логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 5, 2014

ЗАБОТА О ЛЮДЯХ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДМЕТНОЙ И АДРЕСНОЙ

В пятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывает статья «Забота о людях должна быть предметной и адресной» под рубрикой «Федеральный округ», подготовленная на основе материалов контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, посвященных результатам проверки устранения органами государственной власти Нижегородской области недостатков, выявленных при исполнении программных указов и иных решений Президента Российской Федерации, направленных на повышение качества жизни населения.

Проверка проводилась по следующим основным направлениям: повышение заработной платы педагогических работников, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделение земельных участков многодетным семьям и другим.

Так, было установлено, что органами исполнительной власти Нижегородской области принимаются меры, направленные на повышение оплаты труда педагогических и медицинских работников. С 1 января 2013 г. оклады педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций общего образования повышены на 29,6% в целях достижения установленного соотношения средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений к средней заработной плате по экономике региона, оклады педагогических работников дошкольных образовательных учреждений увеличены на 90,8% в целях достижения размера средней заработной платы в сфере общего образования.

По итогам I полугодия 2013 г. средняя заработная плата работников общего образования составила 24 232 рубля, что на 6,7% выше средней заработной платы по экономике региона (22 705), максимальный размер в г. Сарове (32 038 рублей).

Вместе с тем в половине муниципальных образований области уровень средней заработной платы педагогических работников оказался ниже запланированного показателя.

Уровень средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в целом по итогам полугодия на 5% превысил установленный плановый показатель (19 661 рубль) и составил 20 658 рублей.

Однако в 35 районах области (67%) плановый показатель не достигнут.

В статье подробно рассматриваются меры, принятые для обеспечения жильем детей-сирот, а также реализация других направлений деятельности, упомянутых выше.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. ставилась задача увеличить в ближайшее десятилетие объемы строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза по сравнению с предыдущим десятилетием. Это касается автодорог всех уровней: федеральных, региональных и местных. О том, как реализуется намеченное, идет речь в статье «Достичь поставленных целей по развитию сети автомобильных дорог России» под рубрикой «Президент дал поручение», подготовленной на основе материалов Федерального дорожного агентства.

Программы ввода дорог в эксплуатацию должны обеспечивать максимальный экономический эффект для грузовладельцев, перевозчиков и экономики в целом. В 2013–2022 гг. в рамках этой задачи предстоит ввести в эксплуатацию 7,6 тыс. км федеральных дорог.

Другой важнейшей задачей является выполнение положения Федерального закона от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с последующими изменениями) о завершении в 2014 году перехода на 100% финансирование капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог по утвержденным Правительством Российской Федерации нормативам затрат и поэтапное приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

Для решения этой задачи Государственной программой Российской Федерации «Развитие транспортной системы» предусмотрено, что к 2019 году федеральные дороги на всем протяжении без учета участков, планируемых к реконструкции и ремонту, должны быть приведены в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние.

Обе задачи развития дорожного хозяйства необходимо рассматривать как два взаимосвязанных аспекта дорожной деятельности. Любой просчет при решении одной из них ведет к снижению эффективности решения другой, отмечается в статье.

30 января 2014 г. под председательством Президента Российской Федерации В. Путина состоялось очередное заседание президиума Экономического совета, на котором обсуждались вопросы повышения эффективности работы жилищно-коммунального комплекса страны. На этом заседании выступил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. Мень. В предлагаемой ниже статье «Управляющие компании, не способные работать эффективно, должны уйти с рынка ЖКХ» он рассказывает об основных задачах, стоящих перед ведомством.

Автор напоминает, что в настоящее время перед Минстроем России стоят три ключевые задачи: наведение порядка в сфере управления жильем и в особенности многоквартирными домами, обеспечение защиты населения от необоснованного роста коммунальных платежей и модернизация инфраструктуры. Для их решения предпринимаются значительные усилия.

Одним из механизмов, направленных на наведение порядка в сфере управления жильем, является лицензирование. Минстрой России подготовил законопроект, предусматривающий выдачу лицензий управляющим организациям.

До 1 июля 2014 г. планируется принять все необходимые нормативные правовые акты, а с 1 сентября текущего года – начать выдавать лицензии и экзаменовать руководителей управляющих компаний. При этом запрет на управление многоквартирными домами вступит в силу сразу после отопительного периода.

Проектом федерального закона о лицензировании предусматривается ответственность управляющей организации за ненадлежащее обслуживание и предоставление некачественных жилищно-коммунальных услуг.

Наряду с этим Минстроем России дорабатываются поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие ужесточение ответственности управляющих организаций за оказание некачественных услуг или некорректный расчет платежа.

В первом случае управляющая организация, согласно законопроекту, обязана выплатить в пользу потребителя 30% от размера платы, во втором – 15% от неправильно рассчитанной платы.

Этим же документом предусматриваются механизмы, направленные на повышение и платежной дисциплины населения.

Исправление ситуации, связанной с изношенностью инфраструктуры и высокой аварийностью в сфере ЖКХ, ведется в соответствии с планом по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, который утвержден Правительством Российской Федерации.

Принят закон о долгосрочном тарифном регулировании, согласно которому в 2014 и 2015 годах на данное регулирование перейдут организации и субъекты Российской Федерации, которые к этому будут готовы, а в 2016 году – вся страна. Сама методика тарифов при соблюдении утвержденных целевых показателей позволяет честно зарабатывать необходимую долю рентабельности для частного бизнеса. Кроме того, Минстрой России в соответствии с поручениями Главы государства максимально стимулирует субъекты Российской Федерации передавать в концессию на конкурсной основе неэффективные унитарные предприятия.

Все эти механизмы способны обеспечить частному оператору, приходящему в отрасль со своими вложениями, гарантии возврата инвестиций и стабильный доход, а населению – качество оказанных коммунальных услуг.

Создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи – приоритетные социальные задачи в России. Они имеют ключевое значение для настоящего и для будущего государства и требуют системной, согласованной работы органов власти всех уровней и общества. Так ставит вопрос Президент Российской Федерации В. Путин, формулируя задачи семейной политики государства. О системе мер, необходимых для улучшения семейной политики государства и опыте работы в данной сфере, накопленном в Вологодской области, говорится в статье главы этого региона, руководителя рабочей группы Госсовета России О. Кувшинникова.

Он отмечает, в частности, что Вологодская область во взаимодействии с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и бизнес-сообществом могла бы стать экспериментальной площадкой для отработки данных инновационных технологий.

Решить проблему дефицита мест в детских садах возможно в том числе созданием негосударственных дошкольных образовательных учреждений, повсеместным развитием вариативных форм ухода и присмотра за детьми.

Одним из вариантов решения жилищных проблем молодой семьи может стать расширение практики и механизмов применения специальных условий ипотечного кредитования, формирование которых предусмотрено Указом Президента от 7 мая 2012 г. № 600.

Сегодня в области прорабатывается данный вопрос и совместно с кредитными организациями планируется реализация пилотного проекта «Социальная ипотека для молодых семей». В основу его заложен  принцип снижения процентной ставки по ипотечным кредитам в связи с рождением детей. Молодой семье, имеющей одного или нескольких детей, будет предоставляться возможность приобретения жилья в ипотеку на специальных условиях, а рождение каждого последующего ребенка будет давать право на существенное снижение процентной ставки по кредиту.

Еще одной острой проблемой, характерной для большинства регионов страны, является недостаточный уровень поддержки социально уязвимых семей с детьми. По мнению рабочей группы, в системе поддержки данной категории семей в настоящее время ведущую роль играет монетарный подход, который не в полной мере решает проблемы семейного неблагополучия и социального сиротства. Об этом свидетельствуют низкие темпы снижения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в численности детского населения.

На 1 января 2014 г в Вологодской области количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 5469 человек (2012 год – 5600 человек, 2011 год – 5756 человек). Продолжает сохраняться тенденция сокращения числа детей данной категории ежегодно на 2%. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан, повысилось с 653 в 2011 году до 646 человек в 2013 году.

Потенциал человеческой личности является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности, а также главным условием и важнейшим ресурсом создания и развития национальной инновационной экономики. Именно человеческий капитал генерирует инновации и формирует благоприятные условия для инновационного процесса. В статье «Развитие человеческого капитала: новые вызовы и риски» эту проблему рассматривает референт Контрольного управления Президента Российской Федерации, доктор политических и кандидат экономических наук М. Бесхмельницын.

Автор напоминает, что по данным различных социологических исследований значение человеческого капитала в условиях глобализации мировой экономики и современного уровня развития цивилизации неуклонно возрастает. Недостаточно высокий уровень человеческого капитала уже завтра станет главным препятствием для экономического обновления России.

Страна не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Обозначились новые внутренние ограничения роста, которые наряду с недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры обусловлены также дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров.

Необходимо обратить самое пристальное внимание на качество образования, получаемого в вузах страны, убрать перекос в сторону экономического и юридического образования в ущерб техническому, отмечает М. Бесхмельницын. По его мнению, является только плюсом наличие большого числа людей с высшим юридическим или экономическим образованием, как качество этого образования, полученного в непрофильных вузах.

Стране нужны грамотные управленцы с практическим опытом работы и современными теоретическими знаниями. Необходимо минимизировать риски прихода к управлению некомпетентных людей.

Поэтому на современном этапе в полный рост встают вопросы, связанные с управлением предприятием и экономикой в целом, минимизацией социально-экономических и социально-политических рисков и угроз. Для реализации этих сложных задач в первую очередь нужны компетентные, трезвомыслящие и заинтересованные менеджеры, способные управлять процессами, создавать модели, стратегические направления и системы, упреждающие и минимизирующие риски, смягчающие и ликвидирующие последствия от их возникновения.

Сегодня в России имеется достаточно финансовых, технологических и технических ресурсов. Если же техники и технологий не хватает, существует возможность купить их за рубежом. Казалось бы проблема решена. Но, к сожалению, ощущается острый недостаток в людях, способных управлять экономикой и бизнесом, управлять рисками, отмечает автор.

На одном из заседаний коллегии Счетной палаты Российской Федерации были рассмотрены результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем и оценка состояния сферы управления отходами производства и потребления в Российской Федерации». Отмечалось, что в стране пока не создана единая концепция управления отходами, которая включала бы индустрию переработки отходов и координацию полномочий на всех уровнях государственного управления. Некоторые прозвучавшие на заседании факты нашли отражение в статье «В России отсутствует единая концепция управления отходами производства и потребления», публикуемой под рубрикой «Что показали проверки».

В настоящее время общий объем отходов составляет до 90 млрд. т и ежегодно увеличивается на 5 млрд. т. Основная их часть (91%) образуется при добыче полезных ископаемых, 4,3% приходится на металлургию, 1,5% – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, остальные – на строительство, химическое производство и другие, включая твердые бытовые (ТБО).

Одной из основных причин сложившейся ситуации является несовершенство законодательной базы, которая не отвечает уровню развития экономики. Нормативы оплаты за размещение отходов и штрафы не влияют на нарушителей и не стимулируют предприятия-загрязнители на внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

В результате переработке подвергается менее 40% промышленных и до 10% твердых бытовых отходов. При этом государственный мониторинг окружающей среды в местах размещения отходов не проводится, а меры по ликвидации несанкционированных свалок и взысканию ущерба малоэффективны.

Отдельной проблемой является низкая эффективность организации сбора и вывоза ТБО. Раздельный сбор мусора и его сортировка практически не осуществляется, современная мусороперерабатывающая отрасль не создана. Недостаточно и предприятий по сортировке и переработке отходов.

Улучшить ситуацию в сфере управления отходами должна была принятая в 2012 году Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 2012–2020 годы». Однако 3,2 млрд. рублей, предусмотренные на 2012–2015 гг. на обеспечение мероприятий в сфере обращения с отходами, серьезно на решение проблемы не повлияют.

Согласно документу, в субъектах Федерации должны быть сформированы территориальные схемы обращения с отходами, вестись кадастры отходов, построены полигоны и мусороперерабатывающие станции. По состоянию на 2012 год в 88% регионов были разработаны программы в сфере обращения с отходами, которые не увязаны с государственной программой. Региональные кадастры отходов сформированы только в 50% субъектов, генеральные схемы очистки территории разработаны в 30% регионов.

Кроме того, только в 26% субъектов разрабатываются и реализуются инвестиционные программы обращения с отходами для создания индустрии с участием государственно-частного партнерства.

Статья «Органы прокуратуры активизируют работу по защите законных прав граждан в сфере ЖКХ» начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе К. Букреева публикуется под рубрикой «На страже закона и порядка». Речь идет о состоянии прокурорского надзора и работе правоохранительных органов Центрального федерального округа, направленной на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями в жилищно-коммунальном комплексе.

Автор отмечает, что органами прокуратуры в Центральном федеральном округе на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением прав граждан на соответствующие требованиям закона условия жизнеобеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Особое внимание уделяется вопросам законности финансовых операций, имеющих признаки неправомерного использования денежных средств организациями коммунального комплекса.

При осуществлении надзора прокуратурами субъектов Российской Федерации, входящими в состав округа, налажено взаимодействие с контролирующими, правоохранительными органами и органами власти на местах, а также общественностью. Обеспечен обмен информацией.

С марта 2011 г. по декабрь 2013 г. прокурорами проверено 9,3 тыс. организаций коммунального комплекса на предмет правомерности использования ими денежных средств при проведении финансовых операций.

Выявлено почти 17 тыс. нарушений закона, с целью устранения которых внесено 5,5 тыс. представлений. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 2,8 тыс. виновных лиц. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 650 человек, в суды направлено 715 заявлений. Материалы прокурорских проверок дали основания для возбуждения 329 уголовных дел.

Одной из основных причин финансовых нарушений в сфере ЖКХ является ненадлежащий контроль со стороны должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и управляющих организаций за распоряжением финансовыми средствами, а также качеством и сроками выполнения подрядными организациями работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Вопросы усиления борьбы с преступлениями и иными правонарушениями в сфере ЖКХ были рассмотрены в марте 2014 г. на совещании под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В. Малиновского, по результатам которого выработан ряд мер по повышению эффективности работы, направленной на борьбу с нарушениями прав граждан в жилищно-коммунальном секторе.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» публикуется также подборка информационных сообщений под общим заголовком «В ходе оперативно-розыскных мероприятий задержаны лидеры криминальных структур», подготовленная по материалам пресс-службы МВД России.

Выпуск открывает сообщение об уголовном деле, возбужденном в Хабаровском крае по факту организации в крае преступного сообщества.

В начале 2010 года руководитель одного из районных лесных хозяйств создал преступное сообщество, участники которого совершали тяжкие преступления в лесозаготовительной сфере края. Координировал преступные действия один из руководителей управления лесами правительства Хабаровского края. Он разрабатывал планы и создавал условия для совершения преступлений участниками сообщества, а также осуществлял раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними.

В ходе следствия были установлены девять подозреваемых в незаконных рубках лесных насаждений. Ущерб от незаконной деятельности подозреваемых составил до 2,5 млн. рублей. Возбуждено уголовное дело по фактам организации и участия в преступном сообществе. Лидер преступного сообщества заключен под стражу, остальные участники дали подписку о невыезде.

В числе других сообщений информационная подборка рассказывает о пресечении в г. Москве канала незаконного оборота оружия и боеприпасов, задержании мошенников и вымогателей в других регионах страны.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ