логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 1, 2014

ЖУРНАЛУ «ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ» – 20 ЛЕТ

В первом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается главным событием истории редакции – статьей «Журналу «Президентский контроль» – 20 лет», подводящей итоги 20-летнего существования издания.

Информационный бюллетень «Президентский контроль» был создан Распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 г. № 653-рп. Учредителем издания является Администрация Президента Российской Федерации, роль идейного вдохновителя закреплена за Контрольным управлением Президента Российской Федерации. Официальным днем рождения информационного бюллетеня «Президентский контроль» считается 10 января 1994 г., когда вышел в свет его первый номер. Издает бюллетень старейшее в России издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

20 лет – срок сравнительно небольшой для страны, но для информационного рынка, информационной политики всего массмедийного пространства России в период свободы слова – целая эпоха.

Журнал освещает деятельность контрольных, надзорных и правоохранительных органов страны. На его страницах публикации первых лиц системы государственного контроля. Особенностью издания является его эксклюзивность, основанная на достоверной государственно-управленческой информации.

«Президентский контроль», будучи брэндом старейшего государственного издательства страны, стал одним из важнейших инструментов повышения эффективности деятельности контрольных, надзорных и правоохранительных органов страны.

Под рубрикой «Государственное строительство» опубликован пресс-релиз Контрольного управления Президента Российской Федерации о состоявшемся 19-20 декабря 2013 г. в «Президент-отеле» под председательством Руководителя Администрации Президента Российской Федерации С. Иванова совещании по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации.

В нем приняли участие руководители Администрации Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководители Аппарата Правительства Российской Федерации, Счетной палаты и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, обладающих контрольными и надзорными полномочиями, представители палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Материалы совещания будут опубликованы в последующих номерах информационного бюллетеня «Президентский контроль».

Публикуемая под рубрикой «Федеральный округ» статья «Усилить контроль за привлекаемыми в Россию трудовыми мигрантами» знакомит с результатами проверки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Омской области в сфере миграционной политики.

Особенностью области является то, что она является транзитным регионом для основной части въезжающих в страну мигрантов по пути следования в другие субъекты Российской Федерации в пределах Сибирского федерального округа.

Так, ежегодно через пункты пропуска на территорию области въезжает от 400 до 500 тыс. иностранных граждан, из которых только около 13% регистрируются по месту пребывания. По миграционным потокам область находится на втором месте после Алтайского края среди регионов Сибирского федерального округа.

При этом область характеризуется бесконфликтными межнациональными имежконфессиональными отношениями. Важнейшими составляющими в процессе реализации государственной национальной политики являются стабильность социально-экономического развития Омской области, решение миграционных вопросов, развитие гражданского общества, повышение политической, духовной культуры населения области, особенно молодежи.

Следует отметить, что численность привлекаемых в экономику региона иностранных работников составляет ничтожную величину в отношении численности экономически активного населения и численности российских граждан, занятых в этих отраслях.

Так, в текущем году доля привлеченных иностранных работников по отношению к численности занятых в области составила 0,4%, в т.ч. в стройиндустрии – 1,7%, в сельском хозяйстве – 1,1% от численности работающих в этих отраслях.

Счетная палата Российской Федерации готова к переходу страны на программный бюджет и к новой системе государственных закупок, при которых контроль эффективности многократно возрастет. Об этом говорится в статье «Использовать все резервы для повышения эффективности бюджетных расходов» председателя Счетной палаты Российской Федерации Т. Голиковой.

Автор выделяет проблемы, которые, по ее мнению, являются в настоящее время основными. Так, цели, задачи и мероприятия ряда государственных программ не всегда увязаны с заявленными стратегическими приоритетами. Как пример Т. Голикова приводит анализ целевых значений показателей госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», который свидетельствует о наличии существенных отклонений от целевых значений, установленных в документах стратегического планирования по 22 из 32 показателей.

По мнению автора статьи, государственные программы значительно варьируются по срокам реализации, что затрудняет взаимную увязку целей, задач и показателей.

В большинстве отсутствуют разделы, содержащие информацию о взаимосвязи со смежными государственными программами.

Председатель счетной палаты обращает внимание на то, что по отдельным государственным программам отсутствует положительная динамика планируемых показателей даже в случае увеличения финансового обеспечения. В качестве примера она ссылается на государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая предусматривает существенное возрастание уровня инновационной активности организаций промышленного производства, но не оказывает существенного влияния на качественное улучшение динамики индекса роста производительности труда.

Счетная палата Российской Федерации считает правильным поставить вопрос о необходимости комплексного анализа эффективности всей системы льгот и преференций, чтобы нацелить их на стимулирование экономического развития, решение социальных проблем и укрепление доходной базы бюджетов всех уровней, подчеркивает автор статьи.

Воссоздание отраслевого Министерства здравоохранения Российской Федерации после почти десятилетнего перерыва, вычленение его из укрупненного социального ведомства было положительно встречено медицинским сообществом и открыло новый уровень ожиданий и надежд у населения, отмечается в статье Министра здравоохранения Российской Федерации В. Скворцовой «Внедрять современные методы охраны материнства и детства на всей территории России».

Такой кредит доверия, отмечает она, возложил огромную ответственность на Министерство, направил усилия сотрудников в русло концентрированной системной работы, сочетающей стратегическое планирование с решением каждодневных тактических задач.

Основные направления преобразований в области здравоохранения были определены Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и данными в их развитие поручениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с указами за первый год работы ведомства Минздраву России предстояло разработать и представить Правительству Российской Федерации, а также одобрить и утвердить несколько важнейших стратегических документов. Благодаря совместным усилиям сотрудников Министерства все указанные документы были разработаны, обсуждены и утверждены в установленный срок.

Системным документом, определяющим цели, задачи и пути развития отечественного здравоохранения до 2020 года, стала государственная программа «Развитие здравоохранения», включающая 11 подпрограмм по всем основным отраслевым направлениям.

Отдельной подпрограммой является защита здоровья матери и ребенка, ведь по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения показатели младенческой и материнской смертности являются индикаторами, по которым можно судить об эффективности национальной системы здравоохранения.

За последние несколько лет в российской медицине беспрецедентно много было сделано для того, чтобы существенно снизить материнскую и младенческую смертность.

Начиная с 2008 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в регионах построены 23 современных перинатальных центра, оснащенных современным медицинским оборудованием, в структуре которых есть отделения реанимации и патологии новорожденных.

К концу 2011 года Россия достигла самого низкого показателя младенческой смертности за всю историю страны – 7,4 на 1 тыс. родившихся живыми по отечественным критериям (против 17,4 в 1990 г.).

Сумма инвестиций по соглашениям, подписанным Ростовской областью на Международном форуме «Сочи-2013», на порядок превысила итоги прошлых лет и составила 233 млрд. рублей. Этот результат сопоставим с объемом вложений в экономику Ростовской области за весь 2012 год: 211,9 млрд. рублей. За последние годы в области происходит настоящий инвестиционный бум. В статье «Последовательность, долгосрочность, ответственность – ключевые принципы инвестиционной политики» губернатор Ростовской области В. Голубев рассказывает о работе, последовательно проводимой правительством Ростовской области по улучшению инвестиционного климата в регионе.

С 2012 года реализуется областная программа по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций, которая с 2014 года будет интегрирована в Государственную программу Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», рассчитанную до 2020 года.

Сформированы основные законодательные нормы, направленные на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности. Пересмотрена нормативная правовая база по оказанию поддержки субъектам предпринимательства.

Был создан перечень «100 губернаторских инвестиционных проектов», куда вошли наиболее социально-значимые для региона проекты, реализация которых позволит создать около 33 тыс. рабочих мест.  Сейчас в перечень входят 56 крупных инвестпроектов с общим объемом инвестиций более 555 млрд. рублей.

Ростовская область одна из первых в России стала внедрять мировой опыт привлечения инвестиций. Областное Агентство инвестиционного развития сопровождает инвестпроекты на всех этапах. При его участии построены предприятия  ведущих мировых компаний. Сейчас в активной работе Агентства – 54 инвестпроекта с общим объемом инвестиций около 3 млрд. долларов США, реализация которых предполагает создание около 8 тыс. рабочих мест.

Правительство Ростовской области продолжает работу  по устранению административных барьеров. Одной из таких мер стало сокращение сроков государственной регистрации заявлений по объектам инвестиционных проектов, вошедших в перечень губернаторской сотни, – с 30 до 5 дней.

Упрощена процедура перевода  земельных участков из одной категории в другую. Если ранее обладателю земельного участка требовалось обратиться в 11 уполномоченных органов власти для перевода участка из одной категории в другую, то сейчас – только в 2.

Прорабатывается вопрос снижения размера арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Ростовской области, на период строительства проектов. Вносятся изменения в действующую нормативную базу.

8 ноября 2013 г. в г. Суздале Владимирской области состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований, в котором приняли участие более 500 глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований всех субъектов России.

С делегатами Съезда встретился Президент Российской Федерации В. Путин. Начальник департамента социального мониторинга территорий Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Е. Скатерщикова и советник департамента Д. Сысуев в статье «Развитие сильного самоуправления – одна из важнейших задач государства» знакомят читателей с выступлениями, прозвучавшими на встрече, и с основными проблемами, о которых говорили ее участники.

Делегаты Съезда, которым было поручено обозначить наиболее важные проблемы развития муниципальных образований, выделили несколько ключевых вопросов. В их числе – оптимизация полномочий муниципальных образований.

Сегодня нормы о возложении на органы местного самоуправления тех или иных полномочий содержатся более чем в 200 «отраслевых» федеральных законах. При этом количество вопросов местного значения, закрепленных в соответствующем Федеральном законе, с 2003 по 2013 годы увеличилось почти в 1,5 раза (для городских округов – с 27 до 44, для муниципальных районов – с 20 до 37, для поселений – с 22 до 39).

Был также поднят вопрос о передаче на местный уровень отдельных государственных полномочий без достаточного денежного содержания.

Глава государства в ходе беседы отметил, что одной из главных задач в данной сфере является поиск баланса между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов. В этой связи Правительству Российской Федерации будет поручено провести дополнительную инвентаризацию полномочий всех типов муниципальных образований и подготовить предложения о внесении изменений в законодательство.

Еще один приоритет, который обозначил в ходе встречи Президент Российской Федерации, заключается в том, что муниципалитеты должны стать состоятельными прежде всего в финансовом плане.

Вместе с тем, Президент Российской Федерации предостерег руководителей муниципальных образований от чрезмерного увеличения налогового бремени для налогоплательщиков, чтобы не произошло сокращения налогооблагаемой базы, а стимулы не были утеряны.

В 2013 году практически во всех муниципальных образованиях Российской Федерации были созданы антинаркотические комиссии и приняты муниципальные антинаркотические программы. Тем самым завершился 6-летний процесс формирования единой вертикально интегрированной антинаркотической системы. О том, какие задачи стоят перед ней и каким видится завтрашний день, расказывает директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, председатель Государственного антинаркотического комитета В. Иванов в статье «Муниципальные антинаркотические комиссии – фундамент единой национальной антинаркотической вертикали».

Он напоминает, что начало процессу было положено в 2007 году Указом Президента Российской Федерации об образовании Государственного антинаркотического комитета и региональных антинаркотических комиссий в каждом субъекте Федерации.

Анализ активности на муниципальном уровне в антинаркотическом направлении показывает, что на местах существует дефицит представлений о том, чем должны заниматься комиссии, в чем их специфика и отличия от региональных антинаркотических комиссий.

По мнению автора статьи, в интересах дела необходимо сконцентрировать антинаркотическую работу на уровне муниципального района и городского округа, а для этого правильно выстроить законодательные основы. Необходимо также отработать единый формат муниципальных антинаркотических программ.

Вертикально интегрированная антинаркотическая система в стране построена и в ближайшие месяцы должна быть отлажена, подчеркивает автор.

Обеспечение безопасности и качества зерна являются ключевыми критериями, влияющими на его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Этот тезис подчеркивает и развивает руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С. Данкверт в статье «Усиливать государственное регулирование зернового рынка России, обеспечивая качество и безопасность зерна и продуктов его переработки».

Руководитель Россельхознадзора, в частности, напоминает, что реформирование российского законодательства повлекло за собой изменения в системе государственного контроля в этой сфере, которая стала более либеральной.

Однако следует отметить, пишет автор, что именно усиление государственного регулирования зернового рынка создает необходимые условия для стабильного производства зерна, снижения рисков товаропроизводителей и доходности зернового производства.

Он напоминает, что в последние годы значительно расширился круг стран-импортеров российского зерна и продуктов его переработки. Российская Федерация поставляет зерно и продукты его переработки в 90 стран и вошла в тройку лидеров стран-экспортеров зерна.

Вместе с тем участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие экспорт российского зерна и продуктов его переработки, при заключении контрактов на поставку продукции не всегда учитывают требования страны-импортера в части фитосанитарной безопасности, а также требования в области качества и безопасности для здоровья человека и животных и не отражают их в соответствующих контрактах. Это затрудняет возможность Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору оперативно осуществлять контроль за соблюдением этих требований.

Глава Россельхознадзора считает целесообразным возложить на ведомство функции по осуществлению государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью в сфере оборота не только зерна, но и крупы, а также муки.

В качестве первоочередной меры он предлагает внести изменения в действующий Закон Российской Федерации 1993 года «О зерне», включив в него главу о государственном контроле и надзоре за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.

Под рубрикой «На страже закона и порядка» в текущем номере бюллетеня публикуется статья прокурора Московской области А. Захарова «Защита прав и законных интересов детей – приоритетное направление прокурорского надзора».

Автор сразу же отмечает, что надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних является одним из приоритетных для прокуратуры Московской области.

Реализуя надзорные полномочия, прокуратура Московской области проверила, насколько полно и эффективно достигаются цели и реализуются задачи, стоящие перед органами государственной власти и местного самоуправления региона.

При проверке исполнения законодательства в сфере здравоохранения были выявлены нарушения в части оказания детям доступной и качественной медицинской помощи.

При проверке соблюдения законности в сфере организации образовательных услуг и доступности дополнительного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья установлено, что должный уровень работы в Подмосковье не обеспечивается.

Выявлялись многочисленные нарушения в обеспечении беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в учреждения общего и дополнительного образования, социального обслуживания, культуры и спорта.

Автор отмечает, что анализ состояния законности при реализации мероприятий Региональной стратегии действий в интересах детей в Московской области на 2013–2017 годы указывает на необходимость усиления прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления для защиты прав и законных интересов детей.

Под той же рубрикой «На страже закона и порядка» издание помещает подборку информационных сообщений под общим заголовком «Укреплять взаимодействие полиции и общества». Материалы предоставлены пресс-службой Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подборку открывает сообщение о состоявшейся в г. Москве рабочей встрече Министра внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев и главы МВД Финляндской Республики П. Рясянен, в ходе которой обсуждались актуальные вопросы борьбы с транснациональной преступностью и противодействия наркоугрозе, требующие постоянного наращивания совместных усилий.

Глава МВД России подчеркнул, что угроза киберпреступности также вышла за рамки национальных масштабов и может быть преодолена только скоординированными мерами всего международного сообщества.

Другим важным направлением совместной работы В. Колокольцев считает приграничное сотрудничество территориальных органов полиции России и Финляндии. Подготовка и подписание соответствующего международного межведомственного соглашения позволит укрепить уже существующие контакты полицейских двух стран и существенно оптимизировать их взаимодействие.

Федеральная служба по труду и занятости разработала и приступила к эксплуатации уникальной Интернет-системы «Онлайнинспекция.рф». Ее запуск стал первым мероприятием в рамках комплексного проекта «Открытая инспекция труда», призванного кардинально изменить принципы работы Роструда и совершить качественный переход на следующий уровень защиты трудовых прав граждан. В статье «Совершенствовать контроль и надзор за соблюдением трудовых прав граждан», подготовленной по материалам пресс-службы Федеральной службы по труду и занятости, идет речь о том, какие перспективы открывает применение новой системы.

Проект «Онлайнинспекция.рф», в частности, позволит гражданину контролировать не только законность действий своего работодателя, но и работу государственной инспекции труда.

В ходе реализации проекта «Открытая инспекция труда» Роструд планирует перейти от модели санкций (выявления нарушений) к модели соответствия (содействия соблюдению требований законодательства о труде), привлечь к активному участию в этом процессе все заинтересованные стороны – работников, работодателей, государство.

Появляется также возможность заявить о нарушениях и контролировать ход инспекторской проверки по их устранению. Работникам и работодателям дана возможность самостоятельно предлагать направления развития проекта «Открытая инспекция труда» и публично высказывать свои мнения о ходе его реализации.

Будет значительно расширен перечень инструкций по «жизненным ситуациям» и консультаций в разделе «Вопрос-ответ», что также будет учитывать интересы второй стороны трудовых отношений – работодателя.

Руководители организаций получат больше возможностей для интерактивных консультаций. Запланировано создание сервиса «проверочных листов», который поможет самостоятельно оценивать степень соблюдения на предприятии трудового законодательства.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ