логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень № 3, 2013

ПРИНЯТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

В третьем номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Номер открывается статьей "Принять дополнительные меры по обеспечению лекарственными препаратами льготных категорий граждан", подготовленной по материалам  контрольного департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

В ходе специально организованной проверки изучалась ситуация с обеспечением лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг (бесплатный отпуск лекарственных средств и с 50%-й скидкой), страдающих болезнями, входящими в перечень 7 высокозатратных нозологий ("7 ВЗН"), а также редкими заболеваниями.

Проверка показала, что с 2010 по I полугодие 2012 г. органами государственной власти регионов округа и органами местного самоуправления принимались меры, направленные на соблюдение прав граждан на своевременное и полное лекарственное обеспечение.

В целом 95,4% участников опросов, проведенных по затронутому вопросу, оценили состояние льготного лекарственного обеспечения как "хорошее" и "удовлетворительное" и только около 4% - как "неудовлетворительное".

В то же время проверка показала, что органы исполнительной власти всех уровней в регионах Приволжского федерального округа не в полной мере обеспечивают исполнение законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам лекарственного обеспечения граждан.

Поэтому было признано целесообразным на федеральном уровне среди прочих мер расширить перечень заболеваний, финансируемых из федерального бюджета, увеличить объем финансирования расходов на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан с учетом структуры заболеваний на конкретной территории, а также обеспечить организацию в установленные сроки поставок лекарственных препаратов, централизованно закупаемых на федеральном уровне. Необходимо также ускорить создание единой базы данных больных жизнеугрожающими  и  редкими заболеваниями  и разработать стандарты оказания медицинской помощи по данным заболеваниям.

На региональном уровне необходимо обеспечить доступность   лекарственной    помощи   для   населения, выполнение поставщиками лекарственных препаратов обязательств в соответствии с условиями госконтрактов, дополнительное финансирование за счет регионального бюджета с учетом ситуации по заболеваемости, и надлежащий контроль за выполнением уполномоченными фармацевтическими организациями условий государственных контрактов.

В Российской Федерации завершена разработка программы подготовки к летним Олимпийским играм 2016 года, которые пройдут в г. Рио-де-Жанейро, с учетом сохранения позиций, завоеванных российскими спортсменами и добавления тех видов спорта, которые являются для страны приоритетными. Об этом Министр спорта Российской Федерации В. Мутко рассказывает в статье "Развивать спорт высших достижений, создав систему стабильной подготовки атлетов", публикуемой под рубрикой "На контроле Президента".

Автор сообщает, что был проведен анализ выступления паралимпийской и олимпийской российских национальных команд на прошедших международных соревнованиях, и подробно рассказывает о подготовке к последующим состязаниям.

В 2009 году Правительством Российской Федерации была принята стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года.  Это документ, ориентирующий на развитие спорта высших достижений, материально-технической базы, детско-юношеского и массового спорта, создание системы стабильной подготовки спортсменов. Среди других ставится задача к 2015 году обеспечить тренировочными центрами и базами все 52 вида спорта. 

В настоящее время для обеспечения всех видов спорта тренировочными центрами не хватает еще двух-трех центров, – для десяти летних видов и четыре зимних, – таких, например, как фристайл и сноуборд. Но работа ведется и соответствующая программа разработана.

Отметив то положительное, что было сделано за минувшие годы, Министр одновременно признал, что по решению вопросов научного и научно-методического обеспечения спорта страна уступает ведущим спортивным державам. Это связано с отсутствием современного технологического оборудования и старением научных кадров.

Он напомнил, что по поручению Президента Российской Федерации ведется преобразование  научных центров в соответствии с современными требованиями. Соответствующую работу Министерство будет наращивать вместе с Российской академией наук, в которой создана специальная комиссия.

Не менее важным слагаемым успеха в современном спорте является наличие высококвалифицированных специалистов и тренеров. Ежегодно в России выпускается 9 тыс. квалифицированных специалистов в области спорта, но дефицит тренеров по-прежнему велик и в этом направлении предстоит еще много работать.

Необходимо также завершить процесс передачи всех детских юношеских школ в ведение органов исполнительной власти.

Впереди много спортивных состязаний, в числе которых Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы. При условии последовательной и целенаправленной реализации стратегии развития физической культуры и спорта можно рассчитывать на успех, подчеркивает автор статьи.

Стержнем всего хозяйственного механизма Дальнего Востока является транспортная система. Удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11%, в то время как в среднем по России – около 7%. В статье "Эффективно действующая транспортная система – ключевой вектор в развитии экономики Дальнего Востока и Забайкалья" Министр транспорта Российской Федерации М. Соколов знакомит читателей с развитием транспортной инфраструктуры.

 

Министр напоминает, что такое развитие осуществляется в рамках "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года", "Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года" и "Транспортной стратегии до 2030 года". Основным инструментом реализации стратегии являются федеральные целевые программы (ФЦП) "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", а также "Развитие транспортной системы России до 2015 года".

Помимо этого, существуют еще и ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов" и "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года".

Финансирование в рамках ФЦП осуществляется преимущественно за счет средств федерального бюджета, при этом приоритет отдается комплексным проектам.

Расчеты показывают, что в случае, если не будут реализованы запланированные для развития железнодорожной инфраструктуры мероприятия – в 2015 году не будет вывезено более 30 млн. т грузов, а ежегодные потери бюджетной системы составят до 18 млрд. рублей.

Для реализации мероприятий, направленных на развитие железнодорожной инфраструктуры, Министерство предлагает проработать вопрос о введении инвестиционной составляющей в тариф на грузовые железнодорожные перевозки, что даст гарантированный источник для реализации проектов. Сборы от данного вида инвестиционной составляющей предлагается в приоритетном порядке направить на развитие той части транспортной инфраструктуры железных дорог на Дальнем Востоке, где привлечение частных капиталов проблематично из-за низкой окупаемости проектов.

Еще одним возможным источником привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры может послужить предоставление приоритетного права грузоотправителей, осуществляющих софинансирование мероприятий по развитию инфраструктуры общего пользования, на получение услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Кроме того, Министерство считает необходимым внести изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.

Указанные предложения по всем видам транспорта позволят в значительной мере удовлетворить потребности Дальнего Востока и Забайкалья в транспортной инфраструктуре, которая станет основой устойчивого экономического роста в регионе.

За десять лет существования Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков она наработала значительный опыт выявления  и расследования наркопреступлений. Служба расследует более 80% всех наркопреступлений, совершенных в организованных формах; направляет в суды более половины от всех относящихся к ним оконченных правоохранительными органами страны уголовных дел. Все без исключения факты отмывания преступных доходов, уголовные дела по которым были направлены в суд, также были расследованы  органами ФСКН России. Эти факты приводятся в статье председателя Государственного антинаркотического комитета, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова "Новые подходы в борьбе с наркоманией: комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, отказавшихся от употребления наркотиков".

Главный вывод, который содержится в статье, заключается в том, что только полицейскими методами общество от наркомании не спасти. По мнению В. Иванова, необходимо проводить политику, направленную на денаркотизацию, а по сути дела, на декриминализацию общества через профилактику и снижение спроса на наркотики, законодательными средствами вытесняя наркопотребителей из общества в специализированные центры комплексной реабилитации для прохождения курса освобождения от наркозависимости.

Речь, таким образом, идет о переходе всей судебно-законодательной системы страны к принципиально новому институту альтернативной ответственности. То есть действующее законодательство, правоприменительная практика должны быть выстроены исходя не из логики наказания как способа возмездия наркопотребителям, а путем вовлечения наркопотребителей по решению суда в программы освобождения от наркозависимости.

При этом, по мнению главы ФСКН, у преступившего закон наркопотребителя должен быть добровольный выбор между лишением свободы и отказом от наркотиков.

В этих целях необходимо объединить три основные составляющие: судебно-полицейскую деятельность, медицину и социальную защиту.

Соответственно следует сосредоточить усилия на трех главных  направлениях деятельности по денаркотизации общества: подрыве экономических основ и разрушении инфраструктуры наркобизнеса, профилактике наркомании и разработке правового механизма побуждения к отказу от потребления наркотиков, а также создании системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся от наркопотребления.

Конечной задачей должно стать максимальное отвлечение людей от наркобизнеса и наркомании через профилактику наркопреступности, своевременное выявление наркопотребителей и обеспечение действенного механизма освобождения их от наркозависимости через программы комплексной реабилитации и ресоциализации.

В России отмечается ухудшение эпизоотической и эпидемической обстановки по бруцеллезу, отмечается в статье "Вакцинации людей против бруцеллеза не везде уделяется должное внимание", подготовленной по материалам пресс-службы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

По мнению специалистов, этому способствуют изменения социально-экономического уклада в сельском хозяйстве страны и сопредельных государств, связанные с увеличением количества индивидуальных и крестьянско-фермерских хозяйств, развитием малого и среднего бизнеса в сельскохозяйственной отрасли.

Сказывается и продолжающаяся реализация животных и продуктов животноводства с нарушением санитарно-ветеринарных норм и правил, а также активизация миграционных процессов населения и животных.

Бруцеллез остается одной из наиболее распространенных инфекций в группе особо опасных зоонозов (заразных болезней, возбудители которых в процессе эволюции приспособились к паразитированию в организме определенных видов животных), имеющих значительный удельный вес в инфекционной патологии человека.

По уровню наносимого экономического ущерба бруцеллез занимает среди зоонозных инфекций одно из ведущих мест, а его ликвидация остается актуальной проблемой. В 2011 году, согласно данным, которыми располагает Роспотребнадзор, в Российской Федерации было зарегистрировано 487 больных бруцеллезом людей, что на 11,4 % больше, чем в 2010-м.

Под рубрикой "На страже закона и порядка" в текущем номере бюллетеня представлены статья прокурора Кировской области С. Берижицкого "Борьбе со злоупотреблениями в сфере ЖКХ предается первостепенное значение" и подборка информационных сообщений пресс-службы Главного управления уголовного розыска  МВД России.

Состояние законности в жилищно-коммунальной сфере во многом определяет авторитет власти в глазах населения и потому является приоритетным направлением в деятельности прокуратуры Кировской области, отмечает С. Берижицкий.

Для получения достоверных сведений о реальном состоянии законности в сфере ЖКХ области прокуратура создала систему мониторинга соблюдения жилищных прав граждан, максимально задействовав потенциал СМИ, Интернета, а также круглосуточно действующего "телефона доверия". 

Было также налажено конструктивное взаимодействие с общественной приемной Президента Российской Федерации, а в наиболее проблемных районах созданы временные приемные, куда граждане могут обратиться с жалобами и предложениями в адрес жилищно-коммунальных служб.

Все это, по словам автора статьи, существенно увеличило (почти на четверть за год) количество подобных обращений. Тот факт, что каждое третье из таких жалоб признано обоснованным, свидетельствует о степени остроты ситуации и наличии проблем, на решении которых прокуратура области сосредоточила усилия.

В конце октября 2012 г. прокуратура области критиковалась Генеральной прокуратурой за низкие результаты работы по пресечению преступлений в сфере ЖКХ. В результате мер по активизации этой работы только за ноябрь 2012 г. были возбуждены два уголовных дела с общим ущербом 12,5 млн. рублей.

Важное значение придается пресечению бездеятельности и волокиты со стороны оперативных служб и следственного аппарата. В истекшем году по результатам рассмотрения 18 прокурорских требований и представлений по вопросам выявления и расследования преступлений в сфере ЖКХ к дисциплинарной ответственности привлечено 7 сотрудников полиции.

Подборка информационных материалов под общим заголовком "Перекрыт канал незаконной миграции в Россию" подготовлена по материалам пресс-службы Главного управления уголовного розыска  МВД России.

Сотрудники Главного управления уголовного розыска МВД России и Управления ФСБ России по г. Москве и Московской области пресекли деятельность этнической организованной преступной группы, подозреваемой в изготовлении и сбыте поддельных документов, а также организации канала незаконной миграции.

Члены группы, в основном уроженцы Киргизии, наладили массовое изготовление поддельных документов, необходимых гражданам стран ближнего зарубежья, приезжающим в Россию для оформления на работу в г. Москве. Таким образом они нелегально трудоустроили несколько тысяч мигрантов.

Организатор группы – 44-летняя уроженка Республики Кыргызстан – контролировала производство и распределяла средства, вырученные от продажи поддельных документов. Остальные члены группы изготавливали документов, принимали заказы и выдавали готовую "продукцию".

Оперативники установили места изготовления и сбыта поддельных документов, а также адреса проживания участников группы и задержали всех участников незаконного "производства".

При обысках были изъяли поддельные печати и штампы различных подразделений ФМС России, МВД России и ФСБ России, медицинских учреждений, а также поддельные бланки и анкеты.

В подборке приводятся данные о других крупных операциях, проведенных сотрудниками уголовного розыска.

Под рубрикой "Зарубежный опыт" в текущем номере публикуется статья "Как суд счетов в Италии контролирует расходование государственных средств". Она подготовленная по материалам Счетной палаты Российской Федерации и знакомит с опытом работы Высшего органа финансового контроля Итальянской Республики (ВОФК), берущего свое начало со Счетной палаты, основанной еще в 1351 году.

При осуществлении своих функций ВОФК выступает как нейтральный, автономный и независимый орган как по отношению к правительству, так и к парламенту. При осуществлении  своих юридических компетенций он частично берет на себя функции суда.

В итальянской конституции этот орган определяется как "дополнительный" с контрольными функциями, действующий в  сотрудничестве с властными структурами, осуществляющими административно-правовое управление.

Это означает, что ВОФК не заменяет собой органы, облеченные политическими функциями государственного управления, не контролирует способы, которыми они достигаются. Он должен оценивать принимаемые меры в постоянном взаимодействии с проверяемыми организациями, представлять свои выводы, указывать на меры, которые должны быть приняты, проверять, как указанные организации отреагировали на сделанные замечания и отреагировали ли вообще, а также периодически обращаться к выборным органам для обсуждения результатов проведенных контрольных мероприятий.

Ответственный редактор

А. Киселёв

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ