логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 5, 2013

МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ: В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ КАЖДАЯ МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

В пятом номере издания опубликованы актуальные статьи  и аналитические материалы, раскрывающие ключевые направления государственного строительства, методику проведения и конкретные результаты проверок, проведенных контрольными  и надзорными органами страны. Квинтэссенцией всех публикаций является контроль за реализацией задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также освещение мер, предпринимаемых органами исполнительной власти и должностными лицами по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Статья «Материнский капитал: в зоне особого внимания каждая многодетная семья», открывающая очередной номер «Президентского контроля», затрагивает важнейшую социальную тему, находящуюся под постоянным контролем Президента Российской Федерации.

В ней проанализированы результаты проверки контрольным департаментом аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе условий, порядка назначения и предоставления данной социальной выплаты, реализуемых во всех 12 субъектах Российской Федерации, входящих в состав данного округа.

По итогам проверки установлено, что в Республике Хакасия, Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях право на материнский капитал возникает однократно со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.

В республиках Алтай и Тыва указанное право наступает при рождении (усыновлении) четвертого и пятого ребенка или последующих детей соответственно.

В Республике Бурятия материнский капитал установлен с 2011 года в форме единовременной выплаты на приобретение жилых помещений семьям, имеющим семь и более несовершеннолетних детей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, из расчета 11 кв. метров на одного ребенка  и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по республике.

В Республике Хакасия, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях размер материнского капитала был установлен в сумме 100 тыс. рублей,  в 4 регионах –  республиках Алтай и Тыва, Алтайском и Забайкальском  краях – 50 тыс. рублей.

С 1 января 2013 г. в результате индексации размер регионального материнского капитала увеличен по сравнению с 2012 годом в Алтайском и Забайкальском краях (с 50 до 52,7 тыс. рублей), в Красноярском крае и Омской области (со 106 до 111,8 тыс. рублей), в Кемеровской области (со 100 до 130 тыс. рублей).

Как отмечается в статье, основным направлением расходования средств по-прежнему является улучшение жилищных условий.

Контроль за реализацией права на получение материнского капитала в регионах, в которых сроки выплат не наступили, поручено осуществлять главным федеральным инспекторам в соответствующих субъектах Российской Федерации.

В рубрике «Стратегия развития» помещена статья Министра транспорта Российской Федерации  М. Соколова «Ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы  – ключевой фактор экономического роста».          

Основная мысль статьи руководителя транспортной отрасли страны заключается в том, что макроэкономические итоги деятельности транспортного комплекса показали результативность государственной политики в данной сфере. Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, за последние 10 лет увеличилась в сопоставимых ценах в 2,3 раза и составляет 7% валового внутреннего продукта страны. Экспорт транспортных услуг в 2011 году вырос почти в 5 раз и достиг более 14 млрд. долларов США (без трубопроводного транспорта). Это треть от экспорта всех видов услуг.

Организациями транспортного комплекса перечислено в бюджетную систему страны почти 515 млрд. рублей налоговых платежей, в том числе 441 млрд. – в федеральный бюджет.

По данным, приведенным в статье  М. Соколова, с 2000 года объем инвестиций в транспортный комплекс вырос в сопоставимых ценах почти в 2 раза и в 2011 году составил 1,2 трлн. рублей (примерно 11% от общего объема инвестиций в экономику Российской Федерации).

За последнее десятилетие грузооборот транспортного комплекса вырос на 35% и достиг 2,6 трлн. тонно/километров. Докризисный уровень 2008 года превышен на 3,6%.

В 2012 году положительные тенденции сохранялись, а по некоторым показателям наблюдался значительный рост.

В рамках федеральных целевых программ проводилась целенаправленная работа по поддержанию в работоспособном состоянии и модернизации всех ключевых сегментов транспортной инфраструктуры страны. При этом все в большей степени стали проявляться существенные ограничения роста экономики, обусловленные состоянием и уровнем развития транспорта и дорог.

Как отмечается в статье, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет эффективно удовлетворять спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечивать конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг и поддерживать должный уровень мобильности населения.

Транспортная подвижность преобладающей части населения остается на низком уровне – около 7 тыс. км на 1 человека в год – и становится одним из основных препятствий к снижению напряженности на региональных рынках труда. Многие проблемы развития транспортной системы России остаются нерешенными и в значительной мере усугубляются.

По-прежнему высоки риски гибели населения в дорожно-транспортных происшествиях. Продолжает увеличиваться негативное воздействие транспорта на окружающую среду. Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов хронически недофинансирована и не обладает резервами долговременной устойчивости. Объем финансирования инвестиционной программы железнодорожной отрасли значительно ниже уровня, предусмотренного Транспортной стратегией Российской Федерации.

Ухудшается техническое состояние объектов инфраструктуры и локомотивного парка. В связи с этим растет количество участков железных дорог с ограниченными пропускными способностями, протяженность которых составляет более 6 тыс. км, а к 2015 году может составить более 13 тыс. км.

По мнению М. Соколова, реализуемая Минтрансом России Транспортная стратегия позволит обеспечить доступность и повысить качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны.

Снизить до минимума экологические риски  при использовании водных ресурсов страны – такую задачу ставит перед сотрудниками возглавляемого  им ведомства руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В. Кириллов, статья которого опубликована в анонсируемом номере издания.

Российская Федерация обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом. Наряду с самыми протяженными в мире морскими прибрежными зонами и громадным речным стоком в стране насчитывается 13 крупных судоходных речных бассейнов, 7 из которых находятся в Уральском,  Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Бассейны крупных судоходных рек Оби, Енисея, Лены, Колымы и Амура жизненно и экономически связывают многие субъекты Российской Федерации.

Однако обилие водных ресурсов – не только великое благо, но и большая ответственность за их сохранение, что подтверждается принятием Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Морской доктрины Российской Федерации и других нормативных правовых актов и программ, направленных на  рациональное использование и охрану водного потенциала России.

Как подчеркивает в своей статье В. Кириллов, государственный надзор за рациональным использованием и охраной водных ресурсов Российской Федерации является важным инструментом для реализации единой экологически ориентированной государственной политики и, как следствие,  важнейшим направлением в деятельности Росприроднадзора.

Кроме непосредственно водоохранной деятельности, государственный надзор призван обеспечить соблюдение особого правового режима при эксплуатации земельных участков и объектов недвижимости, которые расположены в водоохранных или санитарных зонах.

При решении этих задач наиболее актуальной является проблема экологического вреда (или экологического ущерба), наносимого в настоящем и накопленного в прошлом в результате хозяйственной и иной деятельности, и оказывающего существенное влияние на качество жизни населения страны.                                                   

Превентивные меры в значительной степени способствуют предотвращению возможных экологических рисков.

Ежегодно в водные объекты России сбрасывается до 52 куб. км сточных вод. Треть из них очищается плохо или не очищаются вовсе.

По оценкам специалистов, ежегодно с этими сточными водами в поверхностные водные объекты России поступает более 12 млн. т загрязняющих веществ.

В статье отмечается, что при осуществлении правоприменительной деятельности Росприроднадзором применяется большой набор средств, направленных на устранение выявленных нарушений, – от выдачи предписаний и представлений (в рамках административного производства), до предъявления сумм ущерба (в рамках арбитражного производства). С добросовестными природопользователями действует практика заключения мировых соглашений.

Особое внимание уделяет Росприроднадзор охране водных ресурсов озера Байкал. По мнению специалистов, охрана этой уникальной экосистемы должна начинаться далеко от границ ее географического положения.

В связи с этим было принято решение об усилении надзорной деятельности в буферной экологической зоне (надзор за предприятиями, сбрасывающими стоки в водные объекты Иркутского региона) и в зоне атмосферного влияния (надзор за организациями, производящими выбросы в атмосферу, расположенными в Республике Бурятия).

В федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» предусматривается значительное бюджетное финансирование на приобретение оборудования для Росприроднадзора.

По мнению главы природоохранного ведомства, для улучшения экологической ситуации на водных акваториях страны необходимо обеспечить расширение дислокации, укрепление и укомплектование специалистами соответствующей квалификации подразделений территориальных органов Росприроднадзора, осуществляющих государственный экологический надзор, а также  подведомственных Росприроднадзору федеральных бюджетных учреждений – дирекций по техническому обеспечению надзора на море и центров лабораторного анализа и технических измерений, осуществляющих техническое обеспечение экологического надзора на внутренних водных путях и на море. Они нуждаются также в дооснащении производственными помещениями, транспортными средствами, современными морскими и речными судами, а также техническими средствами ведения контроля и анализа. 

 В 2013  году будет завершено создание национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан и осуществлен коренной пересмотр антинаркотического законодательства, что позволит приступить к решительным практическим мерам борьбы с наркоманией во всех регионах страны. Как строится работа в данном направлении говорится в статье председателя Государственного антинаркотического комитета,  директора Федеральной службы Российской Федерации    по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова.

По сути дела, в каждом субъекте Федерации  в рамках единой национальной системы создается своя оригинальная региональная система социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей как система социальной защиты граждан России от наркомании.

И в этом плане разработка межведомственной президентской программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» призвана стать важнейшим координационным фактором. С этой целью на базе аппарата Государственного антинаркотического комитета и Научно-исследовательского центра Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН России)  создан штаб по разработке президентской программы.

ФСКН России получила из регионов  предложения по организации данной программы, принципам совместного финансирования, а также заявки по конкретным проектам развития социальной реабилитации. Все они внимательно изучены и активно используются в работе.

Как подчеркивает в своей статье В. Иванов, наркоситуация в России крайне тяжелая. Достаточно сказать, что согласно экспертным оценкам, среди нас живут более 8 млн. наркопотребителей, которые образуют как рынок спроса, так и инфраструктуру сбыта наркотиков.  Именно на их долю приходится  80% всей уличной преступности в стране.

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики и следуя указаниям  Президента Российской Федерации необходимо  в ближайшие три – пять лет кардинально сократить уровень и масштаб наркомании.

Жизнь диктует необходимость реализации политики, направленной на денаркотизацию, а по сути дела, на декриминализацию общества через кардинальное снижение спроса на наркотики, законодательно выдавливая наркопотребителей из свободного обитания в обществе в специализированные центры социальной реабилитации для прохождения обстоятельного  и долгосрочного курса освобождения от наркозависимости.

Между тем в нашей стране нет национальной системы социальной реабилитации и ресоциализации, а имеющиеся примерно 500 негосударственных реабилитационных центров действуют как умеют, на свой страх и риск, практически вне государственной поддержки и вне правового поля.

В этом плане важное значение может иметь созданная недавно  Ассоциация реабилитационных центров, которую учредили 18 регионов. Она ставит своей задачей создание национальной реабилитационной индустрии и организацию устойчивого партнерства организаций гражданского общества с государством на федеральном и региональном уровнях.

В очередном номере издания публикуются материалы о подготовке к пожароопасному сезону 2013 года, представленные  пресс-службой  Федерального агентства лесного хозяйства.

Федеральным агентством лесного хозяйства (далее – Рослесхоз)  своевременно выполнен весь комплекс мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону: в регионы  направлены средства субвенций федерального бюджета на охрану лесов от пожаров, проведены целевые проверки готовности к пожароопасному сезону всех субъектов Российской Федерации, организована работа федеральной и региональных диспетчерских служб.

До начала пожароопасного сезона проведено лицензирование организаций по охране лесов от пожаров. Так, на конец 2012 года была выдана 751 лицензия на тушение лесных пожаров.

Утвержден план межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения, в котором задействованы 2796 человек и 2882 единицы техники из 71 субъекта Российской Федерации.

Сформирован федеральный резерв ПДПС (Парашютно-десантная пожарная служба).

Выделены средства на укрепление материально-технической базы лесопожарных формирований.

В рубрике «Новые технологии контроля» помещена статья руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С. Данкверта «Особое внимание – качеству зерна и продуктам его переработки», проблематика которой приобретает особую актуальность в связи с подготовкой к летней уборочной кампании.

Согласно данным, приведенным в статье, за истекший год подведомственными Россельхознадзору учреждениями в рамках проводимого территориальными управлениями Россельхознадзора государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), карантинных фитосанитарных обследований (контрольных, систематических), а также карантинного фитосанитарного мониторинга на территории страны проведено более 2,5 млн. экспертиз подкарантинной продукции, в том числе 890 тыс. – импортной и более 1,6 млн. – отечественной продукции.

В 2012 году в целях обеспечения государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки территориальными управлениями Россельхознадзора по приглашению органов прокуратуры в качестве экспертов было проведено 7104 проверки, из них 2809 плановых, 4070 внеплановых и 225 проверок – на предмет соблюдения требований законодательства при хранении зерна и продуктов его переработки.

Выявлено 2263 нарушения. Объем зерна и продуктов его переработки, не соответствующих требованиям нормативных документов, составил около 320,1 тыс. т (6,5 % от проверенного).

Было выдано 1221 предписание об устранении выявленных нарушений, из них 1069 – исполнено. Составлено 1484 протокола, вынесено 1734 постановления о наложении административных штрафов. Сумма наложенных штрафов составила 3,8 млн. рублей, взысканных — 3,4 млн. рублей (89,4 % от наложенных).

Испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными Россельхознадзором, была проведена оценка соответствия качества и безопасности свыше 60 млн. т зерна и продуктов его переработки.

Выявлено более 6 млн. т некачественной и опасной продукции (по содержанию токсичных элементов, зараженности вредителями хлебных запасов, органолептическим показателям, содержанию металломагнитной примеси, засоренности и другим показателям качества).

За 2012 год должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора проведено 20,7 тыс. контрольных и надзорных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, из них 15,6 тыс. плановых проверок и 5,1 тыс. внеплановых, в том числе 3 тыс. проверок по исполнению ранее выданных предписаний.

В результате было выявлено 15,8 тыс. случаев нарушений законодательства в указанной области, из них 5,8 тыс. нарушений устранено.

В 2013 году  Россельхознадзором  намечен целый комплекс контрольных и надзорных меоприятий, направленных на повышение качества зерна и продуктов его переработки.

В настоящее время в Российской Федерации обеспечение государственного контроля (надзора) за безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки предлагается осуществлять в рамках формируемой в Таможенном союзе системы технического регулирования.

Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности зерна» и «О безопасности пищевой продукции», утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №№ 874 и 880, вступают в силу с 1 июля 2013 г.                                                           

  В статье  прокурора Республики Мордовия В. Мачинского, помещенной в рубрике «На страже закона и порядка», поднимаются назревшие вопросы, связанные с усилением прокурорского надзора в сфере регионального и муниципального нормотворчества, и предлагаются пути их решения. 

Интенсивное обновление федерального законодательства диктует не­обходимость постоянного совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации и повышения уровня муниципального нормотворчества.

В связи с этим роль органов прокуратуры в механизме регулирования правоотношений органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления становится все более заметной.

Необходимость для прокуроров заниматься правотворче­ством обусловлена тем, что полномочия по принятию законов и иных нормативных правовых актов, внесение в них дополнений являются прерогативой органов законодательной и исполнительной власти. Добиться от органа власти принятия правового акта мерами прокурорского реагирования в рамках осуществления надзорных функций проблематично. Как показывает судебная прак­тика, суды отказывают прокурорам в удовлетворении заявлений, содержа­щих требования об обязании какого-либо органа власти принять тот или иной правовой акт, рассматривая это как вмешательство судов в полномочия органов законодательной власти и нарушение конституционного принципа разделения властей.

Как оттмечает В. Мачинский, участие прокурора в правотворческом процессе достаточно многогранно и осуществляется в разных формах. Кроме внесения в законодательный орган проектов за­конов, проку­рорами используется такая форма, как направление по результатам правового мониторинга в органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации представлений или информа­ций с предложениями о разработке и принятии нормативных правовых актов в целях устранения пробелов и противо­речий в правовом ре­гулировании об­щественных отношений, препятствую­щих осуществлению прав и свобод че­ловека и гражданина, и исполнению за­конов.

С 2008 по 2012 год во исполнение представлений и информаций прокурора Республики Мордовия было принято 26 за­конов и 37 нормативных правовых актов органов исполнительной власти республики.

Среди них нормативные право­вые акты по таким актуальным вопросам, как установление порядка обеспе­чения жилыми помещениями де­тей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей; увеличение размера ежемесячного денежного пособия на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье до 5,5 тыс. рублей; обеспечение бесплатного питания детей из малоимущих семей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях; определение нормативов расходов за реа­лизацию основ­ных общеобразователь­ных программ; распределение разре­шений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуще­ствляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, расположенных на территории Рес­публики Мордовия и целый ряд других.

Прокуратура Республики Мордовия проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов на стадии проектов. Так, в 2010 году органами государственной власти республики на основании заключений прокуратуры исключены кор­рупциогенные факторы из 30 проектов нормативных правовых актов, в 2011-м – из 33, в 2012-м – из 25 проектов.

Приве­денная выше статистика показы­вает, что вмешательство прокура­туры на проектной стадии предупреждает принятие право­вых ак­тов, противоречащих зако­нам и содержащих коррупциогенные факторы.

В рубрике «На страже закона и порядка помещена также подборка материалов о работе  сотрудников подразделений  уголовного розыска МВД России по пресечению деятельности организованных преступных групп.

Сложную и кропотливую работу российских сыщиков характеризует проведенная ими операция по задержанию участников международной организованной группы, подозреваемых в совершении краж, грабежей и разбоев.

Группа состояла из граждан Грузии и действовала на территории Московского региона. Ее участники длительное время совершали кражи из салонов автомашин на участке Ленинградского шоссе в Московской области. Зачастую для завладения имуществом злоумышленники не останавливались перед совершением грабежей и разбоев.

В результате проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий при совершении кражи имущества и денег из припаркованного автомобиля в Солнечногорском районе Московской области были задержаны двое участников группы – граждане Грузии 42 и 38 лет.

Оба задержанных проживали на территории Московского региона без регистрации и ранее уже привлекались в России к уголовной ответственности. Первый в 2006 году был приговорен к пятилетнему сроку лишения свободы за похищение человека, нарушение неприкосновенности жилища и незаконное лишение свободы. Другой в 2000 году был осужден на десять лет за разбой. После освобождения в 2010 году, чтобы избежать выдворения, он жил в России по поддельным документам.

По факту совершенного преступления СО ОМВД России по Солнечногорскому району возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 2. ст. 158 (покушение на кражу) УК РФ.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ