Президентский контроль
Информационный бюллетень № 6, 2016
ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ТРЕБУЮТ БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
В шестом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федераци, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.
Номер открывается статьей «Проблемы в сфере обращения с отходами требуют безотлагательного решения», посвященной проверке соблюдения органами исполнительной власти и местного самоуправления Краснодарского края, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти законодательства в сфере обращения с отходами.
Так, в ходе проверки было установлено, что в Краснодарском крае была проделана определенная работа на данном направлении, принимаются меры по реализации органами власти и управления своих полномочий в сфере обращения с отходами.
Между тем загрязненность территорий отходами, многочисленные незаконные свалки, недостатки в работе органов власти и управления, контрольно-надзорных органов остаются актуальными проблемами, особенно для территорий Черноморского побережья. Имеющиеся просчеты в организации работы на рассматриваемом направлении, неэффективное использование бюджетных средств не способствуют принятию действенных мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в эколого-курортном регионе федерального значения.
Законом Краснодарского края в декабря 2008 г. была утверждена краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 годы», которая предусматривала мероприятия по строительству мусоросортировочных комплексов в 40 муниципальных образованиях, приведению полигонов в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.
Однако внесенными в 2010 году изменениями основной перечень мероприятий был исключен из программы, а объем ее финансирования сокращен почти в восемь раз. Оставшиеся мероприятия полностью не реализованы. При этом органами исполнительной власти края допускались выплаты субсидий на реализацию программных мероприятий органам местного самоуправления в нарушение бюджетного законодательства.
В статье делается вывод, что цели и задачи краевой программы не были достигнуты.
В ходе рабочей встречи Президента Российской Федерации В. Путина с Главой Чувашской Республики М. Игнатьевым Глава Чувашской Республики сообщил об основных итогах социально-экономического развития в 2015 году, представил перспективы дальнейшего развития. В статье «Стратегия импортозамещения получает развитие» М. Игнатьев раскрывает подробности проделанной работы.
Автор напоминает, что промышленный комплекс республики является основой ее экономики и занимает около 30% в валовом региональном продукте. Результатом проводимой предприятиями модернизации производства и политики импортозамещения становятся обеспечение производственной и экологической безопасности республики, повышение конкурентоспособности, востребованности производимой продукции.
Созданные условия по поддержке инноваций позволяют ряду предприятий успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на внешних рынках. Доля инновационно активных организаций в общем числе обследованных организаций Чувашской Республики составила 23,7% (это второй результат в Российской Федерации).
По итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Чувашия вошла в десятку регионов с наиболее комфортными условиями для бизнеса и в тройку лидеров Приволжского федерального округа (c Республикой Татарстан и Ульяновской областью).
По словам М. Игнатьтева, сегодня Чувашская Республика имеет необходимый экономический и бюджетный потенциал для дальнейшего качественного развития экономики, внедряются новые технологии во всех сферах деятельности, реализуются крупные инвестиционные проекты, значительные преобразования происходят в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта.
В настоящее время на территории Чувашской Республики реализуется около 180 высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов на общую сумму более 270 млрд. рублей, из них более 50 проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию Чувашской Республики.
Условия для коррупционных проявлений имеются не только при исполнении федерального бюджета, но уже при бюджетном планировании. Такой вывод содержится в статье Председателя Счетной палаты Российской Федерации Т. Голиковой «Государственный контроль и коррупция», подготовленной на основе ее выступления на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
По мнению Т. Голиковой, при бюджетном планировании отсутствуют прозрачные процедуры, требования к обоснованности и подтверждению расчетами потребности в бюджетных ассигнованиях. Не во всех случаях осуществлено нормирование. Объемы бюджетных средств на обеспечение государственных заданий и нормативы расходов формируются от «достигнутых» в предшествующий период объемов средств федерального бюджета.
Автор считает, что причина этого заключается в низкой финансовой дисциплине. Часть недостатков и нарушений можно устранить путем создания и развития действенной системы внутреннего финансового контроля и финансового аудита.
Счетной палатой было установлено, что на 1 октября 2015 г. структурные подразделения по внутреннему финансовому аудиту отсутствовали в 66 главных администраторах средств федерального бюджета (64% общего количества).
Т. Голикова обращает внимание на то, что предложения по борьбе с коррупцией были представлены Счетной палатой в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а все материалы, полученные в ходе проверок по затронутой теме, были направлены в правоохранительные органы.
В Российской Федерации продолжается совершенствование правового регулирования отношений с участием потребителей. Соответствующие новации касаются главным образом тех сфер потребительских правоотношений, которые традиционно принято считать наиболее актуальными и значимыми. В статье «Изменилось правовое регулирование отношений, связанных с реализацией прав потребителей, гарантированных соответствующим законом», подготовленной по материалам пресс-службы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приводятся примеры по ряду конкретных сфер жизни.
Одной из таких сфер является подвижная связь, порядок и правила предоставления потребителям услуг которой в последнее время были существенно изменены за счет последовательного привнесения в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» целого ряда новых правовых норм.
Так, с 1 мая 2014 г. вступившим в силу новым Федеральным законом было введено определение контентных услуг и установлено, что их предоставление оператором связи возможно только с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих такого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на их получение.
Еще одной сферой экономической деятельности, оказавшейся в центре повышенного внимания с точки зрения совершенствования правовых основ ее функционирования, стала туристская отрасль.
Произошедшие события в сфере выездного туризма в июле–августе 2014 г., когда ряд российских туроператоров приостановил свою деятельность, потребовали не только усиления надзора за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством о туристской деятельности, но и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
Значимые для потребителей изменения произошли также в части, касающейся регулирования отношений по договору воздушной перевозки пассажиров. Основной смысл этих изменений сводится к законодательному закреплению возможности заключения между пассажиром и перевозчиком договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы при расторжении данного договора.
Значительные изменения произошли в правовом регулировании отношений, связанных с предоставлением финансовых услуг.
Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется статья «О разумности принуждения» начальника управления методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л. Куровской и старшего прокурора отдела этого управления Ж. Николаевой, в которой идет речь об особенности законодательной регламентации назначения судебно-психиатрической экспертизы в ходе проверки сообщения о преступлении.
Авторы отмечают, что в ряде публикаций специалистов ставится под сомнение целесообразность проведения судебно-психиатрической экспертизы до возбуждения уголовного дела, исходя из того, что при ее производстве не устанавливаются данные, указывающие на признаки преступного посягательства.
По мнению авторов статьи, несмотря на то, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений по назначению и производству судебных экспертиз, в рамках действующего правового регулировании в ряде случаев их проведение в ходе проверки сообщения о преступлении незаконно. В частности, это касается принудительного экспертного исследования живых лиц.
Факты назначения судебно-психиатрической экспертизы на этапе проверки сообщения о преступлении, полагают Л. Куровская и Ж. Николаева, следует оценивать с позиции соблюдения прав участников уголовного судопроизводства.
Под рубрикой «На страже закона и порядка» помещена также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Совместные операции правоохранительных органов способствуют раскрытию преступлений», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.
Ответственный редактор
|
А. Киселёв
|
Предыдущие выпуски
|