логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 9, 2013

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СИСТЕМУ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В девятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывает статья "Совершенствовать систему мер, направленных на борьбу с коррупцией  в органах государственной власти", посвященная проверке исполнения кадровыми службами исполнительных  органов  государственной власти Республики Коми Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции.

Проверка, проведенная аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, показала, что в органах власти Республики Коми проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере противодействия коррупции. Действуют правовые акты, регулирующие вопросы государственной гражданской службы и противодействия коррупции, такие, в частности, как "План мероприятий по противодействию коррупции в Республике Коми на 2009–2010 годы",  долгосрочная республиканская целевая программа "Противодействие коррупции в Республике Коми (2010 – 2012 годы)".

Было установлено, что содержание планов и программ в целом соответствует задачам противодействия коррупции. Вместе с тем имеются недостатки по качеству  подготовки данных документов, а также организации работы по их реализации.

Анализ показал, что в соответствующие документы не всегда вносятся необходимые корректировки, обусловленные изменениями в действующем законодательстве, а содержание ряда мероприятий отражает текущую деятельность органов власти или носит неопределенный характер. Зачастую отсутствуют  конкретная постановка задач и сроки реализации.

Имеются также факты немотивированного исключения плановых и программных мероприятий, практически отсутствуют конкретные сроки исполнения мероприятий. 

Проведенные контрольные мероприятия позволили сделать вывод, что вышеназванные планы и программы  органами власти Республики Коми  в основном  реализуются. В то же время был отмечен недостаточный контроль за ходом их реализации со стороны руководителей проверяемых органов власти Республики Коми.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Главы Республики Коми, Правительства Республики Коми, администрации Главы Республики Коми и проектов вышеуказанных  актов  проводится в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ   "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Так, в  2010 году была проведена антикоррупционная экспертиза 655 проектов нормативных правовых актов и 103 действующих правовых актов. По проектам документов было выявлено 42 коррупционных фактора, по результатам экспертизы действующих нормативных правовых актов - 67 коррупционных факторов.

Наибольшее количество коррупционных факторов выявлялось при проведении экспертиз документов Правительства Республики Коми.

В статье отмечается хорошее взаимодействие  администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми с прокуратурой  республики при рассмотрении требований об изменении нормативного правового акта в целях исключения выявленного коррупциогенного фактора.

Вместе с тем контрольные мероприятия показывают, что работа  по проведению антикоррупционной экспертизы ранее принятых и ныне действующих нормативных правовых актов требует дополнительного совершенствования.

Основные направления развития железнодорожного транспорта страны определены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, в соответствии с которой разработаны Стратегия и Программа инновационного развития ОАО "РЖД" до 2015 года. О том, как идет реализация намеченного, в статье "На рельсах инновационного развития" рассказывает президент ОАО "РЖД" В. Якунин.

Глава РЖД сообщает, что выполнение Программы осуществляется в тесном взаимодействии с научными институтами железнодорожного транспорта, учреждениями Российской академии наук, государственными корпорациями и передовыми разработчиками и производителями железнодорожной техники.

В целях создания научных основ для разработки принципиально новых образцов железнодорожной техники активно развивается сотрудничество с Российским фондом фундаментальных исследований, с которым также на паритетных началах осуществляется финансирование исследований.

В 2011–2012 гг. на реализацию Программы было направлено более 270 млрд. рублей, а на выполнение НИОКР в 2012 году – 0,54% от выручки.

Высокий технический уровень полученных результатов подтверждается портфелем интеллектуальной собственности научно-технического комплекса компании, включающим в настоящее время более 2 тыс. охранных документов, из которых более 1 тыс. – патенты на изобретения и полезные модели.

Все это позволяет идти в ногу со временем, а по ряду направлений – даже с некоторым опережением, отмечает автор статьи.

Важнейшим показателем оценки технологической и экономической устойчивости компании, входящей в число крупнейших потребителей энергоресурсов в России, является уровень энергоэффективности. Одним из ключевых инновационных решений энергосбережения, реализуемых в компании, является создание локомотивов, работающих на сжиженном природном газе. Отечественные газотурбовозы и газотепловозы не имеют аналогов в мире, подчеркивает В. Якунин.

Ключевым направлением инновационного развития компании является переход к интеллектуальному железнодорожному транспорту, что является необходимым условием для организации высокоскоростного движения. В связи с принятым решением о строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Казань будет востребован ранее созданный задел по целому ряду направлений.

Опыт эксплуатации на линии высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Москва подтвердил эффективность созданного российскими учеными многофункционального комплекса управления перевозками и его соответствие требованиям международных стандартов по безопасности.

Продукт еще более высокой степени интеграции разработан для управления транспортной системой зимних Олимпийских игр – 2014  в  г. Сочи.

Деятельность Управления государственного морского и речного надзора (Госморречнадзора) и его территориальных органов направлена на применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера по недопущению и пресечению нарушений обязательных требований с целью обеспечения безопасного функционирования водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры. В статье "Безопасность на водном транспорте обеспечивается качественным предрейсовым контролем", подготовленной по материалам Управления, речь идет о результатах выполнения планов контрольной и надзорной деятельности ведомства за 2012 год.

 

На 1 апреля 2013 г. под надзором Госморречнадзора находилось 8,6 тыс. хозяйствующих субъектов,  в том числи 7 тыс. организаций-судовладельцев, свыше 1 тыс. портовых и судоходных гидротехнических сооружений, 932 – речных судоходных причальных гидротехнических сооружений,  45 лоцманских организаций, 21 администрация морских портов и 15 – бассейнов внутренних водных путей, 59 учебно-тренажерных центров, 84 учебных заведения и 322 стивидорных компаний (занимающихся погрузкой и выгрузкой товаров, размещением и укладкой груза, обеспечением  его сохранности и безопасности).

Всего ведомством было проведено 753 контрольных и надзорных мероприятия (в I квартале 2012 г. – 505), 410 инспекторских проверок. При этом количество проверок в отношении субъектов транспортного комплекса за год выросло в семь раз – с 43 до 309.

Выявили 486 нарушений (в I квартале 2012 г. – 704), выдали 191 предписание (209) и 132 постановления о привлечении к административной ответственности, направили в суд 39 дел (54). Наложено штрафов на 1736 тыс. рублей, собрано – на 603 тыс. рублей.

В июне 2013 г.  в г. Москве  прошла XXX Международная конференция правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (IDEC), в работе которой приняли участие Президент Российской Федерации         В. Путин.

“Считаем необходимой  борьбу со всеми видами наркотиков”,  –  заявил Глава Российского государства. По его мнению, крайне важно укреплять международно-правовой режим в антинаркотической сфере, который основывается на конвенциях ООН.

В статье "Приоритетность антинаркотической повестки дня в международном сотрудничестве требует новой миссии наркополицейских" председателя Государственного антинаркотического комитета, руководителя Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова важное место уделено практике соответствующей работы.

Невзирая на усилия мирового сообщества, продолжается непрерывный рост производства и потребления наркотиков, констатирует В. Иванов. Наркопроизводство приобрело планетарный характер и из частного вида преступности стало генератором экстремизма, нестабильности и политической турбулентности во всем мире.

От деятельности наркополицейских всех стран по уничтожению инфраструктуры производства, транзита и дистрибуции наркотиков – то есть первопричины экстремизма и терроризма – напрямую зависят стабильность и эффективность государств и всего человечества. Ключевую роль здесь играет консолидация усилий всех антинаркотических служб, отмечает автор статьи.

Он напоминает, что в настоящее время в России  разворачивается сеть центров и курсов по подготовке наркополицейских. Начата масштабная разработка и реализация программ содействия антинаркотическим ведомствам государств, приближенных к истокам глобальных наркотрафиков. Так, Служба осуществляет подготовку наркополицейских из 16 стран мира. Только для Афганистана  уже обучены  2,5 тыс. офицеров. Три года реализуется программа содействия ГСКН Киргизии, с 2013 года начала работать такая же программа для Таджикистана.

Два года назад ФСКН России приступила к организации международной сети подготовки наркополицейских путем проведения курсов переподготовки и выездных тренингов, и создания постоянно действующих учебных центров на территории государств-партнеров.

В марте нынешнего года началось строительство такого  центра    в Никарагуа, прорабатывается вопрос о строительстве подобных центров в Киргизии, Таджикистане и Афганистане.

Руководитель ФСКН России уверен, что правильно поставленное профессиональное образование создаст необходимый фундамент для реализации наркополицейскими их важной и ответственной миссии в современном мире.  Сегодня есть как понимание, так и инструментарий для того, чтобы кардинально переломить ситуацию с наркотиками и защитить мир от этого главного зла ХХI века.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года,  утвержденная Президентом Российской Федерации, признает продовольственную безопасность одним из важнейших направлений государственной политики. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 была принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, уточняющая и конкретизирующая положения Стратегии.

В документе отмечается, что продовольственная безопасность обеспечивается в том числе путем предотвращения "бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги (далее – ГМО)".

Публикуемая в этом номере статья руководителя Федеральной службы   по ветеринарному и фитосанитарному надзору С. Данкверта раскрывает точку зрения возглавляемого им ведомства по вопросу использования ГМО-продукции в России.

Так, по мнению руководителя Россельхознадзора, с применением ГМО-растений связан специфический риск. И хотя потенциальная опасность их использования в пищу людям или на корм животным имеется - действующая в настоящее время в России система безопасности при обороте продуктов питания и кормов животным обеспечивает защиту от этой потенциальной опасности.

При этом при обороте ГМО-растений и произведенной из них продукции, предназначенной в пищу людям или на корм животным, а также для фармацевтических целей, государственный контроль необходим при ввозе на территорию страны и государственный надзор при производстве и обороте на территории страны.

С получением, культивированием и использованием ГМО-растений на корм скоту и в пищу человеку связан специфический риск психологического плана и, соответственно, существует необходимость информирования потребителя о наличии генной модификации семян, рассад и саженцев, а также всего, что может быть использовано для культивирования, хотя бы и не предназначалось производителем для этой цели, и о наличии ГМО-продуктов в продуктах питания и кормах.

Исходя из этого, Россельхознадзор считает, что ГМО-растения подлежат государственной регистрации и маркированию при ввозе, обороте и использовании семенного и посадочного материала и должны являться объектом государственных надзора и контроля внутри страны и пограничного государственного контроля; а пищевая продукция и сырье для ее изготовления, а также корма, в состав которых входят ГМО-растения (и материалы из них), не зарегистрированные в России, – не могут ввозиться в Россию и находиться в обороте на территории России. При этом пищевая продукция и сырье, а также корма, в состав которых входят ГМО-растения и материалы из них, зарегистрированные в России, – могут ввозиться в Россию и находиться в обороте, но должны быть промаркированы и являться объектом государственного надзора и пограничного государственного контроля.

Россельхознадзор не имеет определенной позиции относительно того, нужно ли маркировать продукцию животного происхождения (кроме перги, меда и некоторых иных видов продукции пчеловодства, молока и некоторых иных редко используемых и, в основном, экзотических для России продуктов), полученную от животных, получавших в корм ГМО-растения, и должна ли такая продукция быть объектом государственного контроля и надзора.

Отсутствие такой позиции связано с тем, что Россельхознадзор не усматривает никаких связанных с ней биологических рисков.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня публикуется статья прокурора Республики Татарстан К. Амирова "В соответствии с буквой и духом закона" и подборка информационных сообщений под общим заголовком "Наращиваются усилия в борьбе с преступностью в экономической сфере", подготовленная по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Статья прокурора Республики Татарстан К. Амирова знакомит с опытом работы по надзору за исполнением законов об охране объектов культурного наследия.

Автор отмечает, что Татарстан относится к числу тех регионов Российской Федерации, где сосредоточено большое количество историко-культурных памятников, представляющих ценность не только в республиканском и общероссийском, но и мировом масштабе.

Благодаря реализации соответствующей государственной программы удалось предотвратить утрату отдельных памятников культуры. Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают нынешние возможности государства по их решению, а темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления.

Условия владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия определяются охранными соглашениями, а их государственная охрана осуществляется уполномоченными на то государственными органами – Министерством культуры Республики Татарстан и органами местного самоуправления.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что названными органами, а также собственниками и пользователями объектов культурного наследия сохранность и режим содержания не обеспечиваются еще в полной мере.

Самыми распространенными нарушениями требований законодательства являются отсутствие охранной документации, разрешений, согласований на проекты и проведение строительных, земляных работ, передачу объектов в собственность, аренду, безвозмездное пользование. Только на территории г. Казани выявлено более 500 фактов нарушения законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

Проблема сохранения памятников привлекла внимание Президента Республики Татарстан и поставлена им на личный контроль. К решению проблемы привлечены органы прокуратуры. Прокурор республики включен в комиссию по решению вопросов сохранения культурного наследия.

Сфера культуры традиционно ориентирована на государственную финансовую поддержку и оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике.

Поэтому для того, чтобы правовыми средствами добиться позитивных результатов, необходима политическая воля, подчеркивает К. Амиров. 

В этой же рубрике - подборка информационных сообщений под общим заголовком "Наращиваются усилия в борьбе с преступностью в экономической сфере", подготовленная по материалам пресс-службы Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Ее открывает информация о пресечении сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и ГУ МВД России по Дальневосточному федеральному округу деятельность организованной преступной группы, участники которой систематически вымогали денежные средства у представителей строительных фирм в различных регионах страны.

В группу входили работники московского некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Объединение инженеров-строителей", наделенные полномочиями осуществления контрольных мероприятий в отношении подшефных строительных фирм.

Установлено, что двое сотрудников партнерства требовали у приморских предпринимателей 1,5 млн. рублей за "лояльное отношение" при проведении плановой ежегодной проверки на соответствие федеральному законодательству в сфере обеспечения безопасности строительства объектов, угрожая в случае отказа инициировать процедуру аннулирования допуска к некоторым видам работ и приостановление членства в саморегулируемой организации.

В настоящее время по этим фактам идет следствие.

Подборка содержит также сообщения о предотвращенных случаях вымогательства средств у предпринимателей сотрудниками Федеральной налоговой службы в Приморском крае, хищении денег граждан, являющихся участниками долевого строительства жилищного комплекса в Ростовской области. Читатели познакомятся с фактами закрытия подпольных казино, производства фальсифицированных товаров, ведения незаконной банковской деятельности.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ