логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 10, 2016

В десятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Расходование бюджетных средств в сельскохозяйственной отрасли Юга России на особом контроле».

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г. поставил задачи по существенному ужесточению контроля за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям сельского хозяйства.

В этой связи в первом полугодии текущего года комиссия аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе проверила, как используются субсидии в сфере развития сельского хозяйства Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей.

Государственная поддержка в целом способствовала повышению рентабельности сельхозтоваропроизводителей региона. Однако вскрытые в ходе проверки нарушения и недостатки свидетельствуют о наличии ряда негативных факторов – административных барьерах, недостаточной прозрачности государственной поддержки, отсутствии равной доступности к бюджетным средствам, дискриминационных условиях предоставления субсидий и других.

Выявлены нарушения законности при предоставлении и использовании субсидий, факты ненадлежащего контроля со стороны органов исполнительной власти Ростовской области за использованием бюджетных средств. Выявлены признаки мошенничества при получении рядом глав крестьянских (фермерских) хозяйств субсидий на возмещение части затрат на приобретение поголовья скота в общем размере 6 млн. рублей. Анализ работы правоохранительных и контрольно-надзорных органов в Ростовской области свидетельствует о том, что преступления коррупционной направленности в данном сегменте не выявлялись, аффилированные связи сельхозтоваропроизводителей и должностных лиц органов власти и управления не вскрывались. При этом не принимаются должные меры по возмещению ущерба, причиненного преступлениями, связанными с бюджетной поддержкой сельскохозяйственной отрасли Ростовской области, размер которого за 2013–2015 гг. составил 91 млн. рублей, возмещено 25 млн. рублей.

Сельхозтоваропроизводителям Волгоградской области в 2013–2015 гг. из бюджетной системы выплачено 9,6 млрд. рублей. Оказываемая государственная поддержка способствует развитию сельского хозяйства данного региона, в том числе повышению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства.

Между тем негативным фактором в сфере субсидирования является несовершенство, а в отдельных случаях противоречие федеральному законодательству нормативных правовых актов региона. Так, органами исполнительной власти Волгоградской области на момент проверки не утверждены административные регламенты о предоставлении 9 видов субсидий. Например, субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, на возмещение части затрат на приобретение оборудования, на строительство и другие.

Несмотря на то, что в Волгоградской области за предшествующие три года на животноводство было направлено почти 2,5 млрд. рублей, в 2015 году по сравнению с 2013 годом сократились численность крупного рогатого скота и производство молока. Значительные средства государственной поддержки не оказали положительного влияния на развитие парка сельскохозяйственной техники.

В Астраханской области за 2014–2015 гг. из бюджетной системы выплачено сельхозтоваропроизводителям почти 1,2 млрд. рублей. Оказываемая государственная поддержка способствует повышению уровня рентабельности сельскохозяйственного производства. В 2015 году произведено продукции сельского хозяйства на сумму 37,6 млрд. рублей, что на 9,4 млрд. рублей больше, чем в 2013 году.

В регионе в целом сформирована необходимая нормативно-правовая база для реализации государственной политики, направленной на поддержку развития сельского хозяйства в виде предоставления субсидий. В то же время органами исполнительной власти не утверждены административные регламенты о предоставлении 11 видов субсидий. Например, субсидии на поддержку племенного животноводства, на поддержку малых форм хозяйствования и другие.

В ходе проверок в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях выявлены иные нарушения, в том числе имеющие признаки уголовно и административно наказуемых деяний, и недостатки в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, получателей субсидий. По всем нарушениям и недостаткам принимаются меры для их устранения.

Ряд ответственных должностных лиц региональных органов исполнительной власти привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Приняты меры прокурорского реагирования. Правоохранительными органами в Ростовской и Волгоградской областях возбуждено 5 уголовных дел по фактам мошенничества при получении субсидии. По другим нарушениям, имеющим признаки уголовно наказуемых деяний, проводятся дополнительные проверочные мероприятия.

На протяжении многих лет в Белгородской области ведется работа по обеспечению устойчивого социально-экономического развития, укреплению экономического потенциала, формированию комфортной жизненной среды, улучшению социального самочувствия и повышению жизненного уровня населения. Как удается достигать намеченных результатов в статье «Белгородская область - территория стабильного развития» рассказывает губернатор Белгородской области Е. Савченко.

Укрепление региональной экономики позволило в регионе за минувшие годы провести масштабную работу по совершенствованию социальной, жилищной и инженерной инфраструктуры, комплексному благоустройству городских округов и сельских территорий, достичь значительных результатов в социально-культурной сфере.

В последние годы, несмотря на объективные финансово-экономические сложности, Белгородская область уверенно продолжает курс поступательного социально-экономического развития, не только сохраняет экономическую стабильность и социальную устойчивость, но и демонстрирует заметные успехи и уверенные показатели роста. В основу проводимой регионом современной социально-экономической политики положены ключевые направления развития страны, цели и задачи, обозначенные в «майских» указах Президента Российской Федерации, посланиях и выступлениях руководства страны.

В 2010 году регионом принята Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года. Этот документ, утвердивший ход сегодняшних и дальнейших социально-экономических процессов в регионе, получил в 2015 году наивысшую оценку экспертов национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам анализа действующих стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

На протяжении многих лет и в настоящее время Белгородская область входит в число динамично развивающихся регионов России, стабильно занимает достойные позиции в стране и Центральном федеральном округе по ряду социально-экономических показателей. Сегодня по объему валового регионального продукта на душу населения регион находится на 2-м месте в Центральном федеральном округе и на 18-м месте в России.

Фундаментом экономики области является мощный промышленный комплекс. Только за минувшие пять лет регион сумел обеспечить прирост промышленного производства в сопоставимых условиях более чем на четверть. По объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг на душу населения Белгородская область занимает 2-е место среди регионов Центрального федерального округа в сфере добычи полезных ископаемых и 3-е место в сфере обрабатывающих производств.

В области действует мощный, динамично развивающийся высокотехнологичный агропромышленный комплекс. В 2015 году его доля в валовом региональном продукте составила 30%. Здесь эффективно функционируют вертикально интегрированные агрохолдинговые структуры замкнутого цикла, которые работают по принципу «от поля до прилавка»: от выращивания сельскохозяйственных культур, создания и загрузки комбикормовых мощностей, производства и переработки мяса до реализации полученной продукции через собственные торгово-логистические центры.

Обеспечивая устойчивое экономическое развитие, Белгородская область первоочередное внимание уделяет сохранению социальной стабильности, улучшению социального самочувствия населения.

Комплекс социально-экономических мер позволяет области в течение многих лет сохранять положительную ситуацию на рынке труда. Растет число занятых в экономике. Только за прошедшие пять лет в области было создано более 90 тыс. новых рабочих мест. На протяжении ряда лет регистрируемая безработица остается на уровне ниже 1%. В текущем году уровень регистрируемой безработицы достиг минимального значения за период с 2008 года и составил 0,80% от численности экономически активного населения.

В регионе обеспечивается безусловная реализация мер социальной поддержки населения и «майских» указов Президента Российской Федерации. Областью в полной мере выполняются и перевыполняются обязательства в части повышения заработной платы всем категориям работников бюджетной сферы.

В номере публикуется обзор рассмотренных во II квартале 2016 г. обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов их рассмотрения и принятых мерах.

Во II квартале 2016 г. в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, в Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан и в приемные Президента Российской Федерации в федеральных округах и в административных центрах субъектов Российской Федерации поступило в адрес Президента Российской Федерации 268 957 обращений, 39 511 запросов информации, 70 932 сообщения. При этом с территории Российской Федерации поступило 259 946 обращений, 39 228 запросов информации, 40 319 сообщений, из них от иностранных заявителей 2750 обращений, 16 081 запрос информации, 513 сообщений. С территории иностранных государств – 9011 обращений, 283 запроса информации и 30 613 сообщений.

Во II квартале 2016 г. поступило 164 643 вопроса, решение которых находится на федеральном, региональном и местном уровнях, отражающих целевые показатели социально-экономического развития Российской Федерации, определенные Президентом Российской Федерации, в том числе объединяющие подвопросы содержательного и оценочного характера, что составляет 55,3% от общего количества вопросов, решение которых находится на федеральном, региональном и местном уровнях.

Авторы обращений сообщали о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, высказывали рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, по улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства, высказывали рекомендации по развитию общественных отношений, сообщали о недостатках в работе должностных лиц, жаловались на действия (бездействие) должностных и уполномоченных лиц, критиковали деятельность должностных лиц, высказывали рекомендации по совершенствованию их деятельности.

В Бурятии состоялось оперативное совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации Ю. Чайке. Темой мероприятия стало состояние законности и дополнительные меры по усилению прокурорского надзора в сферах лесопользования и охраны окружающей среды на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Об этом рассказывается в статье «Активно пресекать нарушения в лесопользовании и охране окружающей среды», опубликованной под рубрикой «На страже закона и порядка».

Эти территории, без преувеличения, являются ресурсной кладовой нашей страны, а в условиях их интенсивного освоения рациональное использование и охрана природных богатств приобретают особое значение. Однако не во всех случаях принимаемые органами государственной власти, местного самоуправления, контролирующими ведомствами меры по выявлению и пресечению правонарушений, снижению административных барьеров в рассматриваемых сферах оказываются эффективными.

Как показывают прокурорские проверки, должным образом не осуществляется регулирование правовых отношений в области охраны окружающей среды. В частности, Минприроды России до настоящего времени не принято более 40 соответствующих нормативных актов и методик. Министерством также не в полной мере обеспечивается координация и контроль за работой подведомственных Федеральных агентств лесного хозяйства и водных ресурсов, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Распространены факты игнорирования требований водного, земельного законодательства и закона о недрах природопользователями. Во многих регионах остро стоит проблема с утилизацией твердых бытовых отходов и загрязнением атмосферного воздуха. Особую озабоченность вызывает антропогенная нагрузка на озеро Байкал, что негативно влияет на его растительную и животную жизнь, качество воды.

Много проблем сохраняется в лесной сфере. В первую очередь они связаны с пожарами. Почти миллион гектаров деловой древесины вновь уничтожен огнем только за первое полугодие. С точки зрения экономики бюджет недосчитался 3 млрд. рублей. Более того, при тушении пожаров погибли люди, экологии нанесен колоссальный вред и на восстановление природы уйдут долгие годы.

Недорабатывают и контролирующие органы в сфере охраны лесного фонда. Ими своевременно не пресекаются нарушения правил заготовки древесины, санитарной безопасности. Имеются претензии к работе и других правоохранительных органов по противодействию преступности в сфере экологии, отмечалось на совещании.

По итогам мероприятия выработан комплекс мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства о лесопользовании и охране окружающей среды, повышение эффективности деятельности органов контроля в экологической сфере.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Своевременная проверка поступившей информации помогает раскрываемости преступлений», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ