логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 8, 2013

ОБЕСПЕЧИТЬ ПОСТОЯННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

В восьмом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей "Обеспечить постоянный контроль за состоянием специализированных  социальных объектов", подготовленной по материалам контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.

Вопросы обеспечения безопасности функционирования этих учреждений находятся на контроле аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации с 2009 года, когда, после ряда чрезвычайных происшествий, Контрольным управлением Президента Российской Федерации была проведена масштабная проверка в указанных учреждениях и выявлены существенные недостатки и прямые нарушения прав проживающих там граждан.

За последние годы на местах принимали необходимые меры, и ситуация с обеспечением безопасности в учреждениях с круглосуточным проживанием людей в большинстве регионов федерального округа значительно улучшилась.

Однако проблемы сохраняются. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления медленно решают проблему расселения граждан из зданий, находящихся в аварийном и ветхом состоянии.

Так, если в 2011 году количество таких строений сократилось на 21 объект, то в 2012 году – только на 8. В настоящее время в округе в аварийном и ветхом состоянии находятся 49 зданий в учреждениях с круглосуточным проживанием людей.

  Результаты мониторинга ситуации показывают, что деятельность территориальных подразделений федеральных контрольных и надзорных органов должна быть более активной, а позиция – принципиальной. По каждому факту проживания людей в ветхом и аварийном жилье, превышения установленных нормативов уполномоченные контрольные и надзорные органы должны добиваться от региональных и муниципальных властей четких планов  и действий по решению проблемы.

Благодаря принимаемым мерам снижается количество нарушений, выявляемых в сфере пожарной безопасности в социальных учреждениях. В 2012 году по сравнению с 2011-м их число в целом по регионам федерального округа уменьшилось  в 1,5 раза, а по сравнению с 2010-м – почти в 2.

Снизилось количество юридических и должностных лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. Большая часть выявленных нарушений была устранена в течение года.

Вместе с тем число нарушений остается большим. В некоторых случаях недостатки в организации пожарной безопасности не устраняются из-за отсутствия скоординированных усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и представителей федеральных структур.

В сфере санитарной безопасности количество выявляемых нарушений также снижается: в 2012 году уменьшилось в 1,7 раза по сравнению с 2011-м и в 2 раза – по сравнению с 2010-м.

Вместе с тем допускались случаи массовых заболеваний.

По-прежнему острой остается ситуация с обеспечением санитарной безопасности в Республике Тыва.

Общей проблемой многих учреждений с круглосуточным проживанием людей является недостаточный уровень обеспечения профессиональными кадрами. Но особую озабоченность вызывает их обеспечение медицинским персоналом.

В  2012 году в Ульяновской области продолжался экономический подъем и эта динамика позволила этому субъекту Российской Федерации прочно закрепиться среди лучших регионов Приволжского федерального округа, а по некоторым направлениям и занять лидирующие позиции  в целом по стране. О том, за счет чего удалось добиться таких сдвигов, в статье "Ключевая задача – создать конкурентную среду, обеспечивающую устойчивый экономический рост" рассказывает губернатор Ульяновской области С. Морозов.

Так, по словам автора статьи, продвинуться удалось во многом за счет совершенствования механизмов и инструментов развития, создания условий для качественного изменения региональной экономики.

Важнейшим направлением экономической политики руководство области считает формирование конкурентной модели развития. Для развития и укрепления этой экономической модели продолжалось совершенствование инфраструктуры развития кластеров, промышленных зон и портовой особой экономической зоны. В прошлом году на развитие промышленных зон было направлено 102 млн. рублей.

Сразу два высокотехнологичных кластера – авиационный и ядерно-инновационный – вошли в число 25 лучших в Российской Федерации. Им будет оказана административная и финансовая поддержка за счет федерального центра.

Самые ощутимые результаты достигнуты в развитии авиационного кластера, число  участников которого  выросло до 50. Он является  единственным  из российских кластеров, вошедших в Европейское сообщество авиационных кластеров.

В 2013 году планируются еще несколько знаковых событий, связанных с авиационной отраслью. Нынешним летом будут выпущены первые комплектующие для самолетов на уникальном предприятии – заводе "АэроКомпозит".

Область приступает к созданию индустриальных парков авиационной направленности. В прошлом году увеличилось количество предприятий автомобильной отрасли.

В качестве важного ресурса развития  рассматривается кластер креативных индустрий.

В 2012 году общая ситуация с количеством транспортных происшествий в Российской Федерации не улучшилась, хотя по сравнению с предыдущим годом удалось избежать крупных катастроф с большими человеческими жертвами. В статье "На первом месте – высокое качество и безопасность транспортных услуг" руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А. Касьянов анализирует ситуацию.

В течение года прошло более 90 тыс. проверок хозяйствующих субъектов, в ходе которых выявлено 182 тыс. нарушений транспортного законодательства и выдано 43 тыс. предписаний на их устранение. К административной ответственности привлечены 107 тыс. нарушителей.

Созданная Ространснадзором единая информационная система АС "Мониторинг" позволила объективно оценивать результаты контрольной и надзорной деятельности и видеть реальные показатели интенсивности и качества работы различных территориальных управлений.

Так, в некоторых территориальных управлениях систематически нарушают сроки проведения проверок, определенные ежегодным планом. Законодательством результаты таких проверок признаются недействительными.

Ряд территориальных управлений не наладили тесного взаимодействия с органами прокуратуры на этапе согласования и утверждения годовых планов, что привело к расхождениям в планах проверок, размещенных на сайтах Ространснадзора и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Автор статьи подробно информирует о состоянии дел с различными видами надзора – авиационным, на железнодорожнои и автотранспорте, анализирует работу по контролю за водным транспортом.

В целом в результате контрольной и надзорной деятельности по транспортной безопасности вдвое увеличилось количество постановлений о привлечении к административной ответственности и втрое выросла сумма взысканных штрафов.

Под постоянным контролем Ространснадзора субъекты транспортной инфраструктуры устранили свыше 8,5 тыс. нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, снижавших защищенность объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Автор статьи обращает внимание на то, что на транспорте более чем в 2,5 раза выросло количества сообщений об угрозах или совершении актов незаконного вмешательства, почти в 2 раза – об обнаружении подозрительных предметов, похожих на самодельные взрывные устройства.

Решение задач эффективного надзора за выполнением требований по обеспечению транспортной безопасности  возможно только с применением самых современных инновационных технологий, отмечает автор статьи, приводя соответствующие примеры.

В Послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. большое внимание уделено системе работы контрольных и  надзорных органов страны. В статье "Контрольная и надзорная деятельность на муниципальном уровне: проблемы и пути их решения", подготовленной по материалпм Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике и публикуемой под рубрикой "Анализируя ситуацию", идет речь об основных проблемах во взаимоотношениях контрольных и надзорных органов с органами местного самоуправления.

Одна из главных проблем их взаимоотношений заключается в том, что во многих случаях реализация конкретных предписаний контрольных и надзорных органов об устранении нарушений подразумевает значительные затраты местных бюджетов, которые зачастую не только не позволяют решать иные вопросы местного значения (приводя  в дальнейшем к нарушениям законодательства), но и превышают возможности местных бюджетов.

Как правило, ни контрольные и надзорные органы,  ни суды при проведении проверок и принятии решений не учитывают отсутствие средств в местном бюджете, в том числе невозможность исполнения предъявляемых требований в установленные сроки.

Учитывая дотационный характер большинства местных бюджетов, обязывание муниципальных образований, особенно сельских поселений, осуществлять отдельные требования является для них обременительным. Это касается мер по организации пожарной безопасности, приобретению пожарной техники, строительству дорог с твердым покрытием и ремонту автодорог местного значения, строительству объектов гражданской обороны и многих других.

Контрольные и надзорные органы обязывают органы местного самоуправления осуществлять те или иные конкретные мероприятия, предусматривать определенные расходы бюджета, на деле вторгаясь тем самым в компетенцию органов местного самоуправления, нарушая их самостоятельность и подменяя их в определении направлений и очередности решения вопросов местного значения, объемов расходования бюджетных средств. Это нарушает и Конституцию Российской Федерации, и федеральное законодательство.

Многие из указанных проблем во взаимоотношениях контрольных и  надзорных органов государственной власти с органами местного самоуправления обсуждались на заседании Совета по развитию местного самоуправления, состоявшемся 31 января     2013 г.

По итогам его заседания реализуется перечень поручений, направленных на урегулирование взаимоотношений контрольных и надзорных органов государственной власти с органами местного самоуправления

Исполнилось 10 лет со дня создании специализированного органа по борьбе с наркотиками – Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России). В статье "Задача первостепенной важности – обеспечить доступность и повысить эффективность услуг по реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан" председатель Государственного антинаркотического комитета, руководитель Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванов анализирует современную ситуацию в стране, напоминает о сделанном и намечает задачи на будущее.

По словам В. Иванова, за десять лет сотрудникам ведомства удалось пресечь деятельность 40 тыс. организованных групп и преступных сообществ, раскрыть более 7,5 тыс. преступлений, связанных с легализацией преступно нажитых доходов на общую сумму более 4 млрд. рублей. Ликвидировано 34 тыс. наркопритонов, из незаконного оборота изъято более 1 тыс. т подконтрольных веществ.

Благодаря консолидации усилий правоохранительных органов удалось снизить уровень наркопреступности и стабилизировать наркоситуацию в стране. За последние пять лет смертность среди молодежи сократилась почти в полтора раза.

Автор статьи отмечает, что, по его мнению, созданы все предпосылки для коренного перелома наркоситуации и кардинального снижения уровня наркотизации населения. В то же время становится очевидно, что решить проблему наркомании одними полицейскими мерами невозможно.

По данным проведенного в 2012 году мониторинга наркоситуации в России насчитывается до 8,5 млн. лиц, с разной степенью регулярности употребляющих наркотики, что составляет до 6% населения страны. Наказаниям за правонарушения, связанные с наркотиками, подвержены свыше 1,5 млн. человек. Именно они обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране, одновременно образуя как рынок спроса на наркотики, так и инфраструктуру их сбыта.

Дальнейшая интенсификация мер полицейского характера как основной метод борьбы с наркоманией себя уже исчерпала, подчеркивает глава ФСКН России.

Уничтожение существующего наркорынка возможно только путем кардинального снижения спроса на наркотики через реализацию политики, направленной на побуждение наркопотребителей к лечению и обеспечение доступности и эффективности услуг по реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан. Сегодня это первоочередная задача глобального характера не только ФСКН России, но общества и государства в целом.

Первые важные шаги уже сделаны. Государственным антинаркотическим комитетом во взаимодействии с заинтересованными ведомствами разработана многоплановая методика мониторинга наркоситуации.

В 2012 году вступили в силу законодательные инициативы ФСКН России, предусматривающие возможность предоставления отсрочки наказания для наркозависимых лиц, добровольно изъявивших желание пройти лечение, а также комплексную реабилитацию.

Исключительно карательный уклон административной и уголовной ответственности остается в прошлом, она перенацеливается на побуждение и активизацию социальных механизмов противодействия наркомании.

Модели подобного социального контроля успешно реализуются в ряде стран Европейского союза и США. Мировой опыт подтверждает эффективность сочетания полицейских и социальных мер в отношении наркозависимых, в том числе предоставления наркопотребителю альтернативы наказанию за правонарушение в виде прохождения курса комплексной реабилитации.

Ближайшие два – три года должны стать временем решительного перелома наркоситуации, безусловного снижения уровня наркомании и наркопотребления, отмечает В. Иванов в заключении статьи.

Падение 15 февраля 2013 г. на территории Российской Федерации крупного метеорита привлекло внимание всего мира к разработка мер по обеспечению защиты населения и социальной инфраструктуры от космических рисков и угроз. В статье "На борьбу с метеоритной и астероидной опасностью нацелена государственная система предупреждения" Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. Пучков  рассказывает о том, как строится соответствующая работа.

Министр напоминает, в частности, что МЧС России занимается проблемами защиты населения от космических рисков и угроз более двадцати лет. Однако опыт наблюдения за падением челябинского метеорита и ликвидация последствий этой чрезвычайной ситуации стали уникальными, и их изучение позволит внести корректировки в дальнейшую деятельность ведомства.

По мнению автора статьи, для защиты от метеоритной и астероидной опасности целесообразно предпринять ряд мер.

Очевидно, что необходимо расширить международное сотрудничество в области раннего предупреждения о метеоритной и астероидной опасности. Поэтому целесообразно создать международный космический сегмент, включающий орбитальные спутники, способный отслеживать даже небольшие космические объекты, угрожающие Земле.

МЧС России уже приступило к формированию  международной сети опорных кризисных центров в разных уголках земли для координации гуманитарной деятельности.

Необходимо также провести комплекс научно-исследовательских изысканий по вопросу реализации проекта Международной аэрокосмической системы глобального мониторинга (МАКСМ) с последующей разработкой системного проекта.

Важным является выработка стратегии реагирования сил и средств МЧС, а также гражданской обороны по защите населения от астероидной и метеоритной опасности. Необходимо внести соответствующие нормы в действующее законодательство, создать новые сегменты в системах управления и подготовки подразделений для  работы в этих условиях.

Опасность из космоса является реальной угрозой для всего человечества, поэтому справиться с ней можно лишь объединенными усилиями.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня публикуется статья начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Паламарчука "Защита прав предпринимателей – под строгим прокурорским надзором" и подборка информационных сообщений под общим заголовком "На переднем крае борьбы с криминалом", предоставленных пресс-службой Главного управления уголовного розыска  МВД России.

Автор статьи напоминает, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.  № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предусмотрен целый ряд мер, направленных на повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан, достижение технологического лидерства российской экономики. Значительная  часть этих мер призвана кардинальным образом улучшить условия ведения бизнеса в стране.

В последние годы органы прокуратуры Российской Федерации целенаправленно обеспечивают надзор за соблюдением прав предпринимателей. В 2008 году был  издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации, которым прокуроры ориентированы на системную работу на данном приоритетном участке.

В мае 2012 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации во исполнение поставленных Президентом Российской Федерации задач был также принят ряд мер, направленных на реорганизацию деятельности органов прокуратуры по надзору за соблюдением прав предпринимателей: в центральном аппарате создано специализированное управление, а аналогичные подразделения образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации.

За 2010 – 2012 гг. прокурорами было пресечено свыше 330 тыс. нарушений законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечены более 42 тыс. виновных лиц.

Всего по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 1,8 тыс. должностных лиц, к административной – 180, более 400 – предостережено о недопустимости нарушений закона. По материалам прокурорских проверок возбуждено 26 уголовных дел.

Подборка информационных материалов под общим заголовком "На переднем крае борьбы с криминалом" составлена по материалам пресс-службы Главного управления уголовного розыска  МВД России.

Информационную подборку открывает сообщение о пресечении сотрудниками Главного управления уголовного розыска МВД России совместно с коллегами из ГУ МВД России по г. Москве канала поставок афганского героина на территорию Российской Федерации.

Было установлено, что в г. Москве готовится к продаже крупная партия наркотиков. Результатом специально спланированной операции стало задержание автомашины, в которой ехали двое граждан Таджикистана. При ее осмотре было обнаружено 5 кг героина.

Позднее был задержан третий подозреваемый и возбуждено уголовное дело.

Приводится сообщение о действиях этнической организованной преступной группы, совершившей серию краж банкоматов на территории Московского региона. Не мудрствуя лукаво, преступники отрывали банкоматы и терминалы оплаты от пола, вывозили в уединенные места и взламывали. Таким путем они получили 2 млн. рублей.

Подборка содержит  целый ряд информаций о преступлениях, предотвращенных и раскрытых полицией: незаконной добыче животных, грабежах и мошенничествах.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ