логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 9, сентябрь 2010 год

"ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ ЛЕСНЫМИ БОГАТСТВАМИ"

В девятом номере издания помещены актуальные материалы, раскрывающие основные направления государственного строительства, ключевые вопросы деятельности контрольных и надзорных органов всех уровней государственной власти по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, а также по выполнению указов, распоряжений и поручений Главы государства.

Открывается номер статьей "Эффективно управлять лесными богатствами", опубликованной в рубрике "Федеральный округ". Ее содержание основано на материалах проверки исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Марий Эл решений Президента Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативных актов по вопросам реализации переданных полномочий в области лесных отношений.

Проверкой установлено, что органами исполнительной власти Республики Марий Эл проведена работа по созданию в регионе четкой системы управления лесной отраслью, практической реализации новых экономических отношений в лесном секторе. С 1 января 2007 г. в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее – Лесной кодекс) органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы основные полномочия в лесоуправлении, в том числе: разработка и утверждение лесных планов и лесохозяйственных регламентов; проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; организация использования лесов и обеспечение их охраны, защиты и воспроизводства; предоставление лесных участков в пользование; ведение государственного лесного реестра; осуществление государственного лесного контроля и надзора.

В целях реализации делегированных полномочий в области лесных отношений органами исполнительной власти Республики Марий Эл приняты необходимые нормативные правовые акты, затрагивающие сферу лесных отношений.

Вместе с тем, как показал анализ материалов органов прокуратуры и территориального органа Минюста России, отдельные региональные нормативные правовые акты в области лесных отношений противоречили требованиям Лесного кодекса.

Положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Марий Эл не соответствовало требованиям Лесного кодекса Российской Федерации в полном объеме. По информации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в Положении отсутствовали нормы о необходимости согласования структуры управления и назначения руководителя органа исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющего переданные полномочия в области лесных отношений, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как отмечается в статье, подготовленная Минлесхозом Республики Марий Эл республиканская целевая программа "Охрана лесов от пожаров на 2009–2011 годы", наличие которой предусмотрено Лесным планом, до настоящего времени не утверждена и, соответственно, не финансируется.

Вместе с тем органы исполнительной власти Республики Марий Эл принимают меры по предупреждению и распространению лесных пожаров на значительные площади. Особенностью республики является наличие большой доли хвойных лесов (49,9%), что соответствует III классу пожарной опасности.

В период подготовки к пожароопасному сезону в лесах планировались противопожарные мероприятия с учетом Генерального плана противопожарного устройства лесов Республики Марий Эл на период 2005–2014 годов. В 2007–2008 годах в результате принятых мер в республике было отмечено снижение общего числа лесных пожаров (со 128 в 2007 году до 89 – в 2008 году). Общая площадь возгораний сократилась с 98 гектаров до 51, а сумма ущерба снизилась с 71,2 млн. рублей до 34,8 млн. Затраты на тушение лесных пожаров составили 2,1 млн. рублей.

Однако в 2009 году количество лесных пожаров увеличилось (за 8 месяцев отмечен 161 пожар), огнем было охвачено 348 гектаров лесных площадей, что превысило показатели 2008 года в 6,7 раза.

В статье отмечается, что на состоянии пожарной безопасности негативно сказывается также недостаток средств, выделяемых арендаторами и лесопользователями на закупку противопожарного оборудования и средств пожаротушения. Имеющаяся пожарная техника изношена более чем на 80%, все пожарные тракторы и агрегаты полностью выработали свой ресурс, отсутствует техника для использования в условиях болот.

В рубрике "Президент дал поручение" помещена статья Министра транспорта Российской Федерации И. Левитина "Транспортный комплекс России: модернизация на основе инноваций", в которой рассматриваются ключевые направления развития отрасли в свете тех задач, которые поставлены Главой государства по совершенствованию транспортной инфраструктуры страны.

В сложившихся экономических условиях усилия Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России) были направлены на реализацию комплекса антикризисных мер, обеспечивающих устойчивое функционирование транспортной системы. Эти меры были сформированы при участии представителей бизнеса и общественных организаций.

Как отмечает в своей статье И. Левитин, в 2009 году, на год раньше запланированного срока, была завершена реализация Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)" (далее – Программа модернизации). Она внесла существенный вклад в развитие транспортной отрасли страны. За период реализации Программы модернизации было построено и реконструировано более 23 тыс. км автомобильных дорог и введено в эксплуатацию 590 км новых железнодорожных линий. Объем перевалки грузов в морских портах увеличился в 2,7 раза. Начали действовать перегрузочные комплексы общей мощностью 305 млн. т, перерабатываются более 80% грузов внешней торговли (в 2000-м – 70%).

Динамично развивался магистральный пассажирский транспорт. Так, за время реализации Программы модернизации пассажирооборот гражданской авиации увеличился в 2 раза. На железнодорожном транспорте организовано скоростное движение поездов на направлении Москва – Санкт-Петербург. Значительно обновился парк магистрального железнодорожного, морского и воздушного видов транспорта.

Доля современных воздушных судов возросла с 24 до 64%. Увеличилась провозная способность морского транспортного флота, контролируемого Россией. Обновление парков транспортных средств и флота, а также меры по модернизации очистных сооружений на транспортных предприятиях способствовали сохранению окружающей среды. Однако из-за быстрого роста в этот период парка автомобилей, в основном личного пользования, транспорт в целом остается одним из главных загрязнителей окружающей среды, в первую очередь – в городах. В этом направлении предстоит серьезная работа в рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации.

На водном транспорте для предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера был реализован целый комплекс мер по реконструкции гидротехнических сооружений. Как подчеркивает И. Левитин, такое масштабное развитие транспортной инфраструктуры стало возможным благодаря ежегодному росту инвестиций в транспортный комплекс. Объем финансирования Программы модернизации составил порядка 4,5 трлн. рублей в ценах соответствующих лет, из них почти 1,5 трлн. рублей из федерального бюджета. В 2009 году заложены основы нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности. Разработаны и приняты нормативные акты Правительства Российской Федерации, направленные на реализацию закона "О транспортной безопасности". В настоящее время Минтранс России, подведомственные агентства и служба наделены соответствующими полномочиями и функциями по транспортной безопасности. Тем не менее, трагические события, связанные с крушением "Невского экспресса", террористические акты на Северо-Кавказской железной дороге требуют скорейшего начала практической работы на объектах транспортной инфраструктуры и безусловной реализации мероприятий, направленных на усиление их защищенности от террористических актов.

Важным событием общественно-политической жизни России 2010 года стал выход в свет в издательстве "Юридическая литература" трехтомного издания статей, выступлений, интервью Президента Российской Федерации Д. Медведева под общим названием "Россия: становление правового государства". В статье ответственного редактора информационного бюллетеня "Президентский контроль" доктора социологических наук, профессора А. Киселёва "Стратегия новой России" анализируются ключевые аспекты этой книги, в которой раскрыты стратегические цели и задачи, связанные с модернизацией страны.

Автор статьи подчеркивает, что стержневой мыслью, объединяющей проблематику представленных в сборнике статей и выступлений Д. Медведева является тезис о необходимости активизации работы по формированию правового государства, которое основано на верховенстве закона, когда воздействие государства на общественную жизнь осуществляется не только и не столько через управленческие акты властных структур, сколько через систему норм права, поддерживаемых в их реализации государством.

Именно такая интерпретация правового государства позволяет организовать жизнь общества и его граждан по общеизвестным правилам законов, исполнение которых обеспечивается прежде всего тем, что они выражают потребности и интересы гражданина и общества в целом.

В своей книге Глава государства изложил свое видение новой политической стратегии, призванной сделать наше общество богаче, свободнее и гуманнее, поднять жизнь граждан на новый качественный уровень.

Президент России ставит задачу обеспечить в ближайшее время комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

В поле зрения Главы государства постоянно находятся вопросы участия молодого поколения страны в реализации проектов, связанных с модернизацией России. Об этом красноречиво свидетельствуют материалы, опубликованные в сборнике, в частности, стенограмма заседания Государственного совета Российской Федерации, посвященного молодежной политике. В своем выступлении на этом заседании, Президент напомнил собравшимся, что во всем мире и науку, и технологические достижения делают молодые люди, поэтому надо всячески поощрять научно-техническое творчество молодежи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для их последующего применения.

Для успешной реализации проекта модернизации России необходимо решительно избавляться от того, что мешает динамичному развитию страны.

В своей книге Д. Медведев назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути строительства новой России. Как подчеркнул Президент, борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла.

Главой государства утверждена программа преодоления коррупции, разработано и принято антикоррупционное законодательство, в системе государственной службы и правоохранительных органах осуществляются меры организационного и кадрового характера с активным привлечением к этой работе средств массовой информации и общественных организаций.

В книге Д. Медведева большое внимание уделено вопросам контроля за исполнением принимаемых Главой государства указов, распоряжений и поручений. Президентский контроль осуществляется через прямой диалог с руководителями министерств и ведомств, в ходе отчетов глав регионов, в том числе в формате видеоконференций.

В работе по совершенствованию контроля за выполнением поручений Главы государства ведущая роль отводится Контрольному управлению Президента, на которое наряду с другими важными направлениями работы возложены задачи по укреплению исполнительской дисциплины и усилению ответственности кадров за порученный участок работы.

В сборнике "Россия: становление правового государства" представлен весь спектр проблематики, связанной с заявленной в названии темой. В поле зрения Президента находятся ключевые направления строительства нового общества, базовыми ценностями которого являются торжество закона, цивилизованная политическая конкуренция, права и свободы граждан, защита прав собственности, неприятие экстремизма, поддержка структур гражданского общества, всех форм самоорганизации и самоуправления.

Осмысливая прочитанное, отмечает в своей статье А. Киселев, убеждаешься в том, что по форме и содержанию, логике изложения, мощному мобилизационному настрою книга Д. Медведева – это обращение Главы государства ко всем слоям российского общества с призывом стать активными участниками строительства правового государства, надежным фундаментом которого станет эффективная экономика, призванная выдвинуть Россию на передовые рубежи современного мира.

В рубрике "Обратная связь" помещена аналитическая статья "Чем совершеннее методы, тем выше эффективность", подготовленная начальником Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций М. Михайловским. В ней рассматривается проблематика, связанная с совершенствованием системы работы по этому важнейшему направлению деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Как отмечается в статье М. Михайловского, повышение социальной активности граждан определяет одно принципиально важное обстоятельство. В последние годы значительно активизировалось правовое регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином, организацией и общественным объединением права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, обеспечением гражданину, организации и общественному объединению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления имеет высокий политико-правовой статус, подчеркивает автор статьи. Практическая реализация этого права непосредственным образом сказывается на укреплении основ правового государства, создании такой социальной атмосферы, которая бы вовлекала каждого человека в созидательные процессы развития экономики и социальной сферы, в управление делами государства.

С учетом этих факторов Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций организует информационно-аналитическую работу на основе обобщения вопросов, содержащихся в обращениях.

В 2009 году, например, в Администрацию Президента Российской Федерации поступило 683 841 обращение, что на 21,6% больше, чем в 2008-м. Все они были рассмотрены и включены в "аналитическое поле".

В прошлом году Управление начало рассматривать открытые письма, публикуемые средствами массовой информации и размещаемые в сети Интернет, проверять информацию, изложенную в электронных сообщениях, адресованных Президенту Российской Федерации.

Кто имел возможность ознакомиться с информационно-статистическими обзорами обращений, подготовленными Управлением за последнее время, не мог не заметить повышения внимания заявителей к вопросам экономики. Одна из существенных причин этого состоит в том, что уже несколько месяцев Управление рассматривает и обобщает обращения не только граждан, но и организаций и общественных объединений.

К сожалению, отмечает М. Михайловский, в действующем законодательстве пока нет нормативного правового акта федерального уровня, который бы регулировал порядок рассмотрения обращений организаций и общественных объединений. Он устанавливается правовыми актами государственных органов и органов местного самоуправления.

Однако определения Конституционного Суда Российской Федерации, международная и российская судебная практика приводят к выводу: порядок рассмотрения обращения не должен зависеть от того, получено оно от гражданина, организации или общественного объединения.

В задачу органов власти входит обобщение предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы авторов, в том числе касающиеся совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развития общественных отношений, улучшения социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.

В рубрике "Вызовы XXI века" опубликована статья директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. Иванова, в которой предложен целый ряд мер для ликвидации афганского наркопроизводства. Она основана на материалах его выступления на состояшемся в Москве летом этого года Международном форуме “Афганское наркопроизводство – вызов мировому сообществу”, который открыл Президент Российской Федерации Д. Медведев.

Глава государства отметил масштабы наркоугрозы, напомнив, что за последние десять лет производство опиатов в мире выросло в два раза и основным их поставщиком является Афганистан.

У этой страны недостаточно внутренних ресурсов для победы или хотя бы перелома в борьбе с наркопреступностью, подчеркнул Д. Медведев. Сейчас для решения этой задачи используются усилия многих международных и региональных организаций - таких, как ООН, НАТО, ШОС.

Президент Российской Федерации сообщил участникам форума, что для противодействия афганской наркоугрозе подготовлена Стратегия государственной антинаркотической политики России на период до 2020 года, которую он утвердил своим Указом.

В работе форума принимали участие посланцы более чем 40 стран, а также делегаты от международных организаций: Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, Организации Североатлантического договора, представители крупнейших конфессий, общественных организаций, видные ученые.

В статье В. Иванова приводятся данные о том, что сегодня в Афганистане производится более 90% всего мирового объема опиатов – в 2 раза больше, чем 10 лет назад производил весь мир.

Наркотрафики из Афганистана являются определяющим фактором генерации очагов нестабильности, экстремизма, организованной преступности и терроризма.

Между тем, подчеркивает в своей статье В. Иванов, анализ действий международного сообщества демонстрирует недостаточное внимание и отсутствие взвешенных оценок явлению мирового глобального производства наркотиков.

Российская Федерация разработала и предложила мировому сообществу план действий по изменению создавшейся ситуации, который был озвучен в штаб-квартире НАТО, Европарламенте и в ходе рабочего визита в КНР.

1. Его ключевым положением, принимая во внимание масштабы явления и очевидные отрицательные последствия, является квалификация статуса афганского наркопроизводства как угрозы международному миру и безопасности.

2. Вторым пунктом предложенного Россией мировому сообществу плана является разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества рабочих мест для афганцев – не менее 2 млн.

3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов через апробированные способы уничтожения и повышение эффекта с 3% до не менее 25.

4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана. 5.

5. Включение в мандат ИСАФ (Международных сил содействия безопасности в Афганистане) компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.

7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских.

Как считает В. Иванов, пришло время для консолидации международного сообщества вокруг предлагаемого нами плана.

"Усилить прокурорский надзор на таможенной границе Российской Федерации" - так называется статья заместителя Северо-Западного транспортного прокурора А. Захарова, помещенная в рубрике "На службе закона и порядка".

Как отмечает в своей статье А. Захаров, для Северо-Западного федерального округа проблема борьбы с контрабандой является особенно актуальной в силу того, что здесь расположены пограничные пункты пропуска, через которые на территорию Российской Федерации ввозится основное количество грузов иностранного производства, прежде всего товаров народного потребления (одежда, обувь, бытовая техника, автомобили) и продуктов питания. Следует признать наличие на протяжении длительного времени весьма серьезных проблем в деятельности таможенных органов практически по всем направлениям.

Одной из самых серьезных проблем, на взгляд А. Захарова, является массовое оформление товаров с использованием так называемых фирм- "однодневок". По оценкам ряда экспертов, более 90% товаров оформляется именно через такие фирмы, за которыми стоят, как правило, крупные таможенные брокеры, фирмы-перевозчики и экспедиторы.

Цель использования такого рода фирм хорошо известна – максимально, насколько это позволяет контрольный уровень цен, устанавливаемый ФТС России, занизить таможенную стоимость товаров, а, соответственно, и сумму подлежащих уплате таможенных платежей. По данным аналитиков внешнеторговой деятельности, стоимостная разница между товарами, вывезенными из иностранных государств и ввезенными в Российскую Федерацию, на протяжении последних лет составляет более 40%. Поэтому не сложно просчитать цену вопроса борьбы с оформлением грузов через фирмы-"однодневки", а также путем использования иных "черных" и "серых" схем.

Органы прокуратуры уделяют пристальное внимание проблемам, связанным с работой пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации, и прежде все, при ввозе товаров в нашу страну. Серьезной проблемой является коррупция в таможенных органах. Анализ состояния законности, проводимые прокурорами проверки, а также жалобы участников внешнеэкономической деятельности свидетельствуют о высокой коррумпированности данной сферы.

Не секрет, что в подавляющем большинстве случаев совершение контрабанды невозможно без участия должностного лица таможенного органа. Огромные доходы, получаемые недобросовестными участниками ВЭД, позволяют организованной преступности выделять все более внушительные суммы на подкуп должностных лиц таможенных органов. Коррупция в сфере внешнеэкономической деятельности характеризуется повышенной общественной опасностью, и представляет собой реальную угрозу для экономической безопасности государства, делает вывод автор статьи.

Сегодня в России существует 79 общественных советов, работающих в уголовно-исполнительной системе. Ими ведется мониторинг состояния дел в местах лишения свободы, осуществляется реальная помощь учреждениям, сотрудникам и ветеранам УИС. В поле зрения общественных советов находятся также вопросы совершенствования нормативной базы, организации досуга, процесса образования, проведения мероприятий по социальной реабилитации и адаптации осужденных, а также лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. О том, как взаимодействует с ними Федеральная служба исполнения наказаний рассказывает в своей статье глава этого ведомства А. Реймер.

Членами общественных советов оказывалось содействие в открытии реабилитационных центров для несовершеннолетних осужденных в Архангельской, Брянской и Свердловской областях. Осуществлено более 1,3 тыс. посещений учреждений уголовно–исполнительной системы и организовано свыше 1,9 тыс. мероприятий воспитательного, культурно–массового и спортивного характера как с осужденными, так и с сотрудниками учреждений. Члены Общественного совета продолжали традиции попечительства, оказывали благотворительную помощь органам и учреждениям уголовно–исполнительной системы.

Сегодня УИС вступила в период кардинальной перестройки. На состоявшихся коллегиях Министерства юстиции Российской Федерации и ФСИН России определены ее конкретные задачи. Они обозначены также в проекте Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года, которая прошла стадию согласования и внесена в Правительство Российской Федерации. В основе проекта Концепции лежит идея отказа от устаревших форм и методов исполнения наказаний и создание новой системы, соответствующей международным стандартам обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. По мнению А. Реймера, роль общественных объединений в этой работе, а также в решении вопросов развития системы, совершенствования уголовно-исполнительной политики, обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также освободившихся из мест лишения свободы, трудно переоценить.

Одной из основных является обеспечение прозрачности функционирования всей уголовно–исправительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, сотрудничества с неправительственными организациями, средствами массовой информации, с учетом изучения общественного мнения.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ