логотип издательства
Издательство "Юридическая литература" логотип издательства Администрация Президента Российской Федерации
издательство
периодические издания
книги
где купить
логотип издательства

периодические издания

Президентский контроль

Информационный бюллетень N 11, ноябрь 2008 год

"Безопасное водопользование"

В статье "Безопасное водопользование" представлены результаты проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации в первом полугодии 2008 г. проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации федерального законодательства, иных нормативных актов, направленных на обеспечение населения питьевой водой. Гарантированная возможность для каждого гражданина России пользоваться чистой питьевой водой и безопасность водопользования – одни из главных символов социальной политики государства, лежащих в основе благополучия человека. Однако проверка показала, что в стране при колоссальных запасах пресной воды положение с водообеспечением становится серьезной проблемой. Так, в целом по Российской Федерации не отвечают санитарным правилам и нормам более 40% поверхностных и 17% подземных источников питьевого водоснабжения; по-прежнему актуальна проблема качества воды для большинства поверхностных водных объектов; наблюдается устойчивая загрязненность поверхностных водных источников и подземных вод. Кроме того, со стороны водопользователей допускаются многочисленные нарушения законодательства об использовании водных ресурсов; не приводятся в надлежащее состояние сети водоснабжения и водоотведения; продолжается сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в источники питьевого снабжения. Все это требует программного подхода к обеспечению населения качественной питьевой водой и принятия неотложных мер по охране и рациональному использованию источников водоснабжения.

Автор статьи "Продовольствие и национальная безопасность" – руководитель Россельхознадзора, доктор экономических наук С. Данкверт – поднимает актуальную для России проблему продовольственной безопасности, которая признается одним из приоритетных направлений государственной политики, законотворческой деятельности, научных исследований в большинстве стран мира. Он отмечает, что полноценное и качественное продовольственное обеспечение человека является важнейшим элементом гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на жизнь, поскольку от количества и качества потребляемых продуктов напрямую зависят и здоровье, и продолжительность жизни. Именно продовольственная безопасность гарантирует производство достаточного количества качественных и безопасных продуктов питания. Автор анализирует американский опыт по обеспечению продовольственной безопасности и рассказывает о том, какие меры принимает в данном направлении Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), ключевые задачи которой – охрана территории Российской Федерации от проникновения особо опасных болезней при ввозе (в том числе контрабандном) животных, сырья и продукции животного происхождения, а также контроль растительных и иных грузов иностранных государств. Подчеркивается, что созданная комплексная система деятельности Россельхознадзора позволяет эффективно защищать население страны от недоброкачественной продукции и опасных заболеваний. По мнению автора, она должна сыграть немалую роль в работе по совершенствованию аграрно-промышленного комплекса России.

В статье начальника департамента социального мониторинга территорий Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике А. Журавлева "Развитие региональной политики в Российской Федерации" затрагивается ряд вопросов, связанных с формированием и осуществлением региональной политики в России.

Приводится список входящих в состав Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2008 г. 83 ее субъектов, упоминаются базовые документы, определяющие общие принципы Российской Федерации как федеративного государства (Конституция Российской Федерации и Федеративный договор), рассказывается об Указе Президента Российской Федерации "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" (1996 г.), в котором заложены основы региональной политики, и о ряде принятых в 1995–2008 гг. законодательных актах, регламентирующих взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации, а также отражающих региональную проблематику.

Автор уделяет внимание развитию федеративных отношений в Российской Федерации в 1990-х гг. (рассматриваются система договоров о разграничении полномочий между федеральным центром и республиками в составе Российской Федерации, такие проблемы становления российского федерализма, как несоответствие региональных нормативных правовых актов положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, серьезные социально-экономические межрегиональные диспропорции). Им анализируется Федеративная реформа 2000 г., важнейшим положением которой стало преобразование института полномочных представителей Президента Российской Федерации в субъектах Федерации в институт полномочных представителей в семи федеральных округах – Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном.

Рассказывая о развитии федеративных отношений в середине 2000-х гг., А. Журавлев делает ключевой акцент на отмене прямых выборов руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и введении нового порядка замещения должности высшего должностного лица региона (решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями по должности руководителя субъекта Российской Федерации принимает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации). Важным этапом на пути становления российского федерализма и укрепления правового пространства страны стало принятие федеральных законов, в которых разграничиваются предметы совместного вeдения различных уровней государственной власти и местного самоуправления.

Рассматривая основные направления региональной экономической политики, автор указывает на рост межрегиональных диспропорций (появление в стране регионов-лидеров и депрессивных субъектов Федерации) и называет основной целью проводимой в Российской Федерации региональной экономической политики сглаживание существующих межрегиональных социально-экономических различий. Он подробно анализирует политику бюджетного федерализма, под которой понимается законодательно закрепленная система налогово-бюджетных взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти на всех стадиях бюджетного процесса.

Статья завершается обзором итогов реформы местного самоуправления середины 2000-х гг. Автор указывает на то, что сегодня законодательное регулирование вопроса организации местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (2003 г.). Им также упоминается еще один важный Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (2007 г.), которым установлены основные гарантии, права и обязанности граждан, замещающих должности муниципальной службы.

В статье "По результатам оперативно-служебной деятельности" подводятся итоги работы Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации по ключевым направлениям за различные периоды 2008 г.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации под председательством начальника Департамента экономической безопасности МВД России генерал-лейтенанта милиции Ю. Шалакова состоялось заседание рабочей группы при Межведомственном координационном совещании по исполнению распорядительных и контрольных функций при проведении мероприятий, направленных на декриминализацию топливно-энергетического комплекса. Его целью стали анализ итогов работы за первые четыре месяца 2008 г. и выработка дополнительных мер по повышению эффективности деятельности заинтересованных ведомств в обеспечении энергетической безопасности страны. За январь – август 2008 г. правоохранительными органами были проведены свыше 20 тыс. доследственных проверок и выявлены около 11 тыс. преступлений, привлечены к уголовной ответственности более 1,5 тыс. человек, обеспечено возмещение причиненного ущерба на сумму более 8 млрд. рублей.

Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжает проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с так называемыми "финансовыми пирамидами". Только в течение 2005–2007 гг., а также с начала 2008 года подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями МВД России пресечена деятельность 22 организаций, мошенническим путем привлекавших денежные средства под различные "высокодоходные проекты" (от 30 до 150% в год).

Вопрос подготовки квалифицированных специалистов службы экономической безопасности является одним из наиболее актуальных для Министерства внутренних дел Российской Федерации. В мае 2008 г. в Нижегородской академии МВД России состоялся заключительный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства сотрудников подразделений экономической безопасности МВД России на звание "Лучший по профессии". Целью конкурса стало выявление лучших сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД России из числа победителей его отборочных туров. В текущем году основные усилия Департамента направлены на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с мошенничеством, хищением или растратой бюджетных средств, уклонением от уплаты налогов, легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем, и т.д. За восемь месяцев 2008 г. общее количество выявленных преступлений по линии БЭП составило более 176 тыс., из них около 28 тыс. – в крупном или особо крупном размере.

В Департаменте экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации состоялось совещание по подведению итогов оперативно-служебной деятельности за первое полугодие 2008 г. За 6 месяцев т.г. подразделениями по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями (БЭП и НП) органов внутренних дел выявлены 167 441 преступление экономической направленности, из них 90 899 – тяжких и особо тяжких, 23 408 – в крупном и особо крупном размерах, а также 38 307 лиц, совершивших преступления. Обеспечено возмещение ущерба на сумму 49,5 млрд. рублей. В числе некоторых результатов служебной деятельности Министерства внутренних дел – противодействие легализации доходов, полученных преступным путем; выявление и пресечение фактов коррупции должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления; выявление преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; пресечение незаконного ввоза и оборота мяса и мясопродукции на территории Российской Федерации; совершенствование правового регулирования проблем экономической безопасности.

Ответственный редактор

А. Киселев

Предыдущие выпуски

НАВЕРХ  
ПОЧТА
КАРТА САЙТА
121069, Москва,
ул. Малая Никитская, д. 14, стр. 2
Телефон: 8-495-695-83-84
Факс: 8-495-691-98-83
E-mail: Yurizdat@gov.ru
© 2002 ГАРАНТ-ИНТЕРНЕТ 
правовая поддержка ГАРАНТ