения в данной сфере. К числу наиболее типичных из них, связанных с предоставлением предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, следует отнести: отказ  в предоставлении дополнительных оплачиваемых отпусков либо предоставление их меньшей продолжительности; непредоставление сокращенной продолжительности рабочего времени; непроизведение в повышенном размере оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, с вредными, опасными и иными особыми условиями труда; неустановление повышенной оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, и многие другие ("Ответственность без компенсации").

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА  КАРТА САЙТА 121069, Москва, ул. Малая Никитская, д. 14
Телефон: 695-83-84. Факс: 691-98-83
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ