логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 4, 2015

УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ПРИРОДНОМУ КОМЛЕКСУ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ КОМПЕНСИРОВАН

В четвертом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федераци, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Ущерб, причиненный природному комплесу, должен быть полностью компенсирован», подготовленной по материалам контрольного департамента полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Речь в ней идет о результатах проверки исполнения органами исполнительной власти Оренбургской области поручений Президента Российской Федерации о публикации ежегодных докладов об  экологической ситуации в субъектах Российской Федерации с обязательным размещением в сети Интернет.

Проведенный анализ показал, что ежегодные доклады о состоянии и охране окружающей среды Оренбургской области в целом характеризуют как текущее состояние компонентов окружающей среды региона, так и происходящие в ней изменения. В целом эти документы способствуют формированию и проведению государственной политики в области экологического развития региона, определению приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, а также разработке мер по предупреждению и сокращению негативного воздействия на окружающую среду.

Анализ информации, содержащейся в Докладах за 2013 и 2014 годы, а также полученные в ходе проверки данные органов государственного контроля и надзора, свидетельствуют о наличии на территории региона сложной экологической обстановки и в ряде случаев – недостаточном характере принимаемых органами исполнительной власти мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

В деятельности министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области отмечается ряд недостатков и нарушений, снижающих эффективность принимаемых мер в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В ряде случаев они свидетельствуют о ненадлежащем исполнении в отдельных случаях контрольных и надзорных полномочий.

Так, в 2012 году прокуратурой региона выявлялись нарушения законодательства об экологической экспертизе. В частности, во всех материалах отсутствовали сведения об обсуждении объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями).

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что на должном уровне не организован учет сведений о лицах, привлекаемых для проведения экологических экспертиз, уровне их образования, квалификации. Не всегда соблюдаются установленные законодательством сроки рассмотрения обращений граждан.

Президент Российской Федерации неоднократно высказывался по вопросам организации контрольной и надзорной деятельности в России, а в последнее время отмечал необходимость новых подходов в работе надзорных, контрольных и правоохранительных органов.

О сложных задачах, стоящих перед прокуратурой Российской Федерации, рассказал и Руководитель Администрации Президента Российской Федерации С. Иванов, выступая 12 января 2015 г. на торжественном собрании, посвященном Дню работника прокуратуры Российской Федерации. Его выступление легло в основу публикуемой в номере статьи «Снижать давление на бизнес, обеспечивая законность действий контролирующих органов».

Отметив большую работу прокуроров при подготовке и проведении зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи, а также деятельность, связанную с вхождением в состав России Республики Крым и г. Севастополя, С. Иванов подчеркнул, что в центре внимания российской прокуратуры по-прежнему находились вопросы защиты прав граждан. Благодаря вмешательству прокуратуры гражданам было выплачено свыше 7 млрд. рублей задержанной зарплаты.

Сотрудники прокуратуры пресекали нарушения при ценообразовании на жизненно важные медицинские препараты и в обеспечении льготников лекарствами, помогали отстаивать права ветеранов и инвалидов.

Только за 2014 год прокурорами было выявлено 4,5 млн. нарушений закона. Более 1 млн. граждан было выслушано прокурорами на личном приеме. Рассмотрено около 3 млн. жалоб граждан, из которых удовлетворено почти 500 тыс.

Немало нарушений закона выявлено и устранено в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также при восстановлении жилья, пострадавшего от стихийных бедствий в Сибирском федеральном округе.

Так, в 2014 году только в сфере ЖКХ было выявлено и устранено свыше 300 тыс. нарушений.

В рамках защиты государственных интересов в экономической сфере по рассмотренным искам прокуроров в бюджеты всех уровней возвращено 1,5 млрд. рублей.

В статье «Институт проектного финансирования стал экономической реальностью» Министр экономического развития Российской Федерации А. Улюкаев рассказывает о ходе работы по так называемому проектному финансированию.

Уже в первых строках автор подчеркивает, что институт проектного финансирования в Российской Федерации заработал и стал экономической реальностью.

Он напоминает, в связи с чем было связано само возникновение института проектного финансирования. Дело в том, что инвестиционные проекты крайне неохотно кредитуются банками в обычном режиме, потому что в довершение к неопределенности денежного потока (а речь идет о проектах срочностью до 10 лет) к этому добавляется отсутствие залога, по крайней мере на первых годах существования проектов.

В основной части статьи уделяется внимание тому, чего удалось добиться в результате предпринятых мер.

Так, добились разделения рисков между четырьмя основными участниками: самим инициатором проекта, конечным заемщиком, который обязан не меньше 20% стоимости проекта профинансировать из собственных средств, банком-кредитором, бюджетом, который предоставляет бюджетную гарантию на сумму 25% проекта по особой упрощенной технологии предоставления гарантии, и Банком России, который фондирует проект на специальных условиях.

Специально созданная комиссия отобрала десять банков, которые являются инициаторами проектов.

Минэкономразвития России уже рассмотрело первую группу проектов и отобрало три проекта. Два проекта в области сельского хозяйства по птицеводству: одно предприятие полного цикла и другое, которое специализируется на так называемом прародительском яйце, то есть снижает нашу зависимость от поставки соответствующего ресурса из-за границы. Это реальное импортозамещение. И еще один проект – в области телекоммуникаций.

Общая стоимость всех трех проектов примерно 37 млрд. рублей, из которых 29 млрд. – тот кредитный ресурс, который предоставляют банки под гарантию Министерства и под фондирование Банка России.

Сейчас предполагается рассмотреть проекты примерно на сумму около 80 млрд. рублей. Это около 30 проектов также в сельском хозяйстве, промышленности, энергетике и строительстве.

Основным вектором экономической политики Владимирской области является в настоящее время импортозамещение. Регион обладает достаточным потенциалом, чтобы выполнить поставленную Президентом Российской Федерации стратегическую задачу – обеспечить максимальное освобождение области от импортозависимости и осуществить качественный рывок в развитии инновационной экономики. Об этом в статье «Долгосрочный проект: повышение качества жизни населения региона» рассказывает губернатор Владимирской области С. Орлова.

Она сообщает, что во внешнеэкономической деятельности области на постоянной основе принимают участие более 380 региональных компаний. Почти половину объема товаров и услуг создают компании с иностранными инвестициями. Регион активизировал межрегиональное и международное взаимодействие, в том числе со странами Юго-Восточной Азии и Китаем.

На территории Владимирской области реализуются инвестиционные проекты, имеющие большое значение не только для региона, но и для страны в целом: создание системы корпоративных центров компании «Яндекс» во Владимире, строительство депо по обслуживанию компанией Сименс скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка», промышленного кластера инженерных, климатических систем и электроники «Индастриал Платформ Групп Клима».

В ближайшей перспективе – реализация крупнейших инфраструктурных проектов, таких например, как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург». Реализация этого проекта позволит создать более 28 тыс. новых рабочих мест и получить рост внутреннего регионального продукта к 2025 году в 2,7 раза. Дополнительные налоговые поступления в бюджет составят более 11 млрд. рублей.

В современных условиях постоянно создаются новые дизайнерские наркотики, или спайсы, акттивно распространяемые через глобальную сеть «Интернет». Для того, чтобы новые вещества в короткие сроки были внесены в список запрещенных, в феврале 2015 г. Президент Российской Федерации В. Путин утвердил так называемый «антиспайсовый закон», который наделяет ФСКН России правом временно запрещать оборот таких опасных веществ.

О том, какую работу ведет ведомство в этом направлении, в статье «Создать действенную систему противодействия использованию интернета для распространения дизайнерских наркотиков» рассказывает директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов.

По мнению автора, необходимо кардинально поменять отношение к проблеме новых дизайнерских наркотиков или спайсов в целом. В. Иванов перечисляет положения, которые, по его мнению, должны лежать в основе новой методологии.

Он особо подчеркивает, что бороться надо не с интернетом, а с сетевой организованной и глобальной наркопреступностью, которая эффективно использует интернет в своих преступных целях.

Необходимо переходить от реагирования к сценарно-рефлексивному управлению данными процессами. Для этого в ФСКН России в настоящее время создается специальное комплексное подразделение, направленное на эффективное целевое противодействие глобальной наркопреступности.

Против России, отмечает автор, работают современные сетевые технологии и методы спецслужб, прежде всего, разведки, в т.ч. ее самой сложной и элитной части – агентурной разведки. Тайники, закладки, бесконтактное взаимодействие, шифрованная связь, анонимные цифровые денежные трансакции – все это из арсенала специальных служб.

Глобальное сетевое многофокусное и распределенное действие требует согласованных усилий государства и общества, организации творческого взаимодействия практически всех ведомств и служб России. Для этого В. Иванов предлагает создать при Государственном антинаркотическом комитете профильную межведомственную рабочую группу.

Счетная палата Российской Федерации провела заседание коллегии, на котором были рассмотрены результаты анализа деятельности Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, экспертных советов в составе этого министерства, а также диссертационных советов по отраслям наук в сфере образования, культуры и здравоохранения в системе аттестации научных и научно-педагогических работников. Итоги проделанной работы представлены в статье «Счетная палата отмечает низкую эффективность работы диссертационных советов», подготовленной по материалам департамента пресс-службы и информации Счетной палаты Российской Федерации.

Отмечается, в частности, что результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о наличии ряда существенных недостатков в системе государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

Проверка показала, что Министерством образования и науки Российской Федерации были нарушены (от 2 до 10 месяцев) сроки исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации о совершенствовании государственной системы аттестации научных и научно-педагогических работников.

Кроме того, на момент проверки Минобрнауки России не были приняты федеральные государственные образовательные стандарты по всем образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров (из 189 ФГОСов утвержден единственный ФГОС по теологии). Не утверждены также примерные образовательные программы.

Проверка также показала, что количество защитившихся по итогам обучения в аспирантуре за период 2010–2013 гг. варьируется от 29% до 33%, что свидетельствует о низкой эффективности работы аспирантуры, при том что на обучение затрачиваются как федеральные средства, направленные в рамках выполнения государственного задания, так и собственные средства самих соискателей.

Коррупция не только препятствует реализации конституционных прав граждан и полноценному развитию государства и его регионов в экономической, социальной сферах. Высокий уровень коррупции может нести угрозу безопасности страны и ее суверенитету. Об этом в статье «Главная задача – сделать коррупционные проявления неприемлемыми для всего общества», публикуемой под рубрикой «На страже закона и порядка», рассказывает прокурор г. Севастополя И. Шевченко.

Он сообщает, что деятельность прокуратуры г. Севастополя по противодействию коррупции является приоритетом и направлена на соблюдение основных принципов, утвержденных законодательством Российской Федерации.

Поскольку г. Севастополь вошел в состав Российской Федерации менее года назад, работа была начата весной 2014 года и велась, по сути, с нуля. Однако позитивные результаты работы на данном направлении уже есть.

Так, за период с апреля по декабрь 2014 г. правоохранительными органами было выявлено 27 преступлений коррупционной направленности.

Прокурорскими проверками в 2014 году в сфере противодействия коррупции выявлено свыше 166 нарушений закона, в том числе 14 незаконных правовых актов. В связи с каждым нарушением прокурорами принимались соответствующие меры реагирования: вынесено 8 протестов, 5 требований, направлен 1 иск в суд, внесено 41 представление.

По результатам прокурорских проверок исполнения законодательства 7 материалов были направлены в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности. По ним возбуждены уголовные дела. По двум делам уже постановлены обвинительные приговоры, одно находится на рассмотрении суда, 4 в настоящее время расследуются.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Активизирована деятельность по борьбе с финансовыми пирамидами». Она подготовлена по материалам пресс-службы МВД России.

Выпуск отрывает сообщение о совещании, которое провел Министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев для подведения итогов работы следственного аппарата в системе МВД России за 2014 год и постановки задач на 2015 год.

Глава ведомства отметил, что 82% всех уголовных дел в производстве правоохранительных органов, ведущих предварительное следствие, расследуется в системе МВД России.

В целом, в прошлом году следственный аппарат системы МВД России справился с поставленными задачами, подчеркнул В. Колокольцев.

Но, несмотря на общую тенденцию снижения преступности, не произошло сокращения числа расследованных уголовных дел. Напротив, их количество в минувшем году увеличилось.

На 13% снизилось число реабилитированных на стадии предварительного следствия, более чем на треть уменьшилось количество лиц, необоснованно содержавшихся под стражей. Кроме того, отметил Глава МВД России, отношение к процессуальным решениям, связанным с уголовным преследованием граждан, стало более скрупулезным. За истекший период количество постановлений о возбуждении уголовных дел, отмененных надзорными органами, сократилось на 12%.

Активизировалась деятельность по борьбе с финансовыми пирамидами, незаконным оборотом наркотиков, преступлениями террористической и экстремистской направленности.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ