логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 6, 2017

ТРЕВОЖНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ТРЕБУЕТ РЕШИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В шестом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Тревожная экологическая обстановка требует решительных действий», посвященной результатам проверки исполнения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года в части экологического состояния населенных пунктов.

Органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики ведется работа, направленная на создание благоприятной экологической обстановки населенных пунктов. Так, в сентябре 2016 г. распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики была утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами (ТКО), а постановлением - государственная программа «Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике до 2020 года».

Реализация этой программы предусматривает реконструкцию гидротехнических сооружений, устройство и капремонт берегозащитных сооружений, переработку ломов цветных металлов и др. меры.

На полигоне твердых коммунальных отходов ООО «Чистый город» Усть-Джегутинского района, а также на свалке в Урупском районе, эксплуатируемой ООО «Святобор», осуществляется сортировка отходов. В Усть-Джегутинском районе действуют 2 полигона ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако их мощность не обеспечивает размещение всего количества образующихся твердых бытовых отходов в республике.

По причине нехватки полигонов для размещения ТКО часть отходов размещается в местах складирования, организованных органами местного самоуправления (более 20 свалок), другие – на стихийно образованных свалках. В 2016 году выявлено 180 мест несанкционированного размещения отходов, из которых 113 ликвидировано.

Осмотр таких свалок показал, что они не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Установлены случаи размещения свалок в охранных зонах линий электропередачи (ст. Зеленчукская, с.п. Важное), возгорания (с. Верхняя Теберда) и доступа скота (с.п. Красногорское).

Проверка работы очистных сооружений республики показала, что в период 2013–2015 гг. 89% стоков было сброшено без очистки или с нарушением технологии очистки.

В г. Черкесске, ст. Зеленчукской и Преградная технологическое оборудование и очистные сооружения изношены в среднем на 80%. Это приводит к нарушению технологического режима и сбросам недостаточно очищенных вод в водные объекты.

Сложившаяся обстановка обусловлена недостаточной работой органов местного самоуправления по приведению площадок для временного хранения ТКО в соответствие с требованиями законодательства, а также ненадлежащим контролем органов исполнительной власти республики при реализации мер, направленных на создание благоприятной экологической обстановки населенных пунктов.

На состоявшейся по итогам 2016 года заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы ее руководитель И. Артемьев сообщил, что отмечается снижение количества дел, возбужденных по вопросам антимонопольного законодательства в отношении органов власти. Всего за год было возбуждено 1284 таких дела, в то время как в 2015-м – 3542. В предлагаемой ниже статье «Необходимо переходить от защиты конкуренции к активным мерам по ее развитию» идет речь о работе ФАС России по затронутым вопросам.

Снижению показателей количества возбужденных дел способствовало введение института предупреждений и предостережений. При этом если раньше органы власти были главными нарушителями антимонопольного законодательства, теперь это не так.

Говоря о переданных ФАС России полномочиях по тарифному регулированию, глава ведомства подчеркнул, что ранее единых принципов формирования тарифа не существовало. ФАС России смогло это исправить и ликвидировать существующую несправедливость в просчете тарифов методом сопоставимости. В 2016 году ведомству впервые удалось снизить многие из тарифов в абсолютном значении.

Глава ФАС России заявил, что в настоящее время антимонопольное ведомство разрабатывает законопроект «О государственном регулировании цен (тарифов)». В качестве значимого достижения и реального примера снижения цен антимонопольным органом И. Артемьев назвал снижение цен на лекарства: предельные отпускные цены производителей на лекарственные препараты по программе «Семь нозологий», на антивирусные препараты для лечения лиц, инфицированных ВИЧ и гепатитом В и С, а также антибактериальные и противотуберкулезные препараты были снижены до минимальных значений.

В своем выступлении руководитель российского антимонопольного ведомства также подчеркнул, что ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, к сожалению, не работает: правоохранительные органы не возбуждают уголовные дела по нарушению антимонопольного закона.

Однако ряд проблем так и не был решен: так называемый «бумажный» конкурс, одностороннее расторжение контрактов заказчиком, закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках и т.д.

В статье «Система социальной поддержки успешно развивается», подготовленной по материалам пресс-службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, идет речь о реализации в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 442 «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» по предоставлению социальных услуг и услуг по социальному сопровождению нуждающимся семьям с детьми и детям.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», направленный на создание качественно новой системы социального обслуживания граждан. Она включает доступность социальных услуг для всех граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие всех форм предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) обеспечению основных жизненных потребностей, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере оказания социальных услуг.

Этим законом определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости граждан в конкретных услугах, установлено обязательное для исполнения всеми субъектами России условие бесплатного предоставления социального обслуживания для всех несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных конфликтов.

Повышен до полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения, порог бесплатного предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и на дому.

Минтрудом России на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации Федерального закона.

Одновременно в субъектах Российской Федерации были составлены индивидуальные программы предоставления социальных услуг на всех получателей, находящихся на социальном обслуживании.

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации рассмотрела вопрос государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования и внесения изменений в Федеральный закон о развитии сельского хозяйства за последние три года. Статья «Выявлена отрицательная динамика показателей в сфере сельхозстрахования с господдержкой» знакомит с итогами проделанной работы.

Отмечается, в частности, что несмотря на совершенствование законодательства и выделение на государственную поддержку сельхозстрахования значительных сумм бюджетных субсидий, в последние годы эта сфера переживает спад. По большинству показателей максимум был достигнут в 2014 году, когда в страховании с господдержкой участвовало 62 региона. По предварительным итогам 2016 года регионов, участвующих в сельхозстраховании с господдержкой, осталось только 41.

Сделан вывод о том, что одна из главных причин такого положения – невыгодность сельхозстрахования в его нынешних формах для сельхозпроизводителей. Страховые выплаты по отношению к уплаченной страховой премии составили в 2013 году 13,1%, в 2014 году – 12%, в 2015 году – 11,2%. Это очень низкий уровень, который при этом имеет тенденцию к снижению. Хотя сами сельхозпроизводители оплачивают только половину страховой премии, они из года в год получают обратно в виде страховых выплат всего лишь около четверти потраченных на страховку денег.

За 2014–2015 гг. сумма страховых премий по данному виду страхования составила 22,6 млрд. рублей, в том числе 9,5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, а сумма страховых выплат 2,7 млрд. рублей. За этот же период на прямое возмещение ущерба от стихийных бедствий сельхозпроизводителям было выделено из федерального бюджета 7,2 млрд. рублей. Денег на такое возмещение ущерба потрачено в 3,1 раза меньше, чем на страхование, а сельхозпроизводители получили в 2,7 раза больше, чем по страховкам. В этой ситуации целый ряд регионов, которые в 2015 году получили возмещение ущерба от стихийных бедствий, в 2016 году отказались от участия в сельхозстраховании с господдержкой.

В результате ухода многих страховых организаций с рынка агрострахования, в том числе по причине отзыва лицензий Банком России, из 53 страховщиков, которые занимались сельхозстрахованием в 2014 году, в настоящее время реально работают в этой сфере только 19.

Статья «Граждане проявляют повышенный интерес к вопросам безопасности и охраны порядка», подготовленная по материалам Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, содержит обзор рассмотренных в I квартале 2017 г. обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации.

В I квартале 2017 г. увеличилось по сравнению с тем же периодом 2015-го и 2016-го годов поступившее от заявителей в адрес Президента Российской Федерации количество корреспонденции.

При этом если уменьшилось по сравнению с I кварталом 2016 г. количество обращений (что в основном связано с осуществляемыми государственными органами и органами местного самоуправления мерами по выявлению и устранению причин обращений), то увеличилось количество запросов информации и сообщений.

В I квартале 2017 г. в обращениях содержались вопросы, решение которых, в первую очередь, находится на федеральном уровне – 57,7% вопросов, во вторую очередь, на региональном уровне – 33,6% вопросов и, в третью очередь, на местном уровне – 8,7% вопросов, в том числе 1,2% вопросов составили вопросы, рассматриваемые в соответствии с иным порядком, установленным федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, чем предусмотренным Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обращениях, содержащих вопросы, разрешение которых находится на федеральном уровне, наибольшее внимание уделялось сообщениям о недостатках в работе территориальных органов ФАС России по вопросу «Антимонопольное законодательство» (6437), связанным в большинстве случаев с осуществлением функций по контролю и защите конкуренции в сфере транспортного обслуживания населения в Волгоградской области, и сообщениям о недостатках в работе отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросу «Своевременность и качество пенсионного обеспечения» (666), связанным в большинстве случаев с пенсионным обеспечением отдельных категорий граждан в г. Москве, Московской области и Краснодарском крае, а также с единовременной денежной выплатой гражданам, получающим пенсию, в размере 5 тыс. рублей.

Генеральная прокуратура Российской Федерации подвела итоги работы в 2016 году в сфере исполнения законодательства об обеспечении жильем детей-сирот. Об этом рассказывает статья «Кто обижает сирот?», подготовленная по материалам пресс-службы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что в большинстве субъектов Российской Федерации ситуация с обеспечением жильем граждан данной категории продолжает оставаться напряженной. Требования законодательства о предоставлении им жилья по достижении 18 лет не выполняются в первую очередь ввиду недостаточности денежных средств, направляемых регионами Российской Федерации на приобретение жилья.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 1 апреля 2017 г. более 158 тыс. человек, достигших совершеннолетия, продолжают состоять на учете для предоставления жилых помещений. Например, в Забайкальском крае необеспеченными жильем остаются почти 5,5 тыс. лиц этой категории, в Иркутской области – 8,5 тыс., в Кемеровской области – около 9,5 тыс. человек.

В связи с этим усилия органов прокуратуры Российской Федерации в прошедшем году были сосредоточены на понуждении мерами реагирования органов власти субъектов Российской Федерации к выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот.

В условиях недостаточного финансирования прокуроры выявляют факты неэффективного использования имеющихся материальных ресурсов, приобретения жилья, не отвечающего требования безопасности, вскрывают факты халатности и мошенничества при распоряжении бюджетными средствами.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена очередная подборка информационных сообщений под общим заголовком «Слаженные действия правоохранительных органов – залог успеха в борьбе с преступностью», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ