логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 3, 2015

СОЗДАНИЮ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НЕ УДЕЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ

В третьем номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей «Созданию многофункциональных центров не уделяется должного внимания», подготовленной по материалам контрольного департамента полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Речь в ней идет о проверке исполнения органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Целью проверки стал анализ эффективности исполнения органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики поручений и указаний Главы государства в части обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Проведенные контрольные мероприятия показали, что органами исполнительной власти Республики ведется определенная работа, направленная на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе принимаются меры к организации сети многофункциональных центров (МФЦ).

Сформирован перечень из 15 государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, определены 14 адресов размещения МФЦ (с общим количеством окон – 66) и 85 удаленных рабочих мест.

Проверкой установлено, что на территории Карачаево-Черкесской Респубики сформированы и действуют четыре МФЦ. Планировалось открыть до конца 2014 года пять МФЦ, а в 2015 году еще пять МФЦ.

За период 2013–2014 гг. из республиканского бюджета на финансирование мероприятий по развитию сети МФЦ было выделено 18,82 млн. рублей, что составило 13,2% от предусмотренного объема. Источники покрытия дефицита денежных средств в объеме 159 млн. рублей на оставшийся период 2014–2015 гг. до настоящего времени не определены и в республиканском бюджете не предусмотрены.

Таким образом, Правительство Карачаево-Черкесской Республики не обеспечило финансирование целевых мероприятий в полном объеме. Проверки показали, что принимаемые меры в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» недостаточны. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации утвержденной схемы размещения многофункциональных центров в республике не определено.

Счетной палате Российской Федерации исполнилось 20 лет. В посвященном этой дате расширенном заседании коллегии Счетной палаты в январе 2015 г. принял участие и выступил Президент Российской Федерации В. Путин. Он поручил Счетной палате осуществлять мониторинг выполнения плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, а также наладить оперативный контроль за исполнением региональных бюджетов.

О том, как работало ведомство в минувшие годы и какие намечает планы в статье «Счетная палата готова к выполнению новых задач, поставленных Президентом Российской Федерации» рассказывает Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т. Голикова.

Автор отмечает, что за два десятилетия была проведена значительная работа по укреплению бюджетной дисциплины в стране. Счетной палатой проведено почти 8 тыс. выездных и свыше 1 тыс. камеральных проверок. По их итогам вынесено почти 9 тыс. представлений и предписаний.

В 1995–2014 гг. Счетной палатой выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму около 4,6 трлн. рублей, в том числе в 2013–2014 гг. на сумму свыше 1120 млрд. рублей. Но только количество проведенных проверок не может свидетельствовать о масштабности работы. Необходим поиск новых подходов, концентрация усилий в тех областях и на тех объектах, где есть риски или признаки финансовых нарушений, и в первую очередь с целью предупреждения.

Для этого предприняли изменение качества законодательной базы внешнего государственного аудита, которое должно соответствовать требованиям современного этапа государственных и социально-экономических преобразований.

Так, были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, принята новая редакция закона о Счетной палате, закона о парламентском контроле, о стратегическом планировании. Это позволило выйти на качественно новый уровень в развитии государственного контроля в России – переход от финансового контроля к государственному аудиту. При этом бюджетное законодательство и законодательство о государственном финансовом контроле приведены в соответствие с лучшей международной практикой.

В 2014 году были подготовлены экспертные заключения по 1,3 тыс. проектам законов. Полномочия Счетной палаты значительно расширены без увеличения численности.

По мнению Т. Голиковой, впереди дальнейшее совершенствование деятельности Счетной палаты, а также развитие государственного аудита на региональном и муниципальном уровне.

Создаваемая в стране Государственная информационная система (ГИС) ЖКХ призвана сделать более открытой одну из самых проблемных сфер жизни россиян. Пользователи смогут проверять корректность начислений и расчетов, вести мониторинг деятельности своей управляющей компании или подавать жалобы в электронной форме. Сейчас определяются «пилотные» регионы для внедрения ГИС ЖКХ.

Вместе с тем ряд регионов не первый год работает в этом направлении и достигает определенных результатов. В числе лидеров – Чувашия. О масштабном проекте, реализованном в республике, в статье «Людям надо помогать конкретно и результативно» рассказывает Председатель Правительства Чувашской Республики И. Моторин.

Исполнилось три года, как функционирует «Портал ЖКХ Чувашской Республики». Проект, реализованный на базе «ГИС ЖКХ-Регион», развивался поэтапно. В 2012 году была осуществлена интеграция Портала ЖКХ с расчетными системами управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Это позволило управляющим компаниям размещать на Портале ЖКХ результаты взаиморасчетов с населением, проживающим в многоквартирных домах, без ручного вмешательства, а ресурсоснабжающим организациям публиковать данные по поставке и оплате коммунальных ресурсов.

В тестовом режиме заработали «Личные кабинеты», которые дают возможность жителям проверять свои лицевые счета, получать и распечатывать квитанции не отходя от компьютера и оплачивать жилищно-коммунальные услуги он-лайн.

Ежемесячно через систему принимается около 3 тыс. платежей на сумму более 7,5 млн. рублей, что составляет около 16% от общего объема платежей.

В республике созданы единый реестр жилищного фонда и единое информационное пространство в сфере ЖКХ. Налажен механизм раскрытия информации управляющих компаний и ресурсосберегающих организаций, граждане имеют доступ к актуальным сведениям о сфере ЖКХ. Значительно повысилась точность, полнота и достоверность размещаемых данных, которые благодаря внедренным инструментам можно легко проанализировать.

Система не раз доказала свою эффективность, отмечает И. Моторин, поэтому республика планирует ее развивать, а также готова поделиться опытом с другими субъектами Российской Федерации.

Вопросы защиты прав потребителей в сфере ЖКХ стали особенно актуальными в связи с передачей населению жилого фонда в самоуправление, ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения, а также переходом предприятий жилищно-коммунальной сферы на самоокупаемость. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие преобразования в различных секторах экономики. О том, как влияет на ситуацию Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в статье «Информировать население по вопросам ЖКХ всеми доступными способами» рассказывает руководитель Федеральной службы А. Попова.

Проведение систематического и целенаправленного государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), на протяжении всех последних лет объективно являлось одним из приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора.

По данным ведомственного статучета Роспотребнадзора, данная область потребительских правоотношений уверенно «лидирует» по числу жалоб по сравнению с другими видами услуг.

Так, только в 2013 году в территориальные органы Роспотребнадзора поступило 74 949 обращений по вопросам оказания ЖКУ, из них 56 079 – письменных (в 2012 году поступило 67 276 обращения, из них 41 686 – письменных, в 2011 году, соответственно – 57 920 и 43 055 обращений). Более чем в 3 раза, с 173 в 2009 году (632 в 2012 году) до 655 в 2013 году, выросло число исков, поданных территориальными органами Роспотребнадзора в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей ЖКУ.

Тем не менее стоит отметить, что в редакции, действующей в настоящее время, ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» ограничивает исковые требования, предъявляемые Роспотребнадзором в защиту прав неопределенного круга лиц, требованиями исключительно неимущественного характера (о прекращении противоправных действий). Для восстановления имущественных прав требуется обращение в суд с иском в защиту отдельных потребителей или группы потребителей, на что не всегда готовы граждане.

Кроме того, отсутствие эффективной процедуры разрешения споров, характерных для сферы ЖКХ (с участием имущественной заинтересованной группы потребителей, то есть фактически с экономическим содержанием спора, затрагивающего публичные интересы) не стимулирует исполнителей услуг к соблюдению прав потребителей в широком масштабе.

Пенсионный фонд Российской Федерации является единственной организацией, которая осуществляет пенсионное и социальное обеспечение граждан в масштабах всей страны. Для миллионов россиян выплаты Пенсионного фонда служат главным материальным обеспечением. Пенсионерами ПФР сегодня являются 42 млн. человек в России и за ее пределами, а бюджет фонда по расходам превышает 6,3 трлн. рублей.

О том, как Пенсионный фонд создает оптимальную модель пенсионного обеспечения граждан, в статье «Решая важнейшую социальную задачу» рассказывает Председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации А. Дроздов.

Он отмечает, что в 2015 году Пенсионный фонд России продолжит исполнение всех возложенных на него функций и будет реализовывать предусмотренные меры по совершенствованию пенсионной системы.

Усилия Фонда будут сосредоточены на подготовке законодательных предложений о развитии корпоративного пенсионного обеспечения, которое наряду с обязательным пенсионным страхованием и частными пенсиями составит трехуровневую пенсионную модель, способную обеспечить высокий уровень пенсионных выплат.

Будет продолжена работа по комплексному преобразованию системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации прав застрахованных лиц, работающих на местах с особыми условиями труда.

В текущей деятельности ПФР обеспечит проведение индексации пенсий и социальных выплат с 1 февраля и с 1 апреля 2015 г.

Намечено повысить эффективность администрирования страховых взносов и расширить перечень государственных услуг, предоставляемых в электронном виде и через МФЦ посредством развития информационной базы ПФР.

Будут также сосредоточены усилия на повышении открытости деятельности Фонда, оптимизации расходов на обеспечение деятельности ПФР, проведении активной информационной работы по разъяснению нового порядка формирования пенсионных прав и расчета пенсии.

Генеральная прокуратура Российской Федерации создает систему правовой статистики, которая позволит в режиме on-line наблюдать уровень преступности в каждом городе и районе, а потерпевшим гражданам – отслеживать ход расследования вплоть до приговора суда.

Об этом в статье «Новая система правовой информации: достоверность, открытость, контроль», публикуемой под рубрикой «На страже закона и порядка», рассказывает начальник управления правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации О. Инсаров.

Автор напоминает, что до 2012 года в России отсутствовала система объективного учета преступлений, заявлений и сообщений о преступлениях, учет формировался отдельными правоохранительными органами. Это лишало возможности применять автоматизированные средства поиска и анализа информации.

Для обеспечения достоверности статистической информации эта функция была в 2012 году передана прокуратуре, поскольку прокурор непосредственно не рассматривает сообщения о преступлениях и не ведет расследования, поэтому не заинтересован в искажении статистических данных.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано управление правовой статистики Главного организационно-аналитического управления, которое включает в себя наряду с другими подразделениями отдел проверок достоверности государственной и ведомственной статистики, а также отдел обеспечения функций по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей.

Внедрение новой системы создаст условия для искоренения злоупотреблений, связанных с манипуляцией с данными о состоянии преступности, регистрацией сообщений о преступлениях, повысит оперативность и качество принятия решений в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. А также позволит гражданскому обществу осуществлять контроль за состоянием дел в сфере борьбы с преступностью.

С 2011 года прокурорами выявлено более 1,5 млн. нарушений в сфере уголовно-правовой статистики, за что к дисциплинарной ответственности привлечены почти 35 тыс. должностных лиц.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «Повысить усилия правоохранительных органов в борьбе с мошенничеством». Она подготовлена по материалам пресс-службы МВД России.

Информационную подборку открывает сообщение о депортации в Россию из Королевства Таиланд И. Черкесова, 1965 г.р., объявленного в международный розыск по обвинению в контрабанде сильнодействующих веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, в крупном размере (ч. 2 ст. 188, ч. 3 ст. 234 УК РФ).

Правонарушение было совершено им еще в 2009 году. По данному факту возбуждалось уголовное дело, а фигурант задержан и помещен под стражу. Но когда уголовное дело поступило в суд, И. Черкесов за примерное поведение был отпущен под подписку о невыезде. Выйдя из СИЗО, обвиняемый предпочел сбежать от грозившего ему наказания в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет и был объявлен в розыск по каналам Интерпола.

В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий И. Черкесов был задержан на территории Королевства Таиланд.

В сопровождении сотрудников российского Бюро Интерпола фигурант был доставлен в г. Москву.

Все другие сообщения представленной в номере информационной подборки также основаны на фактах успешно завершенных операций по предотвращению преступлений в различных сферах.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ